Файл: Лекция 2. Предмет и содержание медицинской статистики. Методы обработки медицинских данных рассматриваемые вопросы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 140
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
28.04.2023, 11:22
Общественное здоровье, здравоохранение, экономика здравоохранения (пед. факультет): Лекция №2. Предмет и со…
https://distance.dnmu.ru/mod/lesson/view.php?id=264372&pageid=447591 1/3
Лекция №2. Предмет и содержание медицинской статистики. Статистические методы обработки медицинских данных
К настоящему времени Вы заработали баллов: 3 из 3 возможных.
ПЕРИОД СОБСТВЕННО СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
ПЕРИОД СОБСТВЕННО СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ -
Включает ряд последовательных этапов.
ЭТАП - СТАТИСТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ
Статистическое наблюдение - это процесс регистрации единиц наблюдения, который на практике заключается в заполнении учетных документов в строгом соответствии с программой наблюдения, разработанной в подготовительном периоде.
На этом этапе основное внимание должно быть уделено соблюдению правил регистрации, охвату всех включенных в исследование единиц наблюдения, достоверности собираемых данных.
Нельзя нарушать порядок отбора единиц наблюдения, пропускать, исключать отдельные случаи, подменять одни единицы наблюдения другими. То есть, при регистрации должны выполняться условия непрерывности, полноты и достоверности собираемого материала.
Учетные документы заполняются теми лицами, которые были определены как участники-исполнители работы, в течение
того срока и на территории, которые были оговорены в организационном разделе плана исследования.
1 2 3 4 5 6
Во время сбора материала необходимо осуществлять периодический (текущий) контроль правильности заполнения учетных
документов. При этом возможны ошибки точности (неправильная регистрация фактов, неисправная аппаратура, неверные
ответы обследуемых и т.д.), ошибки внимания (описки, не заполнение или неверное заполнение отдельных граф анкет и
т.д.), ошибки методические (применение неправильной методики сбора и обработки материала, несоблюдение одинаковых
условий для опытной и контрольной групп, для каждой единицы наблюдения, недостатки в программе наблюдения и т.д.).
После того, как срок статистического наблюдения истек, весь необходимый материал собран, его следует подвергнуть заключительному
контролю. Такой контроль позволяет оценить полноту, количественную достаточность собранных материалов и качество их заполнения
(в необходимых случаях исправить дефектные признаки или документы, исключить дубликаты или изъять из последующей разработки).
ЭТАП - ШИФРОВКА МАТЕРИАЛА
Проверенный и исправленный материал подвергается разметке или шифровке - техническому приему, упрощающему и ускоряющему сортировку анкет по соответствующим признакам. Шифровка заключается в условном обозначении (цифровом, буквенном, цветовом и т.д.) зарегистрированных признаков в соответствии с рубриками программы сводки материала. В случае, если при составлении программы наблюдения была предусмотрена шифровка возможных ответов, то при сводке эта статистическая операция исключается.
Сводка материалов может быть ручной и машинной.
При разработке значительных по объему статистических материалов составляются специальные шифровальные коды или ключи с инструкциями по шифровке.
ЭТАП - ГРУППИРОВКА И СВОДКА МАТЕРИАЛА
Группировка материала - это раскладка всех учетных документов на различных группы, которые определены составителями в подготовительном периоде макетами статистических таблиц.
Так, при раскладке карт для заполнения макета комбинационной таблицы 5, приведенного выше, следует все учетные документы разложить на группы в зависимости от диагноза заболеваний, затем в каждой такой группе разложить учетные документы по полу, а внутри последних - по возрастным группам. Подсчитав количество карт в каждой группе, проставляют результаты подсчета в соответствующие клеточки таблицы.
В начало
/
Мои курсы
/
Общественное здоровье, здравоохранение, экономика ...
/
Лекционный курс
/
Лекция №2. Предмет и содержание медицинской статис...
4-й курс Общественное здоровье, здравоохранение, экономика здравоохранения (пед. факультет)
28.04.2023, 11:22
Общественное здоровье, здравоохранение, экономика здравоохранения (пед. факультет): Лекция №2. Предмет и со…
https://distance.dnmu.ru/mod/lesson/view.php?id=264372&pageid=447591 2/3
Если некоторые признаки повторяются в нескольких таблицах, то при ручной обработке следует начинать раскладку именно с этих признаков, не смешивая карты до тех пор, пока путем постепенной их раскладки не будут получены данные, необходимые для всех таблиц, где этот признак встречается.
