ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
21 том и предложить врачу способ его лечения. В условиях увеличения объема ра- боты врача - эндокринолога, медицинская сестра не может оставаться просто помощницей, исполнительницей его назначений. Она должна взять на себя определенный объем самостоятельной работы и выполнять ее профессионально и с полной ответственностью. Учитывая современный уровень профессиональ- ной подготовки сестринских кадров, а именно возможность получения высшего сестринского образования, необходимо активное привлечение медицинских се- стер к организации различных форм внебольничной помощи: дневных стацио- нарах, стационарах на дому, центрах амбулаторной хирургии и медико‐
социальной помощи, консультативно‐диагностических службах и центрах здо- ровья.
Нужно отметить, что больные с помощью квалифицированных медсестёр становятся более открытыми, растёт их мотивация и вера в терапию, они начи- нают внимательнее относиться к рекомендациям, данным врачом и самой ме- дицинской сестрой. Для обучения больных сахарным диабетом в ряде ситуаций на первый план выходит именно медсестра, а не врач, поскольку она гораздо ближе к пациенту: вхожа в его дом, общается с пациентом и членами его семьи, ей пациент не стесняется задавать вопросы, касающиеся питания, самоконтроля или осложнений сахарного диабета. Конечно, это оправдывается тогда, когда медицинская сестра обладает достаточно высокой квалификацией. Поэтому учебный цикл для медицинских сестер - бакалавров как раз и должен подготав- ливать к тому, чтобы стать одновременно наставником пациента и его помощ- ником. Специалист по обучению, наряду с высокой профессиональной подго- товкой, должен обладать знаниями в области медицинской психологии, педаго- гики, возрастной психологии, представлять цель и задачи терапевтического обучения конкретного пациента, оценивать его потребности и мотивацию [5,6].
Соответствующую подготовку в области обучения пациентов осуществ- ляют факультеты высшего сестринского образования, так как одним из видов профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие
22 программу бакалавриата, является педагогическая деятельность. Данная дея- тельность включает в себя следующие профессиональные компетенции:
1. способность овладевать необходимым комплексом общепедагоги- ческих, психолого – педагогических знаний, представлений в области клиниче- ской сестринской практики (ПК-18);
2. способность и готовность к изучению принципов, методов и форм проведения занятий, методологии анализа проблемных ситуаций в сфере кли- нической сестринской деятельности и способов их разрешения (ПК-19);
3. способность планировать учебный процесс, вести методическую работу, разрабатывать методические материалы (ПК-20) [18].
Именно поэтому, полученные медицинскими сестрами – бакалаврами знания и навыки в области педагогики и психологии делают потенциально воз- можным их участие в терапевтическом обучении больных сахарным диабетом.
Профессиональная подготовка медицинских сестер с высшим образованием позволяет им организовать педагогический процесс обучения больных сахар- ным диабетом, с учетом особенностей их мотивации, эмоционального состоя- ния, познавательных процессов, внутрисемейных отношений и характера тече- ния заболевания [21]. Такой специалист сестринского дела с высшим образова- нием, получив последипломную специализацию по диабетологии, может про- фессионально вести обучение больных самоконтролю заболевания.
Несмотря на все вышесказанное потенциал медицинских сестер с выс- шим образованием в области терапевтического обучения пациентов, страдаю- щих сахарным диабетом, недостаточно интегрирован в систему здравоохране- ния России, не смотря на имеющиеся положительные стороны. Это объясняется несовершенством нормативно – правовой базы, регламентирующей полномо- чия и компетенции врачей и медицинских сестер – бакалавров в процессе обу- чения больных, а также отсутствием методического обеспечения и программ обучения, ориентированных на медицинских сестер.
Таким образом, медсестра – педагог на сегодняшний день занимает не- значительное место в процессе обучения больных СД, что противоречит ре-
23 форме здравоохранения в РФ. В последнее время все шире обсуждается инте- грация специалистов сестринского дела с высшим образованием в структуру кадрового обеспечения Школ самоконтроля больных сахарным диабетом 2 ти- па, как средства повышения доступности и качества медицинской помощи. Это объясняется тем, что одним из видов профессиональной деятельности, к кото- рым готовятся выпускники, освоившие программу бакалавриата, является педа- гогическая деятельность.
