Файл: Коммерческие риски и способы их уменьшения на примере ООО «Центр 71».pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы управления коммерческими рисками
1.2 Понятие коммерческого риска, его основные характеристики
1.3 Методы оценки коммерческого риска
Глава 2. Управление коммерческими рисками на примере компании ООО «Центр 71»
2.1 Общая характеристика деятельности ООО «Центр 71»
2.2 Выявление и оценка коммерческих рисков ООО «Центр 71»
Глава 3. Методы управления (воздействия и профилактики) коммерческими рисками
Экспертные методы и модели особенно важны при решении сложных неформализуемых проблемных ситуаций, когда неполность и недостоверность информации не позволяют применять в чистом виде формальные математические методы и модели. Эксперты приводят интуитивно-логический анализ исследуемой ситуации с количественными или порядковыми оценками процессов или явлений и формальной обработкой результатов экспертизы. Получаемое в результате обработки обобщенное мнение экспертов принимается как решение проблемы. Экспертные мнения можно разделить на индивидуальные и коллективные. К первым относятся, например, метод «интервью», аналитические докладные записки, написание сценария. Разновидностью экспертного мнения является метод Дельфи [8].
Представленные концепции оценки риска имеют свою определенную практическую и теоретическую значимость. Возможности применения рассмотренных подходов для оценки рисков деятельности предприятия зависят от соответствия методики определения воздействия риска определенным условиям, свойствам экономической среды, наличия исходных данных, уровня неопределенности, сложности развития ситуации риска. Результаты статистической, аналитической, экспертной оценки риска являются основой для принятия решений по управлению рисками.
Таким образом, были рассмотрены основные теоретические аспекты управления рисками. Перейдем к их практическому применению.
Глава 2. Управление коммерческими рисками на примере компании ООО «Центр 71»
2.1 Общая характеристика деятельности ООО «Центр 71»
ООО «Центр 71» представляет собой стабильно развивающиеся предприятие оказывающие информационно-консультационные услуги связанные адаптацией трудовых мигрантов в Тульской области. На сегодняшний день, востребованность сфера деятельности ООО «Центр 71» можно оценить по наличию соглашения между ООО «Центр 71» и Государственной инспекцией труда в Тульской области о сотрудничестве в области культурной и трудовой адаптации трудовых мигрантов в Тульской области. Сфера деятельности предприятия – услуги. Фактическое местонахождение – город Тула. Юридическое местонахождение — Тульская обл, Богородицкий р-н, п.Бегичевский.
Миссией предприятия является содействие трудовым мигрантам из республик бывшего СССР в реализации их трудовых прав, помощь в культурной и трудовой адаптации на территории Тульской области. В соответствии с миссией сформулированы следующие цели предприятия: построение надежной, продуктивной, инновационной модели сотрудничества с государственными органами и общественными организации на территории Тульской области, для содействия трудовым мигрантам из республик бывшего СССР в реализации их трудовых прав, помощи в культурной и трудовой адаптации на территории Тульской области.
Деятельностью предприятия, формирующей поток доходов, является продажа информационных и юридических услуг трудовым мигрантам из республик бывшего СССР.
Основными видами услуг являются:
-
- консультации;
- проведение образовательных программ;
- сопровождение при визитах в государственные органы на территории Тульской области;
- помощь в подборе жилой недвижимости (аренда, покупка);
- разъяснение трудового и миграционного законодательства Российской Федерации и Тульской области;
Таким образом, конечный продукт предприятия предполагает организацию его массовой продажи конкретному сегменту потребителей, при одновременном учете особенностей того или иного заказчика.
Несмотря на относительно недолгую рыночную историю, продукты, предлагаемые компанией, можно назвать традиционными, потребность в них уже сформирована. Услугами компании за прошлый год воспользовалось более 50 физических лиц.
Таким образом, была кратко охарактеризована деятельность ООО «Центр 71» как объекта исследования. Перейдем к идентификации и оценке коммерческих рисков рассматриваемого предприятия.
