Файл: Вестник вгу. Серия Право удк 342. 9 (470).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. В административно-юрисдикционных производствах в отношении их рассматриваются административные дела:

    • об административных правонарушениях;

    • о разных видах дисциплинарных проступков;

    • по обращениям граждан;

    • о привлечении к материальной ответственности в административ- но-процессуальном порядке;

    • о применении мер поощрения.

  1. В административно-процедурных производствах в отношении их рассматриваются административные дела, связанные:

    • с предоставлением государственных услуг;

    • осуществлением мероприятий государственного контроля (надзо-

ра), муниципального контроля и иного контроля.

Лица, в отношении которых рассматриваются административные дела, вступают в административные процессуальные правоотношения не только в связи с совершением административного деликта (админи- стративного правонарушения, административно-дисциплинарного про- ступка), но и в связи с необходимостью реализации своих обязанностей (например, необходимость получить паспорт, его заменить), а также по причине реализации своих прав, например регистрация брака или не- обходимость получения юридическим лицом соответствующей лицензии. Однако в административном процессе следует различать соответству- ющие правовые статусы. Так, орган исполнительной власти выступает в публичном управлении как орган государственной (публичной) власти, но одновременно с таким статусом он обладает в том числе и статусом юридического лица. Статус юридического лица такому органу предостав- ляется для того, чтобы он мог быть участником гражданско-правового оборота (например, мог заключать договоры на поставку оборудования, оказания разного рода услуг), поэтому такой орган не может быть при- влечен к административной ответственности в качестве юридического лица. Если же в его действиях обнаруживаются признаки администра- тивного правонарушения, то необходимо использовать другие админи- стративные производства для прекращения совершения неправомерных действий или ликвидации угроз безопасности (например, привлечение



1   2   3   4   5   6   7

189



П. Е. Спиридонов. Субъекты административного процесса...
должностных лиц к административной или дисциплинарной ответствен-

ности, вынесение решений по применению мер профилактики и т. п.).

Административная процессуальная деятельность лиц, способству- ющих разрешению административного дела, носит обеспечительный характер. Их деятельность направлена часто на возбуждение админи- стративного дела, установление его обстоятельств, сбор доказательств, обеспечение участия в процессе несовершеннолетних.

В административно-юрисдикционных производствах к этим лицам будут относиться:

    • должностные лица юрисдикционных органов, осуществляющие воз- буждение дела об административных правонарушениях, применяющие


190


меры обеспечения производства по делам об административных право- нарушениях;

    • должностные лица, осуществляющие служебные разбирательства, проверки либо участвующие в них (например, должностные лица орга- нов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность по основани- ям, предусмотренным ч. 3 ст. 7 федерального закона об ОРД);

    • свидетели, эксперты, переводчики, защитники, законные предста- вители, понятые и т. п.;

    • должностные лица государственных органов, сотрудники много- функциональных центров, принимающие документы для предоставле- ния государственных услуг.

Таким образом, следует сделать ряд выводов.

Во-первых, субъектами административного процесса являются лица, которые в соответствии с административными процессуальными нор- мами наделены административно-процессуальными правами и обя- занностями, а субъектами административных процессуальных право- отношений являются конкретные участники административного дела, наделенные соответствующим кругом процессуальных прав и обязанно- стей, обусловленные особенностями административного производства, в ходе которого осуществляется рассмотрение и разрешение конкретного административного дела.

Во-вторых, несмотря на принятое в теории административного про- цесса деление субъектов административного процесса на индивидуаль- ные и коллективные, следует предположить, что такое видовое деление не раскрывает сущность административно-процессуального положения субъектов административно-процессуальных правоотношений, но опре- деляет их общую характеристику.


2022. 2
В-третьих, с точки зрения процессуального положения к основным видам субъектов административного процесса следует отнести:

    • органы (должностные лица), рассматривающие и разрешающие ад- министративное дело;

    • лица, в отношении которых административное дело рассматрива- ется;

    • лица, способствующие разрешению административного дела по су- ществу.

В-четвертых, объем административно-процессуальной правосубъ- ектности неоднороден и зависит не только от вида административного производства, в котором непосредственно возникает соответствующий вид административно-процессуальных правоотношений, но и юридиче- ских фактов, которые послужили основанием возникновения соответ- ствующего административного права или административно-правовой обязанности (часто обязанности). Следовательно, административно-про- цессуальные права могут быть обусловлены не только правами, но и обя- занностями, которые устанавливаются нормами материального права.

Библиографический список


Административный процесс Российской Федерации : учебник / отв. ред.


П. Е. Спиридонов. Субъекты административного процесса...
Л. Л. Попов. М., 2017. 352 с.

БахрахД.Н.Очерки теории российского права. М. : Норма, 2008. 288 с.

КельзенГ.Чистое учение о праве. СПб. : Изд. дом «Алеф-Пресс», 2015.

542 с.

Кобзарь-Фролова М. Н. Категории «процесс» и «процедуры» в трудах классиков российского административного права : понятие, актуальность и современность модели // Сибирское юридическое обозрение. 2021. Т. 18, 3. С. 252–260.

