Файл: Лекция 2. Предмет и содержание медицинской статистики. Методы обработки медицинских данных рассматриваемые вопросы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 138
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
28.04.2023, 11:20
Общественное здоровье, здравоохранение, экономика здравоохранения (пед. факультет): Лекция №2. Предмет и со…
https://distance.dnmu.ru/mod/lesson/view.php?id=264372 1/2
Лекция №2. Предмет и содержание медицинской статистики. Статистические методы обработки медицинских данных
К настоящему времени Вы заработали баллов: 0 из 0 возможных.
Лекция №2. ПРЕДМЕТ И СОДЕРЖАНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ СТАТИСТИКИ. МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ
МЕДИЦИНСКИХ ДАННЫХ
1. Рассматриваемые вопросы
:
Рассматриваемые
вопросы
:
1.Понятие о статистике и медицинской статистики.
2. Методика проведения статистического исследования
3. Система обобщающих показателей как практическая основа медицинской статистики
Цель лекции: формирование знаний у студентов о медицинской статистике, статистическом методе исследования и методах статистической обработки медицинских данных
Далее
Вы прошли 0% лекции
Вы зашли под именем
Кирилл Федоров
(
Выход
)
Общественное здоровье, здравоохранение, экономика здравоохранения (пед. факультет)
Русский (ru)
Русский (ru)
English (en)
Сводка хранения данных
Скачать мобильное приложение
В начало
/
Мои курсы
/
Общественное здоровье, здравоохранение, экономика ...
/
Лекционный курс
/
Лекция №2. Предмет и содержание медицинской статис...
4-й курс Общественное здоровье, здравоохранение, экономика здравоохранения (пед. факультет)
Вы должны завершить лекцию за 1 ч. 20 мин..
×
◄ Лекция №1. Общественное здоровье и здравоохранение как наука и предмет преподавания
Перейти на...
Лекция №3. Медико-социальные проблемы демографических процессов. Особенности воспроизводства населения в разных регионах мира на современном этапе ►
28.04.2023, 11:20
Общественное здоровье, здравоохранение, экономика здравоохранения (пед. факультет): Лекция №2. Предмет и со…
https://distance.dnmu.ru/mod/lesson/view.php?id=264372&pageid=447587 1/2
Лекция №2. Предмет и содержание медицинской статистики. Статистические методы обработки медицинских данных
К настоящему времени Вы заработали баллов: 0 из 0 возможных.
1. Понятие о статистике и медицинской статистики
Статистика - самостоятельная общественная наука, которая изучает количественные закономерности массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной. Статистическому изучению подвергаются явления биологические (биологическая статистика), физические (статистическая физика), химические, астрономические и др. В зависимости от того, какую сторону явлений общественной жизни изучает данная отрасль статистики, она получает специальное название. Так, существует промышленная,
сельскохозяйственная, коммунальная, судебная статистика и др.
В этих науках проводится массовое статистическое наблюдение, сводка, группировка статистического материала, вычисляются все возможные статистические величины. Во всех этих случаях речь идет о применении статистического метода.
Статистика, изучающая вопросы
, связанные с медициной, гигиеной и общественным здравоохранением, носит название медицинской
(санитарной) статистики. Онаявляется важным средством получения количественной и качественной характеристики различных процессов и явлений из области медицины, гигиены, здравоохранения, играет важную роль в оценке состояния здоровья населения,
деятельности медицинских учреждений, планировании и прогнозировании различных служб здравоохранения.
К области медицинской статистики относятся пять групп вопросов.
1. Изучение здоровья населения в целом и его основных групп путем сбора и исследования статистических данных о
численности и составе населения, естественном движении (рождаемость, смертность), физическом развитии,
распространенности различных заболеваний, продолжительности жизни и пр.
2. Выявление и установление связей заболеваемости и смертности населения с различными факторами окружающей среды.
Знание этих связей необходимо для разработки соответствующих оздоровительных мероприятий.
3. Сбор и изучение числовых данных о сети лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений, их
деятельности и кадрах для планирования профилактических и лечебных мероприятий, для контроля за выполнением планов
развития сети и деятельности учреждений здравоохранения и для оценки качества работы отдельных медицинских учреждений
и их групп.
