ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 125
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
59 контроля, предпоследнее и последнее места в иерархии предпочтений студен- тов занимают практическое обучение и организация работы Школы соответ- ственно;
8. проведено исследование потребностей больных СД 2 типа в необ- ходимых знаниях, умениях и навыках, которые они хотели бы усвоить в про- цессе обучения, данные которого были использованы для разработки сестрин- ской программы терапевтического обучения;
9. разработана сестринская программа терапевтического обучения больных СД 2 типа и составлено поурочное планирование занятий. Она предна- значена для бакалавров по направлению подготовки 34.03.01 «Сестринское де- ло», оказывающих лечебно – диагностическую и медико – профилактическую помощь пациентам с сахарным диабетом 2 типа амбулаторно и в условиях ста- ционара. Она посвящено проблеме терапевтического обучения больных в Шко- лах самоконтроля сахарного диабета, которое является неотъемлемой частью диабетологической помощи нашей страны.
Таким образом, полученные медицинскими сестрами – бакалаврами зна- ния и навыки в области педагогики и психологии делают потенциально воз- можным их участие в терапевтическом обучении больных СД 2 типа. Профес- сиональная подготовка медицинских сестер с высшим образованием позволяет им организовать и осуществлять педагогический процесс обучения больных СД
2 типа, с учетом особенностей их возраста, мотивации, эмоционального состоя- ния, познавательных процессов, внутрисемейных отношений и характера тече- ния заболевания. Такой специалист сестринского дела с высшим образованием, получив последипломную специализацию по диабетологии (эндокринологии), может профессионально организовывать и вести обучение больных само- контролю заболевания.
60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Аметов А.С., Валитов Б.И., Черникова Н.А. Терапевтическое обу- чение больных: прошлое, настоящее, будущее. // Сахарный диабет. – 2012. - № 1. – С. 71 – 77.
2.
Анциферов М.Б. Современные концепции в обучении сахарным диабетом. // Сахарный диабет. – 1999. - № 1. – С. 45.
3.
Дедов И.И., Майоров А.Ю., Суркова Е.В. Сахарный диабет 1 типа.
// Книга для пациентов. – М., 2003. – С. 7 – 9.
4.
Дедов И.И., Суркова Е.В., Майоров А.Ю., Галстян Г.Р., Анциферов
М.Б., Токмакова А.Ю. Программа подготовки специалистов в области обучения больных сахарным диабетом. // Сахарный диабет. – 2003. - № 1. – С. 44 – 47.
5.
Злобина Г.М. Оценка готовности медсестер к формированию у па- циентов здоровьесберегающего поведения. // Главная медицинская сестра. -
2007. - № 1. - С. 138–141.
6.
Калинина А.М. Школы здоровья для пациентов с хроническими за- болеваниями и факторами риска. // Заместитель главного врача: лечебная рабо- та и медицинская экспертиза. - 2007. - № 5. - С. 23–30.
7.
Лапик С.В. Оценка возможности и степени участия специалистов сестринского дела с разным уровнем образования в профилактических про- граммах. // Главная медицинская сестра. - 2008. - № 3. - С. 148–156.
8.
Лукьянова Е.М. Оценка качества жизни в педиатрии / Е.М. Лукья- нова // Качественная клиническая практика. 2002. -№ 4. - С. 34-42.
9.
Майоров А.Ю., Суркова Е.В., Мотовилин О.Г., Мельникова О.Г.,
Шишкова Ю.А. Обучение больных диабетом: синтез доказательной медицины и психологического подхода. // Сахарный диабет. – 2011. - №1. - С. 46 – 50.
10.
Майоров А.Ю., Галстян Г.Р., Двойнишникова О.М., Анциферов
М.Б, Дедов И.И. Терапевтическое обучение в России: результат 15 – летнего наблюдения больных СД 1 типа// Сахарный диабет. – 2005. - № 3. – С. 52 – 58.
11.
Максимова В.П. Эффективность обучения детей, больных сахар- ным диабетом, и членов их семей / В.П. Максимова, Е.А. Андрианова, В.А. Пе-
61 теркова // Материалы 1-го Российского диабетологического конгресса (Москва,
1-3 июля 1998). М., 1998. - С. 112-125.