1.6 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ
Таким образом, терапевтическое обучение больных сегодня – это важ- нейший и обязательный элемент профилактики, безопасного и эффективного лечения многих хронических заболеваний, в том числе СД, который должен быть интегрирован в алгоритмы многофакторного управления этими состояни- ями с целью улучшения клинико-метаболических показателей и психолого- эмоционального состояния больных, а также повышения качества их жизни и экономической выгоды проводимой терапии.
Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:
1. терапевтическое обучение пациентов, страдающих сахарным диабе- том 2 типа, является неотъемлемой частью лечения и профилактики осложне- ний СД;
2. впервые «революционные» возможности обучения были продемон- стрированы в работе Л. Миллер в 1972 г., которая обеспечила необходимые эпидемиологические доказательства того, что психосоциальный и обучающий подход может оказать помощь в лечении и снизить количество острых ослож- нений диабета;
3. началом истории терапевтического обучения больных СД в России можно считать проведенное в Эндокринологическом научном центре исследо- вание эффективности обучающих программ;
4. подготовку кадров в Европе осуществляет Diabetes Education Study
Group (DESG), в России – Эндокринологический научный центр;
24 5. структурированные программы обучения являются методологиче- ским базисом обучения больных СД;
6. одним из видов профессиональной деятельности медицинской сест- ры–бакалавра можно рассматривать терапевтическое обучение больных СД 2 типа;
7. существует необходимость разработки нормативно–правовой базы, регламентирующей профессиональную деятельность медицинской сестры–
бакалавра, как участника терапевтического обучения больных СД 2 типа;
8. существует необходимость создания научно – обоснованных про- грамм обучения пациентов с СД, ориентированных на медицинских сестер – педагогов.
25
ГЛАВА 2 ИЗУЧЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕГРАЦИИ МЕДИ-
ЦИНСКИХ СЕСТЕР – БАКАЛАВРОВ В ПРОЦЕСС ОРГАНИЗАЦИИ И
ПРОВЕДЕНИЯ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ СА-
ХАРНЫМ ДИАБЕТОМ 2 ТИПА
2.1 ИССЛЕДОВАНИЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ
БОЛЬНЫХ СД 2 ТИПА В НЕОБХОДИМЫХ ЗНАНИЯХ, УМЕНИЯХ И
НАВЫКАХ, КОТОРЫЕ ОНИ ХОТЕЛИ БЫ УСВОИТЬ В ПРОЦЕССЕ
ОБУЧЕНИЯ И ИХ МНЕНИЯ О ВОЗМОЖНОСТИ УЧАСТИЯ МЕДИ-
ЦИНСКИХ СЕСТЕР – БАКАЛАВРОВ В ТЕРАПЕВТИЧЕСКОМ ОБУЧЕ-
НИИ
Для выявления существующих потребностей познания о своем заболева- нии среди больных сахарным диабетом 2 типа и их мнения о возможности уча- стия медицинских сестер – бакалавров в терапевтическом обучении было про- ведено анкетирование с дальнейшей обработкой полученных данных. Темы за- нятий, предложенные нами для субъективной оценки пациентами, разработаны на основе структурированных программ обучения для больных СД 2 типа Эн- докринологического научного центра МЗ РФ и Приказа МЗ РФ от 06 мая 1997 года № 135 «Об унифицированных программах и наглядных пособиях для школ по обучению больных сахарным диабетом».
Место проведения исследования: ГБУЗ «Московский клинический научный центр» Департамента здравоохранения города Москвы. В исследова- нии принимали участие пациенты эндокринологического отделения данной ор- ганизации.
Выборка: опросом было охвачено 85 больных СД 2 типа, находившихся на стационарном лечении в ГБУЗ «МКНЦ» ДЗМ. Выборка репрезентирует больных СД 2 типа по:
1. возрасту (средний возраст составляет 57,34±6,4);
2. образованию:
среднее образование у 4 пациентов (4,7%);
26
среднее специальное у 13 человек (15,29%);
неоконченное высшее у 11 больных (12,94%);
высшее образование у 57 человек (67,05%);
3. полу (56 респондентов (75,3%) являются женщинами и 21 респон- дент – мужчины (24,7%));
4. стажу заболевания в годах (7,54±4,44).
Процедура и метод исследования: опрос проводился методом личного интервью по заранее составленной анкете из 70 вопросов (приложение А).
Средняя продолжительность интервью 15 минут.
