ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
наоборот, является должностными лицами органов публичной власти и управления, и они обязаны в соответствии с административными процес- суальными нормами разрешить возбужденное административное дело.
Коллективные же субъекты административного процесса – это отно- сительно обособленные группы людей, которые также выступают само- стоятельными субъектами административного процесса. К таким субъек- там будут относиться органы исполнительной власти, юридические лица, некоммерческие организации и др. Коллективные субъекты могут быть разделены на две группы: первая участвует в административном процес- се как «невластный субъект» и намерена реализовать свое право; вторая, обладающая необходимой властью и компетенцией, обеспечивает реали- зацию прав, обеспечение исполнения обязанностей первой группы6. При этом представляется, что коллективные субъекты следует подразделить:
органы публичной власти и управления7.
Полагаем, что деление субъектов административного процесса впол-
не закономерно, но рассмотрение особенностей их административно-про- цессуального статуса будет осложнено тем, что они могут выполнять раз- личные процессуальные роли при рассмотрении административных дел, поэтому деление субъектов административно-процессуальных правоот- ношений должно быть несколько иным.
Рассматривая особенности административно-процессуального стату- са субъектов административного процесса, следует остановиться на ад- министративно-процессуальной правосубъектности.
181
6 См.: Административный процесс Российской Федерации : учебник / отв. ред.
Л. Л. Попов. М., 2017. С. 33.
7 См.: ЛупаревЕ.Б.,ДобробабаМ.Б.,МокинаТ.В.Общая теория публичных правоотношений. М., 2011. С. 87.
Как известно, административная процессуальная правосубъектность определяет особенности административного процессуального статуса субъектов административного процесса. Она включает в себя админи- стративную процессуальную правоспособность и административную про- цессуальную дееспособность.
Под административной процессуальной правоспособностью сле- дует понимать способность субъектов административного процесса иметь административные процессуальные права и исполнять адми- нистративные процессуальные обязанности. Административные про- цессуальные права и обязанности субъектов административного про- цесса являются производными от их конституционных прав и прав, которыми они наделяются нормами других материальных отраслей права (например, административного, земельного, семейного и др.) и направлены на реализацию этих прав или исполнение возложенных обязанностей в административном процессуальном порядке. Админи- стративный процессуальный статус, по мнению О. В. Музы, предусма- тривает реализацию процессуальных прав и выполнение процессуаль- ных обязанностей в ходе возникновения, изменения или прекращения административно-процессуальных правоотношений8.
2022. № 2
Рассматривая административную процессуальную правосубъект- ность, необходимо обратить внимание на момент возникновения от- дельных процессуальных прав и, соответственно, возможность их ре- ализации. В свою очередь объем административной процессуальной правосубъектности неоднороден и очень часто зависит от вида адми- нистративного производства, в котором непосредственно возникает соответствующий вид административно-процессуальных правоотно- шений. Административно-процессуальные права могут быть обуслов- лены не только правами, но и обязанностями, устанавливаемыми нор- мами материального права.
Таким образом, момент возникновения административной процессу- альной правосубъектности не столь однозначен, как в административ- ных правоотношениях. Например, полагаем, что момент возникновения административной процессуальной правосубъектности нельзя только увязывать с определенным возрастом физического лица, также важны юридические факты, послужившие основанием возникновения соответ- ствующего административного права или административно-правовой обязанности. Так, регистрация факта рождения осуществляется в опре- деленном процессуальном порядке посредством административных про- цедур и начинается с подачи заявления. Однако подача заявления вы- текает из обязанности, предусмотренной п. 6 ст. 16 Федерального закона
«Об актах гражданского состояния», согласно которому заявление о ро- ждении ребенка должно быть подано не позднее чем через месяц со дня рождения ребенка.
8 См.: МузаО.В.Особенности административно-процессуальной правосубъ- ектности // Журнал российского права. 2013. № 11. С. 52.
П. Е. Спиридонов. Субъекты административного процесса...