12.
Носкова В.А.
Научное обоснование сестринской модели организа- ции терапевтического обучения детей, больных сахарным диабетом: автореф. дис. канд. мед. наук: 14.02.03 / В.А. Носкова. – Нижний Новгород, 2011. – С. 3 –
5.
13.
Островская И.В. Психология. // Учебник для медицинских училищ и колледжей. Второе издание. – Москва: Гэотар – Медиа, 2013. – С. 405 – 412.
14.
Пархоменко А.Д. Клинико-экономическая эффективность структу- рированной Программы обучения пациентов с сахарным диабетом II типа: ав- тореф. дис. канд. мед. наук / А.Д. Пархоменко. М., 2000. - 22 с.
15.
Печенюк С.С. Модель подготовки управленцев для системы обра- зования // Высшее образование в России. 2004. - № 11. - С. 53-55.
16.
Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от
06 мая 1997 № 135 «Об унифицированных программах и наглядных пособиях для школ по обучению больных сахарным диабетом».
17.
Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от
12 ноября 2012 № 899н «Об утверждении порядка оказания медицинской по- мощи взрослому населению по профилю «эндокринология».
18.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 сентября 2015 № 964 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 34.03.01 Сестринское дело (уровень бакалавриата)»
[Электронный ресурс] // Портал Федеральных государственных образователь- ных стандартов высшего образования.
19.
Просекова, Е.В. Влияние базисной терапии на качество жизни детей с бронхиальной астмой / Е.В. Просекова, Б.И. Гельцер, Т.Н. Шестаковская //
Пульмонология. - 2002. - № 1. - С. 82-84.
20.
Семенов В.Ю. Проблемы управления качеством медицинской по- мощи // Здравоохранение. 2004. - № 33. - С. 20-25.
62 21.
Чуваков Г.И. Методология сестринского процесса обучения, лече- ния детей и подростков, больных сахарным диабетом. // Вестник Новгородско- го государственного университета. – 2000. - № 14.
22.
Шестакова М.В., Суркова Е.В., Майоров А.Ю. Обучение больных сахарным диабетом 2 типа. // Руководство для врачей общей практики. – Мин- здравсоцразвития РФ, Федеральное агентство по здравсоцразвитию, ФГУ ЭНЦ
Росмедтехнологий, 2007. – 166 с.
63
Приложение А
Анкета
Обучение в Школе самоконтроля
больных сахарным диабетом 2 типа
Уважаемые пациенты!
Кафедра управления сестринской деятельностью и социальной работы
Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М.
Сеченова проводит исследование вопросов организации обучения в Школе са- моконтроля больных сахарным диабетом 2 типа. Просим вас принять участие в проведении данного исследования и ответить на вопросы анкеты. Исследование анонимное. Результаты будут использоваться только в научных целях.
1.
Ваш возраст ______________________________
2.
Пол _____________________________________
3.
Ваше образование:
1. Среднее
2. Среднее специальное
3. Неоконченное высшее
4. Высшее
5.
Сколько лет у Вас сахарный диабет 2 типа______
Инструкция
Ответьте на представленные ниже вопросы по вопросам организации обучения в Школах самоконтроля больных сахарным (выбранный ответ обве- дите кружком). Отвечая на вопросы, используйте шкалу оценки:
1 – однозначно нет
2 – больше нет, чем да
3 – затрудняюсь ответить
4 – больше да, чем нет
5 – однозначно да
64
#
Вопрос
Шкала оценки
Блок 1 – Школа самоконтроля для больных сахарным диабетом
1
Знаете ли Вы о существовании Школ самоконтроля для больных сахарным диабетом (далее Школа)?
1 2
3 4
5 2
Есть ли Вам известные учреждения (больницы, поли- клиники, центры здоровья), в которых организована та- кая Школа?
1 2
3 4
5 3
Как Вы считаете, необходимы ли создание и работа та- ких Школ?
1 2
3 4
5 4
Считаете ли Вы, что пройденный курс обучения помо- жет узнать все о вашем заболевании?
1 3
3 4
5 5
Как Вы думаете, знания и навыки, полученные на заня- тиях в Школе, помогут осуществлять самоконтроль над сахарным диабетом?