Когда все графы таблицы заполнены, а не заполненные из-за отсутствия материала прочеркнуты, подводят вертикальные и горизонтальные итоги. Сумма вертикальных итогов должна быть равна сумме горизонтальных. Отсутствие равенства говорит об ошибке,
допущенной либо при подведении итогов, либо при подсчете разложенных карт. Учитывая возможность ошибки, разложенные карты не следует смешивать, пока не будут подведены и выверены итоги в таблицах и оценено их логическое содержание.
Таким образом, сводка является первичной статистической операцией по обработке собранного материала. Назначением сводки является подитоживание, суммирование, систематизация первично собранных данных, объединение и преобразование единичных фактов и явлений.
Можно считать этап группировки и сводки завершенным, если все макеты таблиц будут заполнены.
ЭТАП - СЧЕТНАЯ ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ
Этот этап предусматривает вычисление статистических показателей (относительных, средних или специальных статистических коэффициентов). Исследователь должен хорошо знать познавательные возможности разных статистических показателей. Обоснование
выбора производных величин и методики их расчета будут изложены в следующем вопросе лекции.
ЭТАП - ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РАССЧИТАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В ВИДЕ ТАБЛИЦ ИЛИ РИСУНКОВ
Рассчитав показатели, следует определить, какие данные могут быть представлены в виде таблиц, а какие - в диаграммах (рисунках).
Последние используются для наглядного представления статистических данных.
ЭТАП - АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ
Статистический анализ представляет собой один из заключительных этапов статистического исследования и заключается в сравнении,
оценке и объяснении показателей, характеризующих изучаемое явление (признак, процесс). Это самый творческий и трудный отрезок анализа, который невозможно осуществить бес глубокого знания и понимания сути изучаемого явления и факторов, воздействующих на его формирование.
При количественном сравнении очень важно правильно выбрать эталон (или другую величину) для сравнения в каждом конкретном случае.
Следует обратить внимание на то, что сравниваемые показатели должны характеризовать одно и то же явление, должны быть
статистически однородными и иметь одинаковую размерность. Нельзя, например, сравнивать заболеваемость с ВУТ с обшей
заболеваемостью; распространённость болезней органов пищеварения с удельным весом этой патологии в структуре
заболеваемости; патологическую пораженность, выраженную в случаях на 100 и в случаях на 1000 осмотренных.
Следующим шагом должна быть качественная оценка результатов количественного сравнения.
Одним из важнейших условий качественного анализа является полнота и достоверность собранных сведений. Чтобы избежать
неправильной оценки статистических величин, ошибок методического характера, анализ следует проводить очень тщательно и
обдуманно. Только полное сопоставление всех показателей поможет получить истинную картину состояния анализируемого
явления.
Еще один ответственный шаг собственно статистического анализа - объяснение результатов оценки. Его нельзя сводить к простому пересказу вычисленных статистических показателей. Необходимо дать толкование полученным результатам, т. е. предположить или указать причины (факторы), оказывающие на изучаемое явление (признак, процесс) благоприятное или неблагоприятное воздействие,
а также следствия этих воздействий. При этом чрезвычайно важно увязывать полученные показатели между собой, искать зависимости между показателями и условиями (факторами), их формирующими. Это поможет логически объяснить причины положительных или отрицательных тенденций в состоянии изучаемого явления, выявить слабые стороны, установить причинно-следственные закономерности. В ряде случаев удаётся лишь предположить какие-либо варианты логического объяснения полученных результатов. Но и это очень важно для правильной трактовки анализируемой ситуации, формулирования адекватных выводов. Причем, возможно продолжение (углубление) исследования для получения данных, подтверждающих (или опровергающих) сделанные предположения.
Таким образом, чтобы объяснение было максимально конкретным, пригодным для формулирования выводов, нужно стараться наиболее полно выявить причины и последствия изменений основных показателей, характеризующих изучаемое явление. Это обеспечит полноту,
надежность и реальность заключительных выводов.
Закончив объяснение результатов, можно приступить к осуществлению завершающего шага статистического анализа - формулировки
основных выводов и рекомендаций.
Выводы - сформулированные в результате анализа постулаты по основным разделам исследования, носящие характер обобщения анализируемого явления. В выводах следует использовать специальные общепринятые термины, относящиеся к исследуемой области.
28.04.2023, 11:22
Общественное здоровье, здравоохранение, экономика здравоохранения (пед. факультет): Лекция №2. Предмет и со…
https://distance.dnmu.ru/mod/lesson/view.php?id=264372&pageid=447591 3/3
Качественно проведенный анализ, правильно полученные и сформулированные выводы являются основой для разработки рекомендаций, направленных на устранение недостатков, улучшения состояния исследуемого явления (процесса).
