ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 120
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
70
Спасибо за участие!
два академических часа будет оптимальным для нор- мального освоения материала?
15
На Ваш взгляд, необходимо ли устраивать 30 минутный перерыв во время каждого занятия?
1 2
3 4
5 16
Считаете ли вы, что при обучении больных СД 2 типа нужно применять компьютерные технологии?
1 2
3 4
5 17
Считаете ли вы, что для контроля освоения материала больными СД 2 типа нужно применять тесты?
1 2
3 4
5 18
Считаете ли вы, что решение ситуационных задач и ро- левые игры являются хорошим методом закрепления пройденного материала?
1 2
3 4
5 19
Как вы думаете, какой вид обучения является наиболее эффективным?
19.1 Групповое обучение (10 – 12 человек)
1 2
3 4
5 19.2 Индивидуальное обучение
1 2
3 4
5 20
Оцените, какие из ниже предложенных тем занятий, необходимо включать в программу обучения больных
СД 2 типа?
20.1 Понятие о СД (причины развития, клинические призна- ки)
1 2
3 4
5 20.2 Самоконтроль сахарного диабета
1 2
3 4
5 20.3 Пищевое поведение
1 2
3 4
5 20.4 Психосоциальная сторона жизни пациента с СД
1 2
3 4
5 20.5 Осложнения СД и их профилактика
1 2
3 4
5 20.6 Гипогликемия, диабетическая кома и их профилактика
1 2
3 4
5 20.7 Инсулинотерапия
1 2
3 4
5
71
Приложение В
Сестринская программа терапевтического обучения больных, стра-
дающих сахарным диабетом 2 типа
I.
Область применения
Данная программа предназначена для бакалавров по направлению подго- товки 34.03.01 «Сестринское дело», оказывающих лечебно – диагностическую и медико – профилактическую помощь пациентам с сахарным диабетом 2 типа амбулаторно и в условиях стационара. Она посвящена проблеме терапевтиче- ского обучения больных в Школах самоконтроля сахарного диабета, которое является неотъемлемой частью диабетологической помощи нашей страны.
II.
Общие положения
2.1 Настоящая программа обучения подготовлена в соответствии с:
1.
Приказом Минздрава России от 12 ноября 2012 г. N 899н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «эндокринология»;
2.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федера- ции от 03 сентября 2015 № 964 «Об утверждении федерального государствен- ного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 34.03.01 Сестринское дело (уровень бакалавриата)»;
3. структурированными программами обучения больных сахарным диабетом 2 типа ФГУ «Эндокринологический научный центр» Министерства здравоохранения Российской Федерации.
2.2 Данная программа является универсальной моделью, которая может быть адаптирована к условиям конкретной медицинской организации.
2.3 Обучение больных с сахарным диабетом 2 типа является основным компонентом лечебного процесса. Оно должно обеспечивать больных знаниями и умениями, необходимыми для достижения конкретных терапевтических це- лей:
‒ предупреждение развития острых и поздних осложнений;
72
‒ достижение и поддержание стабильной компенсации сахарного диабета;
‒ адаптацию к социальной среде, трудовой деятельности;
‒ формирование мотивации правильного поведения, связанного с за- болеванием.
2.4 Общая характеристика программы обучения.
2.4.1 Социальная значимость программы.
Социальная миссия данной образовательной программы состоит в пере- даче необходимой информации пациентам для оптимального управления своей жизнью с заболеванием, что благоприятно сказывается на клинико – метаболи- ческих показателях и уровне социальной адаптации: выбор профессии, плани- рование семьи, отдых и т.д., а также в формировании мотивации и новых пси- хологических установок для изменений в поведении, связанных с заболевани- ем.
2.4.2 Нормативный срок освоения программы обучения составляет 7 дней.
2.4.3 Трудоемкость программы составляет 14 часов.
2.4.4 Требования к слушателям.
В школу самоконтроля сахарным диабетом направляются все пациенты, не проходившие обучение (первичный курс), и пациенты, уже прошедшие обу- чение (повторный курс), для укрепления и систематизации знаний, умений и навыков самоконтроля СД 2 типа.
Наиболее эффективна форма обучения в группах из 7-10 человек. Инди- видуальное обучение проводят чаше для детей, а также при первичном обуче- нии взрослых с впервые выявленным диабетом и беременных.
Критериями исключения больных из группы обучения являются:
1. существенное снижение остроты зрения, что делает невозможным проведение самоконтроля;
2. терминальная стадия хронической почечной недостаточности;
3. обострение сопутствующих заболеваний.
