Файл: Отчет по результатам прохождения учебной практики по ботанике.docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 343
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Самарский государственный социально-педагогический университет»
Естественно-географический факультет
Кафедра биологии, экологии и методики обучения
Отчет
по результатам прохождения
учебной практики по ботанике
Практика проходила
с «_24_»___июня___________по «_27_»___июня___________2020 г.
| Выполнил: студент 1 курса очной формы обучения направления подготовки: 05.03.06 Экология и природопользование профиль: «Экология» (ЕГФ-б19ЭПо) Краюшкина Полина Станиславовна Отчет сдан «_27_»_июня_____2020 г. Отчет проверил: Групповой руководитель – Ильина В.Н. Оценка_________________________ «_27_»_июня_____2020 г. |
Самара, 2020
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский государственный социально-педагогический университет»
Естественно-географический факультет
Кафедра биологии, экологии и методики обучения
Направление подготовки 05.03.06 Экология и природопользование, профиль: «Экология»
Курс 1, семестр 2, учебная группа ___ЕГФ-б19ЭПо__
Индивидуальное задание
на учебную практику по ботанике
для Краюшкиной Полины Станиславовны
Место прохождения практики: по месту жительства.
Сроки прохождения практики с 24.06.2020 по 27.06.2020.
Цель прохождения практики: формирование у бакалавров общепрофессиональных и профессиональных компетенций на базе основных разделов учебной практики по ботанике.
Ожидаемый образовательный результат:
Общепрофессиональная компетенция – ОПК-2
Знает: фундаментальные разделы ботаники с основами фитоценологии; основные характеристики жизнедеятельности, внешнего и внутреннего строения растений
; систематику и общую характеристику таксонов всех рангов.
Умеет: различать растения основных таксономических групп.
Владеет: методами отбора и анализа ботанических проб; методиками анализа состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
Профессиональная компетенция – ПК-15
Знает: теоретические основы биогеографии, экологии животных, растений и микроорганизмов для практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности по ботанике.
Умеет: использовать методики анализа и оценки результатов лабораторных и полевых исследований; методику определения растений, методику морфологического описания растений; использовать навыки техники безопасности при работе в биологической лаборатории, в том числе при использовании химических реактивов, увеличительных и нагревательных приборов и другого оборудования, соблюдать правила основ безопасной жизнедеятельности при проведении экскурсий в природу.
Профессиональная компетенция – ПК-21
Знает: особенности морфологии, экологии, размножения и географического распространения растений, водорослей, грибов и лишайников; их роль в природе и хозяйственной деятельности человека; о растительном покрове как о сложной интегрированной системе флоры и растительности; современные представления о динамических процессах под влиянием антропогенных воздействий; методы исследования, обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной геоботанической информации.
Умеет: использовать теоретические знания на практике, определять растения, делать морфологические описания, зарисовывать и коллекционировать растения и их части, делать геоботанические описания растительных сообществ.
Задания на практику:
-
Ознакомится с литературными и Интернет-источниками по методике изучения флоры и фенонаблюдений. -
Изучить редкие виды растений Самарской области, занесенных в Красные книги РФ и региона. -
Собрать 40 видов местной флоры и составить флористический список, определить характеристики видов. -
Провести анализ флоры. -
Изучить основные семейства цветковых растений. -
Подтвердить формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций. -
Оформить отчетную документацию по итогам практики и принять участие в обсуждении результатов практики на итоговой конференции.
Выдал руководитель практики от вуза:
доцент кафедры биологии, экологии и
методики обучения, к.б.н. В.Н. Ильина
С заданием ознакомлен, задание принято к исполнению _______ П.С. Краюшкина
24.06.2020 (подпись)
Дневник
учебной практики по ботанике
Факультет | Естественно-географический | Курс | 1 | |||
Направление подготовки | 05.03.06 Экология и природопользование | Профиль | «Экология» | |||
Форма обучения | Очная | Период проведения практики | с 24.06.2020 по 27.06.2020 | |||
Обучающийся | Краюшкина Полина Станиславовна | |||||
Групповой руководитель | к.б.н., доцент кафедры биологии, экологии и методики обучения | Ильина Валентина Николаевна | ||||
Место прохождения практики | По месту жительства |
Индивидуальный план
учебной практики по ботанике
24.06.2020 | Установочная конференция |
Выполнение заданий практики в природных условиях (по месту жительства) | |
1) получение оборудования для полевой практики по ботанике, техника безопасности при работе в лаборатории и в полевых условиях на природных объектах; | |
2) знакомство с методами изучения флоры, правилами гербаризации растений; | |
3) сбор растений для гербария (40 видов местной флоры). | |
25.06.2020 | Определение собранных видов растений, оформление гербарных этикеток и составление списка видов: |
1) определение 40 видов местной флоры; | |
2) оформление гербарных этикеток (с указанием русского и латинского названия растения и семейства к которому оно принадлежит, место сбора, дату сбора, ФИО собравшего и определившего данное растение) и составление списка видов; | |
3) оформление и закладка гербария в бумажные (газетные) «рубашки». | |
26.06.2020 | Выполнение заданий практики в природных условиях (по месту жительства) |
Изучение семейств цветковых растений во флоре Самарской области | |
Фенологические наблюдения | |
Изучение редких видов растений, занесенных в Красные книги РФ и региона | |
27.06.2020 | 1) сдача дифференцированного зачёта по учебной практике по ботанике |
2) подведение итогов учебной практики по ботанике. |
c требованиями охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, правилами внутреннего трудового распорядка СГСПУ студент ознакомлен
Принято к исполнению:
Студент-практикант ___________/ П.С. Краюшкина |
Утверждаю
Руководитель практики _______________/_В.Н. Ильина__
«_24_»__июня___________2020 г.
Самоанализ
по итогам прохождения учебной практики по ботанике
студента 1 курса очной формы обучения
направление подготовки 05.03.06 Экология и природопользование, профиль: «Экология»
Краюшкина Полина Станиславовна
Учебная практики по ботанике проводилась по месту жительства: национальный парк «Самарская Лука» Самарской области. Во время практики мною Гербарий также собран самостоятельно на территории… |
|
|
В ходе практики были выполнены все задачи, этапы и основные виды деятельности в соответствии с требованиями рабочей программы дисциплины. |
Повторили основные характеристики жизнедеятельности, внешнего и внутреннего строения растений; систематику и общую характеристику таксонов всех рангов; особенности морфологии, экологии, размножения и географического распространения растений, водорослей, грибов и лишайников; их роль в природе и хозяйственной деятельности человека; научные основы разнообразия растительного мира и других групп организмов, относимых к области ботаники (бактерии, грибы, лишайники), об особенностях их строения, экологии и эволюции; научные представления о растительном покрове как сложной интегрированной системе флоры и растительности, современные представления о динамических процессах под влиянием антропогенных воздействий; методы исследования в современной ботанике; принципы устойчивости и продуктивности живой природы и пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов; основные культуры растениеводства; традиционные методики ботанических исследований. Также овладели способностью руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся; различать растения основных таксономических групп; определять растения, делать морфологические описания, зарисовывать и коллекционировать растения и их части; проводить морфологическое описание культур; самостоятельно проводить исследования; ставить естественнонаучный эксперимент; использовать информационные технологии для решения научных и профессиональных задач; делать геоботанические описания растительных сообществ; осуществлять поиск данных по проблемам ботанического и экологического направления. |
Студент-практикант _____________/ Краюшкина П.С. 27.06.2020 |
Отчет студента
1 курса очной формы обучения направления подготовки 05.03.06 Экология и природопользование профиль «Экология» о прохождении учебной практики по ботанике
Краюшкина Полина Станиславовна
1. Осуществлена работа с литературными и Интернет-источниками по методикам изучения флоры.
