Файл: Участие медицинских сестер бакалавров в терапевти.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 121

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

77
Продолжение табл. 3 2. Подсчетом идеальной массы тела;
3. Эквивалентно заменять продукты питания и составлять свой пищевой рацион.
Общая планируемая продолжительность занятия
90 минут, с тридцатиминутным перерывом.
План – конспект занятия
1. Вводная часть (5 минут):
- приветствие;
- организационные вопросы, проверка присутствующих;
- оглашение темы и цели занятия.
2. Основная часть (65 минут):
2.1 Актуальность темы занятия (5 минут). Основной причиной гипергликемий при СД
2 типа является избыточный вес и при его снижении, как правило, уровень глюкозы крови также снижается. Диета при СД 2 типа очень разнообразна, полноценна и сба- лансирована.
2.2 Основные компоненты пищи и их калорийность: белки, жиры и углеводы. Продук- ты содержащие белки, жиры и углеводы (5 минут).
2.3 Углеводы – незаменимый источник энергии, который нельзя исключать из рациона питания. Виды углеводов: простые (глюкоза, фруктоза) и сложные (крахмал). Продук- ты содержащие углеводы и их влияние на уровень глюкозы крови. (10 минут).
2.4 Режим и рацион питания. Три группы продуктов: низкокалорийные (овощи, за ис- ключением картофеля, зелень), умеренной калорийности (нежирные сорта мяса и ры- бы, картофель, нежирные молочные продукты) и калорийные продукты (сахар, конди- терские изделия, консервы). Дробность питания: 5-6 раз в день, маленькими порциями
(15 минут).
2.5 Сахарозаменители: калорийные (ксилит, сорбит, фруктоза) и некалорийные (ас- партам, цикламин, сахарин). Диабетические продукты питания (5 минут).
2.6 Употребление алкоголя при СД 2 типа. Калорийность и отсроченная гипогликемия
(5 минут).
2.7 Система хлебных единиц (ХЕ): подсчёт ХЕ, продукты, требующие и не требующие подсчета (5 минут)
2.8 Избыточная масса тела. Подсчет идеальной массы тела. Правила снижения веса
(главные продукты овощи и зелень, мясо и картофель являются гарниром, отказ от вы- сококалорийных продуктов: жиров, алкоголя) (5 минут).
3. Заключительная часть (5 минут):
- подведение итогов занятия;
- ответы на вопросы слушателей;
- установление обратной связи путем краткого опроса по основным понятиям пищево- го поведения.
Наглядный методический материал
1. Рисунок «Основные компоненты пищи»;
2. Рисунки «Три группы продуктов»;
3. Таблицы «Калорийность продуктов»;
4. Таблицы «Подсчет ХЕ»;
5. Плакат «Простые и сложные углеводы».
4
Тема занятия
Психосоциальная сторона жизни с СД 2 типа.
Актуальность темы
Данная тема способствует становлению активной позиции слушателя в контроле и ле- чении своего заболевания, поддержанию положительного эмоционального фона. Так- же формирует новые психологические установки, поведение, связанное с


78
Продолжение табл. 3 заболеванием. Помогает справляться с проявлениями агрессии, стресса и депрессии.
Цель занятия
Дать слушателям целостное представление о психологических особенностях людей с хроническим заболеванием, о субъективном представлении болезни и этапах принятия заболевания, изменении жизненного уклада слушателя.
Задачи занятия
Пациент должен узнать:
1. О внутренней картине болезни (ВКБ);
2. Об этапах принятия заболевания и о рациональных методах помощи на каждом эта- пе;
3. О возможных проблемах с родственниками и друзьями, обусловленными заболева- нием;
4. О совмещении профессиональной деятельности и СД 2 типа;
5. О физической активности при СД 2 типа.
Пациент должен овладеть:
1. Методиками релаксации и саморегуляции.
Общая планируемая продолжительность занятия
90 минут, с тридцатиминутным перерывом.
План – конспект занятия
1. Вводная часть (5 минут):
- приветствие;
- организационные вопросы, проверка присутствующих;
- оглашение темы и цели занятия.
2. Основная часть (65 минут):
2.1 Актуальность темы занятия (5 минут). Любая хроническая болезнь ставит человека в психологически особые жизненные обстоятельства, или, иначе говоря, создает осо- бую объективную социальную ситуацию развития психики человека. Психика хрони- чески больных приобретает особую специфику, жизненные ценности получают иные смысловые характеристики, изменяется самосознание.
2.2 Понятие ВКБ: уровни (В.В. Николаева) - чувственный, эмоциональный, интеллек- туальный, мотивационный. Исследование ВКБ с помощью Личностного опросника бехтеревского института (ЛОБИ) (15 минут).
2.3 Принятие болезни. Этапы: отрицание, протест, торговля, осознание и принятие.
Рациональная тактика психологической поддержки на каждом этапе (10 минут).
2.4 Возникновение различного рода проблем в общении с родственниками и друзьями, обусловленными заболеванием. Создание благоприятного психологического климата, пераспределение обязанностей (10 минут).
2.5 Методики релаксации (дыхательная гимнастика, физическая активность, йога, му- зыка) и саморегуляции (нервно – мышечная релаксация, идеомоторная тренировка, сенсорная репродукция образов, аутогенная тренировка) для борьбы со стрессом и негативными эмоциями (10 минут).
2.6 Профессиональная деятельность и СД: выбор профессии, общение с коллегами (5 минут).
2.7 Спорт и физические упражнения при СД 2 типа: ограничения в видах спорта, про- тивопоказания и возможные осложнения (5 минут).
3. Заключительная часть (5 минут):
- подведение итогов занятия;
- ответы на вопросы слушателей;
- установление обратной связи путем краткого опроса по основным понятиям.
Методический материал: личностный опросник бехтеревского института (ЛОБИ).


