Файл: Вестник вгу. Серия Право удк 342. 9 (470).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


П. Е. Спиридонов. Субъекты административного процесса...
Под административной процессуальной правоспособностью в админи- стративном судопроизводстве понимается способность соответствующего субъекта административного процесса иметь процессуальные права и нести процессуальные обязанности в административном судопроизвод- стве. В соответствии со ст. 5 КАС РФ она признается в равной мере за всеми гражданами, органами государственной власти, иными государ- ственными органами, органами местного самоуправления, их должност- ными лицами, общественными объединениями, религиозными и иными организациями, в том числе некоммерческими, а также общественными объединениями и религиозными организациями, не являющимися юри- дическими лицами, если они согласно федеральным законам обладают правом на судебную защиту своих прав, свобод и законных интересов в публичной сфере. Административная процессуальная дееспособность в административном судопроизводстве − способность своими действиями осуществлять процессуальные права, в том числе поручать ведение ад- министративного дела представителю, и исполнять процессуальные обя- занности в административном судопроизводстве. Она принадлежит:

  1. гражданам, достигшим возраста восемнадцати лет и не признан- ным недееспособными;

  2. несовершеннолетним гражданам в возрасте от четырнадцати до во- семнадцати лет и гражданам, ограниченным в дееспособности, – по ад- министративным делам, возникающим из спорных административных и иных публичных правоотношений, в которых указанные граждане, согласно закону, могут участвовать самостоятельно. В случае необходи- мости суд может привлечь к участию в рассмотрении административного дела законных представителей этих граждан;

  3. органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления, избирательным комиссиям, комис- сиям референдума, общественным объединениям, религиозным и иным организациям, в том числе некоммерческим;

  4. общественным объединениям и религиозным организациям, не являющимся юридическими лицами, по административным делам, возникающим из спорных административных и иных публичных право- отношений, в которых эти объединения и организации, согласно законо- дательству, могут участвовать.

Таким образом, исходя из вышесказанного, субъектами администра-тивногопроцессаявляются лица, которые в соответствии с администра- тивными процессуальными нормами наделены административно-процес-




смотрение судом дел об административных правонарушениях в соответствии с КоАП РФ и др. Особенность этих правоотношений заключается в том, что они вытекают из публичных материальных правоотношений, но порядок реализации материальных прав и обязанностей обеспечивается посредством применения ад- министративно-процессуальных норм с участием суда (см. подробнее: Спиридо-новП.Е.Административное судопроизводство и его соотношение с иными вида- ми судебных производств // Журнал административного судопроизводства. 2019.

2. С. 15–19).



1   2   3   4   5   6   7

185




186

суальными правами и обязанностями, а субъектами административныхпроцессуальныхправоотношенийявляются конкретные участники ад- министративного дела, наделенные соответствующим кругом процессу- альных прав и обязанностей, обусловленные особенностями администра- тивного производства, в ходе которого осуществляется рассмотрение и разрешение конкретного административного дела.

В связи с особенностями административно-процессуальных право- отношений, а также неоднородностью административных производств в системе административного процесса полагаем, что в зависимости от вида административных производств следует выделить: субъектов ад- министративно-юрисдикционных производств и субъектов администра- тивно-процедурных производств.

Субъекты административно-юрисдикционных производств


Впроизводствеподеламобадминистративныхправонарушениях:

  • лицо, в отношении которого ведется производство по делу об адми- нистративном правонарушении;

  • потерпевший;

  • законные представители физического лица;

  • законные представители юридического лица;

  • прокурор;

  • защитник и представитель;

  • свидетель, понятой, специалист, эксперт, переводчик.

Вадминистративно-дисциплинарныхпроизводствах:

  • лицо, в отношении которого ведется административно-дисципли- нарное производство;

  • должностное лицо, проводящее служебное разбирательство (провер-


2022. 2
ку);

  • должностное лицо, рассматривающее административное дело (на- чальник государственного органа (его подразделения), представитель нанимателя и т. п.);

  • в некоторых случаях − должностные лица органа, осуществляюще- го оперативно-розыскную деятельность (по некоторым коррупционным правонарушениям);

  • суд (судья) в случае обжалования решения в судебном порядке, а также при рассмотрении дела о вынесении дисциплинарного взыска- ния дисциплинарный арест.

Впроизводствепообращениямграждан:

  • государственный орган, рассматривающий обращение гражданина;

  • гражданин.

