Файл: Отчет по результатам прохождения учебной практики по ботанике.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 343

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Самарский государственный социально-педагогический университет»

Естественно-географический факультет

Кафедра биологии, экологии и методики обучения

Отчет

по результатам прохождения

учебной практики по ботанике
Практика проходила

с «_24_»___июня___________по «_27_»___июня___________2020 г.






Выполнил:

студент 1 курса очной формы обучения

направления подготовки: 05.03.06 Экология и природопользование

профиль: «Экология» (ЕГФ-б19ЭПо)

Краюшкина Полина Станиславовна
Отчет сдан «_27_»_июня_____2020 г.

Отчет проверил:

Групповой руководитель – Ильина В.Н.
Оценка_________________________
«_27_»_июня_____2020 г.




Самара, 2020

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Самарский государственный социально-педагогический университет»

Естественно-географический факультет

Кафедра биологии, экологии и методики обучения

Направление подготовки 05.03.06 Экология и природопользование, профиль: «Экология»

Курс 1, семестр 2, учебная группа ___ЕГФ-б19ЭПо__
Индивидуальное задание

на учебную практику по ботанике

для Краюшкиной Полины Станиславовны
Место прохождения практики: по месту жительства.

Сроки прохождения практики с 24.06.2020 по 27.06.2020.

Цель прохождения практики: формирование у бакалавров общепрофессиональных и профессиональных компетенций на базе основных разделов учебной практики по ботанике.

Ожидаемый образовательный результат:

Общепрофессиональная компетенция – ОПК-2

Знает: фундаментальные разделы ботаники с основами фитоценологии; основные характеристики жизнедеятельности, внешнего и внутреннего строения растений
; систематику и общую характеристику таксонов всех рангов.

Умеет: различать растения основных таксономических групп.

Владеет: методами отбора и анализа ботанических проб; методиками анализа состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

Профессиональная компетенция – ПК-15

Знает: теоретические основы биогеографии, экологии животных, растений и микроорганизмов для практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности по ботанике.

Умеет: использовать методики анализа и оценки результатов лабораторных и полевых исследований; методику определения растений, методику морфологического описания растений; использовать навыки техники безопасности при работе в биологической лаборатории, в том числе при использовании химических реактивов, увеличительных и нагревательных приборов и другого оборудования, соблюдать правила основ безопасной жизнедеятельности при проведении экскурсий в природу.

Профессиональная компетенция – ПК-21

Знает: особенности морфологии, экологии, размножения и географического распространения растений, водорослей, грибов и лишайников; их роль в природе и хозяйственной деятельности человека; о растительном покрове как о сложной интегрированной системе флоры и растительности; современные представления о динамических процессах под влиянием антропогенных воздействий; методы исследования, обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной геоботанической информации.

Умеет: использовать теоретические знания на практике, определять растения, делать морфологические описания, зарисовывать и коллекционировать растения и их части, делать геоботанические описания растительных сообществ.

Задания на практику:

  1. Ознакомится с литературными и Интернет-источниками по методике изучения флоры и фенонаблюдений.

  2. Изучить редкие виды растений Самарской области, занесенных в Красные книги РФ и региона.

  3. Собрать 40 видов местной флоры и составить флористический список, определить характеристики видов.

  4. Провести анализ флоры.

  5. Изучить основные семейства цветковых растений.

  6. Подтвердить формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций.

  7. Оформить отчетную документацию по итогам практики и принять участие в обсуждении результатов практики на итоговой конференции.



