Файл: Протокол 1 от апрель 2022 г. Согласовано апрель 2022г. Заместитель директора по увр о. С. Соболева.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 30
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное казённое образовательное учреждение
Шапошниковская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено на заседании ШМО учителей ____________________цикла ___________/____________ Протокол № 1 от «» апрель 2022 г. | «Согласовано» «» апрель 2022г. Заместитель директора по УВР ________О.С. Соболева | «Утверждаю» Директор школы _______Н.В. Донченко Приказ №_ _от «» апрель 2022 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
«Азбука флористики»
Модифицированная
Художественная направленность
Уровень освоения программы - ознакомительный основной
Адресат программы - обучающиеся 8 -15 лет
Срок реализации - 1 месяц
Разработала: педагог дополнительного образования
Якущенко Анна Викторовна
Дата разработки программы-2022 год, сл. Шапошниковка
Сл. Шапошниковка - 2022
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Азбука флористики» (далее Программа) реализуется в художественной направленности, способствует освоению техники флористики и ориентирована на активизацию творческих способностей учащихся, с ограниченными возможностями.
Обучение по данной Программе способствует адаптации учащихся к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире, профессиональному самоопределению.
Любовь и желание украсить свой быт с давних времён были свойственны человеку. В вещах люди воплощают своё представление о совершенстве и поэтому вещи выступают носителями общественной психологии, вкусов, взглядов людей на прекрасное. Пройдя через века, флористика дошло до наших дней, узоры которого совершенствовались и передавались из поколения в поколение. Постепенно отбиралось всё лучшее, и создавались неповторимые изделия с характерными национальными чертами.
Вопрос проведения занятий дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья является актуальным и жизненно необходимым. Необходимость продиктована тем, что многие дети инвалиды не имеют возможность посещать учреждения дополнительного образования. Дополнительное образование предоставляет им такую возможность, оно социализирует детей в окружающее общество, вырабатывает у них раскрепощенность в общении и развивает их творчество, формирует разнообразные умения у детей, что является важным фактором социальной поддержки, возможностью продолжить образование по своим интересам и наклонностям. Система дополнительного образования способствует тому, что ребёнок с ограниченными возможностями здоровья не чувствует себя изолированным в обществе и жизни.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Азбука флористики» модифицированная, при разработке программы учтены методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.
Разработана на основе требований:
-
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; -
Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; -
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»; -
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (зарегистрировано в Минюсте РФ 20.08.2014, рег. № 33660); -
«Стратегией развития воспитания в РФ до 2025 года» (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 №996-р.г.); -
Стратегической инициативой «Новая модель» системы дополнительного образования», одобренная Президентом РФ 27.05.2015 г.; -
Приоритетным проектом «Доступное дополнительное образование для детей» (утв. Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам (от 30.11.2016 №11); -
Указом президента РФ от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года»; -
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Актуальностьпредлагаемой Программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на данный вид деятельности. Детство – уникальная пора в жизни каждого человека, когда формируется его здоровье, происходит развитие личности. В то же время это годы, когда имеющиеся социальные и эмоциональные проблемы могут привести к тяжелым последствиям в молодости и взрослой жизни.
Работать с детьми в наше время непросто, а с детьми-инвалидами – тем более. Ведь это дети со сложными заболеваниями и одновременно, как правило, очень одаренные, проблема в том, как ввести их в социум.
По Закону «Об образовании» и по Конвенции у нас любой ребенок имеет право на массовое образование. Только для этого ему нужно создать специальные условия.
С целью обучения детей с природным материалом, было организовано объединение «Природная мастерская». Работа объединения способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия учащихся, расширению их кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное. Современным обществом сегодня востребованы люди, способные видеть прекрасное, оригинально нестандартно мыслить, инициативные и умеющие воплощать в практику задуманное. В связи с этим данная Программа решает проблему развития творческих способностей, воображения и мышления ребенка.
Актуальность Программы обусловлена следующими факторами:
1. Целью современного образования, которая заключается в воспитании и развитии личности ребенка. Важное направление в развитии личности – нравственно - эстетическое воспитание. Оно включает в себя формирование ценностных эстетических ориентиров, эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности.
2. Особенностью современной ситуации, когда очень остро стоит вопрос занятости детей, умения организовать свой досуг. В процессе обучения по данной Программе детям даётся возможность реально, самостоятельно открывать для себя волшебный мир цветов, превратить его в предметы быта. Объединение становится для детей творческим домом, пространством созидательного труда, где развиваются их способности, пробуждается фантазия, приобретается мастерство.
3. Возрастными психологическими особенностями учащихся. Дети в этом возрасте осваивают новый вид деятельности – учебный. Для его успешного освоения необходимо интенсивное развитие психических процессов и зрительно - моторной координации. Занятия в объединении помогают развивать мелкие мышцы кистей рук. Кроме того, вязание позволяет снять эмоциональное напряжение после школы, стрессовое состояние от нагрузок, которыми чревата современная жизнь ребенка
Новизна данной Программы состоит в том, что она включает в себя компонент краеведения, ориентирована на изучение и творческое освоение детьми богатых традиций своей семьи, своей «малой Родины», знакомство с ее историей, народными обычаями, праздниками. Основной формой краеведческой работы являются беседы и экскурсии, как проводимые в музеях, так и самодеятельные (подготовленные и проводимые педагогом или учащимися). Реализация Программы позволит научить детей размышлять о разных сторонах жизни и свойствах человеческого характера, уточнит восприятие и оценку окружающего, будет способствовать проникновению в сложный мир межчеловеческих отношений.
Педагогическая целесообразность Программы состоит в том, что в процессе её реализации учащиеся овладевают знаниями, умениями, навыками, которые направлены на разрешение проблем взаимоотношений человека (ребёнка) с культурными ценностями, осознанием их приоритетности. Педагогическая целесообразность Программы обусловлена тем, что занятия направлены на:
1. Создание условий для воспитания и творческого развития личности учащегося.
2. Развитие: памяти, мышления, внимания, воображения и веры в конечный результат.
3. Развитие мотивации личности учащегося к познанию и творчеству.
4. Совершенствование навыков и творческой самостоятельности детей через упражнения.
5. Знакомство с историей и развитием флористики: развитие познавательных интересов через расширение представлений о видах декоративно-прикладного искусства.
Основные отличия образовательной Программы от аналогичных по профилю деятельности программ:
-содержание Программы построено с учетом психологических и физиологических особенностей детей школьного возраста;
- знания, умения, навыки, полученные в процессе освоения Программы, в дальнейшем будут применяться на занятиях по технологии;
- использование технологий дифференцированного обучения;
- индивидуализация образования;
-включение в содержание элементов национально-регионального компонента;
-наличие оценочного материала, позволяющего оценить эффективность Программы, уровень личностного развития ребенка.
Данные изменения дают:
- возможность сочетания разных видов деятельности и форм работы, налаживание связей между школьной и внеурочной сферами жизни;
- создание условий, основанных на развитии у детей интереса к окружающему миру, умении общаться с ним, используя свои творческие способности;
- обеспечение доступности каждому учащему испытать свои силы;
- для детей данная Программа является средством не только освоения трудовых и профессиональных навыков, но и важнейшим фактором трудотерапии и социальной адаптации.
Занимаясь в объединении, учащиеся смогут углубить свои знания и умения по интересующему их делу и применить в общественно полезном труде в школе и дома.
Адресат Программы: данная Программа ознакомительного уровня.
Программа предназначена для работы с детьми с ОВЗ 8-15 лет и рассчитана на один год обучения. Занятия в объединении проводятся индивидуально.
Для определения ребёнка в объединение необходимо руководствоваться, прежде всего, не возрастным критерием, а, в первую очередь, тем уровнем физиологического и умственного развития, которому соответствует данный ребёнок.
Дети с ОВЗ имеют свои психологические особенности. В этом возрасте наиболее значимыми мотивами являются:
- «потребности во внешних впечатлениях», которые реализуются при участии взрослого, его поддержке и одобрении, что способствует созданию климата эмоционального благополучия;
- познавательная потребность, выражающаяся в желании приобретать новые знания;
- потребность в общении, принимающая форму желания выполнять важную общественно значимую деятельность, имеющую значение не только для него самого, но и для окружающих взрослых.
Зачисление в объединение производится на основании результатов собеседования или тестирования. Для освоения содержания Программы учащимся достаточно иметь начальные знания и умения, сформированные на уровне декоративно-прикладной деятельности дошкольника (основные приёмы конструирования, аппликации, работа с ножницами).
В объединение, после предварительного собеседования, с целью выявления творческих способностей ребёнка принимаются все желающие. Желательно наличие способностей к декоративно-прикладному искусству. Набор учащихся в объединение осуществляется на основании заявления родителей (законных представителей); разрешения от врача, что ребенок физически здоров. Возможен дополнительный набор учащихся в коллектив на второй, третий и т.д. годы обучения на основании результатов собеседования.
Учащиеся приходят с разным уровнем подготовки, поэтому и темп освоения учащимися Программы различный. Занятия проводятся в группах, звеньях и индивидуально, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. В группу принимаются учащиеся не зависимо от половой принадлежности, степени предварительной подготовки, уровня образования. Программа предполагает, что группы могут быть разновозрастными с разно уровневой подготовленностью детей.
Для каждого занятия по Программе подбираются варианты заданий (например, для детей с опережающим развитием они усложняются, для отстающих дается упрощенный вариант). Это необходимо для того, чтобы интерес к творчеству не угасал, и ребенок видел результат своего труда.
Допускается дополнительный набор учащихся на базовый уровень обучения на основании результатов тестирования.
Уровень программы, объем и сроки. Программа рассчитана на 16 часов, 8 учебных недель. По окончании ознакомительной программы «Азбука флористики» учащиеся могут продолжить обучение, по базовой Программе «Мир флористики».