4. Подытоживание и оценка опыта по предупреждению и лечению заболеваний.
5. Содействие планированию, организации и проведению клинических и лабораторных исследований, а также установление
достоверности получаемых результатов, выявление закономерностей различных явлений и процессов в здоровом и больном
организме, оценка эффективности новых способов лечения и профилактики и т.п.
Медицинская статистика делится на два основных раздела:
- статистика здоровья населения,
- статистика здравоохранения.
В статистику здоровья включаются первые две группы вышеперечисленных вопросов. В статистику здравоохранения - третья и четвертая группы. Пятая группа вопросов выделяется из общего круга проблем санитарной статистики под названием «медицинская статистика». В
ней особенно широко применяются приемы исследования, основанные на теории вероятностей, теории выборочного метода, в т.ч.
теории малых чисел.
Теоретической основой санитарно-статистической работы следует считать также знакомство с общей теорией самого статистического исследования, с основными правилами организации статистического наблюдения, правилами статистических группировок, правилами сводки статистического материала, методами его анализа и пр.
В начало
/
Мои курсы
/
Общественное здоровье, здравоохранение, экономика ...
/
Лекционный курс
/
Лекция №2. Предмет и содержание медицинской статис...
4-й курс Общественное здоровье, здравоохранение, экономика здравоохранения (пед. факультет)
28.04.2023, 11:21
Общественное здоровье, здравоохранение, экономика здравоохранения (пед. факультет): Лекция №2. Предмет и со…
https://distance.dnmu.ru/mod/lesson/view.php?id=264372&pageid=447598 1/2
Лекция №2. Предмет и содержание медицинской статистики. Статистические методы обработки медицинских данных
К настоящему времени Вы заработали баллов: 3 из 3 возможных.
2. Методика проведения статистического исследования
Статистический метод - это универсальный метод, которым пользуются государственные статистические органы во всех областях науки,
техники, народного хозяйства, в том числе в медицине и здравоохранении. Пользуются там, где изучаются массовые явления. Особое место этот метод занимает в изучении здоровья населения - рождаемости, смертности и её причин, младенческой и перинатальной смертности, заболеваемости, физического развития, инвалидности. Примером могут также быть и периодически проводимые государственные переписи населения, специальные статистические исследования, проводимые научно-исследовательскими и учебными заведениями, различными практическими учреждениями и органами здравоохранения.
Значимость этого метода определяется не только количественным измерением изучаемых явлений, но и вскрытием причинно- следственных закономерностей этих явлений, поскольку стержнем метода является качественный статистический анализ,
предусматривающий:
- научную статистическую обработку материала с помощью специальных математико-статистических методов,
- сравнение полученных результатов (сравнивают с нормами, нормативами, стандартами, среднереспубликанскими показателями, с данными внутри изучаемой совокупности, в динамике и т.п.),
- оценку взаимодействия и интеграции изучаемых факторов,
- качественную оценку и объяснение результатов исследования,
- разработку мер, направленных на улучшение состояния изучаемого явления.
В методике проведения статистического исследования выделено 2 периода:
·период подготовки,
·период собственно статистического исследования.
Каждый из этих периодов включает ряд последовательно проводимых этапов.
Далее
Вы прошли 28% лекции
28%
В начало
/
Мои курсы
/
Общественное здоровье, здравоохранение, экономика ...
/
Лекционный курс
/
Лекция №2. Предмет и содержание медицинской статис...
4-й курс Общественное здоровье, здравоохранение, экономика здравоохранения (пед. факультет)
◄ Лекция №1. Общественное здоровье и здравоохранение как наука и предмет преподавания
Перейти на...
Лекция №3. Медико-социальные проблемы демографических процессов. Особенности воспроизводства населения в разных регионах мира на современном этапе ►
28.04.2023, 11:22
Общественное здоровье, здравоохранение, экономика здравоохранения (пед. факультет): Лекция №2. Предмет и со…
https://distance.dnmu.ru/mod/lesson/view.php?id=264372&pageid=447589 1/5
Лекция №2. Предмет и содержание медицинской статистики. Статистические методы обработки медицинских данных
К настоящему времени Вы заработали баллов: 3 из 3 возможных.
ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ
ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ имеет шесть этапов, которые позволяют решить теоретические, методические и организационные вопросы исследования.
I этап - ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель - это конечный итог, то, к чему стремятся, что хотят осуществить. Определить цель исследования - это значит ответить на вопросы
- для чего мы его предпринимаем и зачем нам понадобились его результаты.
В зависимости от практической направленности исследования можно предложить 4 варианта постановки цели:
§1-й вариант - изучить явление;
§2-й вариант - изучить явление + разработать рекомендации по улучшению состояния изучаемого явления;
§3-й вариант - изучить явление + разработать рекомендации + внедрить в практику здравоохранения;
§4-й вариант - изучить явление + разработать рекомендации + внедрить в практику здравоохранения + оценить эффективность разработанных и внедренных рекомендаций (методов лечения, диагностики, профилактики и т.п.).
Целями исследования в здравоохранении могут быть:
§изучение актуальных проблем медицины;
§разработка мероприятий по улучшению здоровья населения, планов развития и работы медицинских учреждений, их подразделений,
служб;
§снижение уровней заболеваемости, травматизма, смертности, инвалидности и т.д.;
§обоснование нормативов, финансового обеспечения;
§определение экономического эффекта от проведения лечебно-профилактических или оздоровительных мероприятий определенных групп больных.
Таким образом, в зависимости от цели исследования и соответствующих результативных показателей медико-статистические исследования могут быть направлены на изучение здоровья населения (статистика здоровья) и выявление различных сторон деятельности лечебно-профилактических учреждений и служб здравоохранения (статистика здравоохранения).
2-й этап - ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАДАЧ ИССЛЕДОВАНИЯ
Формулируя задачи, исследователь должен ответить на вопрос: какие конкретные действия ему необходимо выполнить, чтобы достичь намеченной цели. Для небольших исследований намечают обычно несколько задач (от 3 до 6). Среди них можно выделить задачи,
которые характеризуют состояние изучаемого явления (распространенности, структуры и т.п.) и задачи, которые устанавливают влияние одного или комплекса факторов на изучаемое явление(я).
Обычно формулировка задач начинается со слов: изучить, сравнить, установить зависимость, выявить взаимодействие, оценить,
проанализировать и т.п.
3-й этап - ЗНАКОМСТВО С СУТЬЮ ИЗУЧАЕМОГО ЯВЛЕНИЯ
В начало
/
Мои курсы
/
Общественное здоровье, здравоохранение, экономика ...
/
Лекционный курс
/
Лекция №2. Предмет и содержание медицинской статис...
4-й курс Общественное здоровье, здравоохранение, экономика здравоохранения (пед. факультет)
28.04.2023, 11:22
Общественное здоровье, здравоохранение, экономика здравоохранения (пед. факультет): Лекция №2. Предмет и со…
https://distance.dnmu.ru/mod/lesson/view.php?id=264372&pageid=447589 2/5
Чтобы убедиться в том, насколько грамотно и адекватно поставлена цель и определены задачи изучения любой проблемы, а также для последующего анализа материала, нужно получить об этой проблеме максимум имеющейся информации, более полную характеристику объекта изучения. Это достигается путем знакомства с объектом исследования, с факторами, которые могут влиять на этот объект.
Также знакомятся с данными литературы, справочников, результатами предыдущих отчетов. Узловые вопросы
, которые следует изучать по литературным источникам, отражены в задачах исследования.
Получив нужную информацию относительно сущности проблемы исследования, целесообразно приступить к следующему этапу.
4-й этап - ВЫРАБОТКА РАБОЧЕЙ ГИПОТЕЗЫ
Этот этап нельзя считать абсолютно обязательным. Он предпринимается целенаправленно для выбора групп более глубокого изучения,
возможного сокращения объема работы.
Рабочая гипотеза - "предварительный диагноз” - формулируется в форме предложений основной идеи исследования, которую предстоит доказать или опровергнуть в ходе дальнейшей работы.
5-й этап - РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ
Программа статистического исследования состоит из двух частей:
§программы наблюдения;
§программы группировки и сводки материала.
Обе части программы взаимосвязаны между собой и подчинены цели и задачам исследования.