Выдал руководитель практики от вуза:

доцент кафедры биологии, экологии и

методики обучения, к.б.н. В.Н. Ильина
С заданием ознакомлен, задание принято к исполнению _______ П.С. Краюшкина

24.06.2020 (подпись)

Дневник

учебной практики по ботанике


Факультет

Естественно-географический

Курс

1

Направление подготовки

05.03.06 Экология и природопользование

Профиль

«Экология»

Форма обучения

Очная

Период проведения практики

с 24.06.2020 по 27.06.2020

Обучающийся

Краюшкина Полина Станиславовна

Групповой руководитель

к.б.н., доцент кафедры биологии, экологии и методики обучения

Ильина Валентина Николаевна

Место прохождения практики

По месту жительства


Индивидуальный план

учебной практики по ботанике


24.06.2020

Установочная конференция

Выполнение заданий практики в природных условиях (по месту жительства)

1) получение оборудования для полевой практики по ботанике, техника безопасности при работе в лаборатории и в полевых условиях на природных объектах;

2) знакомство с методами изучения флоры, правилами гербаризации растений;

3) сбор растений для гербария (40 видов местной флоры).

25.06.2020

Определение собранных видов растений, оформление гербарных этикеток и составление списка видов:

1) определение 40 видов местной флоры;

2) оформление гербарных этикеток (с указанием русского и латинского названия растения и семейства к которому оно принадлежит, место сбора, дату сбора, ФИО собравшего и определившего данное растение) и составление списка видов;

3) оформление и закладка гербария в бумажные (газетные) «рубашки».

26.06.2020

Выполнение заданий практики в природных условиях (по месту жительства)

Изучение семейств цветковых растений во флоре Самарской области

Фенологические наблюдения

Изучение редких видов растений, занесенных в Красные книги РФ и региона

27.06.2020

1) сдача дифференцированного зачёта по учебной практике по ботанике

2) подведение итогов учебной практики по ботанике.



c требованиями охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, правилами внутреннего трудового распорядка СГСПУ студент ознакомлен
Принято к исполнению:

Студент-практикант

___________/ П.С. Краюшкина

Утверждаю

Руководитель практики _______________/_В.Н. Ильина__

«_24_»__июня___________2020 г.

Самоанализ

по итогам прохождения учебной практики по ботанике

студента 1 курса очной формы обучения

направление подготовки 05.03.06 Экология и природопользование, профиль: «Экология»

Краюшкина Полина Станиславовна


Учебная практики по ботанике проводилась по месту жительства: национальный парк «Самарская Лука» Самарской области.

Во время практики мною

Гербарий также собран самостоятельно на территории…






В ходе практики были выполнены все задачи, этапы и основные виды деятельности в соответствии с требованиями рабочей программы дисциплины.

Повторили основные характеристики жизнедеятельности, внешнего и внутреннего строения растений; систематику и общую характеристику таксонов всех рангов; особенности морфологии, экологии, размножения и географического распространения растений, водорослей, грибов и лишайников; их роль в природе и хозяйственной деятельности человека; научные основы разнообразия растительного мира и других групп организмов, относимых к области ботаники (бактерии, грибы, лишайники), об особенностях их строения, экологии и эволюции; научные представления о растительном покрове как сложной интегрированной системе флоры и растительности, современные представления о динамических процессах под влиянием антропогенных воздействий; методы исследования в современной ботанике; принципы устойчивости и продуктивности живой природы и пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов; основные культуры растениеводства; традиционные методики ботанических исследований.

Также овладели способностью руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся; различать растения основных таксономических групп; определять растения, делать морфологические описания, зарисовывать и коллекционировать растения и их части; проводить морфологическое описание культур; самостоятельно проводить исследования; ставить естественнонаучный эксперимент; использовать информационные технологии для решения научных и профессиональных задач; делать геоботанические описания растительных сообществ; осуществлять поиск данных по проблемам ботанического и экологического направления.




Студент-практикант

_____________/ Краюшкина П.С.
27.06.2020


Отчет студента

1 курса очной формы обучения направления подготовки 05.03.06 Экология и природопользование профиль «Экология» о прохождении учебной практики по ботанике

Краюшкина Полина Станиславовна
1. Осуществлена работа с литературными и Интернет-источниками по методикам изучения флоры.