У коллективных субъектов административные правоспособность и дееспособность возникают с момента учреждения соответствующего кол- лективного субъекта, в том числе и у коллективного субъекта (коммерче- ского или некоммерческого), собирающегося стать юридическим лицом. В частности, согласно ч. 1 ст. 50.1 ГК РФ юридическое лицо может быть создано на основании решения учредителя (учредителей) об учреждении юридического лица. Однако гражданская правоспособность и дееспо- собность этого образования еще не возникла, так как не осуществлена его государственная регистрация в качестве юридического лица. Тем не менее появилось основание для подачи документов на государствен- ную регистрацию. Таким образом, возникли не только административ- ные права и обязанности, но и административно-процессуальные, но нет еще гражданских прав и обязанностей. Следовательно, и возможность реализации административно-процессуальных прав и обязанностей та- кого коллективного субъекта возникает раньше, чем возможность реа- лизации гражданских прав и обязанностей9. В свою очередь, у органа публичной власти, например в лице органа исполнительной власти или государственной корпорации, административная процессуальная право- субъектность возникает с момента наделения его соответствующими про- цессуальными правами и обязанностями нормативным правовым актом, так как моменты создания и наделения правами и обязанностями могут не совпадать и быть разделены во времени.
Право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), членство в саморегулируемой организации или получение свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду работ, возникает с момента получения такого разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок либо с момента вступления юридического лица в саморегулируемую организацию или выдачи саморегулируемой орга- низации свидетельства о допуске к определенному виду работ и прекра- щается при прекращении действия разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой орга- низации свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Административной процессуальной дееспособностью, как известно,
является способность субъектов административного процесса реализо- вать возложенные на них административные процессуальные права и обязанности, которые в том числе являются производными от материаль-
ных прав и обязанностей субъектов административного процесса.
Например, обязанность гражданина Российской Федерации, достиг- шего 14-летнего возраста и проживающего на территории Российской Федерации, иметь паспорт вытекает из п. 1 Положения о паспорте граж- данина Российской Федерации, а реализация этой обязанности возло-
9 Автор уже указывал на такую особенность коллективных субъектов (см.: СпиридоновП.Е. Некоммерческие организации как субъекты административно- го права // Lex Russica. 2019. № 1. С. 51–61).
жена п. 15 указанного положения: «Документы и личные фотографии для получения или замены паспорта должны быть сданы граждани- ном не позднее 30 дней после наступления обстоятельств, указанных в абзацах третьем и четвертом пункта 12 настоящего Положения, и не позднее 90 дней после наступления обстоятельств, указанных в абзаце втором пункта 1 и абзаце втором пункта 12 настоящего Положения». Порядок выдачи паспорта регламентируется приказом МВД России от 16 ноября 2020 г. № 773 «Об утверждении Административного регла- мента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предо- ставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов граж- данина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации». Конеч- но, в этом случае интересы несовершеннолетнего гражданина будут представлять его родители, опекуны, другие законные представители. Административная процессуальная дееспособность может быть пол- ной, частичной и ограниченной. Полная административная процессу- альная дееспособность, с одной стороны, наступает с совершеннолетия, так как именно этот возраст позволяет в полном объеме реализовывать процессуальные права и обязанности, которыми наделено физическое лицо, но с другой – наличие ряда процессуальных прав зависит от мате- риальных прав и обязанностей, которые будут служить основанием для
вступления в административный процесс.
2022. № 2
Частичная дееспособность может возникать раньше 16 лет (возраст административной ответственности), как это было отмечено выше (14 лет). Ограниченная дееспособность возможна в случае ограничения об- щей дееспособности по решению суда, но возможно и ее ограничение при рассмотрении административного дела. Так, согласно ст. 118 КАС РФ суд может ограничить выступление участника судебного разбирательства в случае нарушения правил процесса.
Административную процессуальную деликтоспособность нет необхо- димости выделять в качестве составной части административной процес- суальной правосубъектности, так как способность нести ответственность, по мнению автора, есть часть административной процессуальной дееспо- собности. Однако необходимо отметить, что привлечение к ответственно- сти за нарушение правил административного процесса обеспечивается административно-деликтными нормами10.
Отдельно следует остановиться на административной процессуаль- ной правоспособности и дееспособности в рамках административного су- допроизводства11.
10 Автор возражает против точки зрения о выделении в отдельный вид от- ветственности процессуальную ответственность. Подробно об этом см.: Спиридо-нов П. Е. Административно-деликтные правоотношения и их особенности // Си- бирское юридическое обозрение. 2019. № 4.