2.2 Выявление и оценка коммерческих рисков ООО «Центр 71»
Как уже было отмечено выше, коммерческий риск представляет собой риск, возникающий в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или купленных предпринимателем. В данной работе, мы будем проводить их оценку с использованием экспертного метода, то есть выставим две оценки по пятибальной шкале ( от 0 до 5): балльную оценку вероятности наступления рискового события (от 0 до 5, где 0 – невероятное событие; 5 – реальное событие), а также балльную оценку величины возможного ущерба (от 0 до 5, где 0 – отсутствие ущерба; 5 – ущерб, равный величине активов предприятия).
Коммерческая деятельность ООО «Центр 71» в наибольшей степени подвержена следующим наиболее значимых, для данной организации, коммерческим рискам:
— Риски, связанные с воздействием так называемых форс-мажорных обстоятельств. В частности, дефицит необходимых деталей, стихийное бедствие, восстания, ограничения, взрыв, наводнение, мятеж, санкциями, землетрясение, забастовку, пожар, материалов, несчастный случай, вызванные карантином, военные действия, гражданские беспорядки, случаи введения эмбарго, конфликты между предпринимателями и сотрудниками, рабочей силы или транспорта. Форс-мажорные обстоятельства рассматриваются как в отношении РФ, так и в отношении стран-республик бывшего СССР, граждани которых (трудовые мигранты, прибывающие на территории Тульской области) являются клиентами ООО «Центр 71». Вероятность возникновения оценивается как 2; ущерб от возможной реализации рискового события достаточно велик – 4.
— Риску снижения объемов реализации из-за падения спроса на информационно-консультационные услуги в сфере миграции. Так как ООО «Центр 71» является одним из развивающихся (средним) предприятием, в данной отрасли, на рынке в Тульской области, на котором отмечается довольно высокая степень конкуренции, в том числе и со стороны крупных и устоявшихся фирм, государственных структур/органов (например информационная работа МВД, РосТруда), то вероятность наступления данного риска равна 2, так как рассматриваемое предприятие является одним из лидеров рынка с давней положительной репутацией. Ущерб от реализации рискового события оценивается как 3, что связано с широкой диверсификацией услуг и гибкостью компании.
— Риск зависимости от контрагентов, связанный с ограничением объема оказания услуг, диктованием условий сделки, наличием других рычагов воздействия, оценивается невысоко с точки зрения вероятности. Это обусловлено высоким уровнем конкуренции, в том числе и международной, среди контрагентов и низкой зависимостью компании от конкретных поставщиков юридических, информационных и прочих услуг. Вероятность наступления события равна 1; ущерб от наступления, включающий расходы на поиск новых контрагентов, заключение договора, либо увеличение цены сделки в случае принятия условий контрагента, равен 2.
— Риск снижения объемов реализации под воздействием сезонности спроса. Частично воздействие данного риска смягчается за счет широкого перечня предлагаемых услуг и времени оказания услуг (от 3 до 9 месяцев), однако существуют демисезонные периоды, во время которых объем продаж консультационных услуг снижаются (рынок иностранной рабочей силы в России имеет выраженную сезонной, связанную с сезонностью в строительного сектора). Вероятность наступления события оценивается как 5 (регулярно происходит); ущерб от наступления события оценивается как 2 – вследствие той же диверсифицированности ассортимента услуг, и периода оказания услуг.
— Риск отказа клиента от оплаты услуг возникает крайне редко. Данный риск возникает крайне редко, так как компания в большинстве случаев работает по схеме полной предоплаты и компания имеет законодательные возможности на принуждение клиента к полной оплате (вплоть до получения оплаты под угрозой принудительной депортации). Таким образом, вероятность возникновения риска оценивается как 1, величина возможного ущерба также равна 1.
