Файл: Вестник вгу. Серия Право удк 342. 9 (470).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Вестник ВГУ. Серия: Право



УДК 342.9 (470)

DOI: https://doi.org/10.17308/law/1995-5502/2022/2/178–192




2022. 2
178



СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА:

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ

П. Е. Спиридонов

Санкт-ПетербургскийуниверситетГПСМЧСРоссии

Поступила в редакцию 30 марта 2022 г.

Аннотация: анализируютсясущностныехарактеристикисубъектовадминистративногопроцесса.Констатируется,что субъекты админи-стративно-процессуальных правоотношений отличаются от субъектовадминистративногопроцессатем,чтоонивсегдаконкретны,аучастиев разрешении конкретного административного дела обусловлено особен-ностями административного дела и административного производства.Делается вывод, что объем административной процессуальной правосубъ-ектностинеоднородениоченьчастозависитотвидаадминистративногопроизводства, в котором непосредственно возникает соответствующийвидадминистративно-процессуальныхправоотношений.Администра-тивно-процессуальные права могут быть обусловлены не только правами,но и обязанностями, устанавливаемыми нормами материального права.Обращается внимание на то, что в зависимости от особенностей процес-суального положения субъектов административного процесса их можноподразделить: на органы (должностные лица), рассматривающие и раз-решающие административное дело по существу; лица, в отношении ко-торых административное дело рассматривается; лица, способствующиеразрешениюадминистративногоделапосуществу.

Ключевые слова: административныйпроцесс,субъектыадминистра-тивногопроцесса,административно-процессуальныйстатус,админи-стративно-процессуальныеправоотношения,административнаяпро-цессуальнаяправосубъектность,административнаяпроцессуальнаяправоспособность,административнаяпроцессуальнаядееспособность.
Absract: the purpose of the study is to analyze the essential characteristics ofthesubjectsoftheadministrativeprocess.Theworkstatesthatsubjectsofadmi-nistrative and procedural legal relations differ from subjects of administrativeprocess in that they are always specific, and participation in the settlement of aspecific administrative case is due to the peculiarities of the administrative caseand administrative proceedings. The work concludes that the volume of admi-nistrative procedural legal personality is heterogeneous and very often dependson the type of administrative proceedings in which the corresponding type ofadministrative procedural legal relationship directly arises. Administrative andprocedural rights can be determined not only by rights, but also by obligationsestablished by substantive law. It is noted that depending on the peculiarities oftheproceduralsituationofthesubjectsoftheadministrativeprocess,theycanbedivided into: bodies (officials) that consider and resolve an administrative caseon the merits; Persons in respect of whom an administrative case is pending;personswhocontributetoresolvinganadministrativecaseonthemerits.

Key words: administrative process, subjects of the administrative process, ad-ministrative-proceduralstatus,administrativeprocedurallegalrelationship,



© Спиридонов П. Е., 2022

administrativeprocedurallegalpersonality,administrativeproceduralstan-ding,administrativeproceduralcapacity.

П. Е. Спиридонов. Субъекты административного процесса...
Благодаря усилиям ведущих отечественных ученых-администрати- вистов (М. Н. Кобзарь-Фролова, Е. Б. Лупарев, Л. Л. Попов, Ю. П. Соло- вей, Ю. Н. Старилов, А. И. Стахов и др.)1 усилилось внимание к различ- ным институтам административного процесса. В работах, посвященных административному процессу, исследуются разные аспекты админи- стративно-процессуальных правоотношений, стадии административного процесса, меры административно-процессуального принуждения, роль доказывания и доказательств в разрешении административных дел, но, на наш взгляд, не уделяется достаточного внимания административ- но-процессуальной характеристике субъектов (участников) администра- тивно-процессуальных правоотношений.

В свое время Г. Кельзен отмечал, что субъектом права могут быть не только люди, но и такие сообщества, как союзы, акционерные обще- ства, городские управы, государства, а в качестве носителя прав и юри- дических обязанностей может выступать не только человек, но и другие сущности2. При этом необходимо привести справедливое замечание, ка- сающееся субъектов права и правоотношений, что «категория «субъект права» лишена определенности. Понятие «субъект правоотношения», даже используемое в единственном числе, означает, что субъект всег- да находится в правовой связи как минимум еще с одним конкретным субъектом, желающим материализовать свою и тоже конкретную потреб- ность-цель. У этого субъекта также имеются конкретные субъективные права и конкретные субъективные обязанности»3.




