Файл: Коммерческие риски и способы их уменьшения на примере ООО «Центр 71».pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 124
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы управления коммерческими рисками
1.2 Понятие коммерческого риска, его основные характеристики
1.3 Методы оценки коммерческого риска
Глава 2. Управление коммерческими рисками на примере компании ООО «Центр 71»
2.1 Общая характеристика деятельности ООО «Центр 71»
2.2 Выявление и оценка коммерческих рисков ООО «Центр 71»
Глава 3. Методы управления (воздействия и профилактики) коммерческими рисками
Одной из разновидностей предпринимательского риска, согласно выше приведённой классификации по основным сферам и областям деятельности предприятия, являются коммерческие риски.
Коммерческий риск представляет собой риск утрат в процессе финансово-хозяйственной деятельности (в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или купленных предпринимателем и т.п). [11]
Существуют следующие основные причины коммерческого риска:
- снижение объемов реализации вследствие падения спроса (потребности) на товары и/или услуги, реализуемыепредприятием, вытеснения его конкурирующими товарами (товарами-заменителями), введение ограничений на продажу;
- повышение закупочной цены товара в процессе осуществления предпринимательского проекта;
- непредвиденное снижение объемов закупок в сравнении с намеченными, что уменьшает масштаб всей коммерческой операции и увеличивает расходы на единицу объема реализуемого товара (за счет условно-постоянных расходов);
- непредвиденные потери товара;
- снижения качества товара в процессе обращения (транспортировки, хранения), что приводит к снижению его цены;
- повышение издержек обращения в сравнении с намеченными в результате выплаты штрафов, непредвиденных пошлин и отчислений, что приводит к снижению прибыли предпринимательской фирмы;
- сложности, возникающие при приемке товаров (услуг) покупателем, в том числе задержка, отказ, что повышает расходы предприятия;
- низкая платежеспособность покупателя на момент осуществления коммерческой операции;
- отказ клиента от оплаты товара (услуги) надлежащего качества, количества;
- форс-мажорные обстоятельства.
В свою очередь коммерческие риски делятся по структурному признаку на имущественные, торговые, финансовые.
Имущественные риски – это риски, связанные с вероятностью потерь имущества предпринимателя (в том числе товаров, материалов) по причине кражи, халатности, диверсии, перенапряжения технической и технологической систем и другими подобными обстоятельствами. [1]
Торговые риски — это риски, связанные с убытком по причине задержки платежей, отказа от платежа в период транспортировки товара, не поставки товара.
Финансовый риск — риск, возникающий при невозможности выполнения организации своих финансовых обязательств, связанный с вероятностью потерь в результате операций с ценными бумагами, а также проведению финансовых операций, связанных с формирования, распределения, использования денежных средств. К финансовым рискам относятся следующие виды рисков:
Ценовой риск – это риск, связанный с изменением рыночной цены финансового актива в которые были инвестированы средства. Под влиянием рыночных колебаний стоимость финансового актива может измениться в неблагоприятную, что приведет к затруднениям по выполнению текущих обязательств перед клиентами, инвесторами или вкладчиками.
Кредитный риск – это риск, возникающий при частичной или полной неплатёжеспособности дебитора (заёмшика). Наиболее распространённой мерой кредитного риска компании или банка являются кредитные рейтинги, публикуемые рейтинговыми компаниями.
Валютный риск – это риск, связанный с изменением валютного курса национальной валюты к курсу валюты другой страны. Этот вид риска возникает при инвестициях в иностранные финансовые активы и последующей конвертации иностранной валюты в национальную валюту инвестора.
Риск ликвидности – риск, возникающий при продаже имеющегося финансового актива. Этот вид риска означает невозможность быстрой реализации актива без существенного снижения стоимости. Главной мерой ликвидности является рыночная разница между ценой покупки и продажи (спрэд). Величина спрэда зависит от объёма торгов финансовым активом на рынке. Чем меньше величина объёмов торгов, тем больше величина спрэда. Риску ликвидности могут быть подвержены практически все хозяйствующие субъекты, в том числе финансовые институты, страховые и инвестиционные компании, банки и пенсионные фонды. Они, в ходе своей деятельности субъекты, могут приобретать активы различной степени ликвидности. Риск платежеспособности – вид риска, обусловленный тем, что в силу неблагоприятных внешних обстоятельств у компании возникают затруднения с погашением долговых обязательств.
Операционный риск – это риск, связанный с деятельностью персонала предприятия. В свою очередь операционный риск можно разделить на:
- транзакционный риск, который связан с ошибками персонала компании при выполнении транзакционных операций, ошибках в бухгалтерском учёте компании, ошибках расчётов;
- риск операционного контроля, при котором персонал компании нарушает установленные операционные процедуры и процессы компании, что может приводить к превышает разрешённых ограничений по сделкам, совершению не авторизованных операций, заключению коммерчески не обоснованных сделок, мошенничеству и т.п.;
- риск систем, подразумевающий риск сбоя программного обеспечения при проведении текущих операций, ошибки в методологии работы, отказе телекоммуникационных систем.
Инфляционный риск – это риск, связанный с макроэкономическим положением в стране и обесцениванию национальной валюты. При увеличении инфляции существует риск того, что реальный доход институционального инвестора может уменьшиться за счёт большой инфляции, хотя в ходе работы может быть получена валовая прибыль. Однако часть её, а иногда и вся она, может пойти на покрытие инфляционной спирали. Этот вид риска ощущают все институциональные инвесторы, проводящие свои операции в странах с высокими темпами инфляции. Как правило, это страны с переходным видом экономики.
