Файл: Учебники и учебные пособия по менеджменту и теории управления О. С. Виханского, А. И. Наумова, М. Мескона, М. Альберта, Ф. М. Хедоури, научные статьи по данной тематике.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 26

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

13 13
Рисунок 3 – Принципы партнерства в организации
Участие в управлении имеет несколько форм (рис. 4).
В основе партнерства в менеджменте лежит общность целей и сотрудничество организации, руководителей и сотрудников, поэтому его еще называют социальным партнерством.
13
PISHEM24.RU
8 800 551-60-95

14 14
Участие в
управлении
Владение акциями и участие в собрании акционеров
Участие в принятии решений
В разработке стратегии развития
Возможность реализации собственных инициатив
Развитие неформального управления
Рисунок 4 – Формы участия в управлении
Развитие и реализация социального партнерства предполагают прохождение определенных ступеней (этапов).
Е. А. Шанц выделяет следующие этапы в развитии партнерских отношений.
Первый шаг в
выстраивании партнерства

поиск точек соприкосновения и опорных позиций. Опорными позициями выступают положительные стороны партнера или заинтересованность в
его возможностях.
На втором этапе идет накопление согласий. Это позволяет определить сферы и содержание взаимодействия сторон на основе взаимной заинтересованности. Каждая сторона предъявляет свои интересы и раскрывает свои возможности для согласования позиций и уровня включенности в совместную деятельность.
Этап взаимной адаптации основывается на взаимопонимании и принятии интересов другой стороны. Это этап коррекции интересов и совместной выработки норм взаимодействия. Предпочтительно закрепление результатов прохождения этого этапа договорными отношениями.
14
PISHEM24.RU
8 800 551-60-95

15 15
Переход к доверительным отношениям происходит в процессе совместной деятельности. На этом этапе развития партнерства снижается уровень взаимоконтроля и повышается взаимная ответственность за результаты совместной деятельности. Совместное обсуждение, взаимопомощь,
взаимоподдержка, характерные для этой стадии, обеспечивают сохранение положительного психологического настроя сторон. При этом конфликты,
возникающие в процессе деятельности, носят конструктивный характер и разрешаются путем согласования позиций обеих сторон.
Высшая ступень партнерства – взаимосодействие, или сотрудничество.
Особенностью отношений этого уровня является то, что они постепенно переходят в совместную творческую деятельность. Это обеспечивает как повышение эффективности отношений, так и развитие и совершенствование субъектов, находящихся во взаимодействии [9, c. 190].
Социальное партнерство – добровольное взаимодействие сторон. По- этому оно реализуется через тактику сотрудничества, корпоративного взаимодействия, консенсуса, паритетной ответственности и др.
Тактика сотрудничества направлена на поиск решений, полностью удовлетворяющих интересы обеих сторон в ходе открытого обсуждения,
совместного и
откровенного анализа разногласий.
Инициатива,
ответственность и исполнение распределяются по взаимному согласию.
Партнеры не стараются добиться своей цели за счет других, а ориентированы на решение проблемы через установку «мы вместе против проблемы».
Кооперация,
или кооперативное взаимодействие,
предполагает посильный вклад каждого участника в решение общей задачи. Средством объединения людей здесь являются возникающие в ходе совместной деятельности отношения. Важный показатель «тесноты» кооперативного взаимодействия – степень включенности в него всех участников процесса,
которая определяется величиной произведенных ими вкладов [5 , c. 250].
Под механизмом реализации социального партнерства понимается совокупность методов и инструментов, с помощью которых обеспечивается
15
PISHEM24.RU
8 800 551-60-95


