ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 22
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Учитель – наставник, воспитатель, друг
История знает много наставников способных вдохновлять даже через сотни лет. Они словно проводники – вбирают опыт учителей, пропускают его через призму собственной философии, опыта, а после - делятся с миром своими умозаключениями. Омар Хаям, Далай Лама, Антон Макаренко - они в своё время были учениками, прежде чем стать духовными лидерами и наставниками. Писатель и мотивационный лидер Ник Вуйчич написал в своей автобиографии:
« В те моменты , когда вы задумываетесь над возможностью реализовать свои планы , положитесь на людей , готовых стать вашими наставниками .»
Учадругих,мыучимсясами
Сенека
Школа как образовательный институт одна из первых претерпевает значительные изменения. Современная школа постоянно нуждается в молодом поколении педагогов, готовых наполнить образовательный процесс своими идеями. Сегодня в школе наблюдаются следующие проблемы: неудержимое старение кадров, острая нужда в учителях математики, химии, русского языка, учителей начальных классов. Как закрепить на месте работы или в должности педагога молодого учителя? Ответ вроде бы на поверхности: повышение профессионального потенциала и уровня молодого педагога, создание комфортной профессиональной среды внутри учебного заведения, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи, наставничество. Государство определило ведущую роль наставничества в федеральном проекте «Современная школа» национального проекта
«Образование» (Целевая модель наставничества - распоряжение Министерства Просвещения Российской Федерации № Р-145 от 25.12.2019г). Согласно федеральному проекту «Учитель будущего», планируется внедрить национальную систему учительского роста педагогических работников, в том числе внести изменения в номенклатуру должностей, где появится новая должность «учитель-наставник». Также предполагается, что 70% учителей в возрасте до 35 лет будут задействованы в различных формах поддержки и сопровождения в первые 3 года работы.
Противоречие вижу в том, что на сегодня определена документальная база наставничества, но в реальной ситуации, в условиях школы утерян опыт работы наставника, в частности с молодым педагогом, а новый опыт требует осмысления, систематизации.
Наставничество в нормативных документах рассматривается как универсальная технология передачи жизненного, личностного и профессионального опыта, формирования навыков, компетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве. Педагог в роли наставника отвечает на вызовы времени, когда
«конкурентным преимуществом становится гибкость и умение учиться у людей с другим опытом и взглядом, умение „пересобирать“ свои знания — расширять себя!». Основными формами наставничества в нашей школе являются: «ученик – ученик», «учитель – учитель. Эти формы основаны на универсальной технологии передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве. Более подробно хочу остановиться на форме - «учитель – учитель», познакомить с её реализацией в моей педагогической практике.
В 2020 году стала наставником молодого учителя начальных классов Пантелеевой Алина Ренатовны. Считаю, быть современным учителем - наставником трудно, но прекрасно. Главная цель наставника одна –помочь ученику почувствовать себя счастливым. Наставничество не предоставляет гарантий, оно предоставляет возможности для осуществления прыжка, с твердым убеждение в собственном успехе. Наставник старается быть интересной личностью, справедливым и строгим, понимающим, помогает делать выбор осознанно и регулярно. И нет никакого мифического пути к счастью, наставляемый находит собственный путь к успеху. Став наставником, я пытаюсь донести эти истины до моей молодой коллеги. На мой взгляд, наставник не должен творить копию себя, а уважать индивидуальность, делиться тем, что накопил. Прежде всего, необходимо выстроить отношения доверия и взаимопонимания между наставником и молодым педагогом. Если молодой педагог доверяет тебе, то он на любом этапе возникшей проблемы обязательно спросит совета, выслушает рекомендации, проанализирует их и таким образом найдет выход из создавшегося положения.
Исходя из опыта, увидела, что наибольшие трудности в адаптации и выработке собственной системы преподавания молодые учителя испытывают на двух этапах своего профессионального развития: на предварительной фазе (1-й год работы) и на фазе вхождения в профессию (2, 3-й год работы). Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же
самые обязанности и несут ту же ответственность, что и учителя с многолетним стажем, а обучающиеся, родители, коллеги ожидают от них столь же безупречного профессионализма. Опыт работы с молодыми педагогами, показывает, что наибольшие сложности у начинающего учителя вызывают вопросы организации дифференцированной и индивидуальной работы (работа с детьми разных категорий), выбор методов, приёмов, технологий, разработка программы по предмету и составление календарно-тематического планирования, работа с родителями, организации урока (введение материала, отработка, оценивание и т. д). Эти проблемы у молодого специалиста возникли в связи с тем, что Алина Ренатовна имеет достаточные знания, но недостаточные умения, так как у нее ещё не сформированы профессионально значимые качества. Поэтому оказание методической помощи молодым педагогам традиционно является одной из самой важной составляющей работы школы.
