Файл: Ассортиментная политика предприятия (ООО «Дом строй») промышленности.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 460
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты управления ассортиментной политикой организации
1.1. Понятие и сущность ассортиментной политики
1.2. Подходы к организации ассортиментной политики
1.3. Оценка эффективности управления ассортиментной политики организации
Глава 2. Современное состояние управления ассортиментной политикой ООО «Дом строй»
2.1. Общая характеристика деятельности торговой организации
2.2. Анализ управления ассортиментной политикой организации
Глава 3. Совершенствование управления ассортиментной политикой ООО «Дом строй»
3.1. Предложения по совершенствованию управления ассортиментной политикой
Введение
Одним из важнейших условий наиболее полного удовлетворения спроса населения, ускорения реализации товаров и повышения эффективности труда в торговле является формирование правильной ассортиментной политики. Развитие конкуренции и возрастание неопределенной внешней среды по отношению к предприятию, что формирует актуальность стратегического подхода к управлению ассортиментом.
Ассортиментная политика организации — система мер, направленная на формирование конкурентоспособной модели, обеспечивающей устойчивые позиции предприятия на рынке и получение необходимой прибыли. Такая политика является центральным элементом коммерческой стратегии торгового предприятия на рынке. Главной ее целью в современных условиях
хозяйствования является определение набора товаров, наиболее предпочтительных для обслуживаемого сегмента рынка, что и предопределило актуальность данной темы1.
Формирование ассортимента товаров является важнейшим фактором жизнедеятельности торгового предприятия. Формирование ассортимента товаров оказывает прямое воздействие на продажи, что даёт возможность управлять, корректировать долю маржинального дохода, соответственно и чистой прибыли2.
Целью исследования является анализ и формирование ассортимента предприятия, разработка рекомендаций по совершенствованию товарного ассортимента.
Для достижения поставленной цели предусматривается решить следующие задачи исследования:
- рассмотреть теоретические основы предприятия по формированию ассортиментной политики;
- Зотов В. В. Ассортиментная политика фирмы: учебное пособие. — Москва, Юристь, 2016. — С. 49
- Гордеев Д. Управление ассортиментом в современных экономических условиях // РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2015.-№2. - С. 60
- изучить подходы и параметры оценки эффективности организации ассортиментной политики предприятия;
- дать характеристику предприятия и его деятельности;
- проанализировать ассортиментную политику предприятия;
- внести рекомендации по повышению эффективности ассортиментной политики предприятия.
Объектом исследования является ООО «Дом строй» — торговое предприятие, которое специализируется на продаже строительных и отделочных материалов.
Предмет исследования — процесс формирования и оценки ассортиментной политики торгового предприятия.
Теоретической основой исследования стали работы таких отечественных
- зарубежных авторов, занимающихся изучением ассортиментной политики предприятий, в частности, как: А.В, Баев, И.Н. Герчикова, В.В. Апопий, А.В. Бусыгин, И.К. Беляевский, Л.П. Дашков, Е. Дихтль, Е.В. Ильющенко, В.К.
Памбухчиянц и др.
Кроме этого, источниками получения информации по теме работы послужили периодические издания, публикации в Интернете, а также отчетность и внутренняя документация ООО «Дом строй».
Методология исследования основывается на таких научных методах, как метод теоретического анализа и синтеза, системный и структурный анализ, метод статистического, экономического и финансового анализа и др.
Практическая значимость исследования заключается в том, что эффективное формирование ассортиментной политики торгового предприятия приведет к росту товарооборота, повышению конкурентоспособности предприятия, а, следовательно, и к росту его финансовых показателей.
Цель и задачи исследования определили структуру работы.
- первой главе работы приведены теоретические аспекты управления ассортиментной политики предприятия.
Во второй главе дается общая характеристика деятельности предприятия,
проводится анализ коммерческой деятельности, изучение ассортиментной политики торгового предприятия.
- третьей главе предлагаются мероприятия совершенствования ассортиментной политики ООО «Дом строй», направления действий и оценка их экономической эффективности.
Глава 1. Теоретические аспекты управления ассортиментной политикой организации
1.1. Понятие и сущность ассортиментной политики
Ассортиментная политика торговой организации — комплекс мер, направленных на становление конкурентоспособной модели, обеспечивающей устойчивое положение предприятия на рынке и получение прибыли3. В экономической литературе ассортиментная политика рассматривается с различных точек зрения. В связи с этим существует множество трактовок понятия ассортиментная политика, представленные в таблице 1.
