Файл: "Формы, методы и средства вовлечения родителей в жизнедеятельность учебного заведения".docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 50
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
спитания. Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Это обусловливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения
Психолого-педагогическое просвещение организуется с помощью следующих форм:
- школа для родителей;
- лекции, семинары, практикумы; - родительские конференции;
- педагогическая дискуссия
- посещение родителей на дому;
- групповые и индивидуальные консультации;
- родительские собрания
Остановимся кратко на перечисленных формах работы.
Школа для родителей—это форма психолого-педагогического просвещения родителей. Она вооружает их необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, знакомит с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с общественностью, семьи с учебным заведением, а также взаимодействию родителей и преподавателей в воспитательной работе. Программа школы для родителей составляется педагогом с
учетом контингента обучающихся группы и их родителей. Формы организации занятий достаточно разнообразны: лекции, беседы, практикумы, конференции для родителей и т.д.
Лекция — это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор—сам преподаватель-воспитатель, знающий интересы, проблемы и заботы родителей. Главное в лекции—научный анализ воспитательных явлений, ситуаций. Поэтому в лекции следует вскрывать причины явлений, условия их протекания, механизм поведения подростка, закономерности развития его психики, правила семейного воспитания.
При подготовке лекции следует учитывать ее структуру, логику, можно составить план с указанием основных идей, мыслей, фактов и цифр. Одно из необходимых условий лекций—опора на опыт семейного воспитания. Метод общения во время лекции—не принужденный разговор, задушевная беседа, диалог заинтересованных единомышленников.
Тематика лекций должна быть разнообразной, интересной и актуальн
ой для родителей, например: «Возрастные особенности старших подростков», «Режим дня подростков», «Что такое самовоспитание?», «Индивидуальный подход и учет возрастных особенностей подростков в семейном воспитании», «Ребенок и природа», «Компьютер в жизни детей», «Половое воспитание детей в семье» и т.д.
Конференция- форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании подростков. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов. Конференции проводятся раз в год, они требуют тщательной подготовки и предусматривают активное участие родителей. К ним обычно готовят выставки работ обучающихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности.
Конференция обычно открывается вступительным словом директора учебного заведения или классного руководителя. С краткими, заранее подготовленными сообщениями о своем опыте семейного воспитания выступают родители. Таких сообщений может быть три - четыре. Затем предоставляется слово всем желающим. Итоги подводит ведущий конференции.
Педагогическая дискуссия (диспут)—одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех прис
утствующих в обсуждение поставленных проблем
Успех диспута во многом зависит от его подготовки. Примерно за месяц участники должны познакомиться с темой будущего диспута, основными вопросами, литературой. Самая ответственная часть диспута— ведение спора. Многое определяет здесь поведение ведущего (им может быть педагог или кто-то из родителей). Необходимо заранее установить регламент, выслушивать все выступления, предлагать, аргументировать свою позицию, в конце диспута подвести итоги, сделать выводы. Главный принцип диспута—уважение к позиции и мнению любого участника.
Индивидуальные тематические консультации. Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей, и этим не следует пренебрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для преподавателя. Родители получают реальное представление о делах и поведении подростка, учитель же—необ
Психолого-педагогическое просвещение организуется с помощью следующих форм:
- школа для родителей;
- лекции, семинары, практикумы; - родительские конференции;
- педагогическая дискуссия
- посещение родителей на дому;
- групповые и индивидуальные консультации;
- родительские собрания
Остановимся кратко на перечисленных формах работы.
Школа для родителей—это форма психолого-педагогического просвещения родителей. Она вооружает их необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, знакомит с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с общественностью, семьи с учебным заведением, а также взаимодействию родителей и преподавателей в воспитательной работе. Программа школы для родителей составляется педагогом с
учетом контингента обучающихся группы и их родителей. Формы организации занятий достаточно разнообразны: лекции, беседы, практикумы, конференции для родителей и т.д.
Лекция — это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор—сам преподаватель-воспитатель, знающий интересы, проблемы и заботы родителей. Главное в лекции—научный анализ воспитательных явлений, ситуаций. Поэтому в лекции следует вскрывать причины явлений, условия их протекания, механизм поведения подростка, закономерности развития его психики, правила семейного воспитания.
При подготовке лекции следует учитывать ее структуру, логику, можно составить план с указанием основных идей, мыслей, фактов и цифр. Одно из необходимых условий лекций—опора на опыт семейного воспитания. Метод общения во время лекции—не принужденный разговор, задушевная беседа, диалог заинтересованных единомышленников.
Тематика лекций должна быть разнообразной, интересной и актуальн
ой для родителей, например: «Возрастные особенности старших подростков», «Режим дня подростков», «Что такое самовоспитание?», «Индивидуальный подход и учет возрастных особенностей подростков в семейном воспитании», «Ребенок и природа», «Компьютер в жизни детей», «Половое воспитание детей в семье» и т.д.
Конференция- форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании подростков. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов. Конференции проводятся раз в год, они требуют тщательной подготовки и предусматривают активное участие родителей. К ним обычно готовят выставки работ обучающихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности.
Конференция обычно открывается вступительным словом директора учебного заведения или классного руководителя. С краткими, заранее подготовленными сообщениями о своем опыте семейного воспитания выступают родители. Таких сообщений может быть три - четыре. Затем предоставляется слово всем желающим. Итоги подводит ведущий конференции.
Педагогическая дискуссия (диспут)—одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех прис
утствующих в обсуждение поставленных проблем
Успех диспута во многом зависит от его подготовки. Примерно за месяц участники должны познакомиться с темой будущего диспута, основными вопросами, литературой. Самая ответственная часть диспута— ведение спора. Многое определяет здесь поведение ведущего (им может быть педагог или кто-то из родителей). Необходимо заранее установить регламент, выслушивать все выступления, предлагать, аргументировать свою позицию, в конце диспута подвести итоги, сделать выводы. Главный принцип диспута—уважение к позиции и мнению любого участника.
Индивидуальные тематические консультации. Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей, и этим не следует пренебрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для преподавателя. Родители получают реальное представление о делах и поведении подростка, учитель же—необ