Файл: "Формы, методы и средства вовлечения родителей в жизнедеятельность учебного заведения".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

"НОВОАЗОВСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ"

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

на тему: "Формы, методы и средства вовлечения родителей в жизнедеятельность учебного заведения".
Разработал:

Методист Щербакова Н.А.

Новоазовск

2022
Современные семьи развиваются в условиях противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, приводящие к обострению семейных проблем. Это - прежде всего падение материального уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих трех и более детей.

Подростки, обучающиеся в учреждении, имеют свои особенности:

- низкий уровень развития познавательной активности и слабые школьные знания;

- многие обучающиеся имеют проблемы в поведении;

- имеется нарушение со стороны физического здоровья;

- низкий ценностный барьер;

- более 50% обучающих
ся воспитываются в неполных семьях.

Следовательно, только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности подростка.
Правила общения с родителями

Организация взаимодействия с родителями во время беседы и консультации требует соблюдения определенных правил, общения с семьями обучающихся:

астер и классный руководитель в общении с каждой семьей должен быть искренен и уважителен;

- общение с родителями обучающегося должно служить не во вред, а во благо ребенку;

- изучение семей обучающихся должно быть тактичным и объективным;

-изучение семей обучающихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.

Изучая семьи обучающихся нужно обратить внимание на следующую информацию о семье обучающегося:

- общие сведения о родителях или людях, их заменяющих;

- жилищные условия семьи и ее материальная обеспеченность;

-образовательный уровень семьи, интересы родителей к техникуму и к жизни ребенка в студенческом коллек

тиве;

-уровень педагогической культуры родителей; - авторитетность семьи в глазах ребенка;

- степень значимости воспитательного воздействия родителей на ребенка; - семейные традиции, обычаи и ритуалы;

- положение ребенка в семье (благоприятное, неблагоприятное); - воспитательные возможности семьи.

Изучение семей обучающихся позволяет мастеру и классному руководителю ближе познакомиться с самим студентом, понять уклад жизни семьи студента, ее традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.

Начиная работу с подростковым коллективом, необходимо максимально изучить семейную ситуацию. Это необходимо для того, чтобы спланировать воспитательную работу в группе с максимальной эффективностью.

В диагностике взаимоотношений родителей и обучающихся можно использовать и проективные методики. Эффективность использования проективных методик состоит в том, что методики неоконченных предложений можно использовать, как для обучающихся, так и для их родителей. Обучающиеся и родители дают ответ на одни и те же вопросы, это
позволяет определить причины конфликтов во взаимоотношениях детей и родителей. Ни для кого ни секрет, что несовпадение точек зрения, взглядов, убеждений, мнений родителей и детей может привести к конфликтным ситуациям и проблемам в воспитании ребенка.

Для проективного исследования мнения обучающихся можно использовать следующие вопросы:

- Техникум для меня — это...

- Группа, в которой я учусь, — это...

- Преподаватели для меня — это люди, которые...

- Мои одногруппники —это...

- Учебные занятия для меня— это...

- Предметы, которые мне нравятся, это...

- Предметы, которые мне не нравятся, это…

Для проективного исследования мнения родителей можно использовать следующие вопросы:

- Техникум, в котором учится мой ребенок, это... - Группа, в которой учится мой ребенок, это...

- Одногруппники моего ребенка— это...

- Выполнение домашних заданий для моего ребенка— это... - Учебные предметы, нравящиеся моему ребенку — это...

- Предметы, которые не нравятся моему ребенку, это...

Проанализировав ответы обучающихся и их родителей, можно использовать их результаты для подготовки и проведения разл
ичных внеклассных мероприятий как с родителями, так и с обучающимися.

Значительное место в системе работы классного руководителя, мастера, отвечающего за работу с группой, с родителями обучающихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты.

Одной из главных и наиболее распространенных форм информационно-просветительской работы со всеми родителями является родительское собрание.

Родительские собрания могут быть:

- организационными;

- текущими или тематическими; - итоговыми;

- общетехникумовскими и групповыми.

Для того чтобы родительское собрание прошло эффективно необходимо следовать определенным правилам.
Правила подготовки родительского собрания

Правило первое. Тема родительского собрания должна быть актуальна для родителей.

Правило второе. Родительское