ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 355
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
При прекращении работы сердца и остановке дыхания наступает смерть. Организму не хватает кислорода; недостаток кислорода обусловливает отмирание мозговых клеток. В связи с этим при оживлении основное внимание следует сосредоточить на деятельности сердца и легких.
Смерть состоит из двух фаз — клинической и биологической смерти. Во время клинической смерти, человек уже не дышит, сердце перестает биться, однако необратимые изменения в клетках головного мозга не происходят. Клиническая смерть — это переходное состояние от жизни к смерти.
Различные органы человеческого тела сохраняют способность жить после смерти разное время. Предельный срок клинической смерти 5—6 минут, т.е. время, в течение которого сохраняет жизнедеятельность кора головного мозга. После этого срока наступает биологическая смерть. Если клиническая смерть является обратимым явлением, то биологическая смерть в настоящее время необратима. Реанимация — от лат. animatio — оживление восстановление резко нарушенных или утраченных жизненно важных функций организма. Проводится при терминальных состояниях, в том числе при клинической смерти. Реанимация включает: массаж сердца, искусственное дыхание, нагнетание крови в артерии и др. меры.
В исследованиях зависимости скорости старения от условий жизни, проводимых на лабораторных животных, используют следующие признаки: 1 состояние белков соединительной ткани коллагена и эластина; 2 показатели сердечной деятельности и кровообращения; 3 содержание пигмента липофусцина в клетках нервной системы и сердца; 4 показатели произвольной двигательной активности; 5 способность к обучению.
66. Регуляция развития человека и животных в эмбриональном периоде: дифференцировка на генетическом и клеточном уровнях. Межклеточные взаимодействия, эмбриональная индукция, её виды. (Опыты Г. Шлемана.)
Дифференцировка — процесс реализации генетически обусловленной программы формирования специализированного фенотипа клеток, отражающего их способность к тем или иным профильным функциям. Иными словами, фенотип клеток есть результат координированной экспрессии то есть согласованной функциональной активности определённого набора генов.
В процессе дифференцировки менее специализированная клетка становится более специализированной. Например, эмбриональная стволовая клетка «превращается» в клетку эктодермы. Деление и дифференцировка — основные процессы, путем которых одиночная клетка зигота развивается в многоклеточный организм, содержащий самые разнообразные виды клеток. Дифференцировка меняет функцию клетки, ее размер, форму и метаболическую активность. Достигается это изменениями в экспрессии генов, в то время как ДНК остается неизменной. Один из способов регулирования экспрессии генов —метилирование ДНК. Дифференцировка также случается и во взрослом организме, когда поврежденные клетки тканей замещаются новыми, полученными путем деления и дальнейшей дифференцировки взрослых стволовых клеток. Запускать дифференцировку могут как внутренние причины так и внешние сигналы.
Эмбриональная индукция — это влияние одного эмбрионального зачатка индуктора на развитие дифференциройку другого; лежит в основе органогенеза.
Проявляется на всех стадиях эмбрионального развития. Например, в бластуле клетки участка будущей дорсальной губы являются индукторами и влияют на развитие других частей зародыша, в частности хорды.Хорда вместе с прилежащей к ней мезодермой так называемая хордомезодерма в свою очередь индуцирует закладку нервной системы; часть головного мозга, из которой образуется сетчатка глаза, влияет на соседний участок эктодермы, вызывая его дифференциацию в роговицу, и пр.
Эмбриональная индукция осуществляется при непосредственном контакте и взаимодействии групп клеток между собой поверхностное взаимодействие или путём передачи индуцирующего действия через химические вещества, обладающие свойствами низкомолекулярных белков. Действие индукторов, как правило, лишено видовой специфичности.