Изучены вопросы: 1.1. Понятие о флоре |
1.2. Методика изучения флоры |
1.2.1. Сбор растений |
1.2.2. Методы сушки растений |
1.2.3. Оформление гербария |
1.2.4. Определение растений |
1.2.5. Анализ флоры |
1.3. Методика фенонаблюдений.
Основными источниками информации послужили издания:
-
Изумрудная книга Российской Федерации. Территории особого природоохранного значения Европейской России. Предложения по выявлению. Ч. 1. М.: Институт географии РАН, 2011-2013. 308 с. -
Ильина В.Н. Редкие копеечники на Средней Волге. Биология, структура популяций и вопросы охраны: монография. Самара: СГСПУ, 2019. 164 с., илл. -
Ильина В.Н., Соловьёва В.В., Митрошенкова А.Е. Ботаническое краеведение: Учебное пособие. Самара: СГСПУ, «Самарама», 2019. 220 с. -
Красная книга Самарской области. Том I. Редкие виды растений и грибов / под редакцией С. А. Сенатора, С. В. Саксонова. Самара, 2017. (Издание 2-е, переработанное и дополненное). 384 с. -
Маевский П.Ф. Флора средней полосы европейской части России. 10-е изд. М.: КМК, 2006. 600 с. -
Плаксина Т.И. Анализ флоры. Самара: Самарский ун-т, 2004. 152 с. -
Саксонов С.В. Ресурсы флоры Самарской Луки. Самара: СНЦ РАН, 2005. 416 с. -
Саксонов С.В. Самаролукский флористический феномен. М.: Наука, 2006. 263 с. -
Саксонов С.В. Теоретические основы регионального флористического мониторинга / послесл. С.А. Сенатор, Н.В. Конева. Тольятти: Кассандра, 2017. 532 с. -
Саксонов С.В., Лысенко Т.М., Ильина В.Н., Конева Н.В., Лобанова А.В., Матвеев В.И., Митрошенкова А.Е., Симонова Н.И., Соловьева В.В., Ужамецкая Е.А., Юрицына Н.А. Зеленая книга Самарской области: редкие и охраняемые растительные сообщества / Под ред. чл.-корр. РАН Г.С. Розенберга и докт. биол. наук С.В. Саксонова. Самара: Самар. науч. центра РАН, 2006. 201 с. -
Саксонов С.В., Сенатор С.А. История развития ботанических знаний в Самарской области. Тольятти: Кассандра, 2016. 252 с. -
Соловьёва В.В. Структура и динамика растительного покрова малых искусственных водоемов Среднего Поволжья: Монография. Самара: СГСПУ, 2017. 291 с. -
Соловьёва В.В., Лапиров А.Г. Гидроботаника: учебное пособие. Самара: ПГСГА, 2013. 354 с. -
Соловьева В.В., Саксонов С.В., Матвеев В.И. Озера Самары: история, биоразнообразие, проблемы охраны: моногр. Тольятти: Кассандра, 2014. 129 с. -
Соловьёва В.В., Саксонов С.В., Сенатор С.А., Семенов А.А., Лапов И.В., Медведев Д.В., Шакуров А.И. Гидроботанические исследования Среднего Поволжья (XXI век). Тольятти: Кассандра, 2015. 237 с. -
Сосудистые растения Самарской области: Учеб. пособие / Под ред. А.А. Устиновой и Н.С. Ильиной. Самара: Содружество, 2007. 400 с. -
Устинова А.А. Кондурчинско-Черемшанское междуречье: внутренняя организация, растительные компоненты геосистем. Самара: ПГСГА, 2013. 106 c. -
Учебный словарь по ботанике: учебное пособие для студентов естественно-географического факультета / сост. В.Н. Ильина, А.Е. Митрошенкова, В.В. Соловьева. Самара: СГСПУ, 2019. 164 с. -
Флора Самарской области: Учеб. пособие / Под ред. А.А. Устиновой и Н.С. Ильиной. Самара: СГПУ, 2007. 321 с.