ПРОГРАММА НАБЛЮДЕНИЯ включает:
·выбор объекта наблюдения;
·определение статистической совокупности изучаемого явления и ее единицы наблюдения;
·определение учетных признаков единицы наблюдения;
·выбор учетного документа официальной государственной статистики или составление специального учетного документа для конкретного исследования.
Определимся с некоторыми понятиями:
- «статистическая совокупность»,
- «объект наблюдения»,
- «единица наблюдения».
Статистическая совокупность - это группа, состоящая из большого числа относительно однородных элементов (единиц наблюдения),
взятых вместе в известных границах времени и пространства. Можно выделить две разновидности статистических совокупностей:
·совокупность среды
·совокупность явления.
Совокупность среды представлена абсолютным числом различных контингентов населения. Примерами такой совокупности могут быть трудящиеся в масштабах государства или одного предприятия, цеха, одной профессии; больные, состоящие под диспансерным наблюдением или госпитализированные в стационар; женщины определенной возрастной группы; дети, родившиеся живыми или мертвыми и т.д.
Совокупность явлений представлена абсолютным числом изучаемых явлений. Например, число всех случаев зарегистрированных заболеваний среди жителей определенной административной территории; число случаев рождений среди женщин определенной возрастной группы; число зарегистрированных браков или разводов среди населения; число патологических или морфо-функциональных отклонений выявленных на медицинском осмотре и т.д.
Статистическая совокупность, подлежащая изучению является объектом наблюдения. Иначе говоря, это среда, в которой будут изучены те или другие явления.
В каждой статистической совокупности есть единица наблюдения. Единица наблюдения (счетная единица) - наименьшая составная часть статистической совокупности, подлежащая отдельной регистрации.
28.04.2023, 11:22
Общественное здоровье, здравоохранение, экономика здравоохранения (пед. факультет): Лекция №2. Предмет и со…
https://distance.dnmu.ru/mod/lesson/view.php?id=264372&pageid=447589 3/5
Покажем это на следующем примере.
Группа врачей проводит исследование по изучению состояния здоровья студентов нашего медицинского университета. В связи с
этим решается несколько задач, где необходимо изучить:
1)распространенность и структуру заболеваний среди студентов за отчетный год;
2)наследственную патологию среди студентов.
Объект наблюдения - студенты медицинского университета, обучающиеся в отчетном году.
Статистические совокупности:
Среды - совокупность студентов медицинского университета, обучающиеся в отчетном году.
Явления:
- совокупность всех случаев заболеваний, зарегистрированных среди студентов вуза в отчетном году,
- совокупность всех наследственных заболеваний, выявленных среди студентов.
Единицы наблюдения:
- студент медицинского университета, обучающийся в отчетном году.
- случай заболевания, зарегистрированный среди студентов вуза в отчетном году.
- случай наследственного заболевания, выявленного у студента вуза.
Каждая единица наблюдения имеет много характеристик, однако, учитываются только те из них, которые необходимы для достижения поставленной цели и решения конкретных задач исследования. Эти признаки учитывают (регистрируют) и поэтому их называют учетными.
По характеру учитываемые признаки делят на:
- атрибутивные (описательные), выраженные словесно,
- параметрические (количественные), выраженные числом.
К атрибутивным признакам относят:
- пол,
- профессия,
- нозологические формы заболеваний,
- исходы лечения,
- место жительства и пр.
К параметрическим признакам относят:
- рост,
- массу тела,
- число дней лечения,
- количество холестерина в крови,
- количество белка в моче и т.д.
Часто исследователям необходимо выявить влияние отдельных признаков на изучаемое явление, поэтому различают:
- факториальные (причина),
28.04.2023, 11:22
Общественное здоровье, здравоохранение, экономика здравоохранения (пед. факультет): Лекция №2. Предмет и со…
https://distance.dnmu.ru/mod/lesson/view.php?id=264372&pageid=447589 4/5
- результативные (следствие) признаки.
Факториальными называются такие учитываемые признаки, под влиянием которых изменяются другие, зависящие от них результативные признаки. Приняты и определенные обозначения этих признаков:
y - результативный признак;
х - факториальный признак.