Файл: Особенности управления организациями в современных условиях и пути его совершенствования (Теоретические основы управления организациями).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 145
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 . Теоретические основы управления организациями
1.1 Понятие организации, ее формы
1.3 Зарубежный опыт управления организациями
Глава 2. Особенности управления ООО «Лекс» (сеть салонов «Оптик-сити») в современных условиях
2.1 Характеристика организационной структуры предприятия
2.2 Особенности управления ООО «Лекс» в современных условиях
а) с индивидуальным обслуживанием покупателей;
б) по методу самообслуживания;
в) реализующие товары по образцам, каталогам, почте, Интернету;
6) по назначению и характеру деятельности:
а) предприятия оптовой торговли;
б) предприятия розничной торговли.
1.2 Правовые основы управления организациями
Организации, в зависимости от направлений деятельности, размеров и задач, стоящих перед ним, может принимать различную организационно-правовую форму. От организационно-правовой формы собственности зависит организация системы управления предприятием, распределение функциональных обязанностей между его собственниками и подходы к управлению финансовыми ресурсами предприятия.
Организационно-правовой формой предприятия называется форма организации предпринимательской деятельности, закрепленная юридическим образом. Она определяет ответственность по обязательствам, право сделок от лица предприятия, структуру управления и другие особенности хозяйственной деятельности предприятий 7, с. 104].
5 мая 2014 года Президент Российской федерации подписал Федеральный закон о внесении изменений в главу 4 Гражданского кодекса РФ и о признании отдельных законодательных актов, утратившими силу. Это Федеральный закон №99 ФЗ. Изменения, которые вносятся в Гражданский кодекс РФ так или иначе касаются всех юридических лиц организационно-правовых форм. Итак, начнем со структуры юридических лиц. В ней присутствуют коммерческие и некоммерческие организации. Дополнительно закреплено деление юридических лиц на корпоративные юридические лица и на унитарные юридические лица.
Юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 настоящего Кодекса, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями). К ним относятся: хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, общественные движения, ассоциации (союзы), нотариальные палаты, товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общины коренных малочисленных народов Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 23.05.2015 N 133-ФЗ, от 07.02.2017 N 12-ФЗ) Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными юридическими лицами. К ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, государственные корпорации, публично-правовые компании.
С 1 сентября 2014 г. вступил в силу новый блок поправок в ГК РФ, посвященный изменению правового регулирования в отношении юридических лиц. Поправки вносятся Федеральным законом № 99-ФЗ от 5 мая 2014 г. «О внесении изменений в главу четвертую первой части Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».
Хозяйственные товарищества и общества - это основная разновидность коммерческих организаций с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным, складочным капиталом, принадлежащим товариществу или обществу на праве собственности.
Крестьянское (фермерское) хозяйство - представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.
Производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии, а также объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Кооператив является коммерческой организацией, юридическим лицом.
Нотариальная палата - это некоммерческая организация, представляющая собой профессиональное объединение, которое основано на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой, и организующая работу на принципах самоуправления в соответствии с федеральным законодательством, законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации со своим уставом.
Автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, созданная в целях предоставления услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных сферах.
Учредительные документы – это пакет документов, который является юридической основой деятельности организации, определяет ее правовой статус.
Понятие «учредительные документы» сформулировано в ст. 52 Гражданского кодекса РФ 1]. По общему правилу единственным учредительным документом любого юрлица является устав. Юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора.
В уставе в обязательном порядке нужно отразить наименование юридического лица на всех языках, место, где оно находится (адрес), подробно порядок действия по управлению деятельностью юридического лица, также нужно перечислить цели своей деятельности. Для отдельных видов предприятий законом могут быть предусмотрены добавочные требования по содержанию учредительных документов.
Государственная регистрация юридического лица производится по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, указанного в заявлении о государственной регистрации.
Неотъемлемой частью любого предприятия, занимающегося определенным видом деятельности, является открытие в банке счета. После его открытия банк выдает справку с реквизитами банка и счете юрлица и необходимо в пятидневный срок подать информацию в налоговую, пенсионный фонт и органы социального страхования об открытии (закрытии) счета. Изготовление печати является обязательным.
1.3 Зарубежный опыт управления организациями
Расширение и углубление транснациональных процессов в мировой экономике, приобретение ими качественно новых форм и глобальных масштабов не оставили в стороне и Россия. Наша страна прилагает немалые усилия, чтобы гармонично вплести свою экономическую деятельность в мировую глобализованную структуру экономических отношений. Транснациональные корпорации является неотъемлемой частью этой структуры. Они сосредотачивают в своих руках львиную долю производства, капиталов, технологий, для российской экономики представляют большой интерес в процессе ее становления и развития.
Исходя из таких тенденций, возникла объективная необходимость для разработки механизма эффективного корпоративного управления, его стандартов и правил, законодательно закрепленных и внедренных в практику, позволяющих получать полную, ясную и объективную картину об эффективности деятельности копаний, структуру собственности, механизмы и методы инвестирования для обеспечения и достижения основных задач деятельности корпораций. Именно поэтому нельзя отрицать важность, актуальность разработки эффективного механизма корпоративного управления как в экономически развитых странах, так и в странах с переходной экономикой.