Таблица 1
Сравнительный анализ различных взглядов на понятие «ассортиментная политика»
Автор |
Определение |
А.В. Баев |
Ассортиментная политика — политика, суть которой состоит в |
определении номенклатуры производства и реализации товаров, |
|
продукции с учетом собственных возможностей, возможностей |
|
поставщиков и партнеров, потребностей рынка, степени риска, |
|
сезонности спроса, конъюнктуры и динамики цен4 |
|
С.Е. Кован |
Ассортиментная политика — это формирование ассортимента |
продукции в зависимости от потребностей рынка, финансового |
|
состояния предприятия и ограничений на различные виды |
|
используемых в производстве ресурсов5 |
|
И.Н. |
Ассортиментная политика предполагает решение проблемы |
Герчикова |
выбора номенклатуры производимой продукции и ее |
оптимизацию |
|
М. А. |
Ассортиментная политика организации — цели, задачи и |
Николаева |
основные направления формирования ассортимента, заданные ее |
руководством6 |
|
Е. Дихтль, |
Ассортиментная политика является важнейшим инструментом |
Х. Хершген |
комплекса маркетинга, заключается в создании такой |
совокупности отдельных продуктов, которая имеет преимущества |
|
с точки зрения покупателей7 |
|
В.В. Зотов |
Ассортиментная политика — процесс формирования оптимальной |
структуры ассортимента организаций различных форм |
|
собственности и отраслевой принадлежности8 |
- Альбеков А.У. Э кономика коммерческого предприятия. — Ростов-на Дону, Феникс , 2016. — С. 95
- Баев А.В. Совершенствование методов э кономической оценки ассортиментной политики нефтеперерабатывающего предприятия. — Уфа, Регион, 2015. — С. 41
- Кован С.Е., Мокрова Л. П., Ряховская А. Н. Теория антикризисного управления предприятием: учебное пособие. — Москва, Дефо, 2015. — С. 38
- Николаева М. А., Кар ташова Л. В. Стандар тизация, метрология и по дтверждение соответствия: учеб ник. — Москва, Дельрус, 2017. — С. 57
- Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг: учебное пособие. — Москва , Статистика, 2015. — С. 74
- Зотов В. В. Ассортиментная политика фирм ы: учебное пособие. — Москва, Юристь, 2016. — С. 81
Продолжение Таблицы 1 |
|
Е.В. |
Ассортиментная политика — политика, целью которой является |
Ильющенко |
определение набора товаров, обеспечивающих успешную работу |
на рынке и прибыльную деятельность предприятия 9 |
|
Э.В. Минько |
Определение выбора товарных групп, наиболее |
предпочтительного для успешной работы на рынке и |
|
обеспечивающего экономическую эффективность деятельности |
|
предприятия в целом, — один из основных вопросов |
|
ассортиментной политики1 0 |
|
А.Н. |
Ассортиментная политика — формирование ассортимента |
Азрилиян |
продукции в зависимости от потребностей рынка, финансового |
состояния предприятия и его стратегических целей1 1 |
|
А.Н. Асаул |
Ассортиментная политика — определение набора ассортиментных |
групп, наиболее предпочтительного с точки зрения обеспечения |
|
экономически эффективной деятельности коммерческой |
|
организации в стратегическом и тактическом периоде1 2 |
|
Все представленные выше определения ассортиментной политики, возможно объединить в смысловые группы.
- Часть экономистов подразумевают под ассортиментной политикой непосредственно процесс формирования перечня продукции, который способствует компании вести свою деятельность на рынке, обеспечивая экономическую эффективность функционирования компании в целом.
Большим недостатком в определениях данной группы является то, что отсутствуют пожелания, потребности клиентов и общества, а первоочередными задачами считаются цели предприятия.
Данный подход к определению ассортиментной политики в современных рыночных условиях не приемлем, так как нацеленность на требования и мнения покупателей и общество в целом считается самой актуальной задачей для производителей и продавцов.
- Ассортиментная политика изучается с позиции ее целенаправленности,
при этом ее основная цель и особенности формирования точно не указываются.
- Ильющенко Е. В. Маркетинг на предприятии. — Минск, Э коперспектива, 2016. — С. 118
- Минько Э. В. Организация коммерческой деятельности промышленного предприятия. — Москва, Экономист,
2016. — С. 119
- Корпоративный менеджмент. Э кспертный: сайт. - URL: http://www.cfin.ru.ru
- Асаул А.Н., Войнаренко М.П., Ерофеев П.Ю. Организация предпринимательской деятельности: учебник. — Санкт-Петербург, Гуманистика , 2016. — С. 197
Имеется эффект разобщенности в определении ожидаемого результата формирования ассортиментной политики, следствием которого, как правила, является низкий эффект от проведения данного типа политики, или абсолютное отсутствие эффективности как таковой. Не обозначенная в полном объеме цель ассортиментной политики ведет к проблемам в понятии ее сущности.
- Следующая группа определений изучает понятие ассортиментной политики с позиции процесса формирования ассортимента. Но образование ассортимента продукции подразумевает собой проработку и введение в
производство определенной номенклатуры продукций, их разновидностей, соединенных в товарные группы по конкретному признаку. Ассортиментная политика — это наиболее обширное и общее понятие по отношению к сущности понятия «формирование ассортимента».
- Целью экономической деятельности не может являться постоянное стремление к удовлетворению всевозрастающих потребностей клиента, так как из этого не следуют конкретные критерии оценки направлений и методов экономического развития. Также, данные критерии не воспринимают во внимание стремление компании максимизировать итоговые финансовые результаты деятельности.
- Данные определения имеют описательный характер и раскрывают сущность ассортиментной политики не в полном объеме, так как в них отсутствуют направления на итоговую цель деятельности предприятия, а соответственно, на оптимизацию и рост итоговых результатов деятельности компании. В определении ассортиментной политики, в том числе с позиции управления ею, следует обратить внимание на субъект управления, а именно конкретное предприятие13.
Современная ассортиментная политика предполагает решение трех взаимосвязанных задач (Рисунок 1).
13 Корпоративный менеджмент. Э кспертный: сайт. - URL: http://www.cfin.ru.ru
Рисунок 1. Задачи ассортиментной политики14
На основании задач ассортиментной политики, можно выделить следующие ее основные элементы, рисунок 2.
Изучение запросов потребителей к продуктам, методам продажи, сервису, прочим услугам
Определение оптимального соотношения набора товаров, находящихся на разных стадиях своих жизненных циклов