Файл: Ассортиментная политика предприятия (ООО «Дом строй») промышленности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 460

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Одним из важнейших условий наиболее полного удовлетворения спроса населения, ускорения реализации товаров и повышения эффективности труда в торговле является формирование правильной ассортиментной политики. Развитие конкуренции и возрастание неопределенной внешней среды по отношению к предприятию, что формирует актуальность стратегического подхода к управлению ассортиментом.

Ассортиментная политика организации — система мер, направленная на формирование конкурентоспособной модели, обеспечивающей устойчивые позиции предприятия на рынке и получение необходимой прибыли. Такая политика является центральным элементом коммерческой стратегии торгового предприятия на рынке. Главной ее целью в современных условиях

хозяйствования является определение набора товаров, наиболее предпочтительных для обслуживаемого сегмента рынка, что и предопределило актуальность данной темы1.

Формирование ассортимента товаров является важнейшим фактором жизнедеятельности торгового предприятия. Формирование ассортимента товаров оказывает прямое воздействие на продажи, что даёт возможность управлять, корректировать долю маржинального дохода, соответственно и чистой прибыли2.

Целью исследования является анализ и формирование ассортимента предприятия, разработка рекомендаций по совершенствованию товарного ассортимента.

Для достижения поставленной цели предусматривается решить следующие задачи исследования:

  1. рассмотреть теоретические основы предприятия по формированию ассортиментной политики;
  2. Зотов В. В. Ассортиментная политика фирмы: учебное пособие. — Москва, Юристь, 2016. — С. 49
  3. Гордеев Д. Управление ассортиментом в современных экономических условиях // РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2015.-№2. - С. 60
    1. изучить подходы и параметры оценки эффективности организации ассортиментной политики предприятия;
    2. дать характеристику предприятия и его деятельности;
    3. проанализировать ассортиментную политику предприятия;
    4. внести рекомендации по повышению эффективности ассортиментной политики предприятия.

Объектом исследования является ООО «Дом строй» — торговое предприятие, которое специализируется на продаже строительных и отделочных материалов.

Предмет исследования процесс формирования и оценки ассортиментной политики торгового предприятия.


Теоретической основой исследования стали работы таких отечественных

  • зарубежных авторов, занимающихся изучением ассортиментной политики предприятий, в частности, как: А.В, Баев, И.Н. Герчикова, В.В. Апопий, А.В. Бусыгин, И.К. Беляевский, Л.П. Дашков, Е. Дихтль, Е.В. Ильющенко, В.К.

Памбухчиянц и др.

Кроме этого, источниками получения информации по теме работы послужили периодические издания, публикации в Интернете, а также отчетность и внутренняя документация ООО «Дом строй».

Методология исследования основывается на таких научных методах, как метод теоретического анализа и синтеза, системный и структурный анализ, метод статистического, экономического и финансового анализа и др.

Практическая значимость исследования заключается в том, что эффективное формирование ассортиментной политики торгового предприятия приведет к росту товарооборота, повышению конкурентоспособности предприятия, а, следовательно, и к росту его финансовых показателей.

Цель и задачи исследования определили структуру работы.

  • первой главе работы приведены теоретические аспекты управления ассортиментной политики предприятия.

Во второй главе дается общая характеристика деятельности предприятия,

проводится анализ коммерческой деятельности, изучение ассортиментной политики торгового предприятия.

  • третьей главе предлагаются мероприятия совершенствования ассортиментной политики ООО «Дом строй», направления действий и оценка их экономической эффективности.

Глава 1. Теоретические аспекты управления ассортиментной политикой организации

1.1. Понятие и сущность ассортиментной политики

Ассортиментная политика торговой организации — комплекс мер, направленных на становление конкурентоспособной модели, обеспечивающей устойчивое положение предприятия на рынке и получение прибыли3. В экономической литературе ассортиментная политика рассматривается с различных точек зрения. В связи с этим существует множество трактовок понятия ассортиментная политика, представленные в таблице 1.


Таблица 1

Сравнительный анализ различных взглядов на понятие «ассортиментная политика»

Автор

Определение

А.В. Баев

Ассортиментная политика — политика, суть которой состоит в

определении номенклатуры производства и реализации товаров,

продукции с учетом собственных возможностей, возможностей

поставщиков и партнеров, потребностей рынка, степени риска,

сезонности спроса, конъюнктуры и динамики цен4

С.Е. Кован

Ассортиментная политика — это формирование ассортимента

продукции в зависимости от потребностей рынка, финансового

состояния предприятия и ограничений на различные виды

используемых в производстве ресурсов5

И.Н.

Ассортиментная политика предполагает решение проблемы

Герчикова

выбора номенклатуры производимой продукции и ее

оптимизацию

М. А.