Технология опроса: анкета состоит из закрытых и открытых вопросов.
При ответе на закрытый вопрос респондент должен выбрать наиболее подхо- дящий для него вариант ответа (1 - однозначно нет; 2 - скорее нет, чем да; 3 - затрудняюсь ответить; 4 - скорее да, чем нет; 5 - однозначно да) из числа пред- ложенных. В ряде случаев интервьюер показывает респонденту карточку с пе- речнем вариантов ответа. При ответе на открытый вопрос респонденту предла- гается сформулировать самому один вариант ответа. Интервьюер просто читает формулировку вопроса и не приводит никаких вариантов ответа.
Контроль: после полевых работ проведен 100% - ный визуальный кон- троль полученного массива на правильность и полноту заполнения анкет.
Статистическая обработка данных выполнялась с помощью компью- терной программы MS Excel (вычисление среднего значения, моды, стандарт- ного отклонения и коэффициента вариации), с набором полученных результа- тов анкетирования вручную, в заранее подготовленную матрицу анализа дан- ных.
Результаты проведенного исследования (табл. 2) позволили получить об- щую картину существующих потребностей больных СД 2 типа в знаниях, уме- ниях и навыках, необходимых для осуществления самоконтроля над своим за- болеванием, что позволило нам включить, предложенные нами темы занятий в сестринскую программу терапевтического обучения, также рассмотреть вопрос
27 о возможности участия медицинской сестры - бакалавра в данном виде меди- цинских услуг.
Таблица 2 - Результаты исследования
№ вопроса
Среднее значение
Мода
Стандартное от-
клонение
Коэффициент
вариации
Блок 1 – Школа самоконтроля для больных сахарным диабетом
1 4,94 5
0,23 4,79%
2 5
5 0
0,00%
3 5
5 0
0,00%
4 4,92 5
0,25 5,23%
5 4,87 5
0,40 8,25%
6 4,76 5
0,61 12,81%
7 4,74 5
0,65 13,87%
8 3,89 4
0,93 24,11%
9 2,78 3
1,05 37,98%
Блок 2 – Понятие о сахарном диабете
10 4,07 5
0,98 24,21%
11 3,97 4
0,91 22,95%
12 4,65 5
0,47 10,24%
13 4,27 5
0,79 18,56%
14 4,43 5
0,80 18,23%
15 4,21 4
0,77 18,35%
16 4,67 5
0,56 12,09%
Блок 3 – Самоконтроль сахарного диабета
17 4,43 5
0,71 16,11%
18 4,56 5
0,6 13,29%
19 4,35 5
0,76 17,62%
20 4,29 5
0,84 19,62%
21 4,91 5
0,27 5,62%
22 4,58 5
0,60 13,15%
23 4,62 5
0,55 12,02%
24 4,65 5
0,50 10,76%
25 4,45 5
0,71 16,07%
Блок 4 – Пищевое поведение
26 4,62 5
0,57 12,48%
27 4,25 5
0,77 18,17%
28 4,45 5
0,69 15,69%
29 4,44 5
0,66 14,93%
30 4,43 5
0,77 17,55%
31 4,72 5
0,52 11,01%
32 4,32 5
0,71 16,48%
33 4,71 5
0,56 12,07%
34 4,88 5
0,32 6,64%
35 4,58 5
0,72 15,88%
36 4,81 5
0,39 8,17%
Блок 5 – Психосоциальная сторона жизни с сахарным диабетом
37 4,03 5
0,96 24,02%
38 4,01 5
0,98 24,48%
28
Продолжение табл. 2 39 4,17 5
0,87 20,96%
40 4,25 5
0,86 20,22%
41 4,35 5
0,76 17,62%
42 4,4 5
0,83 18,95%
43 4,05 5
0,95 23,54%
Блок 6 – Осложнения сахарного диабета
44 4,8 5
0,5 10,56%
45 4,58 5
0,64 13,99%
46 4,82 5
0,41 8,57%
Блок 7 – Гипогликемия и диабетическая кома
47 4,89 5
0,3 6,32%
48 4,52 5
0,71 15,83%
Блок 8 – Инсулинотерапия
49 4,11 5
0,89 21,66%
50 3,10 3
1,28 41,28%
51 3,54 3
0,92 25,98%
52 4,63 5
0,65 14,06%
53 4,38 5
0,84 19,29%
54 4,68 5
0,53 11,52%
55 4,67 5
0,62 13,37%
56 4,34 5
0,85 19,65%
57 4,95 5
0,21 4,30%
58 4,95 5
0,21 4,30%
59 4,92 5
0,25 5,23%
60 5
5 0
0,00%
Блок 9 – Процесс обучения
61 3,58 4
0,91 25,55%
62 4,41 5
0,76 17,24%
63 4,38 5