Рекомендации должны быть действенными, исходить из реальных возможностей заинтересованных служб, конкретными, ограниченными во времени и адресованными конкретному лицу или инстанции, в компетенцию которых входит реализация предлагаемых мер.
На этом работа, связанная со статистическим анализом явления (признака, процесса) из области медицины и здравоохранения,
заканчивается.
Заключительный шаг - литературное оформление или написание текстового отчета, статьи, диссертации и т.д.
Таким образом, анализ должен быть:
Øобъективным (основывающимся на полном и точном описании событий, наличии эталонов для сравнения и оценки; проводящимся хорошо подготовленными кадрами);
Øсистемным (обеспечивающим полноту, надежность и реальность выводов);
Øцеленаправленным (позволяющим в дальнейшем разрабатывать программы мер по улучшению изучаемого явления);
Øперспективным (направленным на изучение возможностей развития событий и системы в целом);
Øсвоевременным и оперативным.
Далее
Вы прошли 44% лекции
44%
Вы зашли под именем
Кирилл Федоров
(
Выход
)
Общественное здоровье, здравоохранение, экономика здравоохранения (пед. факультет)
Русский (ru)
Русский (ru)
English (en)
Сводка хранения данных
Скачать мобильное приложение
◄ Лекция №1. Общественное здоровье и здравоохранение как наука и предмет преподавания
Перейти на...
Лекция №3. Медико-социальные проблемы демографических процессов. Особенности воспроизводства населения в разных регионах мира на современном этапе ►
28.04.2023, 11:23
Общественное здоровье, здравоохранение, экономика здравоохранения (пед. факультет): Лекция №2. Предмет и со…
https://distance.dnmu.ru/mod/lesson/view.php?id=264372&pageid=447601 1/2
Лекция №2. Предмет и содержание медицинской статистики. Статистические методы обработки медицинских данных
К настоящему времени Вы заработали баллов: 6 из 6 возможных.
3. Система обобщающих показателей как практическая основа медицинской статистики
Даже при большой нелюбви к числам нельзя отрицать того, что разрешение многих проблем клинической и профилактической медицины должно, в конечном счете, зависеть от анализа числовых данных.
Для оценки изучаемых массовых явлений, составляющих статистическую совокупность, используют статистические
величины: абсолютные и производные.
Абсолютные величины - величины, отражающие абсолютный размер любой совокупности (среды, явления). Они важны иногда, как таковые, а получение их является самостоятельной задачей исследования. Однако в значительной части случаев абсолютные величины оказываются мало пригодными для сравнения - главнейшей цели статистического анализа.
Именно сравнение, сопоставление во времени и в пространстве, в различных группах населения является основой выявления
связей и закономерностей, уровня, структуры, сдвигов или качественных особенностей изучаемых процессов!
Нельзя судить по абсолютному числу заболеваний или случаев смерти в различных городах или отдельные годы о размерах
заболеваемости или смертности, так как это число может быть обусловлено различиями в численном и возрастном составе
населения;
также неверно судить по абсолютному количеству случаев заболеваний с временной утратой трудоспособности о здоровье
рабочих промышленных предприятий различной мощности.
Такие суждения возможны только при не изменяющемся основании, т.е. при одинаковом числе населения или рабочих, что
практически бывает настолько редко, что не может быть принято во внимание.
Поэтому абсолютные величины нуждаются в статистической обработке, а именно в преобразовании их в производные величины.
Производные величины - это величины, полученные из абсолютных величин с помощью математико-статистических методов обработки данных.
Основными видами производных величин являются:
а) относительные
б) средние
в) специальные статистические показатели (коэффициенты).
К последним следует отнести:
¨методы сравнения различных совокупностей (оценка достоверности различий обобщающих коэффициентов, стандартизация интенсивных показателей);
¨методы оценки взаимодействия (коэффициенты корреляции, регрессии);
¨метод анализа динамики явления;
¨метод статистического анализа.
Все эти показатели (методы), широко применяются в практическом здравоохранении.
В начало
/
Мои курсы
/
Общественное здоровье, здравоохранение, экономика ...
/
Лекционный курс
/
Лекция №2. Предмет и содержание медицинской статис...
4-й курс Общественное здоровье, здравоохранение, экономика здравоохранения (пед. факультет)
28.04.2023, 11:23
Общественное здоровье, здравоохранение, экономика здравоохранения (пед. факультет): Лекция №2. Предмет и со…
https://distance.dnmu.ru/mod/lesson/view.php?id=264372&pageid=447601 2/2
Поскольку относительные и средние величины характеризуют уровень, объем изучаемого явления, то их следует рассчитать, прежде всего.
Если мы хотим получить показатели, дающие обобщающую характеристику описательному признаку, следует воспользоваться относительными величинами, а если вариационному - то средними величинами.