Ассортиментная политика организации — цели, задачи и

Николаева

основные направления формирования ассортимента, заданные ее

руководством6

Е. Дихтль,

Ассортиментная политика является важнейшим инструментом

Х. Хершген

комплекса маркетинга, заключается в создании такой

совокупности отдельных продуктов, которая имеет преимущества

с точки зрения покупателей7

В.В. Зотов

Ассортиментная политика — процесс формирования оптимальной

структуры ассортимента организаций различных форм

собственности и отраслевой принадлежности8

  1. Альбеков А.У. Э кономика коммерческого предприятия. — Ростов-на Дону, Феникс , 2016. — С. 95
  2. Баев А.В. Совершенствование методов э кономической оценки ассортиментной политики нефтеперерабатывающего предприятия. — Уфа, Регион, 2015. — С. 41
  3. Кован С.Е., Мокрова Л. П., Ряховская А. Н. Теория антикризисного управления предприятием: учебное пособие. — Москва, Дефо, 2015. — С. 38
  4. Николаева М. А., Кар ташова Л. В. Стандар тизация, метрология и по дтверждение соответствия: учеб ник. — Москва, Дельрус, 2017. — С. 57
  5. Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг: учебное пособие. — Москва , Статистика, 2015. — С. 74
  6. Зотов В. В. Ассортиментная политика фирм ы: учебное пособие. — Москва, Юристь, 2016. — С. 81

Продолжение Таблицы 1

Е.В.

Ассортиментная политика — политика, целью которой является

Ильющенко

определение набора товаров, обеспечивающих успешную работу

на рынке и прибыльную деятельность предприятия 9

Э.В. Минько

Определение выбора товарных групп, наиболее

предпочтительного для успешной работы на рынке и

обеспечивающего экономическую эффективность деятельности

предприятия в целом, — один из основных вопросов

ассортиментной политики1 0

А.Н.

Ассортиментная политика — формирование ассортимента

Азрилиян

продукции в зависимости от потребностей рынка, финансового

состояния предприятия и его стратегических целей1 1

А.Н. Асаул

Ассортиментная политика — определение набора ассортиментных

групп, наиболее предпочтительного с точки зрения обеспечения

экономически эффективной деятельности коммерческой

организации в стратегическом и тактическом периоде1 2

Все представленные выше определения ассортиментной политики, возможно объединить в смысловые группы.

  1. Часть экономистов подразумевают под ассортиментной политикой непосредственно процесс формирования перечня продукции, который способствует компании вести свою деятельность на рынке, обеспечивая экономическую эффективность функционирования компании в целом.

Большим недостатком в определениях данной группы является то, что отсутствуют пожелания, потребности клиентов и общества, а первоочередными задачами считаются цели предприятия.

Данный подход к определению ассортиментной политики в современных рыночных условиях не приемлем, так как нацеленность на требования и мнения покупателей и общество в целом считается самой актуальной задачей для производителей и продавцов.

  1. Ассортиментная политика изучается с позиции ее целенаправленности,

при этом ее основная цель и особенности формирования точно не указываются.

  1. Ильющенко Е. В. Маркетинг на предприятии. — Минск, Э коперспектива, 2016. — С. 118
  2. Минько Э. В. Организация коммерческой деятельности промышленного предприятия. — Москва, Экономист,

2016. — С. 119

  1. Корпоративный менеджмент. Э кспертный: сайт. - URL: http://www.cfin.ru.ru
  2. Асаул А.Н., Войнаренко М.П., Ерофеев П.Ю. Организация предпринимательской деятельности: учебник. — Санкт-Петербург, Гуманистика , 2016. — С. 197

Имеется эффект разобщенности в определении ожидаемого результата формирования ассортиментной политики, следствием которого, как правила, является низкий эффект от проведения данного типа политики, или абсолютное отсутствие эффективности как таковой. Не обозначенная в полном объеме цель ассортиментной политики ведет к проблемам в понятии ее сущности.

  1. Следующая группа определений изучает понятие ассортиментной политики с позиции процесса формирования ассортимента. Но образование ассортимента продукции подразумевает собой проработку и введение в

производство определенной номенклатуры продукций, их разновидностей, соединенных в товарные группы по конкретному признаку. Ассортиментная политика — это наиболее обширное и общее понятие по отношению к сущности понятия «формирование ассортимента».

  1. Целью экономической деятельности не может являться постоянное стремление к удовлетворению всевозрастающих потребностей клиента, так как из этого не следуют конкретные критерии оценки направлений и методов экономического развития. Также, данные критерии не воспринимают во внимание стремление компании максимизировать итоговые финансовые результаты деятельности.
  2. Данные определения имеют описательный характер и раскрывают сущность ассортиментной политики не в полном объеме, так как в них отсутствуют направления на итоговую цель деятельности предприятия, а соответственно, на оптимизацию и рост итоговых результатов деятельности компании. В определении ассортиментной политики, в том числе с позиции управления ею, следует обратить внимание на субъект управления, а именно конкретное предприятие13.

Современная ассортиментная политика предполагает решение трех взаимосвязанных задач (Рисунок 1).

13 Корпоративный менеджмент. Э кспертный: сайт. - URL: http://www.cfin.ru.ru

Рисунок 1. Задачи ассортиментной политики14

На основании задач ассортиментной политики, можно выделить следующие ее основные элементы, рисунок 2.

Изучение запросов потребителей к продуктам, методам продажи, сервису, прочим услугам

Определение оптимального соотношения набора товаров, находящихся на разных стадиях своих жизненных циклов