Файл: Контрольная работа по дисциплине Дошкольная педагогика в рамках курсов по профессиональной программе.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 42
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Областное Государственное бюджетное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки
работников образования»
Организация детской исполнительской деятельности в ДОО
Контрольная работа
по дисциплине «Дошкольная педагогика»
в рамках курсов по профессиональной программе
профессиональной переподготовки
«Педагогическое образование. Профиль «Дошкольное образование»»
Слушатель: Фамилия Имя Отчество слушателя
(полностью)
г. Томск
2020 г.
Введение
Еще несколько десятилетий назад музыкальное обучение в понимании общества выполняло лишь узкоспециальную роль – обучение игре на музыкальных инструментах и получение музыкальных знаний. Однако с изменением парадигмы образования с авторитарно-императивной на гуманную, его основной и важнейшей целью стало развитие личности ребенка через занятия музыкой [4]. Согласно Федеральному Государственному стандарту дошкольного образования [6, с.2], построение образовательной деятельности в дошкольных учреждениях определяется на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при этом сам ребенок активен в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования, а одним из основных принципов является реализация образовательной программы дошкольного образования в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. Современная практика работы с детьми в детском саду показывает, что одним из видов предпочитаемой деятельности дошкольников, после игровой, является деятельность исполнительская – пение, танцы, игра на музыкальных инструментах. В связи с этим представляется актуальным рассмотрение процесса организации детской исполнительской деятельности в дошкольных учреждениях на современном этапе.
Цель исследования: изучить систему организации детской исполнительской деятельности в ДОО.
Задачи исследования:
-
Проанализировать особенности исполнительской деятельности детей дошкольного возраста; -
Рассмотреть вариативные технологии организации исполнительской музыкальной деятельности детей дошкольного возраста; -
Сформулировать рекомендации музыкальным руководителям и воспитателям.
-
Особенности исполнительской деятельности детей дошкольного возраста
Практическая значимость настоящей работы заключается в возможности использования ее результатов для повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам организации детской исполнительской деятельности.
Организация детской исполнительской деятельности в дошкольном учреждении
В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально – образовательная деятельность. При этом наиболее естественным занятием для дошкольного возраста становится именно исполнительство. В отличие от исполнительской деятельности взрослого исполнение музыки детьми дошкольного возраста имеет свои особенности. Для ребенка исполнительская деятельность не является профессиональной. Он не стремится донести до зрителя идею, заложенную в музыкальном произведении композитором. Дошкольник наслаждается самим процессом участия в музыкальной деятельности, он играет в музыку [3, с. 14]. Для дошкольников музыкальное исполнительство – это способ выражения своей индивидуальности через песню, танец, игру. И только к старшему дошкольному возрасту он достигает той грани между игровой и художественной деятельностью, которая заставляет его критично относиться к продуктам своей деятельности, прежде чем выносить их на суд зрителей.
Музыкальная исполнительская деятельность детей с точки зрения обучения музыке традиционно рассматривается как процесс овладения ребенком специальными умениями, позволяющими ему правильно петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. Но развитие ребенка как субъекта детской музыкальной деятельности связано с целостным овладением как специальными, так и общими исполнительскими умениями:
-
Умения, необходимые для любого вида музыкального исполнительства (общие):
-
умение художественно-эмоционального восприятия музыкального образа, проявляющееся в готовности ребенка слушать и вслушиваться в музыку; эмоционально реагировать на характер музыкальных частей и фраз; -
умение понимать (декодировать) музыкальный образ, которое раскрывается в адекватных эмоциональных реакциях на характер музыкального произведения, в стремлении понять и прочувствовать эмоциональную окрашенность музыкального образа; -
умение в деятельности выразить эмоциональное отношение к музыкальному образу, которое связано со стремлением ребенка отразить результаты восприятия музыкального образа доступными действиями (в слове, рисунке, движении, игре и т.д.); -
умение интерпретировать и создавать музыкальные образы в разных видах музыкальной деятельности, что выражается в продумывании ребенком характера будущего музыкального образа; в поиске адекватных средств его выражения.
Специальные технические умения, необходимые для разных видов музыкальной деятельности: певческие, инструментальные, танцевальные [1, с. 225].
Пение — один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. В процессе пения дети обучаются музыкальному языку, что повышает восприимчивость к музыке. Постепенно они познают жанровую основу песни. У них формируется способность чувствовать тембровые высотные и ритмические изменения в музыке. Ребенок-дошкольник не просто познает язык музыкальной речи, он начинает сознательно активно им пользоваться в своей исполнительской деятельности [2, с. 24].
Пение способствует развитию речи. Слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает четкому произношению отдельных звуков и слогов. Музыкальный руководитель и воспитатель следят за правильным произношением слов. Пение объединяет детей общим настроением, они приучаются к совместным действиям. Через активное пение у детей закрепляется интерес к музыке, развиваются музыкальные способности.
Особенности певческой деятельности детей определяются в первую очередь спецификой развития детского певческого голоса. Голосовой аппарат ребенка нежен и хрупок. Диаметр его дыхательного горла равен диаметру карандаша. Голосовые связки очень тонкие, легко перенапрягаются. Сила звука (при громком пении) достигается не дыханием, как у взрослого, а напряжением голосовых связок, что может привести к их повреждению [5, с. 44].