16 16
эффективное взаимодействие сторон. Как и всякий механизм, механизм реализации социального партнерства имеет ряд составляющих,
взаимодействие которых приводит к достижению цели.
Таким образом, по результатам исследования лидерства, руководства,
власти и партнерства в организации можно сделать следующие выводы:
1. Лидерство и руководство выступают как средство координации и управления группового и организационного поведения, они упорядочивают отношения членов группы (организации), реализуют процессы социального влияния и формируют отношения субординации.
Лидерство - очень важный феномен человеческой жизни, который проявляется как в
межличностных отношениях,
производственных,
общественных отношениях.
Формальное лидерство является одной из составляющих управленческого труда, а неформальное лидерство формируется в межличностных неформальных отношениях в организации.
Руководитель – лицо, на которое официально возлагаются функции управления и организации деятельности коллектива. Свои полномочия он получает от организации и их реализация должна быть направлена на достижения целей, поставленных перед организацией. Лидер – это член группы, который пользуется наибольшим авторитетом среди ее участников.
Этот авторитет позволяет данному индивидууму играть ведущую роль в социальных процессах группы.
2. Власть представляет собой способность и возможность влиять на людей, их деятельность и поведение. Влияние осуществляется посредством воли, авторитета, права, принуждения. Само влияние представляет собой способность руководителя координировать поведение сотрудников в заданном направлении. Это процесс воздействия на мысли и поведение других людей.
Власть можно рассматривать как организационный процесс. В отличие от лидерства власть может быть как реально используемая, так и
16
PISHEM24.RU
8 800 551-60-95

17 17
потенциальная, т.е. власть существует не только в тот момент, когда она применяется. Власть в организации может иметь личностную основу или организационную. Личностную основу имеют экспертная власть, власть примера, право на власть, власть информации. В основе власти принятия решений,
принуждения,
вознаграждения,
власти распоряжения над ресурсами лежит организационная составляющая.
3. Партнерство – это совместный вид управления, предусматривающий участие всех членов организации или группы в разработке и принятии управленческих решений. Партнерство строится на взаимоотношениях руководителей и подчиненных, основанных на взаимном понимании и поддержке и способствующих интеграции усилий членов организации.
Возможность реализации данного вида управления зависит от таких факторов, как авторитет менеджера, механизм и стиль управления,
используемый менеджером, целями, социально-психологической ситуации в организации.
17
PISHEM24.RU
8 800 551-60-95


18 18 2 Разработка дерева целей ООО «НПО «ЛЭЗ»
2.1 Краткая характеристика ООО «НПО «ЛЭЗ» и сферы его деятельности
Полное наименование: Общество с ограниченной ответственностью
«Научно-производственное объединение
Сокращенное наименование: ООО «НПО «ЛЭЗ»
Реквизиты организации:
ОГРН
1097847078878
ИНН
7817316156
КПП
781701001
Дата постановки на учёт
19 марта 2009 г.
Налоговый орган
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 20
по Санкт-Петербургу
Почтовый адрес: 196641, Россия, г. Санкт-Петербург п. Металлострой,
дор. на Металлострой, д. №5, корпус 45, литер АО
Сайт предприятия:
www.lez.ru
Ленинградский Электромашиностроительный Завод (НПО ЛЭЗ)
существует с 1933г. На рынке электрических машин завод также известен как
ОАО «НОВАЯ СИЛА».
C декабря 2003 г. завод входит в концерн РУСЭЛПРОМ.
В
настоящее время
ООО
"НПО
"Ленинградский электромашиностроительный завод" (ЛЭЗ) - крупнейший производитель синхронных и асинхронных электрических машин переменного тока мощностью от 250 до 12 000 кВт общепромышленного и специального исполнения, турбогенераторов мощностью до 36 МВт и гидрогенераторов мощностью до 250 МВт.
Из широкой номенклатуры
РУСЭЛПРОМ
(электродвигатели мощностью от 0,37 до 160 000 кВт, генераторы от 125 до 220 000 кВт) ЛЭЗ
производит крупные электрические машины мощностью от 100 кВт и выше.
18
PISHEM24.RU
8 800 551-60-95

