ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
П. Е. Спиридонов. Субъекты административного процесса...
Под административной процессуальной правоспособностью в админи- стративном судопроизводстве понимается способность соответствующего субъекта административного процесса иметь процессуальные права и нести процессуальные обязанности в административном судопроизвод- стве. В соответствии со ст. 5 КАС РФ она признается в равной мере за всеми гражданами, органами государственной власти, иными государ- ственными органами, органами местного самоуправления, их должност- ными лицами, общественными объединениями, религиозными и иными организациями, в том числе некоммерческими, а также общественными объединениями и религиозными организациями, не являющимися юри- дическими лицами, если они согласно федеральным законам обладают правом на судебную защиту своих прав, свобод и законных интересов в публичной сфере. Административная процессуальная дееспособность в административном судопроизводстве − способность своими действиями осуществлять процессуальные права, в том числе поручать ведение ад- министративного дела представителю, и исполнять процессуальные обя- занности в административном судопроизводстве. Она принадлежит:
-
гражданам, достигшим возраста восемнадцати лет и не признан- ным недееспособными; -
несовершеннолетним гражданам в возрасте от четырнадцати до во- семнадцати лет и гражданам, ограниченным в дееспособности, – по ад- министративным делам, возникающим из спорных административных и иных публичных правоотношений, в которых указанные граждане, согласно закону, могут участвовать самостоятельно. В случае необходи- мости суд может привлечь к участию в рассмотрении административного дела законных представителей этих граждан; -
органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления, избирательным комиссиям, комис- сиям референдума, общественным объединениям, религиозным и иным организациям, в том числе некоммерческим; -
общественным объединениям и религиозным организациям, не являющимся юридическими лицами, – по административным делам, возникающим из спорных административных и иных публичных право- отношений, в которых эти объединения и организации, согласно законо- дательству, могут участвовать.
Таким образом, исходя из вышесказанного, субъектами администра-тивногопроцессаявляются лица, которые в соответствии с администра- тивными процессуальными нормами наделены административно-процес-
смотрение судом дел об административных правонарушениях в соответствии с КоАП РФ и др. Особенность этих правоотношений заключается в том, что они вытекают из публичных материальных правоотношений, но порядок реализации материальных прав и обязанностей обеспечивается посредством применения ад- министративно-процессуальных норм с участием суда (см. подробнее: Спиридо-новП.Е.Административное судопроизводство и его соотношение с иными вида- ми судебных производств // Журнал административного судопроизводства. 2019.
№ 2. С. 15–19).
1 2 3 4 5 6 7
185
186
суальными правами и обязанностями, а субъектами административныхпроцессуальныхправоотношенийявляются конкретные участники ад- министративного дела, наделенные соответствующим кругом процессу- альных прав и обязанностей, обусловленные особенностями администра- тивного производства, в ходе которого осуществляется рассмотрение и разрешение конкретного административного дела.
В связи с особенностями административно-процессуальных право- отношений, а также неоднородностью административных производств в системе административного процесса полагаем, что в зависимости от вида административных производств следует выделить: субъектов ад- министративно-юрисдикционных производств и субъектов администра- тивно-процедурных производств.
Субъекты административно-юрисдикционных производств
Впроизводствеподеламобадминистративныхправонарушениях:
-
лицо, в отношении которого ведется производство по делу об адми- нистративном правонарушении; -
потерпевший; -
законные представители физического лица; -
законные представители юридического лица; -
прокурор; -
защитник и представитель; -
свидетель, понятой, специалист, эксперт, переводчик.
Вадминистративно-дисциплинарныхпроизводствах:
-
лицо, в отношении которого ведется административно-дисципли- нарное производство; -
должностное лицо, проводящее служебное разбирательство (провер-
2022. № 2
ку);
-
должностное лицо, рассматривающее административное дело (на- чальник государственного органа (его подразделения), представитель нанимателя и т. п.); -
в некоторых случаях − должностные лица органа, осуществляюще- го оперативно-розыскную деятельность (по некоторым коррупционным правонарушениям); -
суд (судья) – в случае обжалования решения в судебном порядке, а также при рассмотрении дела о вынесении дисциплинарного взыска- ния – дисциплинарный арест.
Впроизводствепообращениямграждан:
-
государственный орган, рассматривающий обращение гражданина; -
гражданин.