1 См., например: Кобзарь-Фролова М. Н. Категории «процесс» и «процедуры» в трудах классиков российского административного права : понятие, актуаль-

ность и современность модели // Сибирское юрид. обозрение. 2021. Т. 18, 3. С. 252–260 ; Лупарев Е. Б. Объект и предмет административно-процессуального правоотношения // Вестник Воронеж. гос. ун-та. Серия: Право. 2021. № 3 (46). С. 149–163 ; ПоповЛ.Л. Административно-процессуальное право как самостоя-

тельная отрасль российского права // Административное право и процесс. 2019.

№ 5. С. 9–11 ; Соловей Ю. П. К завершению дискуссии о понимании админи- стративного процесса // Сибирское юрид. обозрение. 2021. Т. 18, 3. С. 359–378 ; Старилов Ю. Н. Много административных процессов не бывает, или админи- стративное судопроизводство – единственный вид российского административно- го процесса (по следам научно-практической конференции на тему «Современные проблемы построения российской модели административного процесса» (Сибир- ский юридический университет, г. Омск, 4 июля 2021 г.) // Вестник Воронеж. гос. ун-та. Серия: Право. 2021. № 2 (45). С. 287–293 ; Стахов А. И. Интегративная теория административного процесса – единственно верная основа построения модели административного процесса // Сибирское юрид. обозрение. 2021. Т. 18,

3. С. 313–327.

2 См.: КельзенГ. Чистое учение о праве. СПб., 2015. С. 216–217.

3 Серков П. П. Правоотношение (теория и практика современного правового регулирования) : в 3 ч. Ч. 1 : Грани правового неведомого. М., 2018. С. 155.

179





2022. 2
180


Д. Н. Бахрах указывал, что субъектом права является участник об- щественных отношений, которого юридическая норма наделяет правами и обязанностями, тем самым соглашаясь с С. С. Алексеевым о наличии двух критериев у субъекта права: социального и юридического, где со- циальный участие в качестве обособленного, способного вырабатывать и осуществлять единую волю, персонифицированного субъекта, а юри- дический признание правовыми нормами способности быть носителем прав и обязанностей, участвовать в правоотношениях. Правоотношения в таком случае являются каналом реализации правовых норм, поэтому носитель прав и обязанностей становится субъектом правоотношений4.

Исходя из этого, на наш взгляд, лиц, которые в соответствии с адми- нистративными процессуальными нормами наделены административ- но-процессуальными правами и обязанностями, можно отнести к субъек-тамадминистративногопроцесса.

Следует учитывать, что в теории административного процесса при- нято делить субъектов административного процесса на индивидуальные и коллективные. Такое деление субъектов административного процесса вытекает из классификации субъектов административного права, по- этому, по мнению В. Д. Сорокина, система субъектов административного процесса может быть представлена в следующем виде:

«1. индивидуальные субъекты граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства.

2. Коллективные субъекты:

а) органы исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской
Федерации, внутренние подразделения этих органов;

б) исполнительные органы местного самоуправления;

в) предприятия и учреждения различных форм собственности; г) общественные объединения;

д) государственные и муниципальные служащие, правомочные раз- решать индивидуально-конкретные дела в сфере государственного управления;

е) предусмотренные законом иные органы государственной власти и их представители»5.

Однако представляется, что в современных условиях к индивидуаль-ным субъектам следует отнести не только физических лиц (граждан Рос- сийской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства), но и должностных лиц органов публичной власти и управления, коммерче- ских и некоммерческих организаций.

Индивидуальные субъекты также могут быть двух видов:

  1. лица, которые реализуют свои права и обязанности, предусмотрен- ные нормами материального права (например, нормами конституцион- ного, административного права и др.);


4 См.: БахрахД.Н.Очерки теории российского права. М., 2008. С. 7.

5 СорокинВ.Д.Административно-процессуальное право : учебник. СПб., 2004. С. 239–240.


  1. П. Е. Спиридонов. Субъекты административного процесса...
    лица, которые в соответствии со своим должностным положением обязаны разрешить административное дело, возникшее в связи с обра- щением физического лица или коллективного образования в уполномо- ченный орган.

Первая группа лиц не имеет устойчивой связи с органами публичной власти и управления, и они вступают в административные процессуаль- ные правоотношения только по причине выполнения своих обязанно- стей или реализации прав. Вторая группа индивидуальных субъектов,