Г. Шпеман и его сотрудница Х. Мангольд открыли у зародышей амфибий «организатор». Контрольный эксперимент был проведен Хильдой Мангольд в 1921 году. Она вырезала кусочек ткани из дорсальной губы бластопора гаструлы гребенчатого тритона Triturus cristatus со слабопигментированным зародышем, и пересадила ее в вентральную область другой гаструлы близкого вида, тритона обыкновенного T. vulgaris, зародыш которого характеризуется обильной пигментацией. Эта естественная разница в пигментации позволила различить в химерном зародыше ткани донора и реципиента. Клетки дорсальной губы при нормальном развитии образуют хорду и мезодермальные сомиты миотомы. После пересадки у гаструлы-реципиента из тканей трансплантата развивалась вторая хорда и миотомы. Над ними из эктодермы реципиента возникала новая дополнительная нервная трубка. В итоге это привело к образованию осевого комплекса органов второго головастика на том же зародыше.
67. Морфогенез как многоуровневый динамический процесс. Детерминация частей развивающегося зародыша, канализация развития.
Морфогенез — возникновение и развитие органов, систем и частей тела организмов как в индивидуальном онтогенез, так и в историческом, или эволюционном, развитии филогенез. Изучение особенностей морфогенеза на разных этапах онтогенеза в целях управления развитием организмов составляет основную задачу биологии развития, а также генетики, молекулярной биологии, биохимии, эволюционной физиологии, и связано с изучением закономерностей наследственности.
Процесс морфогенеза контролирует организованное пространственное распределение клеток во время эмбрионального развития организма. Морфогенез может проходить также и в зрелом организме, в клеточных культурах или опухолях. Морфогенез также описывает развитие неклеточных форм жизни, у которых нет эмбриональной стадии в их жизненном цикле. Морфогенез описывает эволюцию структур тела в пределах таксономической группы.
Морфогенетический ответ в организме может быть вызван гормонами, окружающими химическими сигналами широкого диапазона: от продуктов жизнедеятельности других клеток и организмов до токсических веществ и радионуклидов, или механическими воздействиями.
Детерминация — возникновение качественного своеобразия частей организма на ранних стадиях его развития и определяющее путь дальнейшего развития частей зародыша
68.Средовые факторы, регулирующие развитие на ранних этапах онтогенеза. Критические периоды в онтогенезе человека. Аномалии и пороки развития. Тератогенез.
Критические периоды – это периоды, когда зародыш наиболее чувствителен к повреждающему действию разнообразных факторов, которые могут нарушить нормальное развитие.
С критическим периодом в организме новорождённого связаны резкое изменение условий существования и перестройка в деятельности всех систем организма. Кроме того, отмечены критические периоды развития отдельных органов в различные сроки жизни человеческого эмбриона.
Пороки развития — аномалии развития, совокупность отклонений от нормального строения организма, возникающих в процессе внутриутробного или, реже, послеродового развития.
К аномалиям развития, встречающимся у человека, относятся атавизмы, т. е. проявление признаков далёких животных предков – остатков жаберных щелей на шее, чрезмерное оволосение, сохранение удлинённого копчика.
Пороки развития: соединённые близнецы; расщепление отдельных эмбриональных зачатков приводит к появлению дополнительных элементов в органе полидактилия; волчья пасть, заячья губа, близорукость, глухота и др.
Тератогенез — возникновение пороков развития под влиянием факторов внешней среды тератогенных факторов или в результате наследственных болезней.
69. Регенерация как процесс поддержания морфофизиологической целостности биологических систем на уровне организма. Физиологическая регенерация, её значение.
Регенерация – восстановление организмом утраченных частей. Регенерация поддерживает строение и функции организма, его целостность.
Физиологическая регенерация – восстановление утраченных клеток и их комплексов.
В каждом организме на протяжении всей его жизни постоянно идут процессы восстановления и обновления. У человека, например, постоянно обновляется наружный слой кожи. Птицы периодически сбрасывают перья и отращивают новые, а млекопитающие сменяют шерстный покров. У листопадных деревьев листья ежегодно опадают и заменяются свежими. Такие процессы носят название физиологической регенерации. Эта регенерация свойственна всем организмам. Погибшие клетки заменяются новыми, образующимися в результате деления.