Впроизводствепоадминистративнымделамопоощрениях:

  • органы, рассматривающие административное дело о награждении;

  • награждаемое лицо;

  • коллективы организаций, государственные органы или органы местного самоуправления, ходатайствующие о награждении государ- ственной наградой.

1   2   3   4   5   6   7

Субъекты административно-процедурных производств



П. Е. Спиридонов. Субъекты административного процесса...
Административныепроизводствапопредоставлениюгосудар-ственныхуслуг:

    • физические лица или коллективные образования, заявляющие в соответствующий орган о своем праве или обязанности на получение го- сударственной услуги;

    • орган, рассматривающий административное дело.

Административные производства по осуществлению государствен-ногоконтроля(надзора)имуниципальногоконтроля:

    • контрольные органы;

    • контролируемые лица.

Однако деление субъектов в зависимости от вида административного производства или подразделение субъектов на индивидуальные и кол- лективные субъекты не раскрывает сущностные характеристики их ад- министративно-процессуального статуса и процессуального положения, поэтому субъекты административного процесса необходимо подразделить в зависимости от особенностейихпроцессуальногоположения:

    • на органы (должностные лица), рассматривающие и разрешающие административное дело по существу;

    • лица, в отношении которых административное дело рассматрива- ется;

    • лица, способствующие разрешению административного дела по су- ществу.

К органам, рассматривающим и разрешающим административныедела по существу, будут относиться органы публичной власти и управле- ния. В административном процессе такими органами
являются:

    • Президент Российской Федерации;

    • органы исполнительной власти;

    • суды;

    • государственные органы, наделенные правоприменительными, властными полномочиями (Генеральная прокуратура РФ и ее органы, Следственный комитет РФ и его органы, Центральный банк РФ и его органы; административные комиссии в субъектах РФ);

    • органы публичной власти на федеральных территориях;

    • органы местного самоуправления;

    • организации, которым делегированы публично-властные полномо- чия.

Особенности участия органов публичной власти и управления в ад- министративных процессуальных правоотношениях различны и зависят от вида административного производства (например, Президент РФ яв- ляется субъектом административных процессуальных правоотношений в административном производстве по делам о поощрениях). Некоторые такие субъекты могут быть участниками в основном внутриорганизаци- онных процессуальных правоотношений.

Органы, рассматривающие административные дела – обязательный участник, без которого невозможен процесс. Соответственно указанные



187




188

органы не просто рассматривают и разрешают административное дело по существу, но и выносят итоговое административное процессуальное решение. При этом такие органы должны максимально обеспечить воз- можность реализации не только процессуальных прав участников, но и прав и обязанностей, в связи с которыми они вступили в процесс.

Как уже отмечалось, процессуальное положение таких органов за- висит от вида административных производств, в процессе которых они рассматривают административные дела (административно-юрисдикци- онные или административно-процедурные производства), но определя- ющим признаком является их роль в административном деле, а именно: рассмотрение и разрешение административного дела по существу.

Данный вид субъектов административного процесса рассматривают такие категории административных дел, как:

  1. В рамках административно-юрисдикционных производств админи- стративные дела:

    • об административных правонарушениях;

    • о разных видах дисциплинарных проступков;

    • по обращениям граждан;

    • о привлечении к материальной ответственности в административ- но-процессуальном порядке;

    • по делам о поощрениях.

  1. В рамках административно-процедурных производств администра- тивные дела, связанные:

    • с предоставлением государственных услуг;

    • осуществлением мероприятий государственного контроля (надзо-

ра), муниципального контроля и иного контроля.


2022. 2
Можно выделить ряд особенностей административно-процессуально- го статуса органов, рассматривающих административные дела.

Во-первых, такие органы (должностные лица) в административно-про- цессуальных правоотношениях выступают как властвующий субъект по отношению к другим участникам процессуальных правоотношений.

Во-вторых, их административно-процессуальный статус устанавли- вается многочисленными административно-процессуальными нормами, которые содержатся как в законах, так и в подзаконных актах.

В-третьих, итоговое решение по административному делу является юридически значимым и обязательным для тех, кому оно адресовано.

Лица, в отношении которых рассматривается административноедело, так же как и органы, рассматривающие административные дела, являются обязательными субъектами, без них административный про- цесс невозможен. Данный вид субъектов административного процесса один из самых разнообразных, так как включает в себя не только физи- ческих лиц (граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства), но и различные государственные и негосударственные органы, их должност- ных лиц, негосударственные организации и т. п.

Эту группу субъектов также следует поделить в зависимости от вида административного производства: