Файл: Формирование характера у детей подросткового возраста.rtf
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 121
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| ||||
| ||||
КУРСОВАЯ РАБОТА | ||||
По дисциплине «Общая психология» На тему: «Формирование характера у детей подросткового возраста» | ||||
Группа 21П176в | ||||
Студент | | М.Д. Мешков | ||
| | | ||
Преподаватель | | О.Н. Астемирова |
МОСКВА 2023 г.
ФОРМИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРА У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. ………………………………………………………………...3
Глава 1. Характер как психолого-педагогическая проблема…………5
1.1. Понятие характера и его сущность…………………………..5
1.2. История изучения проблемы характера……………………..8
Глава 2. Необходимость формирования характера у детей подросткового возраста………………………………………………………..13
2.1. Условия и проблемы, возникающие при формировании
характера…………………………………………………………..13
2.2. Формирования характера у детей подросткового возраста.18
Глава 3. Методы формирования характера у детей…………………23
Заключение……………………………………………………………...26
Список используемой литературы…………………………………….28
ВВЕДЕНИЕ
Каково происхождение свойств характера? Чем объяснить, что не существует двух людей в мире с одинаковым характером? Психологи объясняют различие тем, что люди не одинаковы от природы по своим наследственным свойства, и считают многие или все свойства характера наследственными и потому не отличают их от свойств темперамента. В действительности наследственные свойства организма только одно из условий происхождения свойств характера. Люди по разному относятся к окружающему миру - к другим людям, к природе, к труду, к самим себе. Различные отношения выражаются в поведении, в поступках человека. Свойства личности, выражающие отношения человека к действительности всегда образуют некоторое своеобразное состояние, которое называется характером. Характер не является врожденным, он формируется под воздействием условий жизни и целенаправленного воспитания. На формирование характера в первую очередь оказывают влияние условия жизни ребенка, та среда, в которой человек растёт и взрослеет. Каналами этого влияния служат общение с взрослыми и сверстниками, кино, книги, традиции и, прежде всего отношения в семье. Характер формируется в деятельности: в учебе, в игре, в труде. С характером непосредственно связаны и способности. Высокий уровень способностей сочетается с такими чертами характера как коллективизм - чувство соединения с коллективом и желание работать для его блага. Уровень способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности. Мы считаем, что данная тема является актуальной, потому что, выступая как прижизненное образование человека, характер определяется и формируется в течение всей жизни человека. Образ жизни включает в себя образ мыслей, чувств, побуждений, действий в их единстве. Характер формируется в течение всей жизни, но основа характера образуется в детском возрасте. Поэтому мы выбрала тему «Формирование характера у детей». Попытка построения типологии характера неоднократно
предпринималась на протяжении всей истории психологии. Одной наиболее известных и ранних из них явилась, предложенная Платоном. Несколько позже аналогичную попытку предпринял его американский коллега У. Шелдон, а в наши дни - Э. Фромм, К. Леонгард, К. Хорни и ряд других ученых.
Объектом исследования является характер. Предмет- это процесс формирования характера.
Цель нашего исследования является определение наиболее эффективных путей формирования характера у детей.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- раскрыть понятие характер;
- раскрыть значение формирование характера у детей;
- выявить условия и проблемы, возникающие при формировании характера;
- рассмотреть пути формирования характера у детей;
В данной работе используются такие методы исследования как анализ и синтез материала.
Данная курсовая работа состоит из введения, главы 1 «Характер как психолого-педагогическая проблема», главы 2 «Значение формирования характера у детей», главы 3 «Методы формирования характера у детей», заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕР КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. ПОНЯТИЕ ХАРАКТЕР И ЕГО СУЩНОСТЬ.
психологии понятие ХАРАКТЕР (от греч. charakter –«печать», «чеканка»), означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения.
ХАРАКТЕР - качество личности, обобщающее наиболее выраженные, тесно взаимосвязанные и поэтому отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности свойства личности. Характерными можно считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые.1
Физиологической основой характера является образовавшаяся и упрочившаяся в результате длительного жизненного опыта и воспитания система обобщенных временных связей в мозгу человека. В характере запечатлевается в первую очередь привычный для данной личности способ вести себя по отношению к другим людям, к своим обязанностям. Характер того или иного человека выражает определенный склад его потребностей и интересов, стремлений и целей, чувств и воли, проявляющихся в избирательности его действительности и поведения, в отношениях и манерах поведения. В характере различают следующие основные качества: моральную воспитанность, полноту, цельность, определенность, силу, уравновешенность. Эти основные свойства находятся в сложной, иногда противоречивой связи. Полнота, цельность, определенность и сила характера определяются в результате жизненных влияний и воспитания. Черты характера выражают отношение человека к другим людям, к самому себе, к окружающему миру, к деятельности. Черты характера – это индивидуальные привычные формы поведения человека в соответствующих ситуациях, в которых реализуется его отношение к деятельности. Черты характера можно разделить на две группы. Первая группа: черты характера, в которых выражены убеждения и идеалы, направленность личности.
Например: коллективизм и эгоизм, чуткость и грубость, общительность, аккуратность и безответственность. Эти черты характера и особенности личности являются моральными качествами и выступают либо добродетелями, либо пороками человека. Главная наша добродетель заключается в заботе об окружающих нас людях. Вторая группа – волевые черты характера. Они выражаются в умении и в привычке сознательно регулировать свое поведение, свою деятельность в соответствии с определенными принципами, преодолевать препятствия на пути к поставленной цели. Волю называют основой характера. Говоря о ком-либо «человек с характером», тем самым подчеркивают выраженность волевых черт характера: целеустремленности, решительности, самообладания, выдержки, терпения, дисциплинированности, мужества, смелости. Но волевые черты и поступки ценны не сами по себе, а лишь вместе с нравственной направленностью личности.2
Черты характера формируется под влиянием общественных условий жизни человека. Формирование характера происходит в различных по уровню развития группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив и пр.). В зависимости от того, какая группа является для личности референтной и какие ценности поддерживает и культивирует в своей среде, соответствующие черты характера будут развиваться и у ее членов. Черты характера также будут зависеть от позиции индивида в группе, от того как он интегрируется в ней. В коллективе как группе высокого уровня развития создаются наиболее благоприятные возможности для становления лучших черт характера. Этот процесс взаимный, и благодаря развитию личности, развивается и сам коллектив. Содержание характера, отражающее общественные воздействия, влияния, составляет жизненную направленность личности, т.е. ее материальные и духовные потребности, интересы, убеждения,
идеалы и т.д. Направленность личности определяет цели, жизненный план
человека, степень его жизненной активно {См: Психология: Учебник для студентов сред. пед. уч. заведений/Под редакцией И.В.Дубровиной 2-е издание – М.: Изд. центр «Академия» - 2002г. – 239-240с.}
сти. Характер человека предполагает наличие чего-то значимого для него в мире, в жизни, что-то, от чего зависят мотивы его поступков, цели его действий. Только зная мотив, внутреннее побуждение, мы можем правильно судить о действиях того или иного человека, ибо особенности поведения всегда вытекают из подлинных отношений человека к действительности и, прежде всего к людям и самому себе. При рассмотрении поведения человека, оценивается не только сам поступок, но и мотив, побудивший его поступить так, а не иначе. Ф. Шиллер писал: «Человек отражается в своих поступках», а Н. Н. Миклухо-Маклай сказал: «Ценить людей надо по тем целям, которые он перед собой ставит».
В характере есть единство индивидуального и типичного. Индивидуальные черты характера проявляются во всех сторонах психической деятельности личности. И зависят от индивидуальных особенностей психического склада личности, от индивидуальных условий воспитания и развития. Проявляются индивидуальные черты характера в особенностях трудовой и учебной деятельности, в особенностях мышления, в познавательной деятельности, в общении с другими людьми. Типичное в характере обусловлено каждой исторической эпохой, ее общественно-социальными группами, которые создают мировоззрение людей, их поведение. Индивидуальное и типичное в характере взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Также существует акцентуация характера – это преобладание или чрезмерная выраженность отдельных черт характера, представляющая собой крайний вариант нормы. 20-50 % людей имеет акцентуацию характера. Есть еще другое понятие «психопатия» - это болезненное уродство характера, при котором интеллект сохраняется. Психопатия отличается от акцентуации тем, что в результате психопатии резко ухудшается отношение к окружающему миру. И в отличие от акцентуации психопатия проявляется чаще и длительнее.
1.2. ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ХАРАКТЕРА
Изучение проблемы характера имеет длительную историю своего развития. Важнейшими проблемами изучения характера на протяжении веков было установление типов характера с целью прогнозировать поведение человека в различных ситуациях. Изучения характера занимались многие зарубежные и отечественные психологи. Первая во времени попытка классификации характеров принадлежит Платону, который создал типологию характеров основанную на этических принципах. После Платона в древнегреческой литературе проблемой характеров занимался ученик Аристотеля Теофраст. Гораздо позже в Х веке проблемы изучения характера коснулся арабский мыслитель Ибн Сина (Авиценна), который был одним из самых выдающихся врачей в истории медицины. Во всех случаях он обращался к своему врачебному опыту. Он был одним из первых исследователей в области возрастной психофизиологии, изучал связь между физическим развитием организма и его психологическими особенностями в различные возрастные периоды. При этом важное значение он придавал воспитанию: посредством воспитания осуществляется воздействие психики на организм. Особое место отводилось чувствам, аффектам, которые испытывает ребенок в различные возрастные периоды. Аффекты возникают обычно при общении с родителями, при их воздействии на ребенка.
В ХVIII веке свои взгляды на формирование характера ребенка изложил известный французский ученый Жан Жак Руссо. Он говорил о необходимости следовать естественному ходу развития внутренней природы самого ребенка, внутренней гармоничности и естественности в развитии человека. Таким образом, требования ученых исследовать индивидуальные особенности человека получило свое практическое обоснование, т. к. это помогает взрослому строить обучение с учетом психического развития данного ребенка. Существуют не только индивидуальные, но и общие для всех людей закономерности психического развития, изменяющиеся на каждом возрастном этапе. Исходя из этого, он создал первую развернутую периодизацию психического развития, однако основание, по которому он разделял детство на периоды, были чисто умозаключительными, не связанными с фактами и наблюдениями, но вытекающими из философских, теоретических взглядов самого Руссо.
Другой ученый ХVIII века Д. Гартли, являющийся основателем ассоциативной психологии, стремился создать такую теорию, которая не только объясняла бы душу человека, но и позволяла бы управлять его поведением. Исходя из идеи о прижизненном формировании характера, Гартли полагал, что возможности воспитания, воздействия на процесс психического развития ребенка поистине безграничны. Его будущие определяется материалом для ассоциаций, который ему поставляют окружающие, поэтому только от взрослых зависит, каким вырастет ребенок, как он будет мыслить и поступать. Гартли – один из первых психологов, заговоривших о необходимости для педагогов использовать знания о законах психической жизни в своих обучающих методах. При этом он доказывал, что рефлекс, подкрепленный положительным чувством, более крепкий, а отрицательное чувство, возникающее при определенном рефлексе, помогает его забыванию. Поэтому возможно формирование социально принятых форм поведения, формирование идеального нравственного человека. Необходимо только вовремя подкреплять нужные рефлексы или уничтожать вредные.3
С научной точки зрения первые попытки изучения характера были предприняты в ХIХ-ХХ вв. Отечественный физиолог Павлов указал, что физиологической основой характера является «сплав» устойчивых временных, нервных связей, приобретенных в процессе жизни и изменяющимися в связи с изменениями условий жизни и деятельности. Т. к. вторая сигнальная система является высшим регулятором поведения человека, то она оказывает воздействие на формирование характера в виде словесных указаний и самоприказов. В ответ на изменение условий жизни человек реагирует адекватно новыми поступками и действиями, которые, повторяясь, закрепляются. Так образуются новые временные связи, которые обеспечивают устойчивое взаимодействие личности с окружающим миром. В ХIХ в. большее внимание стало уделяться возрастной психологии, которая была тесно связана с педологией, наукой о детях, созданной американским