1 2
3 4
5 6
Полученные знания помогут Вам отсрочить осложнения сахарного диабета?
1 2
3 4
5 7
Помогут ли вам занятия придерживаться диеты, реко- мендуемой Вам?
1 2
3 4
5 8
Как Вы считаете, только врач может осуществлять обу- чение пациентов в Школе?
1 2
3 4
5 9
Медицинская сестра с высшим образованием (бака-
лавриат), на Ваш взгляд, может осуществлять обучение пациентов с сахарным диабетом?
1 2
3 4
5
Блок 2 – Понятие о сахарном диабете
10
На Ваш взгляд, необходимо ли изучение основ анатомии и физиологии поджелудочной железы?
1 2
3 4
5 11
Нужно ли объяснять физиологические механизмы регу- лирования уровня сахара крови?
1 2
3 4
5 12
Необходимо ли объяснять что такое сахарный диабет?
1 2
3 4
5 13
Стоит ли обратить внимание на причины и механизмы развития сахарного диабета при прохождении курса обучения?
1 2
3 4
5 14
Необходимо ли Вам знать по каким данным обследова- ния ставится диагноз сахарный диабет?
1 2
3 4
5 15
Стоит ли акцентировать внимание на нормальных пока- зателях уровня сахара крови?
1 2
3 4
5 16
Необходимо ли объяснять признаки повышенного уров- ня сахара крови?
1 2
3 4
5
Блок 3 – Самоконтроль сахарного диабета
17
Согласны ли Вы, что самоконтроль это основа лечения сахарного диабета?
1 2
3 4
5 18
По Вашему мнению, стоит ли объяснять правила само- контроля сахарного диабета в Школе?
1 2
3 4
5 19
Как Вы считаете, стоит ли объяснять правила определе- ния сахара в моче с помощью тест - полосок?
1 2
3 4
5 20
Необходимо ли обратить внимание, в процессе обуче- ния, на методику определения ацетона в моче с помо- щью тест – полосок? Расшифровке результатов?
1 2
3 4
5 21
Согласны ли Вы, что необходимо обучать пациентов са- моконтролю уровня сахара крови при помощи глюко-
1 2
3 4
5
65 метра?
22
Нужна ли Вам информация о механизме работы глюко- метра? Правила обращения (уход, замена батареек) с ним?
1 2
3 4
5 23
Знаете ли Вы о «Дневнике самоконтроля»?
1 2
3 4
5 24
Необходимо ли, в процессе обучения, объяснять правила заполнения «Дневника самоконтроля»?
1 2
3 4
5 25
Нужно ли на занятиях преподавать понятие о гликиро- ванном гемоглобине?
1 2
3 4
5
1- Блок 4 – Пищевое поведение
26
На Ваш взгляд, стоит ли обучать пациентов правилам пищевого поведения при сахарном диабете?
1 2
3 4
5 27
Необходимо ли рассмотрение составляющих пищи (бел- ки, жиры, углеводы)?
1 2
3 4
5 28
Стоит ли делать акцент на углеводной пище?
1 2
3 4
5 29
Необходимо ли объяснение понятий «про- стые/сложные/легкоусвояемые» углеводы?
1 2
3 4
5 30
Нужна ли информация о потреблении алкоголя?
1 2
3 4
5 31
Согласны ли Вы что, необходимо уделить особое вни- мание продуктам, потребление которых разрешено в не- ограниченных количествах, ограничено и запрещено?
1 2
3 4
5 32
Стоит ли уделить время объяснению понятия «хлебные единицы» и методике их подсчета?
1 2
3 4
5 33
Как Вы считаете, обучение режиму питания при сахар- ном диабете необходимо?
1 2
3 4
5 34
Применение сахарозаменителей необходимо?
1 2
3 4
5 35
Необходимо ли Вам знать об Индексе массы тела и ме- тодике его подсчета?
1 2
3 4
5 36
Как Вы считаете, необходима ли информация о прави- лах снижения веса?
1 2
3 4
5
2- Блок 5 – Психосоциальная сторона жизни с сахарным диабетом
37
Как Вы думаете, необходимо ли включить в программу обучения психологические особенности людей, страда- ющих сахарным диабетом?