— Риск, связанный с низкой платежеспособностью клиента. Данный риск умерен и в основном связан с макроэкономическими факторами и курсами валют, привлекательностью Российской Федерации для трудовой миграции. В совокупности вероятность реализации рискового события равна 3; величина возможного ущерба – 3.
— Риск, связанный с себестоимостью оказываемых услуг. Вероятность наступления рискового события достаточно высока (4), что связано, прежде всего, с высоким темпом инфляции. Возможный ущерб от возникновения события оценивается невысоко (1).
— Риск, связанный с работой персонала предприятия. Прежде всего, он связан с неверным анализом и прогнозированием конъюнктуры рынка сбыта; неэффективной организацией маркетинговой деятельности предприятия; не эффективным взаимодействием с государственными органами; нарушением процедуры оформления докумнтов. Вероятность наступления такого события довольно низка (1), что обусловлено профессионализмом и высоким уровнем компетенции персонала, регулярным повышением квалификации, заинтересованностью в повышении результатов работы предприятия. Величина возможного ущерба оценивается как 3, так как в случае реализации предприятие может понести расходы, связанные с невозможностью оказания услуг и наложенными на него штрафами.
— Риск систем, подразумевающий риск сбоя программного обеспечения при проведении текущих операций, ошибки в методологии работы, отказе телекоммуникационных систем. Вероятность реализации рискового события оценивается как 1, что обусловлено как факторами, рассмотренными в предыдущем риске, так и высоким качеством используемой техники и программного обеспечения. Вероятный ущерб оценивается как 2, так как в случае наступления рискового события предприятие может понести расходы, связанные с незаключенными сделками, просрочкой исполнения обязательств, не своевременно поданными документами, неэффективной организацией работы и другими факторами.
Представим оцененные экспертным путем выявленные риски, а также их интегральную оценку (индекс риска), в виде таблицы 2.
Индекс риска, или ранг риска, определяемый по формуле Ir = P × I, где:
Ir – индекс риска (интегральная оценка)
Р – вероятность возникновения риска;
I – ожидаемая величина потерь.
Индекс риска дает возможность судить о степени воздействия и уровне риска. Степень воздействия показывает серьезность негативных последствий в будущем и показывает будущее развитие событий. Уровень риска характеризует степень его приемлемости для компании и показывает нуждается ли риск в нейтрализации или нет. Если в деятельности предприятия выявляются недопустимые риски, то они обрабатываются в первую очередь.
Таблица 2. Оценка вероятности, ущерба и интегральная оценка основных коммерческих рисков ООО «Центр 71»
Вид коммерческого риска |
Вероятность (балл) |
Ущерб (балл) |
Индекс риска |
Риск форс-мажорных обстоятельств |
2 |
4 |
8 |
Риск снижения объемов реализации из-за падения спроса на консультационные услуги вследвии увеличения конкуренции |
2 |
3 |
6 |
Риск зависимости от контрагентов |
1 |
3 |
6 |
Риск снижения объемов реализации под воздействием сезонности спроса |
5 |
2 |
10 |
Риск отказа клиента от оплаты |
1 |
1 |
1 |
Риск, связанный с низкой платежеспособностью клиента |
3 |
3 |
9 |
Риск, связанный с повышением себестоимостью оказываемой услуги |
3 |
1 |
3 |
Риск, связанный с работой персонала предприятия |
1 |
3 |
3 |
Риск систем |
1 |
2 |
2 |
Исходя из таблицы 2.1 наиболее значимыми рисками (по индексу риска) ООО «Центр 71» являются риск снижения объемов реализации под воздействием сезонности спроса; риск форс-мажорных обстоятельств; риск, связанный с низкой платежеспособностью покупателя, риск снижения объемов реализации из-за падения спроса на консультационные услуги в следствии вытеснения конкурентами.
Таким образом, были рассмотрены, оценены экспертным путем и выявлены наиболее значимые виды коммерческих рисков ООО «Центр 71».