Музыкально-ритмические движения. Двигаться под музыку так же естественно для дошкольника, как и петь. Движение становится для ребенка средством восприятия музыки, понимания ее характера [3, с. 57]. Благодаря движению ребенок может воспринимать особенности музыкального искусства:
-
жанр музыки (танцевальная, маршевая, колыбельная и т.д.); -
характер музыки (напевная, радостная, печальная и пр.); -
средства музыкальной выразительности — в первую очередь ритм и метр. -
музыкальную форму (2- и 3-частная).
Игра на детских музыкальных инструментах. Это еще один вид детской исполнительской деятельности, который чрезвычайно привлекает дошкольника. Стремление извлечь звук — проявление естественной познавательной природы, активности ребенка. Музицирование предполагает желание детей «общаться» с музыкой, петь и играть в ансамбле, получая от этого эмоциональное удовольствие. Детский оркестр является действенным средством развития музыкального восприятия и слуха, его наличие расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника и повышает интерес к музыке [5, с. 48].
Педагогические технологии организации детской исполнительской деятельности воспитателем в логике развития общих исполнительских умений ребенка базируются на следующих принципах:
-
Принцип гуманизации, предполагающий учет личности ребенка; -
Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; -
Принцип учета музыкальных интересов и направленности ребенка на конкретный вид детской исполнительской музыкальной деятельности; -
Принцип субъект-субъектного взаимодействия; -
Принцип педагогической поддержки ; -
Принцип профессионального сотрудничества и сотворчества; -
Принцип целенаправленности восприятия музыки в развитии общих исполнительских умений дошкольников; -
Принцип отбора музыкальных произведений в соответствии со следующими критериями:
-
учет детских музыкальных интересов;
-
учет деятельностной природы ребенка; -
учет эмоционального опыта ребенка при исполнении музыки; -
учет индивидуальных особенностей исполнения музыки ребенком; -
разнообразие задач, решаемых в процессе исполнения музыки.
-
Принцип продуктивности исполнительской музыкальной деятельности дошкольников; -
Принцип синкретичности, подразумевающий объединение разнообразных методов и средств активизации и развития общих исполнительских умений в условиях педагогической технологии, а также объединение различных видов музыкальной деятельности дошкольников, позволяющее ребенку наиболее полно и самостоятельно понимать и отображать музыкальные образы. -
Принцип систематичности, последовательности и взаимодополняемости [1, с. 233-235].
С учетом указанных принципов можно выделить несколько технологий развития общих исполнительских умений дошкольников в музыкальной деятельности, реализовывать которые целесообразнее в музыкально-игровой форме, с использованием сюжетных и бессюжетных игр. Данные технологии были разработаны авторами А. Г. Гогоберидзе, В .А. Деркунской и представлены в учебнике «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста» [1, с. 235-245].
-
Игровая педагогическая технология комплексного развития общих музыкально-исполнительских умений дошкольников.
Цель: развитие общих исполнительских умений старших дошкольников: художественно-эмоционального восприятия музыкального образа, понимания (декодирования) его, деятельностного выражения эмоционального отношения к нему, интерпретации и создания музыкальных образов в разных видах музыкальной деятельности.
Этапы технологии
1 этап. Погружение детей в музыкальный контекст, активизация и обогащение элементарных музыкальных представлений.
2 этап. Обучение пониманию музыкального образа и деятельностного выражения эмоционального отношения к нему.
3 этап. Побуждение к интерпретации и созданию музыкальных образов в разных видах музыкальной деятельности.
Методы:
-
Беседа с детьми на тему: «Какой бывает музыка?» -
Игры-упражнения «Певцы и танцоры», «Угадай, кто я?», «Хоровод», «Нарисуй музыку», «Снежинки» (см. Приложение).
Усложнение музыкального репертуара происходит в соответствии с критериями: возрастающая эмоциональность музыки; наличие музыкальной драматургии произведения, сюжета; длительность звучания.
-
Интегративная педагогическая технология развития общих и специальных музыкально-исполнительских умений дошкольников посредством музыкально-дидактических игр.
Цель: развитие общих и специальных музыкально-исполнительских умений старших дошкольников посредством музыкально-дидактических игр.
Этапы технологии
1 этап — игровой этап — «ритм-слово» связан с решением задач:
-
понимать и слышать рифму, ритм слов и стихов, подбирать и самостоятельно придумывать рифмы к словам; -
определять ударение и расположение его в словах, передавать его с помощью сильных и слабых хлопков.
Рекомендуемые игры: «Имена и ритм», «Давайте познакомимся», «Найди друга», «Подскажи словечко», «Иностранцы», «Солнышко встало», «Про монтера, про Егора» (описание игр см. в приложении).
2 этап — игровой этап — «ритм-слово-жест» решает задачу воспроизводства ритмического рисунка слов, озвучивания стихотворных строк с помощью звучащих жестов.
Рекомендуемые игры: «Тишина», «Музыкальный ежик», «Мишка», «Дождик».
3 этап — игровой этап — «ритм-слово-жест-декодирование» направлен на решение задачи, связанной с самостоятельным подбором и выкладыванием ребенком карточек, изображающих долгие и короткие звуки в соответствии с ритмом музыкальной фразы.
4 этап — игровой этап — «ритм-слово-жест-декодирование-воспроизведение» направлен на точную передачу ребенком ритмического рисунка мелодии с помощью самостоятельно выбранного детского музыкального инструмента.
Рекомендуемые музыкально-дидактические игры на 3-м и 4-м этапах: «Научим матрешек танцевать», «Определим по ритму», «Дорожка»