79
Продолжение табл. 3 5
Тема занятия
Поздние осложнения СД 2 типа и их профилактика.
Актуальность темы
При длительной гипергликемии (декомпенсации СД) возрастает риск раннего появле- ния осложнений (нейропатия, ретинопатия, нефропатия, ангиопатия), что значительно ухудшает прогноз заболевания и качество жизни человека.
Цель занятия
Дать слушателям целостное представление о возможном развитии осложнений СД 2 типа, их диагностики и методах профилактики.
Задачи занятия
Пациент должен узнать:
1. О органах – мишенях, которые подвержены поражению при СД 2 типа;
2. О правилах ухода за ногами;
3. О возможных сопутствующих заболеваниях.
Пациент должен овладеть:
1. Методикой осмотра и ухода за ногами;
2. Методикой измерения артериального давления.
Общая планируемая продолжительность занятия
90 минут, с тридцатиминутным перерывом.
План – конспект занятия
1. Вводная часть (5 минут):
- приветствие;
- организационные вопросы, проверка присутствующих;
- оглашение темы и цели занятия.
2. Основная часть (65 минут):
2.1 Актуальность темы занятия (5 минут). Причина развития всех осложнений СД – гипергликемия. Основа профилактики осложнений – контроль уровня глюкозы крови и поддержание его уровня в пределах близких к нормальным.
2.2 Повторение правил самоконтроля уровня глюкозы крови (5 минут).
2.3 Диабетическая ретинопатия: симптомы, принципы лечения (10 минут).
2.4 Диабетическая нефропатия: симптомы, принципы лечения. Диагностика (опреде- ление белка в моче) (5 минут).
2.5 Диабетическая нейропатия: симптомы, принципы лечения. (5 минут).
2.6 Правила ухода за ногами. Ежедневный осмотр стоп. Средства для ухода. Диабети- ческая стопа (15 минут).
2.8 Сопутствующие заболевания: инфекционные болезни, атеросклероз и артериаль- ная гипертензия. Целевые значения А/Д. Методика измерения А/Д (10 минут).
3. Заключительная часть (5 минут):
- подведение итогов занятия;
- ответы на вопросы слушателей;
- установление обратной связи путем краткого опроса по основным понятиям.
Наглядный методический материал
1. Электронный тонометр;
2. Плакат «Органы – мишени при СД»;
3. Плакат «Уход за ногами при СД».
6
Тема занятия
Инсулинотерапия при СД 2 типа.
Актуальность темы
Некоторые больные СД 2 типа нуждаются в постоянном лечении инсулином. Это про- исходит при отсутствии эффекта диеты, физических нагрузок и таблетированных

80
Продолжение табл. 3 сахароснижающих препаратов.
Цель занятия
Дать слушателям целостное представление о инсулинотерапии: видах инсулина, про- должительности действия, режимах дозирования и местах инъекций.
Задачи занятия
Пациент должен узнать:
1. О видах инсулина;
2. О режимах введения инсулина;
3. О правилах хранения инсулина;
4. О принципах увеличения/уменьшения дозы инсулина;
5. О возможных осложнениях инсулинотерапии
Пациент должен овладеть:
1. Техникой инъекции инсулина с помощью шприца;
2. Техникой введения инсулина с помощью шприц – ручки.
Общая планируемая продолжительность занятия
90 минут, с тридцатиминутным перерывом.
План – конспект занятия
1. Вводная часть (5 минут):
- приветствие;
- организационные вопросы, проверка присутствующих;
- оглашение темы и цели занятия.
2. Основная часть (65 минут):
2.1 Актуальность темы занятия (5 минут). Число больных с СД 2 типа, требующих ле- чения инсулином, неуклонно возрастает. Инсулинотерапия требует определенных знаний и умений со стороны больного.
2.2 Краткая история открытия инсулина Ф. Бантингом и Ч. Бестом (5 минут).
2.3 Виды инсулинов: по происхождению (животные, человеческие) и по продолжи- тельности действия (ультракороткие, короткие, пролонгированные и смешанные).
Продолжительность действия (10 минут).
2.4 Нормальная секреция инсулина. Режимы введения инсулина: традиционная и ин- тенсифицированная (достоинства и недостатки) (5 минут).
2.5 Оценка адекватности инсулинотерапии на основе данных глюкозы крови. Правила увеличения и уменьшения доз инсулина (10 минут).
2.6 Техника инъекций инсулина при помощи шприца, шприц – ручки. Места введения инсулина, правила хранения инсулина. Осложнения инсулинотерапии (30 минут).
3. Заключительная часть (10 минут):
- подведение итогов занятия;
- ответы на вопросы слушателей;
- установление обратной связи путем краткого опроса по основным понятиям.
Наглядный методический материал
1. Плакат «Продолжительность действия инсулина»;
2. Плакат «Режимы введения инсулина»;
3. Рисунки «Коррекция доз инсулина в зависимости от гипо-, гипергликемии в раз- личное время».
7
Тема занятия
Гипогликемия и диабетическая кома.
Актуальность темы
Гипогликемия является острым осложнением СД, которое может привести к потере сознания (коме).
Цель занятия