11 Административное судопроизводство в данной статье рассматривается не только как вид судопроизводства, регулируемый КАС РФ, но также включающее в себя такие виды судопроизводства, как регулируемые разделом 3 АПК РФ, рас-
Коллективные же субъекты административного процесса – это отно- сительно обособленные группы людей, которые также выступают само- стоятельными субъектами административного процесса. К таким субъек- там будут относиться органы исполнительной власти, юридические лица, некоммерческие организации и др. Коллективные субъекты могут быть разделены на две группы: первая участвует в административном процес- се как «невластный субъект» и намерена реализовать свое право; вторая, обладающая необходимой властью и компетенцией, обеспечивает реали- зацию прав, обеспечение исполнения обязанностей первой группы6. При этом представляется, что коллективные субъекты следует подразделить:
-
на органы публичной власти и управления; -
юридические лица; -
коллективные образования, не имеющие статуса юридического лица. Как уже отмечалось, субъекты административно-процессуальных правоотношений отличаются от субъектов административного процесса тем, что они всегда конкретны, а участие в разрешении конкретного ад- министративного дела обусловлено особенностями административного дела и административного производства. Одной из особенностей субъ- ектного состава административно-процессуальных правоотношений, как справедливо отмечают Е. Б. Лупарев, М. Б. Добробаба, Т. В. Мокина, яв- ляется также то, что к общеобязательным субъектам будут относиться
органы публичной власти и управления7.
Полагаем, что деление субъектов административного процесса впол-
не закономерно, но рассмотрение особенностей их административно-про- цессуального статуса будет осложнено тем, что они могут выполнять раз- личные процессуальные роли при рассмотрении административных дел, поэтому деление субъектов административно-процессуальных правоот- ношений должно быть несколько иным.
Рассматривая особенности административно-процессуального стату- са субъектов административного процесса, следует остановиться на ад- министративно-процессуальной правосубъектности.
181
6 См.: Административный процесс Российской Федерации : учебник / отв. ред.
Л. Л. Попов. М., 2017. С. 33.
7 См.: ЛупаревЕ.Б.,ДобробабаМ.Б.,МокинаТ.В.Общая теория публичных правоотношений. М., 2011. С. 87.
1 2 3 4 5 6 7
182
Как известно, административная процессуальная правосубъектность определяет особенности административного процессуального статуса субъектов административного процесса. Она включает в себя админи- стративную процессуальную правоспособность и административную про- цессуальную дееспособность.
Под административной процессуальной правоспособностью сле- дует понимать способность субъектов административного процесса иметь административные процессуальные права и исполнять адми- нистративные процессуальные обязанности. Административные про- цессуальные права и обязанности субъектов административного про- цесса являются производными от их конституционных прав и прав, которыми они наделяются нормами других материальных отраслей права (например, административного, земельного, семейного и др.) и направлены на реализацию этих прав или исполнение возложенных обязанностей в административном процессуальном порядке. Админи- стративный процессуальный статус, по мнению О. В. Музы, предусма- тривает реализацию процессуальных прав и выполнение процессуаль- ных обязанностей в ходе возникновения, изменения или прекращения административно-процессуальных правоотношений8.
2022. № 2
Рассматривая административную процессуальную правосубъект- ность, необходимо обратить внимание на момент возникновения от- дельных процессуальных прав и, соответственно, возможность их ре- ализации. В свою очередь объем административной процессуальной правосубъектности неоднороден и очень часто зависит от вида адми- нистративного производства, в котором непосредственно возникает соответствующий вид административно-процессуальных правоотно- шений. Административно-процессуальные права могут быть обуслов- лены не только правами, но и обязанностями, устанавливаемыми нор- мами материального права.
Таким образом, момент возникновения административной процессу- альной правосубъектности не столь однозначен, как в административ- ных правоотношениях. Например, полагаем, что момент возникновения административной процессуальной правосубъектности нельзя только увязывать с определенным возрастом физического лица, также важны юридические факты, послужившие основанием возникновения соответ- ствующего административного права или административно-правовой обязанности. Так, регистрация факта рождения осуществляется в опре- деленном процессуальном порядке посредством административных про- цедур и начинается с подачи заявления. Однако подача заявления вы- текает из обязанности, предусмотренной п. 6 ст. 16 Федерального закона
«Об актах гражданского состояния», согласно которому заявление о ро- ждении ребенка должно быть подано не позднее чем через месяц со дня рождения ребенка.
8 См.: МузаО.В.Особенности административно-процессуальной правосубъ- ектности // Журнал российского права. 2013. № 11. С. 52.
П. Е. Спиридонов. Субъекты административного процесса...