Впроизводствепоадминистративнымделамопоощрениях:
-
органы, рассматривающие административное дело о награждении; -
награждаемое лицо; -
коллективы организаций, государственные органы или органы местного самоуправления, ходатайствующие о награждении государ- ственной наградой.
1 2 3 4 5 6 7
Субъекты административно-процедурных производств
П. Е. Спиридонов. Субъекты административного процесса...
Административныепроизводствапопредоставлениюгосудар-ственныхуслуг:
-
физические лица или коллективные образования, заявляющие в соответствующий орган о своем праве или обязанности на получение го- сударственной услуги; -
орган, рассматривающий административное дело.
Административные производства по осуществлению государствен-ногоконтроля(надзора)имуниципальногоконтроля:
-
контрольные органы; -
контролируемые лица.
Однако деление субъектов в зависимости от вида административного производства или подразделение субъектов на индивидуальные и кол- лективные субъекты не раскрывает сущностные характеристики их ад- министративно-процессуального статуса и процессуального положения, поэтому субъекты административного процесса необходимо подразделить в зависимости от особенностейихпроцессуальногоположения:
-
на органы (должностные лица), рассматривающие и разрешающие административное дело по существу; -
лица, в отношении которых административное дело рассматрива- ется; -
лица, способствующие разрешению административного дела по су- ществу.
К органам, рассматривающим и разрешающим административныедела по существу, будут относиться органы публичной власти и управле- ния. В административном процессе такими органами
являются:
-
Президент Российской Федерации; -
органы исполнительной власти; -
суды; -
государственные органы, наделенные правоприменительными, властными полномочиями (Генеральная прокуратура РФ и ее органы, Следственный комитет РФ и его органы, Центральный банк РФ и его органы; административные комиссии в субъектах РФ); -
органы публичной власти на федеральных территориях; -
органы местного самоуправления; -
организации, которым делегированы публично-властные полномо- чия.
Особенности участия органов публичной власти и управления в ад- министративных процессуальных правоотношениях различны и зависят от вида административного производства (например, Президент РФ яв- ляется субъектом административных процессуальных правоотношений в административном производстве по делам о поощрениях). Некоторые такие субъекты могут быть участниками в основном внутриорганизаци- онных процессуальных правоотношений.
Органы, рассматривающие административные дела – обязательный участник, без которого невозможен процесс. Соответственно указанные
187
188
органы не просто рассматривают и разрешают административное дело по существу, но и выносят итоговое административное процессуальное решение. При этом такие органы должны максимально обеспечить воз- можность реализации не только процессуальных прав участников, но и прав и обязанностей, в связи с которыми они вступили в процесс.
Как уже отмечалось, процессуальное положение таких органов за- висит от вида административных производств, в процессе которых они рассматривают административные дела (административно-юрисдикци- онные или административно-процедурные производства), но определя- ющим признаком является их роль в административном деле, а именно: рассмотрение и разрешение административного дела по существу.
Данный вид субъектов административного процесса рассматривают такие категории административных дел, как:
-
В рамках административно-юрисдикционных производств админи- стративные дела:
-
об административных правонарушениях; -
о разных видах дисциплинарных проступков; -
по обращениям граждан; -
о привлечении к материальной ответственности в административ- но-процессуальном порядке; -
по делам о поощрениях.
-
В рамках административно-процедурных производств администра- тивные дела, связанные:
-
с предоставлением государственных услуг; -
осуществлением мероприятий государственного контроля (надзо-
ра), муниципального контроля и иного контроля.
2022. № 2
Можно выделить ряд особенностей административно-процессуально- го статуса органов, рассматривающих административные дела.
Во-первых, такие органы (должностные лица) в административно-про- цессуальных правоотношениях выступают как властвующий субъект по отношению к другим участникам процессуальных правоотношений.
Во-вторых, их административно-процессуальный статус устанавли- вается многочисленными административно-процессуальными нормами, которые содержатся как в законах, так и в подзаконных актах.
В-третьих, итоговое решение по административному делу является юридически значимым и обязательным для тех, кому оно адресовано.
Лица, в отношении которых рассматривается административноедело, так же как и органы, рассматривающие административные дела, являются обязательными субъектами, без них административный про- цесс невозможен. Данный вид субъектов административного процесса один из самых разнообразных, так как включает в себя не только физи- ческих лиц (граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства), но и различные государственные и негосударственные органы, их должност- ных лиц, негосударственные организации и т. п.
Эту группу субъектов также следует поделить в зависимости от вида административного производства: