Файл: Принципы избирательного права и особенности их реализации в Российской Федерации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 49
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ввод в современную модель российской избирательной системы принципа альтернативности поспособствовал интенсивному росту демократических процессов, отражал зарождение действительного гражданского общества, стало катализатором развития российского парламентаризма.
На сегодняшний день ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не содержит детального ответа на вопрос законно ли и при каких условиях возможно проведение выборов на безальтернативной основе, таким образом допускается голосование в условиях отсутствия в избирательных бюллетенях альтернативных кандидатур как на общих выборах, так и при повторном голосовании не только на муниципальном, но и на федеральном и региональном уровнях. Стоит отметить, что ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» предусматривает форму бюллетеня (п. 8.1 ст. 63 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»), что если голосование идет по одной кандидатуре, ниже сведений о зарегистрированном кандидате указываются варианты волеизъявления избирателей словами "За" и "Против", справа от которых помещаются пустые квадраты.
Если в связи с обстоятельствами, предусмотренными п. 33 ст. 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», в одномандатном или едином избирательном округе будет зарегистрирован один кандидат, голосование по одной кандидатуре допускается при проведении повторного голосования, а также (если это предусмотрено законом субъекта РФ) на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований. При этом кандидат считается избранным, если за него проголосовало не менее 50 процентов от числа избирателей, участвовавших в голосовании (п. 35 ст. 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»).
Если к дню проведения выборов в одномандатном (многомандатном) избирательном округе число зарегистрированных кандидатов будет меньше установленного числа депутатских мандатов или равным ему либо если в едином избирательном округе будет зарегистрирован всего лишь один кандидат или не будет ни одного зарегистрированного кандидата, списка кандидатов, голосование в таком избирательном округе по решению соответствующей избирательной комиссии откладывается для дополнительного выдвижения кандидатов, списков кандидатов и осуществления последующих избирательных действий, за исключением случаев, предусмотренных п. 35 ст. 38 («Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»). В этом случае голосование проходит в ближайший установленный ст. 10 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» день, на который могут назначаться выборы (п. 35 ст. 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»).
1.4 Принцип независимости органов, осуществляющих организацию и проведение выборов
Принцип независимости органов, осуществляющих организацию и проведение выборов, корреспондирует о том, что для обеспечения реализации и защиты избирательных прав граждан формируются специальные органы - избирательные комиссии. При подготовке и проведении выборов избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от государственных органов и органов местного самоуправления.
Центральная избирательная комиссия России —федеральный государственный орган Российской Федерации, формируемый в соответствии с избирательным законодательством, организующий проведение выборов и референдумов в стране, независимый от органов государственной власти в пределах своей компетенции. ЦИК Российской Федерации осуществляет свою деятельности вне трех ветвей власти. ЦИК Российской Федерации имеет свои контрольно-ревизионные службы, аппарат, совещательные и консультативные органы.
На сегодняшний день один из нерешенных вопросов в избирательном праве это правовой статус избирательных комиссий, единая позиция по нему до сих пор не выработана. Статус избирательных комиссий по отношению к органам государственной и муниципальной власти определяет их правовое положение в структуре и механизме функционирования государственных органов в Российской Федерации.
Избирательные комиссии обладают собственной компетенцией, регламентируемой федеральными и региональными законами, могут осуществлять свои полномочия в течение установленного законом срока либо на постоянное основе, их финансирование осуществляется за счет федеральных и региональных бюджетов, они формируются в установленном законом порядке уполномоченными в соответствии с законом органами государственной власти и органами муниципального самоуправления, основываясь на выдвинутых предложениях политических партий, избирательных объединений, иных общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства. Кроме того, избирательные комиссии осуществляют контроль за соблюдением конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также несут ответственность за законность своих действий и решений в установленном законом порядке.
ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установил статус избирательных комиссий всех уровней: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации может непосредственно влиять на деятельность избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и других нижестоящих избирательных комиссий.
П. 16 ст. 20 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлено, что государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, а также их должностные лица обязаны оказывать комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности, на безвозмездной основе предоставлять помещения для проведения выборов, подсчета результатов, хранения избирательной документации и документации референдума до передачи указанной документации в архив либо уничтожения по истечении сроков хранения, установленных законом, обеспечивать постоянную охрану переданных в пользование помещений и обозначенной документации, предоставлять по запросу и на безвозмездной основе транспортные средства, средства видео- аудио- связи, техническое оборудование.
Создание избирательных комиссий производится на основе предложений политических партий, избирательных объединений, общественных объединений в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, уставами (положениями) о местном самоуправлении.
В составе избирательных комиссий находятся несколько членов с правом решающего голоса, избранных представительными и исполнительными органами федерального и регионального уровня с учетом предложений политических партий и других общественных некоммерческих объединений.
Избирательные комиссии в субъектах Российской Федерации формируются законодательным и исполнительным органами субъекта РФ с учетом мнения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. В муниципальных образованиях избирательные комиссии формируются представительными органами муниципальных образований (думы муниципальных образований) с учетом предложений избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, на территории которого находится муниципальное образование. Территориальные, окружные и участковые избирательные комиссии создаются избирательными комиссиями более высокого уровня. На любом уровне. Обязательным условием при формировании избирательных комиссий разных уровней обязательно учитываются предложения партий, представленных в Государственной Думе по итогам предыдущих выборов
6.
Федеральным и региональным законодательством прописаны положения о досрочном прекращении полномочий избирательных комиссий. К примеру, в соответствии с п. 5 ст. 24 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» полномочия избирательной комиссии муниципального образования возможно прекратить досрочно законом субъекта РФ в случае преобразования муниципального образования. Днем досрочного прекращения полномочий обозначенной избирательной комиссии муниципального образования является тот день, когда вступил в силу закона субъекта РФ о преобразовании муниципального образования.
Глава 2. ПРИНЦИПЫ УЧАСТИЯ РОССИЙСКИХ ГРАЖДАН В ВЫБОРАХ
2.1 Всеобщность выборов
Всеобщее избирательное право граждан подразумевает, что гражданин Российской Федерации, достигший совершеннолетия, вправе участвовать в выборах в соответствии с ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами иных избирательных действиях, а также, по достижении возраста, установленного Конституцией РФ, Федеральными конституционными законами, Федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов РФ – иметь возможность быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
В соответствии с принципом всеобщности выборов изб избирательные права граждан не зависит от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств7.
В избирательном законодательстве Российской Федерации закреплены возрастные цензы, цензы оседлости и ценз гражданства. Это касается как активного избирательного права, так и пассивного. В юридической науке существует мнение, что все избирательные цензы носят дискриминационный, антидемократический характер и фактически могут существенно ограничивают избирательные права граждан, в частности принцип всеобщего избирательного права. По-нашему же мнению, цензы вполне оправданны и не противоречат принципу законности.
Стоит отметить, что с всеобщим избирательным правом граждан России связан вопрос о предоставлении права участия в муниципальных выборах иностранным гражданам. В Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ст. 17) были внесены изменения, согласно которых в списки избирателей на выборах в органы местного самоуправления в соответствии с международными договорами Российской Федерации и соответствующими Федеральными законами, законами субъектов Российской
Федерации включаются иностранные граждане, достигшие возраста 18 лет и постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, в котором проводятся указанные выборы.
2.2 Равное избирательное право
Принцип равного избирательного права резюмирует, что граждане принимают участие в выборах на равных основаниях, а обеспечивается этот принцип тем, что все граждане имеют одинаковые с юридической точки зрения права для выдвижения кандидатов, обладают равными условиями для голосования, а также на равных правовых основаниях участвуют в предвыборной агитации. Принцип равенства реализуется прежде всего путем включения избирателя в список только одного избирательного участка, соответственно проголосовать может один раз. На участке всем гражданам выдается равное количество бюллетеней, а выбор гражданина имеет такое же значение, как и выбор других граждан Российской Федерации.
Законодательно данный принцип обозначен в ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст. 5. Гласит, что граждане РФ участвуют в выборах и референдуме на равных основаниях. Например, если на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти или в представительный орган муниципального образования образуются избирательные округа с разным числом мандатов, каждый избиратель имеет число голосов, равное числу мандатов, подлежащих распределению в избирательном округе с наименьшим числом мандатов, либо один голос.
ст. 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» прямо предусматривает, что кандидат при проведении одних и тех же выборов может быть зарегистрирован только в одном избирательном округе. Исключение сделано в случае, если при регистрации кандидата, выдвинутого одним и тем же избирательным объединением на одних и тех же выборах одновременно в одномандатном (многомандатном) избирательном округе и в составе списка кандидатов.
2.3 Прямое избирательное право
Принцип прямого избирательного права корреспондирует, что граждане Российской Федерации отдают голоса на выборах и референдумах соответственно за кандидатов или списки кандидатов, а в случаях, предусмотренных законом, - за или против кандидата, за вынесенные на референдумы вопросы или против них непосредственно (ст. 6 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).