Файл: Формирование характера у детей подросткового возраста.rtf
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 124
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
психологом С. Холлом. Известность Холлу принесли главным образом его исследования психического развития детей. В первую очередь Холл обратил внимание на то, как важно изучать становление психики конкретного ребенка. Анализ этого процесса может стать генетическим методом для общей психологии. В своей лаборатории он исследовал детей подросткового и юношеского возраста, разработав для них специальные вопросники, целью которых было изучение различных сторон психики ребят. Статистические обработанные ответы помогали представить целостную картину психологических особенностей детей разных возрастов. Исследуя психическое развитие ребенка, Холл пришел к выводу, что в его основе лежит биогенетический закон, сформулированный учеником Дарвина Э. Геккелем. Холл распространил действие биогенетического закона на психику человека, доказывая, что онтогенетическое развитие характера ребенка кратко повторяет все стадии филогенетического развития психики человека. В созданной Холлом теории рекапитуляции утверждалось, что последовательность этих этапов задана генетически, потому ни уклониться, ни миновать какую-то стадию своего развития ребенок не может.4
Большой вклад в развитие психологии внес З. Фрейд. С его точки зрения развитие психики есть приспособление, адаптация к окружающей, преимущественно враждебной среде. Это и направляет процесс становления характера. Движущими силами психологического развития служат врожденные и бессознательные влечения. Фрейд считал, что психика состоит из трех слоев – сознательного, предсознательного, бессознательного, в которых и располагаются основные структуры личности. В бессознательном слое располагается одна из структур личности – Ид, в которой располагаются врожденные бессознательные влечения, стремящиеся к своему удовлетворению. Фрейд считал, что существует два основных врожденных бессознательных влечения – инстинкт жизни и инстинкт смерти. Вторая структура личности – Эго, по мнению также является врожденной и бессознательных влечения – инстинкт жизни и инстинкт смерти. Вторая структура личности – Эго, по мнению также является врожденной и располагается как в сознательном слое, так и в предсознании. Третья структура личности – Супер-Эго – неврожденная, она формируется в процессе жизни ребенка, содержит совесть, самонаблюдение и идеалы человека.
Позже К. Хорни говорила, что ей бы хотелось исправить некоторые недостатки теории Фрейда. Так же как и Адлер и позднее Фромм, Хорни пришла к выводу о доминирующем влиянии общества, социального окружения на развитие характера человека. Она доказывала, что развитие не предопределено только врожденными инстинктами, человек может изменяться и продолжать свое развитие в течение жизни.
Другой психолог Э. Фромм, исследуя развитие личности, пришел к выводу, что движущими силами этого развития являются две врожденные бессознательные потребности – потребности в укоренении и в индивидуализации. Если потребность в укоренении заставляет человека стремиться к обществу, строить общую с ними систему ориентиров, идеалов и убеждений, то потребность в индивидуализации толкает человека к изоляции от других, к свободе от давления и требований общества. Две эти потребности способствуют возникновению внутренних противоречий у человека, который всегда тщетно стремиться каким-то образом соединить эти противоположные тенденции в своей жизни. Это стремление становится двигателем индивидуального развития.5
Большое распространение получила теория Э. Эриксона. В своей теории он пересмотрел позиции Фрейда в понимании роли среды, культуры и социального окружения ребенка, оказывающих огромное влияние на его развитие. Он сделал акцент на отношениях ребенка и семьи. Удлинение периода детства связано с необходимостью социализации детей. В своей теории Эриксон пришел к выводу о значительном влиянии семьи и социального окружения ребенка. Главными для него стали положения о роли среды, цельности личности и о необходимости постоянного развития, творчества личности. Эриксон считал, что развитие личности продолжается всю жизнь, а не только в первые годы жизни как считал Фрейд.