81
Продолжение табл. 3
Дать слушателям целостное представление о гипогликемии и диабетической коме: симптомы, профилактика и методы лечения.
Задачи занятия
Пациент должен узнать:
1. О причинах развития гипогликемии и кетоацидоза;
2. О симптомах гипогликемии;
3. О принципах лечения гипогликемии и кетоацидоза.
Пациент должен овладеть:
1. Навыками оказания самопомощи при гипогликемии.
Общая планируемая продолжительность занятия
90 минут, с тридцатиминутным перерывом.
1   2   3   4   5   6

План – конспект занятия
1. Вводная часть (5 минут):
- приветствие;
- организационные вопросы, проверка присутствующих;
- оглашение темы и цели занятия.
2. Основная часть (65 минут):
2.1 Актуальность темы занятия (5 минут). Гипогликемия является грозным осложне- нием СД, требующим неотлагательных действий со стороны больного или его род- ственников. Кетоацидоз – состояние, характеризующееся высоким уровнем глюкозы крови и наличием кетоновых тел в моче, требующее оказания врачебной помощи.
2.2 Гипогликемия. Причины развития, объективные и субъективные симптомы. Само- диагностика гипогликемий. Методы профилактики и лечения гипогликемии (10 ми- нут).
2.3 Диабетическая кома. Причины развития и симптомы. Самодиагностика кетоацидо- за и принципы лечения (10 минут).
3. Заключительная часть (40 минут):
- подведение итогов занятия;
- ответы на вопросы слушателей;
- установление обратной связи путем краткого опроса по основным понятиям;
- итоговое тестирование и проверка результатов.
Наглядный методический материал
1. Плакат «Гипогликемия»;
2. Тестовые задания.
VI.
Тестовый контроль для пациентов с СД 2 типа (табл. 4)
Таблица 4 – тесты для пациентов
Выберете один или несколько вариантов ответа.
#
Вопрос
Блок 1 – Понятие о сахарном диабете
1
Какой гормон вырабатывает поджелудочная железа?
1. Пролактин
2. Глюкозу
3. Инсулин
4. Глюкагон
5. Тироксин

82
Продолжение табл. 4 2
Выберите значения глюкозы крови, которые находятся в пределах нормы:
1. 9,5 ммоль/л
2. 4,2 ммоль/л
3. 1,3 ммоль/л
4. 15 ммоль/л
5. 5,3 ммоль/л
3
Какие из представленных ниже видов лечения применяется в терапии СД 2 типа?
1. Инсулинотерапия
2. Диетотерапия
3. Иглоукалывание
4. Таблетированные препараты
5. Рациональная физическая нагрузка
4
Укажите основные признаки повышенного уровня глюкозы крови:
1. Сухость во рту
2. Жажда
3. Учащенное мочеиспускание
4. Боли в животе
5. Увеличение объема выделяемой мочи
Блок 2 – Самоконтроль сахарного диабета
5
Когда необходимо проверять уровень глюкозы крови?
1. Только натощак
2. Перед приемом пищи
3. Через 20 минут после еды
4. Через 2 часа после еды
5. Только на ночь
6
К какому уровню глюкозы крови после еды необходимо стремиться?
1. Ниже 12 ммоль/л
2. Ниже 8 ммоль/л
3. Ниже 3 ммоль/л
4. 15 ммоль/л
5. Не знаю
7
При каком уровне глюкозы крови определяется глюкоза в моче?
1. 5,5 ммоль/л
2. Более 10 ммоль/л
3. 7,2 ммоль/л
8
Гликированный гемоглобин помогает оценить средний уровень глюкозы крови в течении какого периода времени?
1. 5 дней
2. 3 месяца
3. 1 год
4. Не знаю
5- Блок 3 – Пищевое поведение
9
Какие из составных частей пищи повышают уровень глюкозы крови?
1. Белки
2. Углеводы
3. Жиры