Свою работу с молодым специалистом я выстраиваю в три этапа:
На первом этапе – адаптационном - определяю круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляю недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации. Практика организации помощи молодому специалисту показала, что без диагностики нельзя оптимально управлять какими бы то ни было педагогическими процессами. Смысл диагностирования состоит в том, чтобы получить реальную и по возможности наглядную картину действительности. На данном этапе педагог- наставник должен помнить, что наставничество – это постоянный диалог.
Диагностика позволил:
- точно учесть потребности педагога по всем направлениям развития педагогического мастерства;
- объективно оценить промежуточные и конечные результаты;
- определить перспективы создания наиболее благоприятных условий для развития творческой деятельности;
- наметить программу роста педагогического мастерства молодого специалиста;
- учесть при организации методической работы не только проблему взаимопомощи в овладении профессиональными знаниями, но и аспекты психологической совместимости;
- обеспечить тесную взаимосвязь методической работы с повышением общего культурного уровня молодых педагогов.
Для Алины Ренатовны были предложены различные анкеты
На втором этапе – основном (проектировочном)
- разработали и сейчас реализуем программу адаптации,
- осуществляем корректировку профессиональных умений молодого учителя, -
- разработали индивидуальный план его профессионального становления и развития, который помогает выстроить собственную программу самосовершенствования.
Это этап, на котором используются информационные и творческие методы решения задач: проблемные, инверсионные, способствующие развитию гибкого, оригинального мышления.
Большую эффективность имеют новые нетрадиционные или модернизированные формы и методы: технология сотрудничества, коучинг, кейс-метод, психологические тренинги, педагогические on- line cafe, творческие лаборатории, психолого-педагогические деловые игры, диспуты, круглые столы совместно с родителями и учениками, «мозговые штурмы», разработка и презентация моделей уроков, презентация себя как учителя, классного руководителя. Молодому специалисту я предложила на этом этапе изучить памятки по темам «Основные требования к личностно- ориентированному подходу на занятиях», «Самоанализ занятия», «Как написать конспект занятия?», «Как подготовить современное занятие с использованием ИКТ?», «Как анализировать проведенное занятие?» «Структура занятия».
Проводила консультации по составлению перспективных планов и программ, созданию сценариев совместных мероприятий с родителями и др. Организовала участие молодого педагога в практикумах по планированию собственной методической работы и работы с детьми, проектированию методической структуры урока в зависимости от его типа и вида, оптимизации выбора методов и средств обучения при организации различных видов уроков. Мы обсудили, как можно создать систему мониторинга: критерии и показатели; разработка и анализ анкет, опросников и тестов; разработка сценариев открытых занятий; составление методических рекомендаций. Все вышеперечисленное ускорило процесс вхождения молодого специалиста в образовательную педагогическую среду. («Памятки по подготовке урочной и внеурочной деятельности»)
Алина Ренатовна почувствовала себя увереннее, закрепилось ее убеждение в правильном выборе профессии. Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких- либо достижений. И в личном плане педагога-наставника и молодого специалиста обязательно должен быть список результатов, которых необходимо достичь за определенный срок.
Результатами деятельности наставничества для нас стало повышение качества самообразования молодого педагога; разработанные или изданные методические материалы, программы, сценарии, проекты, дидактические игры; разработка новых форм, методов и приёмов обучения; доклады, выступления на мероприятиях разного уровня; разработка дидактических материалов, анкет, наглядностей; отзывы на проведенные занятия, мероприятия. Общим итогом наставничества явилось создание портфолио молодого специалиста и её стремление пройти аттестацию для получения категории.
Рекомендации: с целью повышения эффективности наставничества необходимо знакомить педагога с прогнозированием и проектированием совместной деятельности. При этом немаловажно учитывать такие факторы, как интеллект, трудолюбие, наличие цели, высокий уровень мотивации молодого педагога.
Для реализации индивидуального плана использую следующие формы работ: индивидуальная; коллективная; групповая.
В педагогической реальности существуют различные виды наставничества, для меня наиболее результативным является прямое индивидуальное и открытое наставничество, предполагающее непосредственный контакт с педагогом, двустороннее взаимодействие, общение в различной обстановке: как на рабочем месте, так и по телефону, через социальные сети и скайп. Обеспечить такой вид наставничества непросто, но возможно.
Наиболее эффективными формами работы с молодыми специалистами в моей практике стали: организация для молодых специалистов мастер-классов; консультации с привлечением учителей высшей и первой категорий; вовлечение в работу методического объединения , ознакомление с опытом других учителей, внедрение передового педагогического опыта; подготовка к выступлению с сообщениями, презентациями методических разработок на школьном методическом объединении; посещение уроков; работа с классным коллективом наставника, мониторинг адаптации молодых специалистов; знакомство с новинками методической литературы; организация творческих отчётов молодых специалистов.
На каждый учебный год в нашем образовательном учреждении составляется план работы, в котором рассматривается актуальная тематика, помогающая молодому специалисту в профессиональной адаптации. Таким образом, наставник и молодой специалист общаются на протяжении