Отечественный психолог Выготский свои теоретические обобщения о развитии характера изложил в работе «Развитие высших психических функций». В работе была представлена схема формирования человеческой психики в процессе использования знаков как средств регуляции психической деятельности. Выгодский пришел к выводу, что в отличии натуральных психических процессов высшими психическими функциями люди могут сознательно управлять.6
ГЛАВА 2. НЕОБХОДИМОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ХАРАКТЕРА У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
2.1. УСЛОВИЯ И ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ХАРАКТЕРА
Только внутреннее изменение самого развития, только переломы и повороты в его течении могут дать надежное основание для определения главных стадий развития личности. Путем чисто эмпирического исследования психология установила, что возрастные изменения могут происходить резко, критически, или постепенно, литически. Блонский называет эти стадии кризисами и фазами.
Критичность подросткового возраста нарастает прямо пропорционально росту и
поднятию культуры человеческого общества, культуры социальной среды. Самое большое своеобразие полового созревания у человека заключается в том, что момент половой зрелости, социально-культурного созревания и окончания общеорганического развития и роста не совпадают. Эта единая точка созревания распалась на три отдельных, образуя своебразный треугольник, который схематически изображает структуру переходного возраста и основу его критичности. Кризис подросткового возраста значительно отличается от кризисов других возрастов. Он представляется нам самым острым и длительным. В течение этого периода ломаются и перестраиваются все прежнее отношение ребенка к миру и к самому себе и развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие, в конечном счете, к той жизненной позиции, с которой школьник начинает свою самостоятельную жизнь. Кризисный характер перехода от одного этапа формирования личности к другому, обусловлен тем, что потребности и стремления, возникающие у субъекта в связи с формированием новых психологических структур, встречают препятствие на пути своего удовлетворения и оказываются нереализованными.7
В этот период возникает много проблем в формировании характера. О
Одна них это проблема идентичности. Данная проблема рассматривается в соответствии с теорией Э. Эриксона. В качестве основополагающего он использовал понятие эго-идентичности, которое понимал как ощущение человеком собственной целостности и тождества. Ключевую роль в процессе становления идентичности Эриксон отводил подростковому возрасту, т. к. качественные изменения в этот период происходят значительно быстрее, чем в другое время. В этот период происходит частичное разрушение имеющегося с детства представления о себе.
По мнению Эриксона, сущностью каждого кризиса является выбор, который должен сделать человек. Выбор осуществляется между двумя альтернативными вариантами решения возрастных задач развития. Характер выбора сказывается на дальнейшей жизни человека – ее успешности или неуспешности. Через кризисы и сопутствующие им выборы происходит развитие идентичности человека. Т. о. кризис, по Эриксону, обозначает конфликт противоположных тенденций, возникающий как следствие достижения человеком определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индивиду. Основные поведенческие проявления свойственны как нормативному кризисному периоду поиска себя, так и кризисному. В первом случае они желательны, а во втором свидетельствуют о наличие тех или иных трудностей подростка. В этом случае необходима внешняя помощь со стороны родителей, педагогов, психологов. Рассмотрим эти проявления.
1. Трудности в решении проблемы близости, т. е. вступление в эмоционально близкие дружеские отношения. Это может проявляться в самоизоляции, при этом общение даже с родными людьми ограничивается стереотипными, формальными отношениями. В противоположном случае подросток пребывает в лихорадочных поисках близости с все новыми людьми, которые, в конце концов, оканчиваются неудачами. Если эти поведенческие проявления зафиксируются на долгое время, есть риск формирования у подростка слабой идентичности, т. е. слабого «Я», которое боится потерять себя при близких контактах с другими людьми. Слабая идентичность может в отдельных случаях проявляться в стремлении подростков к абсолютному подчинению сильному лидеру или компании. В этом случае слабое «Я» заменяется сильным мы, что дает подростку иллюзию своей силы.