Лупарев Е. Б., Добробаба М. Б., Мокина Т. В. Общая теория публичных правоотношений. М. : Юрлитинформ, 2011. 280 с.

Лупарев Е. Б. Объект и предмет административно-процессуального пра- воотношения // Вестник Воронеж. гос. ун-та. Серия: Право. 2021. 3 (46). С. 149–163.

Муза О.В.Особенности административно-процессуальной правосубъект- ности // Журнал российского права. 2013. 11. С. 52–57.

Попов Л. Л. Административно-процессуальное право как самостоятель- ная отрасль российского права // Административное право и процесс. 2019.

5. С. 9–11.

Серков П. П. Правоотношение (теория и практика современного право- вого регулирования) : в 3 ч. Ч. 1: Грани правового неведомого. М. : Норма, 2018. 512 с.

СоловейЮ.П.К завершению дискуссии о понимании административно- го процесса // Сибирское юридическое обозрение. 2021. Т. 18, 3. С. 359–378. Сорокин
В.Д.Административно-процессуальное право : учебник. СПб. :

Юрид. центр Пресс, 2004. 540 с.

Старилов Ю. Н. Много административных процессов не бывает, или ад- министративное судопроизводство – единственный вид российского админи- стративного процесса (по следам научно-практической конференции на тему

«Современные проблемы построения российской модели административного процесса» (Сибирский юридический университет, г. Омск, 4 июля 2021 г.) // Вестник Воронеж. гос. ун-та. Серия: Право. 2021. 2 (45). С. 287–293.

Стахов А. И. Интегративная теория административного процесса – един- ственно верная основа построения модели административного процесса //

Сибирское юридическое обозрение. 2021. Т. 18, 3. С. 313–327.

References


Administrative process of the Russian Federation: textbook / editor-in-chief

L. L. Popov. M. : Original layout, 2017. 352 p.

BahrakhD.N.Essays on the theory of Russian law. M. : Norma, 2008. 288 p.

Kelsen G. Pure doctrine of law. St. Petersburg : Publishing House «Alef- Press», 2015. 542 p.

Kobzar-FrolovaM.N.Categories of «process» and «procedures» in the works of classics of Russian administrative law: concept, relevance and modernity of the model // Siberian law review. 2021. Vol. 18, 3. P. 252–260.

LuparevE.B.,DobrobabaM.B.,MokinaT.V.General theory of public legal relations: monograph. M. : Yurlitinform, 2011. 280 p.

191


LuparevE.
B.Object and subject of administrative-procedural legal relationship // Proceedings of Voronezh state university. Series: Law. 2021. № 3 (46). P. 149–163.

MuseO.V.Features of Administrative Procedural Legal Personality // Journal of Russian Law. 2013. 11. P. 52–57.

Popov L. L. Administrative and procedural law as an independent branch of Russian law // Administrative law and process. 2019. 5. P. 9–11.

SerkovP.P.Legal relationship (theory and practice of modern legal regulation): monograph: in 3 parts. Ch.1: Facets of the legal unknown. M. : Norma, 2018. 512 p.

SoloveyYu.P.Ending the discussion on the understanding of the administrative process // Siberian law review. 2021. Vol. 18, 3. P. 359–378.

SorokinV.D.Administrative and Procedural Law: Textbook. St. Petersburg :

R. Araslanov Publishing House «Legal Center Press», 2004. 540 p.

Starilov Yu. N. There are no many administrative processes, or administrative proceedings are the only type of Russian administrative process (following a scientific and practical conference on the topic «Modern problems of building a Russian model of administrative process» (Siberian Law University, Omsk, July 4, 2021) // Proceedings of Voronezh state university. Series: Law. 2021. № 2 (45). P. 287–293.

Stakhov A. I. Integrative theory of the administrative process is the only correct basis for building a model of the administrative process // Siberian law review. 2021. Vol. 18, 3. P. 313–327.

Дляцитирования:

Спиридонов П. Е. Субъекты административного процесса: понятие и виды // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2022. № 2 (49). С. 178–192. DOI: https://doi.org/10.17308/law/1995-5502/2022/2/178–192

Recommendedcitation:

Spiridonov P. E. Subjects of the administrative process: concept and types // Procee- dings of Voronezh State University. Series: Law. 2022. № 2 (49). Р. 178–192. DOI: https:// doi.org/10.17308/law/1995-5502/2022/2/178–192




192


Санкт-ПетербургскийуниверситетГПСМЧСРоссии

Спиридонов П. Е., кандидат юриди-ческих наук, доцент кафедры теории иисториигосударстваиправа

E-mail:pavelspiridonov@rambler.ru

St.PetersburgUniversityofStateFireService of the Ministry of the Russian Fe-derationforCivilDefense,Emergenciesand Elimination of Consequences of Natu-ralDisasters

SpiridonovP.E.,CandidateofLegalSciences, Associate Professor of the TheoryandHistoryofStateandLawDepartment

E-mail:pavelspiridonov@rambler.ru