1 2
3 4
5 38
Необходима ли Вам информация о том, с какими психо- логическими проблемами Вы можете столкнуться?
1 2
3 4
5 39
Необходимо ли Вас мотивировать изменению образа жизни?
1 2
3 4
5 40
Нужна ли вам помощь для определения последствий не- рационального поведения при сахарном диабете?
1 2
3 4
5 41
Стоит ли, объяснять, как вести себя с родственниками и друзьями? Какие проблемы могут при этом возникнуть.
1 2
3 4
5 42
Нужна ли Вам информация о том, как сочетать вашу профессиональную деятельность с сахарным диабетом?
1 2
3 4
5 43
Согласны ли вы с тем что, стоит уделить внимание фи- зическим нагрузкам и спорту при сахарном диабете?
1 2
3 4
5
3- Блок 6 – Осложнения сахарного диабета
44
Как Вы думаете, стоит ли рассказывать об осложнениях
1 2
3 4
5
66 сахарного диабета?
45
Необходимо ли Вам получить информацию об органах, которые в первую очередь поражаются при сахарном диабете?
1 2
3 4
5 46
На Ваш взгляд, информация о профилактике и принци- пах лечениях осложнений сахарного диабета важна для слушателей курса?
1 2
3 4
5
Блок 7 – Гипогликемия и диабетическая кома
47
Согласны ли Вы с тем, что всем пациентам с сахарным диабетом необходимо знать о гипогликемии, ее призна- ках, причинах, методах лечения и профилактики?
1 2
3 4
5 48
Необходимо ли доводить до внимания слушателей ин- формацию о диабетической коме (причины, признаки, принципы лечения)?
1 2
3 4
5
Блок 8 - Инсулинотерапия
49
Как Вы считаете, стоит ли в обязательном порядке изу- чать данную тему пациентам с сахарным диабетом 2 ти- па, учитывая то, что некоторые пациенты принимают только таблетированные препараты?
1 2
3 4
5 50
Необходимо ли Вам знать об истории открытия инсули- на?
1 2
3 4
5 51
Необходима ли Вам информация о видах инсулин?
1 2
3 4
5 52
Нужна ли информация, на Ваш взгляд, о времени дей- ствия инсулина?
1 2
3 4
5 53
Согласны ли Вы, что пациентам нужно знать о режимах лечения и дозировках инсулина?
1 2
3 4
5 54
Необходимы ли Вам правила уменьшения дозы инсули- на?
1 2
3 4
5 55
Необходимы ли Вам правила увеличения дозы инсули- на?
1 2
3 4
5 56
Согласны ли Вы, что необходимо знать о правилах хра- нения инсулина?
1 2
3 4
5 57
Считаете ли Вы важным обучение техники введения ин- сулина шприцем?
1 2
3 4
5 58
Хотели бы Вы узнать о других способах введения инсу- лина (шприц – ручка, помпа)?
1 2
3 4
5 59
Важно ли, на Ваш взгляд, знать места введения инсули- на, их достоинства и недостатки?
1 2
3 4
5 60
Информация об осложнениях инсулинотерапии важна
Вам?
1 2
3 4
5
4- Блок 9 – Процесс обучения
61
Считаете ли Вы возможным прохождение курса обуче- ния за 7 дней?
1 2
3 4
5 62
Как Вы думаете, одно занятие продолжительностью в два академических часа будет оптимальным для нор- мального освоения материала?
1 2
3 4
5 63
На Ваш взгляд, необходимо ли устраивать 30 минутный перерыв во время каждого занятия?
1 2
3 4
5 64
Необходимо ли применение наглядных материалов
(плакаты, брошюры)?
1 2
3 4
5
67
Спасибо за участие!
65
Как Вы считаете, применение компьютерных техноло- гий необходимо для процесса обучения?
1 2
3 4
5 66
Как Вы думаете, для контроля освоения материала необ- ходимо применять тесты?
1 2
3 4
5 67
Решение ситуационных задач и последующее их разыг- рывание пациентами, является хорошим методом за- крепления пройденного материала?
1 2
3 4
5 68
Как вы думаете, какой вид обучения является наиболее эффективным?