73
Индивидуальное обучение показано с выраженными осложнениями СД и тяжелыми сопутствующими заболеваниями. Обучение должно проводится с учетом перечисленных трудностей, желательно совместно с родственниками.
III.
Ресурсное обеспечение
3.1 Структура и штатная численность Школы самоконтроля больных диа- бетом устанавливаются руководителем медицинской организации, в составе которой создана Школа, исходя из потребностей, объема проводимой работы и численности обслуживаемого населения.
3.2 Оснащение Школы самоконтроля для больных диабетом осуществля- ется в соответствии со стандартом оснащения
1
(табл. 1).
3.3 Для обучения применяются печатные (плакаты, таблицы, рисунки) и электронные методические пособия (презентации), различные оценочные сред- ства (тесты, ситуационные задачи).
Табл. 1 – Стандарт оснащения
N п/п
Наименование оборудования
Требуемое количество, шт.
1.
Стулья
12 2.
Столы без тумбочек
5 3.
Кресло для обучающего
1 4.
Доска маркерная (с набором маркеров)
1 5.
Тумбочки
2 6.
Шкаф платяной
1 7.
Шкаф для размещения наглядных пособий
1 8.
Образцы препаратов инсулина и средств введения
9.
Глюкометр
2 10.
Весы (для взвешивания продуктов с интервалом 1 г)
1
И.
Весы напольные для взвешивания больных
1 12.
Комплект муляжей продуктов
1 13.
Комплекты структурированных программ обучения
14.
Копировальный аппарат
1 15.
Компьютер с принтером
1 16.
Мультимедийный проектор
1 17.
Тест-полоски для определения гликемии
5 шт./1 больного/в день
18.
Тест-полоски для определения кетоновых тел в моче
5 упаковок по
50 штук в год
19.
Ланцеты для взятия крови из пальца
100 упаковок
1
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 12 ноября 2012 г. N 899н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "эндокринология"»
74
IV.
1 2 3 4 5 6
Тематический план занятий в школе самоконтроля для боль-
ных сахарным диабетом (СД) 2 типа (табл. 2)
Табл. 2 – Тематический план
№ п/п Наименование раздела (темы)
Количество
часов
1
Понятие о СД
2
2
Самоконтроль при СД 2 типа
2
3
Пищевое поведение при СД 2 типа
2
4
Психосоциальная сторона жизни с СД 2 типа
2
5
Осложнения СД и их профилактика
2
6
Инсулинотерапия
2
7
Гипогликемия и диабетическая кома, их профилактика
2
Итого
14
V.
Поурочное планирование занятий в Школе самоконтроля для
больных СД 2 типа (табл. 3)
Табл. 3 – Поурочное планирование занятий
№
п/п
Содержание
1
Тема занятия
Общее понятие о сахарном диабете (СД).
Актуальность темы
Данная тема помогает сформировать фундаментальную базу знаний о СД, необходи- мую для понимания причин появления, механизмов развития и методах лечения дан- ного заболевания.
Цель занятия
Дать слушателям целостное представление о СД: этиологии, патогенезе, клинических проявлениях и диагностике.
Задачи занятия
Пациент должен узнать:
1. Основы анатомии и физиологии поджелудочной железы;
2. О роли глюкозы в организме человека;
3. Нормальные показатели глюкозы крови;
4. Признаки повышенного уровня глюкозы крови;
5. Что такое СД, его типы;
6. Причины развития СД;
7. О диагностике СД.
Общая планируемая продолжительность занятия
90 минут, с тридцатиминутным перерывом.
План – конспект занятия
1. Вводная часть (20 минут):
- приветствие, знакомство со слушателями;
- организационные вопросы;
- тестовый контроль исходного уровня знаний;
75
Продолжение табл. 3
- оглашение темы и цели занятия.
2. Основная часть (60 минут):
2.1 Актуальность темы занятия (5 минут). Данные статистики заболеваемости СД в
России и за рубежом.
2.2 Основы анатомии и физиологии поджелудочной железы, механизм регуляции уровня глюкозы крови в организме человека. Инсулин (5 минут).
2.3 Нормальные показатели уровня глюкозы крови и гипергликемия (5 минут).
2.4 СД - состояние, характеризующееся гипергликемией из – за недостатка или отсут- ствия инсулина в крови. Типы СД и их принципиальные различия. Причины развития
СД и его клинические проявления. Диагностика СД и критерии постановки диагноза
СД 2 типа (15 минут).
2.5 Основные методы лечения СД 2 типа: диетотерапия, таблетированные сахаросни- жающие препараты и инсулинотерапия (5 минут).
3. Заключительная часть (5 минут):
- подведение итогов занятия;
- ответы на вопросы слушателей;
- установление обратной связи путем краткого опроса по основным понятиям о забо- левании.
Наглядный методический материал
1. Таблица «Анатомия поджелудочной железы»;
2. Таблица «Схема действия инсулина»;
3. Рисунок «Содержание глюкозы в крови».
2
Тема занятия
Самоконтроль при СД 2 типа.
Актуальность темы
Данная тема помогает сформировать мотивацию к осуществлению самоконтроля, как основного метода контроля метаболических показателей при СД, научить правилам получения и интерпретации данных уровня глюкозы крови/мочи, кетоновых тел в мо- че.
Цель занятия
Дать слушателям целостное представление о самоконтроле СД 2 типа.
Задачи занятия
Пациент должен узнать:
1. О необходимости осуществления самоконтроля;
2. целевые значения при проведении самоконтроля;
3. О методиках и средствах определения глюкозы крови в крови/моче, кетоновых тел в моче;
4. О механизмах работы и правила обращения с глюкометром;
5. О понятии почечного порога;
6. О понятии гликированного гемоглобина.
Пациент должен овладеть:
1. Методиками определения глюкозы крови в крови/моче, кетоновых тел в моче;
2. Интерпретацией полученных данных;
3. Правилами заполнения Дневника самоконтроля.
Общая планируемая продолжительность занятия
90 минут, с тридцатиминутным перерывом.
План – конспект занятия
1. Вводная часть (5 минут):
- приветствие;
- организационные вопросы, проверка присутствующих;
76
Продолжение табл. 3
- оглашение темы и цели занятия.
2. Основная часть (65 минут):
2.1 Актуальность темы занятия (5 минут). Самоконтроль – метод самостоятельного контроля обмена веществ, как основа профилактики осложнений СД, а также норма- лизации общего самочувствия и выбора способа коррекции терапии.
2.2 Определение глюкозы крови экспресс – методом: визуальный и при помощи глю- кометра. Глюкометр: виды, механизм работы и правила ухода за ним. Контроль уров- ня глюкозы крови при помощи глюкометра и тест - полосок. Прокол пальца и нанесе- ние капли крови. Частота самоконтроля, целевые значения уровня глюкозы до и после еды, интерпретация полученных результатов (20 минут).
2.3 Самоконтроль уровня глюкозы в моче. Понятие почечного порога. Методика опре- деления глюкозы в моче экспресс – методом при помощи тест – полосок. Достоинства и недостатки методики. Интерпретация результатов (5 минут).
2.4 Самоконтроль ацетона в моче: причины появления кетоновых тел в моче, методика определения и интерпретация результатов (5 минут).
2.5 Дневник самоконтроля: структура, правила заполнения (10 минут).
2.6 Гликированный гемоглобин – параметр объективной оценки компенсации угле- водного обмена. Частота определения HbA1c и интерпретация результатов (5 минут).
3. Заключительная часть (15 минут):
- подведение итогов занятия;
- ответы на вопросы слушателей;
- установление обратной связи путем краткого опроса по основным понятиям само- контроля.
Наглядный методический материал
1. Рисунок «Определение глюкозы крови при помощи глюкометра»;
2. Рисунок «Определение глюкозы/кетоновых тел в моче экспресс - методом»;
3. Рисунок «Гликированный гемоглобин»;
4. Набор для определения глюкозы в крови/моче, кетоновых тел в моче;
5. Дневник самоконтроля диабетика.
3
Тема занятия
Пищевое поведение при СД 2 типа.
Актуальность темы
Данная тема формирует знания об основных веществах пищи, характеристиках угле- водсодержащих продуктах, и, навыки эквивалентной замены продуктов питания для разнообразия своего рациона. Так же помогает сформировать мотив к соблюдению диетических рекомендаций всю свою жизнь.
Цель занятия
Дать слушателям целостное представление о пищевом поведении при СД 2 типа, ме- тодах снижения веса.
Задачи занятия
Пациент должен узнать:
1. Три основных вида питательных веществ (Б, Ж, У);
2. О продуктах, содержащих углеводы;
3. О различных видах углеводов;
4. О сахарозаменителях;
5. О системе хлебных единиц (ХЕ);
6. О потреблении алкоголя при СД;
7. О принципах снижения массы тела.
Пациент должен овладеть:
1. Методикой подсчета ХЕ;