Файл: Принципы избирательного права и особенности их реализации в Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 45

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Все вышеобозначенные принципы избирательного права взаимосвязаны.

Планомерное развитие и реформирование российского избирательного законодательства основано на нормах Конституции РФ, Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иных нормативно-правовых актах.
1.2 Обязательность и периодичность выборов
Выборы — это обязательный и законный способ формирования в Российской Федерации представительных, исполнительных и муниципальных органов власти и местных органов власти.

Иные варианты формирования органов нелигитимны и противоречат Конституции, федеральному законодательству и нарушают установленные в РФ основы конституционного строя.

Принцип обязательности выборов означает, что уполномоченные, согласно избирательному законодательству, государственные и муниципальные органы не вправе уклоняться от принятия решения об их и проведении в установленные законом сроки, отменять назначенные выборы или переносить их.

Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлен механизм назначения региональных выборов. Выборы указанных в п. 1 ст. 8 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" органов или депутатов являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, обеспечивающие соблюдение сроков полномочий этих органов или депутатов.

В соответствии с п. 1 ст. 8 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" срок, на который избираются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, а также срок полномочий указанных органов и депутатов устанавливается соответственно Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований (ст. 9 и ст. 8 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").

В случае, если уполномоченный на то орган не назначит выборы в сроки, установленные ч. 7 ст. 10 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в совокупности со ст. 8 ФЗ «Об основных гарантиях» уставами и законами субъектов РФ), даже если уполномоченный на то орган или должностное лицо отсутствует, они назначаются и проводятся соответствующей избирательной комиссией: в органы государственной власти субъекта РФ - избирательной комиссией субъекта Российской Федерации не позднее чем за 80 дней до дня голосования; в органы местного самоуправления - соответствующей избирательной комиссией не позднее чем за 70 дней до дня голосования. Решение избирательной комиссии о назначении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения, установленного ч. 7 ст. 10 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" срока официального опубликования решения о назначении выборов
3.

Если уполномоченная избирательная комиссия не назначит в установленный п. 8 ст. 10 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" срок выборы указанных в п. 1 ст. 8 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" органов или депутатов либо если такая избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована в порядке, предусмотренном ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", соответствующий суд общей юрисдикции по заявлениям избирателей, избирательных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора может определить срок, не позже которого уполномоченный на то орган или должностное лицо, а в случае их отсутствия - соответствующая избирательная комиссия должны назначить выборы. При этом суд также может возложить на Центральную избирательную комиссию России или избирательную комиссию субъекта РФ (в соответствии с уровнем выборов) обязанность сформировать в десятидневный срок с момента вступления в силу решения суда временную избирательную комиссию в количестве не более 15 членов комиссии с соблюдением требований к составу избирательной комиссии, предусмотренных статьями 22 - 24 и 29 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а при отсутствии уполномоченного назначить выборы органа или должностного лица - также установить срок, в течение которого временная избирательная комиссия назначает выборы. Срок полномочий и количество членов временной избирательной комиссии с правом решающего голоса устанавливаются сформировавшей ее избирательной комиссией (ст. 10 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").

В законодательстве дополнен принцип обязательности выборов, а именно положениями ч. 2 ст. 1 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» было закреплено, что «органы государственной власти субъекта РФ обеспечивают реализацию прав граждан на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе путем законодательного закрепления гарантий своевременного назначения даты выборов в органы государственной власти субъекта РФ и органы местного самоуправления и гарантий периодического проведения указанных выборов».



В случае назначения досрочных выборов в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено, что в случае досрочного прекращения полномочий органов или депутатов, влекущего за собой неправомочность органа, досрочные выборы обязаны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий (ч. 4 ст. 10 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации")

Таким образом наблюдается пересечение принципа обязательности выборов с принципом запрета одновременного проведения выборов с проведением референдума на территории РФ.

В соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и законодательством субъектов РФ официально установленные соответствующими избирательными комиссиями результаты выборов и принятые на основании их решения и иные акты комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей и участников референдума (ст. 20 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»). Комиссии в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления (ч. 12 ст. 20 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»).