0,69 15,76%
64 4,54 5
0,68 15,02%
65 4,47 5
0,74 16,76%
66 3,9 4
0,86 22,22%
67 4,45 5
0,73 16,43%
68 68.1 3,91 5
0,97 24,98%
68.2 4
5 0,85 21,48%
69 2,62 3
1,02 39,00%
70 4,54 5
0,68 15,02%
Первый блок вопросов анкеты касался общих вопросов организации и ра- боты Школ самоконтроля больных СД. При анализе ответов на первый и вто- рой вопросы данного блока «Знаете ли Вы о существовании Школ само- контроля для больных сахарным диабетом (далее Школа)?», «Есть ли Вам из- вестные учреждения (больницы, поликлиники, центры здоровья), в которых ор-
29 ганизована такая Школа?» были получены средние значения 4,94±0,23 и 5,0 со- ответственно, что показывает большую осведомлённость пациентов, страдаю- щих СД, о существовании такой ветви эндокринологической службы и местах ее работы.
На вопрос о необходимости создания Школ самоконтроля больных СД
100% респондентов однозначно ответили, что такая необходимость существует, что говорит об ответственности пациентов перед своим здоровьем.
Подавляющее большинство больных (4,92±0,25), страдающих СД 2 типа, считают, что пройденный курс обучения в Школе самоконтроля поможет им узнать всю необходимую информацию об их патологии, а также позволит более качественно осуществлять самоконтроль (4,87±0,4).
Ответы на вопросы «Полученные знания помогут Вам отсрочить ослож- нения сахарного диабета?» и «Помогут ли вам занятия придерживаться диеты, рекомендуемой Вам?» показали, что пациенты нуждаются в обучении для под- держания стойкой компенсации путем соблюдения диеты, позволяющей отсро- чить осложнения СД (4,76±0,61 и 4,74±0,65 соответственно).
На вопрос «Как Вы считаете, только врач может осуществлять обучение пациентов в Школе?» был получен средний показатель 3,89±0,93. Для большей наглядности были вычислены экстенсивные показатели и получены следующие данные: вариант ответа «однозначно нет» никто из опрошенных не выбрал;
«скорее нет, чем да» ответило 6 (7,05%) респондентов; «затрудняюсь ответить»
- 24 опрошенных (28,25%); «скорее да, чем нет» выбрали 28 человек (32,94%);
«однозначно да» ответило 27 (31,76%) опрошенных нами больных СД 2 типа.
Данные показатели говорят о том, что пациенты хотят видеть в роле пе- дагога Школы самоконтроля больных СД именно врача, хотя и почти треть опрошенных не смогли дать точный ответ на этот вопрос (рис. 1).
30
Рис. 1 – «Как Вы считаете, только врач может осуществлять обучение пациен- тов в Школе?»
При анализе ответов на вопрос о возможности участия медицинской сестры – бакалавра в процессе терапевтического обучения больных СД был по- лучен следующий средний показатель – 2,78±1,05. Экстенсивные показатели представлены следующим образом (рис. 2):
1.
«однозначно нет» ответило 11 (15,29%) больных СД 2 типа;
2.
«скорее нет, чем да» - 16 (18,82%) опрошенных;
3.
«затрудняюсь ответить» ответили 35 (41,17%) человек;
4.
«скорее да, чем нет» выбрало 18 (21,17%) опрошенных;
5.
«однозначно да» ответило 3 (3,52%) респондента.
Рис. 2 – «Медицинская сестра с высшим образованием (бакалавриат), на Ваш взгляд, может осуществлять обучение пациентов с сахарным диабетом?»
0% 7%
28%
33%
32%
Однозначно нет
Скорее нет, чем да
Затрудняюсь ответить
Скорее да, чем нет
Однозначно да
15%
19%
41%
21%
4%
Однозначно нет
Скорее нет, чем да
Затрудняюсь ответить
Скорее да, чем нет
Однозначно да