Как отмечают специалисты, ни одна из моделей корпоративного управления, сосуществуют в наше время, не может быть определена как идеальная. Для увеличения эффективности механизма корпоративного управления, а именно управление развитием компании, автором была предложена создания вспомогательного подразделения, задачей которого будет координация реализации корпоративных стратегий 10, с. 166].
Создание эффективной системы корпоративного управления как в экономически развитых стран, так и в странах с переходной экономикой, имеет чрезвычайно важное значение. Как уже отмечалась, в 90-х годах прошлого столетия усилилась тенденция глобализации, как основного фактора, определяющего экономические и социальные процессы развития мирового хозяйства. Одним из ее проявлений стала глобализация инвестиционных процессов. В поисках новых сфер вложения ресурсов, инвестиционные фонды вышли за пределы деятельности отдельных государств. В то же время, увеличение спроса на инвестиционные ресурсы привело к усилению конкуренции между компаниями за их получение.
Наряду с внутренними инвесторами компании высокоразвитых стран стали привлекать к инвестиционному процессу внешних инвесторов как уже из известных рынков, так и с развивающихся рынков. Однако серьезный кризис 1997-1998 годов на большинстве рынков развивающихся стран, разбудила инвесторов более подробно подходить к вопросу о вложении денежных средств, рассматривать не только фактор высокой доходности, а прежде всего, требовать создания эффективно действующих механизмов, обеспечивающих гарантии предоставления средств в долгосрочной перспективе.
С развитием общества все более усложняются условия и формы хозяйствования людей. Для современного мира характерно процесс его транснационализации. Если в прошлом деятельность компаний распространялась максимум на территорию одной или двух соседних государств, то сейчас деятельность одной компании может включать весь мир. Рост масштабов интеграционных процессов, как результат углубления и расширения взаимосвязи отдельных предприятий и экономик стран, привело к формированию корпораций, которые сейчас уподобляются «государств», поскольку они способны самостоятельно влиять на социальное, политическое, экономическое среду других, «настоящих», стран мира. Однако управлять современной бизнес-системой сложно на любом уровне: будет это частное предприятие, или огромная транснациональная корпорация. От правильного управления ресурсами компании зависит ее доходность 13, с. 106].
В различных странах по-разному подходят к вопросам организации качественного управления. На данный момент две модели управления наиболее популярны в мире - это американская и японская. Существует и европейская модель управления, хотя не все ученые однозначно ее выделяют.
При изучении материалов, посвященных японской модели управления, сразу бросается в глаза тезис, который удивляет и одновременно восхищает всех исследователей - каким образом страна, экономика которой в 1945 г. была разрушена, смогла к 1980-м гг. занять 2-еместо в капиталистическом мире по уровню производства. Не секрет, что и сегодня Япония продолжает сохранять довольно высокие темпы экономического развития и бросает вызов США. Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что эта небольшая по мировым меркам и не обладающая большим природным потенциалом азиатская страна сумела добиться потрясающего технологического прогресса. Однако, долгое время, пока эффективность японской системы не стала настолько очевидной, что ее уже нельзя было игнорировать, среди ученых во всем мире бытовало мнение, что японский стиль управления архаичен. Кроме того, ученые, изучающие японский менеджмент до Второй мировой войны, высказывали мнение, что рано или поздно Япония будет отходить от своей приверженности к корням и истокам и обратится ко всему западному. Однако они ошиблись, потому что основу этой системы составляют японские традиции, которые славятся своей самобытностью.
В качестве зарубежного опыта управления предприятием рассмотрим японскую модель управления предприятием.
Корпорации Японии - это самодостаточные, универсальные многоотраслевые экономические комплексы, включающие в свою структуру финансовые учреждения (банки, страховые, трастовые компании), торговые фирмы, а также производственные предприятия, составляют полный спектр отраслей хозяйства.
Главной чертой системы корпоративного управления в Японии является отношение к собственности как к коллективному (институционального), а не как к частному владению. Получение прибыли не является основным стимулом в японский экономике, более весомыми являются моральные и социальные аспекты, такие как общественное признание, степень влияния на правительство и общественность, положительный имидж и патриотизм корпорации. Законодательство, общественное мнение и промышленные структуры поддерживают «кэйрэцу», то есть стратегические альянсы компаний, которые совместно владеют и управляют собственностью 13, с. 125].
Одним из примеров к данной модели корпоративного управления может стать Japan Tobacco Inc., - компании, является ведущим производителем продукции табака, а также фармацевтических препаратов и продуктов питания. Ведь, исходя из структуры акционеров можно сделать вывод, что действительно, в отличие от американских ТНК, в данной корпорации очень важную роль играют такие институциональные инвесторы, как правительство Японии (в частности, министру финансов принадлежит около 1290000 акций, что составляет около 13%) и кредитные учреждения (Japan Trustee Services Bank, Mizuho Bank, State StreetBank and Trust Company, Mellon Bank Treaty Clients Omnibus, The Chase Manhattan Bank).
Выводы по главе 1
В современном экономическом пространстве по-прежнему основную роль, роль ключевого звена всех хозяйственно-экономических отношений играет организация. Организацию, согласно методологии системного подхода, представляют как систему, а именно совокупность элементов и наличие связей между ними.
Предприятие (организация) - самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Исследование мирового и отечественного опыта управления организациями позволило констатировать, что большинство организаций не имеет специального процесса реализации стратегии. Многие имеют стратегические планы, но мало кто - приближается к их воплощению в действительность. Как следствие, многие ключевых управленческих процессов остаются оторванными от стратегии.