Таким образом, были рассмотрены различные виды коммерческого риска, с которыми может столкнуться предприниматель, для которого очень важно иметь ясную картину по наиболее вероятным рискам для его фирмы и для конкретного проекта. Если предприниматель или менеджер действует без учета рисковых ситуаций, то управленческие решения принимаются им в условиях неопределенности, что резко увеличивает риск негативного исхода его деятельности и соответственно материального, морального и прочих видов ущерба. Далее рассмотрим методы оценки коммерческого риска.
1.3 Методы оценки коммерческого риска
В основе управления риском, направленного на снижение вероятности наступления негативных последствий и величины возможного ущерба, лежит оценка риска, характеризующая степень неопределенности результата производственно-хозяйственных операций. Оценка риска представляет собой совокупность процедур идентификации факторов, причин его возникновения, анализа возможностей и последствий проявления риска. [11] Различают, как правило, качественную и количественную оценки риска.
Качественная оценка (анализ рисков) направлена на установление существования различных видов риска, определяющих их факторов и причин. Результатом качественной оценки является система рисков. Как правило, картографирование рисков предшествует их количественной оценке. Картографирование позволяет ранжировать причины и области воздействия рисков по степени их влияния на конечные результаты деятельности предприятия.
Количественная оценка проводится на основе результатов качественной оценки рисков. Процесс количественной оценки состоит в определении вероятности воздействия риска и характера его влияния на показатели деятельности предприятия. Существующие виды количественной оценки риска могут быть классифицированы по следующим признакам:
- В соответствии с характером используемой исходной информации:
- априорная оценка, основанная на теоретических положениях и выражающая требования к будущим последствиям определенных решений, событий;
- эмпирическая оценка, при проведении которой используются фактические отчетные данные за прошедший период времени.
- В зависимости от стадии принятия решения (временной аспект риска): оценка «стартового» риска – в идее, проекте, замысле и «финального» - в уже принятом решении, совершенном действии.
- В соответствии с полученным результатом: оценка обособленных, отдельных видов риска и комплексного, совокупного его уровня.
- В зависимости от степени объективности оценки: субъективная (например, основанная на результатах опроса экспертов), объективная (проводимая на основе статистической информации за продолжительный период времени).
Актуальность проблем внедрения и использования системы управления рисками в деятельности предприятия обуславливает существование достаточно большого количества методов оценки риска.
Условно можно выделить следующие подходы к оценке рисков:
-
- по воздействию рисков;
- по факторам воздействия риска;
- по возможностям проявления воздействия рисков;
- при учете вероятности изменения его воздействия;
- на основе построения моделей, сценариев развития событий при различных вариантах и условиях внешней и внутренней среды функционирования предприятия.
Первый подход к оценке рисков является достаточно простым и распространенным. Он применяется в основном для оценки «финального» риска и заключается в определении значений показателей, характеризующих влияние риска на деятельность предприятия. Основными величины отражающие воздействие риска является потери (или прибыль) связанная с его реализацией. При этом воздействие риска в большинстве случаев связывают со снижением эффективности экономической деятельности организации. При этом риск оценивается, как разница полученной прибыли в случаи его реализации (наступления события) и в текущий момент (когда событие еще не наступило).
Второй подход основан на фактурном анализе риска, то есть оценке действующего или будущего воздействия риска на показатели, характеризующие факторы риска, основные источники их возникновения, их значимость в сложившейся ситуации. В качестве методов ситуационного анализа внутренних факторов риска применяется аудит, анализ хозяйственной деятельности и финансовый анализ. Наряду с финансовыми коэффициентами для оценки финансовых рисков применяются также и другие показатели, как уровень потерь при транспортировке продукции; индексы цен на продукцию; объемы (индексы) реализации продукции; уровень дебиторской и кредиторской задолженности.
Вышеперечисленные методы оценки рисков, не принимают во внимание динамичность и нестабильность среды функционирования предприятия, вероятность изменения воздействия риска с течением времени, а основываются только на анализе факторов и результирующего воздействия риска, а следовательно соответствуют его пониманию как ситуационной характеристики деятельности предприятия. Более полная, комплексная оценка связана с определением риска как количественной, вероятностной экономической категории.
В системе управления рисками для получения более обоснованного результата оценки риска применяются экономико-статистические методы. Данный подход, предложенный в модели Марковица, основан на характеристике распределения социально-экономических явлений с помощью закона нормального распределения. Экономико-статистический метод базируется на изучении статистики показателей, характеризующих воздействие риска с целью определения вероятности события, установления величины риска. Вероятность означает возможность получения конкретного результата. Риск оценивается на основании математического ожидания, дисперсии, среднеквадратического отклонения, коэффициента вариации.
На основе подхода, предложенного Марковицем, были разработан и другие методы оценки рисков, например, метод VaR (Value at Risk – рисковая стоимость; стоимость под риском). Сутью данного метода является четкий и однозначный ответ на вопрос, возникающий при проведении финансовых операций: какой максимальный убыток рискует понести инвестор за определенный период времени с заданной вероятностью. Рассчитанное значение VaR будет характеризовать то, что с заданной вероятностью изменение величины изучаемого актива при установленном объеме вложений не приведет к убыткам большим, чем величина VaR.
Трудности, возникающие при создании и исследовании экономико-статистических моделей, привели к возникновению и развитию имитационных методов и моделей, позволяющих моделировать систему, связанную с большим числом взаимодействующих систем и объектов. Под имитационной моделью понимают вычислительную процедуру, формализовано описывающую изучаемый объект и имитирующую его поведение. К таким методам и моделям относятся, например, модели, построенные на графах, метод Монте-Карло и другие. Главная цель имитирования – использование некоего устройства для имитации реальной системы, чтобы ее исследовать, понять ее свойства, характеристики. Например, метод Монте-Карло основан на применении имитационных моделей, позволяющих создать множество сценариев развития событий.