У коллективных субъектов административные правоспособность и дееспособность возникают с момента учреждения соответствующего кол- лективного субъекта, в том числе и у коллективного субъекта (коммерче- ского или некоммерческого), собирающегося стать юридическим лицом. В частности, согласно ч. 1 ст. 50.1 ГК РФ юридическое лицо может быть создано на основании решения учредителя (учредителей) об учреждении юридического лица. Однако гражданская правоспособность и дееспо- собность этого образования еще не возникла, так как не осуществлена его государственная регистрация в качестве юридического лица. Тем не менее появилось основание для подачи документов на государствен- ную регистрацию. Таким образом, возникли не только административ- ные права и обязанности, но и административно-процессуальные, но нет еще гражданских прав и обязанностей. Следовательно, и возможность реализации административно-процессуальных прав и обязанностей та- кого коллективного субъекта возникает раньше, чем возможность реа- лизации гражданских прав и обязанностей9. В свою очередь, у органа публичной власти, например в лице органа исполнительной власти или государственной корпорации, административная процессуальная право- субъектность возникает с момента наделения его соответствующими про- цессуальными правами и обязанностями нормативным правовым актом, так как моменты создания и наделения правами и обязанностями могут не совпадать и быть разделены во времени.
Право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), членство в саморегулируемой организации или получение свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду работ, возникает с момента получения такого разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок либо с момента вступления юридического лица в саморегулируемую организацию или выдачи саморегулируемой орга- низации свидетельства о допуске к определенному виду работ и прекра- щается при прекращении действия разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой орга- низации свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Административной процессуальной дееспособностью, как известно,
1 2 3 4 5 6 7
183
является способность субъектов административного процесса реализо- вать возложенные на них административные процессуальные права и обязанности, которые в том числе являются производными от материаль-
ных прав и обязанностей субъектов административного процесса.
Например, обязанность гражданина Российской Федерации, достиг- шего 14-летнего возраста и проживающего на территории Российской Федерации, иметь паспорт вытекает из п. 1 Положения о паспорте граж- данина Российской Федерации, а реализация этой обязанности возло-
9 Автор уже указывал на такую особенность коллективных субъектов (см.: СпиридоновП.Е. Некоммерческие организации как субъекты административно- го права // Lex Russica. 2019. № 1. С. 51–61).
184
жена п. 15 указанного положения: «Документы и личные фотографии для получения или замены паспорта должны быть сданы граждани- ном не позднее 30 дней после наступления обстоятельств, указанных в абзацах третьем и четвертом пункта 12 настоящего Положения, и не позднее 90 дней после наступления обстоятельств, указанных в абзаце втором пункта 1 и абзаце втором пункта 12 настоящего Положения». Порядок выдачи паспорта регламентируется приказом МВД России от 16 ноября 2020 г. № 773 «Об утверждении Административного регла- мента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предо- ставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов граж- данина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации». Конеч- но, в этом случае интересы несовершеннолетнего гражданина будут представлять его родители, опекуны, другие законные представители. Административная процессуальная дееспособность может быть пол- ной, частичной и ограниченной. Полная административная процессу- альная дееспособность, с одной стороны, наступает с совершеннолетия, так как именно этот возраст позволяет в полном объеме реализовывать процессуальные права и обязанности, которыми наделено физическое лицо, но с другой – наличие ряда процессуальных прав зависит от мате- риальных прав и обязанностей, которые будут служить основанием для
вступления в административный процесс.
2022. № 2
Частичная дееспособность может возникать раньше 16 лет (возраст административной ответственности), как это было отмечено выше (14 лет). Ограниченная дееспособность возможна в случае ограничения об- щей дееспособности по решению суда, но возможно и ее ограничение при рассмотрении административного дела. Так, согласно ст. 118 КАС РФ суд может ограничить выступление участника судебного разбирательства в случае нарушения правил процесса.
Административную процессуальную деликтоспособность нет необхо- димости выделять в качестве составной части административной процес- суальной правосубъектности, так как способность нести ответственность, по мнению автора, есть часть административной процессуальной дееспо- собности. Однако необходимо отметить, что привлечение к ответственно- сти за нарушение правил административного процесса обеспечивается административно-деликтными нормами10.
Отдельно следует остановиться на административной процессуаль- ной правоспособности и дееспособности в рамках административного су- допроизводства11.
10 Автор возражает против точки зрения о выделении в отдельный вид от- ветственности процессуальную ответственность. Подробно об этом см.: Спиридо-нов П. Е. Административно-деликтные правоотношения и их особенности // Си- бирское юридическое обозрение. 2019. № 4.
11 Административное судопроизводство в данной статье рассматривается не только как вид судопроизводства, регулируемый КАС РФ, но также включающее в себя такие виды судопроизводства, как регулируемые разделом 3 АПК РФ, рас-