2. Неумение решить проблему собственной активности, которая может проявляться в трудности концентрации на учебных занятиях или в сверхпоглощённости уроками. Причина всего этого одна и та же – наличие глубокого чувства неполноценности. Если такое положение сохранится на длительное время, у подростка сформируется идентичность, которую можно назвать неуверенной идентичностью.
3. Неумение установить гармоничные отношения между прошлым, настоящим и будущим, т. е. гордиться прошлым, получать радость от настоящего, совершать действия, направленные на успешное будущее. Неумение установить такую гармонию может проявляться в трех основных вариантах: а) жить только настоящим, так как будто будущее не состоится; б) страх к будущему; в) сверхустремленность в будущее при потере интересов настоящего. Если гармоничное отношение к прошлому, настоящему и будущему не устанавливается, то формирующуюся у подростка идентичность, можно назвать «размытой во времени».
4. Неумение решить проблему выбора идеального «Я». В этом случае в качестве идеального «Я» выбираются кумиры, отдаленные во времени и пространстве. Можно сказать в этом случае у подростка формируется «иллюзорная идентичность», поскольку основное содержание их психической жизни наполняется иллюзиями общения с кумирами.
5. Неумение решить проблему выбора позитивного пути развития «Я». В этом случае подросток определяет свое развитие в основном через отрицание существующих норм, правил, причем преимущественно родительских или других значимых фигур. В этом случае можно сказать, что у него формируется негативная идентичность, т. е. основанная, прежде всего на отрицании.
8
Существует также проблема общения с родителями. Родители сильно влияют на становление идентичности подростков. Существенным условием успешности развития подростка является приобретение ими самостоятельной позиции, для чего им необходимо освобождение от влияния родителей. Оставаясь в «слиянии» с родителями подросток не проходит нормативного кризиса идентичности, оставаясь в стадии предрешенности. Отделение подростка от семьи необходимо для достижения им впоследствии зрелости, возможности принять на себя ответственность за свою жизнь. Итогом такого разрыва является установление новых партнерских взаимоотношений, в которых семья и подросток способствуют взаимному развитию. Если нарушается этот процесс, то в процессе может произойти либо полное эмоциональное отстранение молодого человека от семьи, либо установление довольно мучительной амбивалентной связи: отделяюсь – чувствую вину – присоединяюсь обратно – чувствую гнев – отделяюсь и т. п. Возможен и такой вариант: отделение подростка от семьи по тем или иным причинам не происходит. Это можно назвать самым тяжелым исходом для подростков. В этом случае он остается в эмоциональной зависимости от родителей. Ему будет трудно принимать собственные решения. При всей важности процесса отделения подростка от семьи нужно иметь ввиду, что он редко протекает без осложнений. Во многих семьях сын или дочь являются смыслом жизни для матери, т. е. мать живет только ради своего сына. Отделение его от семьи делает ее жизнь бессмысленной. За этой проблемой стоит другая проблема: стремление к контролю и власти, поиск любви и привязанности, удовлетворение потребности в социальном престиже. Довольно часто можно встретить семьи, в которых негласно приветствуется требование к ребенку быть первым, причем желательно во всех возможных видах деятельности. В этом случае у ребенка присутствует сильный страх не соответствовать ожиданиям родителей. Иногда же родители могут возлагать на ребенка обязательства по «исправлению» своих жизненных ошибок. В этом случае у ребенка так же формируется страх не соответствовать ожиданиям родителей. Причинами трудностей в отделении подростка от семьи могут быть не только внутрисемейные отношения, но и личностные особенности самого подростка. Если в младенческом возрасте станет формироваться недоверие к окружающему миру, то возможно подросток захочет оставаться с родителями, чтобы избежать встречи с миром взрослых. Если же у него сформируется страх к принятию самостоятельных решений, то он будет оставаться с родителями, потому что не увидит разницы между собственным мнением и мнением родителей. Он долго будет оставаться послушным, миролюбивым, удобным для взрослых, но абсолютно несамостоятельным.