Игорь Алексеев отмечает, что «данный принцип непосредственно относится с временными рамками полномочий представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления и означает, что очередные выборы должны проводиться через определенные интервалы времени. При этом промежутки между выборами напрямую зависят от предусмотренных законодательством сроков полномочий соответствующих органов, которые в оптимальном варианте должны быть такими, чтобы, с одной стороны, обеспечивать стабильность работы выборных органов и должностных лиц, а, с другой, - гарантировать их сменяемость и предотвращать неоправданно длительное обладание выборными полномочиями одних и тех же лиц»
4.

Советский и российский юрист, доктор юридических наук Колюшин Евгений Иванович говорит, что «принцип периодичности проведения выборов является одним из необходимых и обязательных условий их демократичности и законности. В нормах международного права закреплено, что проводимые через различные промежутки времени свободные выборы относятся к числу элементов справедливости, которые существенно необходимы для полного выражения достоинства, присущего человеческой личности, равных и неотъемлемых прав всех людей»5.

В Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ст. 8 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ») прямо прописано, что максимальный срок полномочий выборных региональных и муниципальных органов устанавливается законами субъектов РФ, но он не должен превышать пять лет. Данные нормы реализуют принцип периодичности выборов путем фиксации сроков назначения очередных и внеочередных выборов.

Днем окончания срока, на который избираются органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, является второе воскресенье марта года, в котором истекает срок полномочий указанных органов или депутатов (ч. 1 ст. 8 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»), в этот день назначаются очередные выборы.
1.3 Свобода и альтернативность выборов
Значение принципа свободы и альтернативности выборов является многосмысловым. Конституция РФ (ч. 3 ст. 3) прямо закрепляет данный принцип. Под свободой выборов понимается, что при их организации и проведении недопустимо какое-либо принуждение относительно как участия в выборах, так и непосредственно голосования.

Осуществление принципа свободы выборов предполагает, что при определении их результатов не имеет значение како процент электората проголосовал. Выборы будут считаться состоявшимися даже если проголосует всего один избиратель. Граждане принимают участие в выборах и референдумах по принципу свободы и добровольности. Недопустимо оказание воздействия на гражданина РФ с целью принуждения его к участию или ограничению в участии в выборах и референдуме, а также воспрепятствование его свободному волеизъявлению (п. 3 ст. 3 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»). Реализация принципа свободы выборов и определения результатов голосования прописана в законодательстве субъектов РФ.


В 2006 г. Президент РФ подписал внесение изменений в ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», который отменил порог явки избирателей, реализовав таким образом вышеобозначенный принцип. Ранее законодательство было нацелено на установление обязательного критерия явки избирателей на голосование в силу того, что в ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» 1993 года (ст. 58) предусматривается необходимость прохождения минимального порога явки избирателей на всех видах выборов, проводимых в РФ. Критика закона в Государственной Думе сводилась к тому, что отмена 20% не только подрывает интерес к выборам, но и заставляет забыть о тезисе, что "все определяет большинство". Несмотря на это изменения были внесены, что и позволило ссылаться на реализацию принципа свободы выборов.
Принцип альтернативности выборов законодательно обозначен в Определении Конституционного Суда РФ от 4 ноября 1996 г. № 91-0. В соответствии обозначенным Определением альтернативность была отнесена к числу важнейших условий абсолютной свободных выборов, она обеспечивала избирателю реальную возможность выбора одного из нескольких кандидатов путем свободного волеизъявления.

Однако, избирательное законодательство допускает проведение голосования по одной кандидатуре, в соответствии с п. 5 ст. 77 ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» («Повторное голосование может проводиться по одной кандидатуре в случае, если после выбытия зарегистрированных кандидатов останется только один зарегистрированный кандидат. При этом зарегистрированный кандидат считается избранным на должность Президента Российской Федерации, если он получил не менее 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании»), но данный пункт не нарушает принцип альтернативности ввиду условия «повторности».

Существующий подход к правовому регулированию выдвижения и регистрации кандидатов обеспечивает необходимые предпосылки для реальной состязательности граждан на выборах. Данный принцип взаимосвязан с принципом прямого избирательного права и право на прямое волеизъявление на референдуме (ст. 6 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»).