68.1 Групповое обучение (10 -12 человек)
1 2
3 4
5 68.2 Индивидуальное обучение
1 2
3 4
5 69
Стоит ли медицинскому работнику – педагогу использо- вать медицинскую терминологию при объяснении мате- риала?
1 2
3 4
5 70
Необходимо ли учитывать скорость восприятия при пе- редаче информации пациенту?
1 2
3 4
5
68
Приложение Б
Анкета
Обучение в Школе самоконтроля
больных сахарным диабетом 2 типа
Уважаемые медицинские сестры – бакалавры!
Кафедра управления сестринской деятельностью и социальной работы
Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М.
Сеченова проводит исследование вопросов организации обучения в Школе са- моконтроля больных сахарным диабетом 2 типа. Просим вас принять участие в проведении данного исследования и ответить на вопросы анкеты. Исследование анонимное. Результаты будут использоваться только в научных целях.
Впишите:
1.
Ваш возраст ______________________________
2.
Пол______________________________________
3.
Занимаемая должность______________________
4.
Стаж работы_______________________________
Инструкция
Ответьте на представленные ниже вопросы по вопросам организации обучения в Школах самоконтроля больных сахарным (выбранный ответ выде- лите цветом). Отвечая на вопросы, используйте шкалу оценки:
1 – однозначно нет
2 – больше нет, чем да
3 – затрудняюсь ответить
4 – больше да, чем нет
5 – однозначно да
69
№
Вопрос
Шкала оценки
Блок 1 – Организация работы Школы самоконтроля больных СД 2 типа
1
Знаете ли Вы о существовании такого ответвления эндо- кринологической службы в РФ, как Школа само- контроля больных сахарным диабетом?
1 2
3 4
5 2
Есть ли известные Вам медицинские организации, в ко- торых функционирует такая Школа?
1 2
3 4
5 3
Как Вы думаете, необходимо ли создание и работа таких
Школ?
1 2
3 4
5 4
Согласны ли Вы, что обучение больных является осно- вой лечения СД и профилактики его осложнений?
1 2
3 4
5 5
Как вы думаете, знания и навыки, полученные больными в процессе обучения, помогут им осуществлять само- контроль сахарного диабета?
1 2
3 4
5 6
Считаете ли вы, что осуществлять профессиональную деятельность в Школе самоконтроля может только врач?
1 2
3 4
5 7
Как Вы считаете, медицинская сестра - бакалавр может оказывать профилактическую помощь больным с СД 2 типа по вопросам, связанными с осложнениями их забо- левания?
1 2
3 4
5 8
Как Вы считаете, медицинская сестра - бакалавр может оказывать консультативную помощь больным с СД 2 типа по вопросам формирования здорового образа жиз- ни?
1 2
3 4
5 9
На Ваш взгляд, медицинская сестра – бакалавр способна осуществлять профилактические мероприятия по преду- преждению и снижению заболеваемости СД 2 типа сре- ди населения?
1 2
3 4
5 10
Как Вы думаете, медицинская сестра–бакалавр способна осуществлять обучение пациентов в Школе само- контроля?
1 2
3 4
5 11
Как вы считаете, необходима ли дополнительная подго- товка для осуществления профессиональной деятельно- сти медицинской сестре–бакалавру в Школе само- контроля?
1 2
3 4
5 12
На Ваш взгляд, какие функции медицинская сестра мо- жет выполнять в процессе своей профессиональной дея- тельности в Школе самоконтроля больных СД:
12.1 Организация работы (заведование Школой)
1 3
3 4
5 12.2 Методическая работа (составление планов занятий, раз- работка наглядного материала, проверочных заданий)
1 2
3 4
5 12.3 Теоретическое обучение пациентов (принципы питания, правила самоконтроля и т.д.)
1 2
3 4
5 12.4 Практическое обучение (определение глюкозы крови с помощью глюкометра, техника инъекций инсулина и т.д.)
1 2
3 4
5
Блок 2 – Процесс обучения больных СД 2 типа
13
Считаете ли Вы возможным прохождение курса обуче- ния за 7 дней (учитывая среднюю продолжительность госпитализации 10 дней)?
1 2
3 4
5 14
Как Вы думаете, одно занятие продолжительностью в
1 2
3 4
5