19 19
ООО "ЛЭЗ" расположен в пригороде города Санкт-Петербург, в непосредственной близости автомобильных трасс федерального значения:
Санкт-Петербург - Москва, Санкт-Петербург - Киев, Санкт-Петербург -
Мурманск, Санкт-Петербург – Выборг [10].
Предприятие имеет на своей территории железнодорожную ветку с выходом на товарную станцию города. Близость городского порта. Все эти условия делают ЛЭЗ удобным поставщиком продукции в любой регион
России и зарубежья.
ЛЭЗ представляет собой оптимально выстроенное предприятие с налаженной инфраструктурой. Предприятие состоит из четырех основных производств:
- сварочно-заготовительное;
- механообрабатывающее;
- обмоточно-изоляционное;
- сборочно-выпускающее;
Основные производства разделены по технологическому принципу, что позволяет видеть узкие места производств точно определять необходимое направление для инвестиций и делает их в свою очередь прозрачными и легко контролируемыми.
Основными отечественными производителями электродвигатетелей в
РФ
являются
«Силовые машины»,
«ПК
Новочеркасский электровозостроительный завод»,
«Новомет-Пермь»,
«Сарапульский электрогенераторный завод», «АК Туламашзавод», «Сервис центр ЭПУ»,
«Чебоксарский электроаппаратный завод», «Лепсе», «Алмаз», «ПТФК Завод транспортного электрооборудования»,
«Электротяжмаш-привод»,
«Уфимское агрегатное производственное объединение»,
«Сименс электропривод»,
НПО
«Элсиб»,
«Лысьвенский завод нефтяного машиностроения» и др.
Согласно исследованию
BusinesStat,
в
2015
г продажи
19
PISHEM24.RU
8 800 551-60-95


20 20
электродвигателей в России упали на 14,0% к значению предыдущего года,
что в абсолютном выражении было эквивалентно снижению на 4,2 млн шт.
Снижение главным образом было связано с резким ростом стоимости импортной продукции из-за ослабления рубля по отношению к доллару, что в условиях снижения покупательской способности экономики привело к падению спроса. В 2016-2017 гг продажи росли на 10,1% и 18,2%
относительно предыдущих лет соответственно. Высокие темпы роста были обусловлены,
во-первых,
стабилизацией курса рубля,
во-вторых,
необходимостью замены давно функционирующих и выходящих из строя электродвигателей, которая была отложена из-за кризисных явлений предыдущих лет. В 2018 г продажи также выросли, но не так значительно,
как годами ранее – на 4,0% относительно предыдущего года. Невысокий темп прироста в 2018 г был связан как с эффектом компенсации после высоких темпов роста показателя в 2016-2017 гг, так и со стагнацией российской экономики после кризисных изменений.
За пятилетний период предложение электродвигателей в России выросло на 18,4%: с 36,20 млн шт в 2014 г до 42,87 млн шт в 2018 г.
Снижение предложения наблюдалось только в 2015 г (на 11,0% к уровню предыдущего года) и было связано с сокращением импортных поставок электродвигателей.
Важно отметить,
что увеличение продаж электродвигателей наблюдалось в основном благодаря росту продаж по категории электродвигатели мощностью не более 37,5 вт; прочие электродвигатели и генераторы постоянного тока. Подобные двигатели наиболее распространены в повседневной жизни и часто выходят из строя, во многом вследствие своего невысокого качества (табл. 2) [11].
Таблица 2 - Предложение электродвигателей, РФ, 2014-2018 гг (тыс шт;
%)
Параметр
2014 2015 2016 2017 2018
Предложение (тыс шт)
36 202,4 32 236,1 34 841,5 40 638,7 42 867,2
Динамика (% к предыдущему году)
-
-11,0 8,1 16,6 5,5
Источник: BusinesStat
20
PISHEM24.RU
8 800 551-60-95