К относительным величинам относятся следующие показатели:
1. интенсивный (показатель частоты).
2. экстенсивный (показатель структуры или удельного веса).
3. наглядности.
4. соотношения.
Рассмотрим каждый из этих показателей.
·Интенсивные показатели - характеризуют частоту (уровень, интенсивность - это все синонимы) распространения явления в среде, в которой оно происходит, с которой оно непосредственно, органически связано, как бы порождается, продуцируется этой средой.
При вычислении необходимо иметь две статистические совокупности; совокупность явления и совокупность среды, его продуцирующей.
Рассчитывается по следующей формуле:
Далее
Вы прошли 67% лекции
67%
Вы зашли под именем
Кирилл Федоров
(
Выход
)
Общественное здоровье, здравоохранение, экономика здравоохранения (пед. факультет)
Русский (ru)
Русский (ru)
English (en)
Сводка хранения данных
Скачать мобильное приложение
◄ Лекция №1. Общественное здоровье и здравоохранение как наука и предмет преподавания
Перейти на...
Лекция №3. Медико-социальные проблемы демографических процессов. Особенности воспроизводства населения в разных регионах мира на современном этапе ►
28.04.2023, 11:23
Общественное здоровье, здравоохранение, экономика здравоохранения (пед. факультет): Лекция №2. Предмет и со…
https://distance.dnmu.ru/mod/lesson/view.php?id=264372&pageid=447593 1/4
Лекция №2. Предмет и содержание медицинской статистики. Статистические методы обработки медицинских данных
К настоящему времени Вы заработали баллов: 6 из 6 возможных.
Полученные расчетным путем относительные показатели как бы приводят частоту явления к одному основанию, условному знаменателю,
представленному единицей с нулями.
Обычно интенсивные показатели рассчитываются на 100, 1000, 10000 или 100000 соответствующей среды.
Чем реже встречается явление, тем на большее количество среды принято рассчитывать показатели, т.е. на 10 или 100 тысяч.
В медицинской статистике при вычислении размеров рождаемости, смертности, естественного прироста населения общей заболеваемости, травматизма, инвалидности и др., за основание обычно принимают 1000 человек населения. Вычисление размеров смертности или заболеваемости в отношении одной нозологической формы заболевания производится на 10000 или 100000 населения.
Соответственно коэффициент интенсивности может быть выражен в промилле ( / ), продецимилле ( / ), просантимилле ( /
) или записан так, как указано в примере: 40 случаев на 1000 лиц 40-50 лет.
Если расчет производился на 100 единиц среды, знак процента (%) не ставится, т.к. в аналогичных единицах вычисляется экстенсивный показатель и показатель наглядности.
Самым частым, но далеко не единственным основанием для расчета относительных показателей служит численность населения;
в других случаях средой являются контингенты больных, родившихся живыми и мертвыми, число женщин, состоящих в браке и
т.п.
·Показатели соотношения характеризуют численное соотношение двух не связанных непосредственно между собой, независимых величин, разнородных, различных или "замкнутых" совокупностей. Они показывают частоту, но не вскрывают внутренних связей.
При вычислении показателей соотношения также необходимо иметь две статистические совокупности: одна из них представляет изучаемое явление, а вторая - среду. В качестве статистической совокупности, являющейся средой, в расчете коэффициента соотношения чаще всего берется население.
Техника вычисления показателя соотношения сходна с интенсивным показателем. Однако последний характеризует частоту явления в среде его продуцирующей, в то время как показатель соотношения отражает соотношения двух явлений, между собой не связанных.
Примерами показателя соотношения могут быть рассчитанные показатели количества коек на 10000 населения; обеспеченность населения врачами (средним медицинским персоналом) на 10000 населения и др.
Поскольку показатели соотношения, как и интенсивные, характеризуют частоту явления на определенное количество среды, то они позволяют сравнивать уровни обеспеченности медицинской помощью на разных территориях, в разные периоды времени.
·Следующим видом относительных величин являются экстенсивные показатели.
Экстенсивные показатели показывают, как распределяется изучаемое явление на свои составные части, как велика отдельная доля данного явления по отношению ко всей его величине (отношение части к целому), т.е. вся совокупность принимается за 100%, а входящие в нее статистические единицы будут составлять часть от 100%) и выражаются в процентах.
В начало
/
Мои курсы
/
Общественное здоровье, здравоохранение, экономика ...
/
Лекционный курс
/
Лекция №2. Предмет и содержание медицинской статис...
4-й курс Общественное здоровье, здравоохранение, экономика здравоохранения (пед. факультет)
0 00 0
000 0
0000