Изучены вопросы:

1.1. Понятие о флоре

1.2. Методика изучения флоры

1.2.1. Сбор растений

1.2.2. Методы сушки растений

1.2.3. Оформление гербария

1.2.4. Определение растений

1.2.5. Анализ флоры

1.3. Методика фенонаблюдений.

Основными источниками информации послужили издания:

  1. Изумрудная книга Российской Федерации. Территории особого природоохранного значения Европейской России. Предложения по выявлению. Ч. 1. М.: Институт географии РАН, 2011-2013. 308 с.

  2. Ильина В.Н. Редкие копеечники на Средней Волге. Биология, структура популяций и вопросы охраны: монография. Самара: СГСПУ, 2019. 164 с., илл.

  3. Ильина В.Н., Соловьёва В.В., Митрошенкова А.Е. Ботаническое краеведение: Учебное пособие. Самара: СГСПУ, «Самарама», 2019. 220 с.

  4. Красная книга Самарской области. Том I. Редкие виды растений и грибов / под редакцией С. А. Сенатора, С. В. Саксонова. Самара, 2017. (Издание 2-е, переработанное и дополненное). 384 с.

  5. Маевский П.Ф. Флора средней полосы европейской части России. 10-е изд. М.: КМК, 2006. 600 с.

  6. Плаксина Т.И. Анализ флоры. Самара: Самарский ун-т, 2004. 152 с.

  7. Саксонов С.В. Ресурсы флоры Самарской Луки. Самара: СНЦ РАН, 2005. 416 с.

  8. Саксонов С.В. Самаролукский флористический феномен. М.: Наука, 2006. 263 с.

  9. Саксонов С.В. Теоретические основы регионального флористического мониторинга / послесл. С.А. Сенатор, Н.В. Конева. Тольятти: Кассандра, 2017. 532 с.

  10. Саксонов С.В., Лысенко Т.М., Ильина В.Н., Конева Н.В., Лобанова А.В., Матвеев В.И., Митрошенкова А.Е., Симонова Н.И., Соловьева В.В., Ужамецкая Е.А., Юрицына Н.А. Зеленая книга Самарской области: редкие и охраняемые растительные сообщества / Под ред. чл.-корр. РАН Г.С. Розенберга и докт. биол. наук С.В. Саксонова. Самара: Самар. науч. центра РАН, 2006. 201 с.

  11. Саксонов С.В., Сенатор С.А. История развития ботанических знаний в Самарской области. Тольятти: Кассандра, 2016. 252 с.

  12. Соловьёва В.В. Структура и динамика растительного покрова малых искусственных водоемов Среднего Поволжья: Монография. Самара: СГСПУ, 2017. 291 с.  

  13. Соловьёва В.В., Лапиров А.Г. Гидроботаника: учебное пособие. Самара: ПГСГА, 2013. 354 с.

  14. Соловьева В.В., Саксонов С.В., Матвеев В.И. Озера Самары: история, биоразнообразие, проблемы охраны: моногр. Тольятти: Кассандра, 2014. 129 с.  

  15. Соловьёва В.В., Саксонов С.В., Сенатор С.А., Семенов А.А., Лапов И.В., Медведев Д.В., Шакуров А.И. Гидроботанические исследования Среднего Поволжья (XXI век). Тольятти: Кассандра, 2015. 237 с.

  16. Сосудистые растения Самарской области: Учеб. пособие / Под ред. А.А. Устиновой и Н.С. Ильиной. Самара: Содружество, 2007. 400 с.

  17. Устинова А.А. Кондурчинско-Черемшанское междуречье: внутренняя организация, растительные компоненты геосистем. Самара: ПГСГА, 2013. 106 c.   

  18. Учебный словарь по ботанике: учебное пособие для студентов естественно-географического факультета / сост. В.Н. Ильина, А.Е. Митрошенкова, В.В. Соловьева. Самара: СГСПУ, 2019. 164 с.

  19. Флора Самарской области: Учеб. пособие / Под ред. А.А. Устиновой и Н.С. Ильиной. Самара: СГПУ, 2007. 321 с.