21 21
Электродвигатели используются повсеместно: от потребительских устройств (компьютеров, ноутбуков, холодильников, пылесосов и т.д.) до электромашин практически во всех секторах промышленности
(строительство, транспорт, судостроение и т.д.).
Средняя цена экспорта демонстрирует соотношение стоимостного и натурального объемов экспорта (табл. 3).
Таблица 3 - Цена экспорта электродвигателей, РФ, 2014-2018 гг (долл.
за шт; %)
Параметр
2014 2015 2016 2017 2018
Цена экспорта (долл за шт)
286,7 253,3 353,0 502,1 429,1
Динамика (% к предыдущему году)
-
-11,6 39,4 42,2
-14,5
Источник: Федеральная таможенная служба РФ, Таможенный союз ЕврАзЭС, BusinesStat
Динамика средней цены экспорта электродвигателей из России была смешанной. В целом за пятилетний период долларовая цена экспорта продукции увеличилась на 49,7%. При этом рублевый эквивалент цены экспорта вырос намного сильнее – в 2,6 раза за 2014-2018 гг.
По прогнозам BusinesStat, в ближайшие годы средняя цена экспорта электродвигателей из России будет сокращаться – до 385,3 долл за шт в 2023
г вследствие ожидаемого ослабления рубля по отношению к доллару. Однако в рублевом эквиваленте средняя цена продолжит свой рост (табл. 4).
Таблица 4- Прогноз цены экспорта электродвигателей, РФ, 2019-2023
гг (долл за шт; %)
Параметр
2019 2020 2021 2022 2023
Цена экспорта (долл шт)
415,1 404,6 395,6 389,7 385,3
Динамика (% к предыдущему году)
-3,3
-2,5
-2,2
-1,5
-1,1
Источник: BusinesStat
Спрос на электродвигатели в большой мере зависит от экономической ситуации в стране. В условиях низкой доступности кредитов и слабой государственной поддержки, с одной стороны, и падения реального уровня
21
PISHEM24.RU
8 800 551-60-95


22 22
доходов населения, с другой стороны, ожидать значительного роста продаж электродвигателей в ближайшие пять лет не следует. По прогнозам, в 2019-
2023 гг. продажи будут расти в основном за счет замены выходящих из строя электродвигателей (табл. 5).
Таблица 5 - Прогноз предложения электродвигателей, РФ, 2019-2023 гг
(тыс шт; %)
Параметр
2019 2020 2021 2022 2023
Предложение (тыс шт)
44 885,5 46 321,3 47 566,6 48 785,1 49 861,6
Динамика (% к предыдущему году)
4,7 3,2 2,7 2,6 2,2
Источник: BusinesStat
В 2023 г продажи составят 40,6 млн. шт., что будет больше значения показателя 2018 г на 17,5%.
2.2 Дерево целей повышения конкурентоспособного потенциала ООО
«НПО «ЛЭЗ»
Анализ рынка предприятия показал, что внешняя среда предлагает следующие возможности для развития:
- потенциальные спрос на расширенный ассортимент;
- условия для адаптирования организационной структуры предприятия;
- снижение затрат на персонал за счет использования аутсорсинга;
- возможности для разработки и внедрения новой стратегии развития предприятия.
Однако возникает и ряд угроз:
- выход на рынок новых конкурентов;
- рост цен на сырье и материалы;
- недостаточность производственных мощностей для использования возможностей по расширению доли рынка.
22
PISHEM24.RU
8 800 551-60-95

23 23
Таким образом, предприятие работает на расширяющемся высоко конкурентном рынке, развитие которого зависит от макроэкономических факторов. Для удержания своих позиций на рынке предприятию необходимо поддерживать и повышать свою конкурентоспособность.
Главная цель – повышение конкурентоспособного потенциала предприятия.
Для достижения главной цели были определены цели первого уровня:
1. Увеличение объема продаж
2. Повышение качества продукции
3. Активизация рекламной деятельности
4. Укрепление финансового положения предприятия
Цели второго уровня:
1.1 Привлечение новых покупателей
1.2 Расширение ассортимента изделий
2.1 Повышение качества сырья и материалов
2.2 Обновление оборудования
2.3 Повышение качества труда работников
3.1. Формирование имиджа предприятия
3.2 Реклама и продвижение продукции
4.1 Снижение уровня расходов
4.2 Снижение дебиторской задолженности
Цели третьего уровня
1.1.1 Увеличение количества долгосрочных договоров с
потребителями
1.1.2 Поиска новых рыночных сегментов
1.2.1 Проведение НИОКР
1.2.2 Участие в ярмарках и выставках
2.1.1 Входной контроль сырья и материалов
2.1.2 Поиск новых поставщиков
2.2.1 Диагностика оборудования
23
PISHEM24.RU
8 800 551-60-95