Файл: "Формы, методы и средства вовлечения родителей в жизнедеятельность учебного заведения".docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 47
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
"НОВОАЗОВСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ"
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
на тему: "Формы, методы и средства вовлечения родителей в жизнедеятельность учебного заведения".
Разработал:
Методист Щербакова Н.А.
Новоазовск
2022
Современные семьи развиваются в условиях противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, приводящие к обострению семейных проблем. Это - прежде всего падение материального уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих трех и более детей.
Подростки, обучающиеся в учреждении, имеют свои особенности:
- низкий уровень развития познавательной активности и слабые школьные знания;
- многие обучающиеся имеют проблемы в поведении;
- имеется нарушение со стороны физического здоровья;
- низкий ценностный барьер;
- более 50% обучающих
ся воспитываются в неполных семьях.
Следовательно, только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности подростка.
Правила общения с родителями
Организация взаимодействия с родителями во время беседы и консультации требует соблюдения определенных правил, общения с семьями обучающихся:
-мастер и классный руководитель в общении с каждой семьей должен быть искренен и уважителен;
- общение с родителями обучающегося должно служить не во вред, а во благо ребенку;
- изучение семей обучающихся должно быть тактичным и объективным;
-изучение семей обучающихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.
Изучая семьи обучающихся нужно обратить внимание на следующую информацию о семье обучающегося:
- общие сведения о родителях или людях, их заменяющих;
- жилищные условия семьи и ее материальная обеспеченность;
-образовательный уровень семьи, интересы родителей к техникуму и к жизни ребенка в студенческом коллек
тиве;
-уровень педагогической культуры родителей; - авторитетность семьи в глазах ребенка;
- степень значимости воспитательного воздействия родителей на ребенка; - семейные традиции, обычаи и ритуалы;
- положение ребенка в семье (благоприятное, неблагоприятное); - воспитательные возможности семьи.
Изучение семей обучающихся позволяет мастеру и классному руководителю ближе познакомиться с самим студентом, понять уклад жизни семьи студента, ее традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.
Начиная работу с подростковым коллективом, необходимо максимально изучить семейную ситуацию. Это необходимо для того, чтобы спланировать воспитательную работу в группе с максимальной эффективностью.
В диагностике взаимоотношений родителей и обучающихся можно использовать и проективные методики. Эффективность использования проективных методик состоит в том, что методики неоконченных предложений можно использовать, как для обучающихся, так и для их родителей. Обучающиеся и родители дают ответ на одни и те же вопросы, это
позволяет определить причины конфликтов во взаимоотношениях детей и родителей. Ни для кого ни секрет, что несовпадение точек зрения, взглядов, убеждений, мнений родителей и детей может привести к конфликтным ситуациям и проблемам в воспитании ребенка.
Для проективного исследования мнения обучающихся можно использовать следующие вопросы:
- Техникум для меня — это...
- Группа, в которой я учусь, — это...
- Преподаватели для меня — это люди, которые...
- Мои одногруппники —это...
- Учебные занятия для меня— это...
- Предметы, которые мне нравятся, это...
- Предметы, которые мне не нравятся, это…
Для проективного исследования мнения родителей можно использовать следующие вопросы:
- Техникум, в котором учится мой ребенок, это... - Группа, в которой учится мой ребенок, это...
- Одногруппники моего ребенка— это...
- Выполнение домашних заданий для моего ребенка— это... - Учебные предметы, нравящиеся моему ребенку — это...
- Предметы, которые не нравятся моему ребенку, это...
Проанализировав ответы обучающихся и их родителей, можно использовать их результаты для подготовки и проведения разл
ичных внеклассных мероприятий как с родителями, так и с обучающимися.
Значительное место в системе работы классного руководителя, мастера, отвечающего за работу с группой, с родителями обучающихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты.
Одной из главных и наиболее распространенных форм информационно-просветительской работы со всеми родителями является родительское собрание.
Родительские собрания могут быть:
- организационными;
- текущими или тематическими; - итоговыми;
- общетехникумовскими и групповыми.
Для того чтобы родительское собрание прошло эффективно необходимо следовать определенным правилам.
Правила подготовки родительского собрания
Правило первое. Тема родительского собрания должна быть актуальна для родителей.
Правило второе. Родительское