Файл: Контрольная работа по дисциплине Дошкольная педагогика в рамках курсов по профессиональной программе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 42

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Областное Государственное бюджетное учреждение
дополнительного профессионального образования

«Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки

работников образования»


Организация детской исполнительской деятельности в ДОО


Контрольная работа

по дисциплине «Дошкольная педагогика»

в рамках курсов по профессиональной программе

профессиональной переподготовки
«Педагогическое образование. Профиль «Дошкольное образование»»
Слушатель: Фамилия Имя Отчество слушателя

(полностью)

г. Томск

2020 г.

Введение
Еще несколько десятилетий назад музыкальное обучение в понимании общества выполняло лишь узкоспециальную роль – обучение игре на музыкальных инструментах и получение музыкальных знаний. Однако с изменением парадигмы образования с авторитарно-императивной на гуманную, его основной и важнейшей целью стало развитие личности ребенка через занятия музыкой [4]. Согласно Федеральному Государственному стандарту дошкольного образования [6, с.2], построение образовательной деятельности в дошкольных учреждениях определяется на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при этом сам ребенок активен в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования, а одним из основных принципов является реализация образовательной программы дошкольного образования в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. Современная практика работы с детьми в детском саду показывает, что одним из видов предпочитаемой деятельности дошкольников, после игровой, является деятельность исполнительская – пение, танцы, игра на музыкальных инструментах. В связи с этим представляется актуальным рассмотрение процесса организации детской исполнительской деятельности в дошкольных учреждениях на современном этапе.

Цель исследования: изучить систему организации детской исполнительской деятельности в ДОО.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать особенности исполнительской деятельности детей дошкольного возраста;

  2. Рассмотреть вариативные технологии организации исполнительской музыкальной деятельности детей дошкольного возраста;

  3. Сформулировать рекомендации музыкальным руководителям и воспитателям.

  1. Особенности исполнительской деятельности детей дошкольного возраста

Практическая значимость настоящей работы заключается в возможности использования ее результатов для повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам организации детской исполнительской деятельности.


Организация детской исполнительской деятельности в дошкольном учреждении
В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально – образовательная деятельность. При этом наиболее естественным занятием для дошкольного возраста становится именно исполнительство. В отличие от исполнительской деятельности взрослого исполнение музыки детьми дошкольного возраста имеет свои особенности. Для ребенка исполнительская деятельность не является профессиональной. Он не стремится донести до зрителя идею, заложенную в музыкальном произведении композитором. Дошкольник наслаждается самим процессом участия в музыкальной деятельности, он играет в музыку [3, с. 14]. Для дошкольников музыкальное исполнительство – это способ выражения своей индивидуальности через песню, танец, игру. И только к старшему дошкольному возрасту он достигает той грани между игровой и художественной деятельностью, которая заставляет его критично относиться к продуктам своей деятельности, прежде чем выносить их на суд зрителей.

Музыкальная исполнительская деятельность детей с точки зрения обучения музыке традиционно рассматривается как процесс овладения ребенком специальными умениями, позволяющими ему правильно петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. Но развитие ребенка как субъекта детской музыкальной деятельности связано с целостным овладением как специальными, так и общими исполнительскими умениями:

  1. Умения, необходимые для любого вида музыкального исполнительства (общие):

  • умение художественно-эмоционального восприятия музыкального образа, проявляющееся в готовности ребенка слушать и вслушиваться в музыку; эмоционально реагировать на характер музыкальных частей и фраз;

  • умение понимать (декодировать) музыкальный образ, которое раскрывается в адекватных эмоциональных реакциях на характер музыкального произведения, в стремлении понять и прочувствовать эмоциональную окрашенность музыкального образа;

  • умение в деятельности выразить эмоциональное отношение к музыкальному образу, которое связано со стремлением ребенка отразить результаты восприятия музыкального образа доступными действиями (в слове, рисунке, движении, игре и т.д.);

  • умение интерпретировать и создавать музыкальные образы в разных видах музыкальной деятельности, что выражается в продумывании ребенком характера будущего музыкального образа; в поиске адекватных средств его выражения.


  • Специальные технические умения, необходимые для разных видов музыкальной деятельности: певческие, инструментальные, танцевальные [1, с. 225].

    Пение — один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. В процессе пения дети обучаются музыкальному языку, что повышает восприимчивость к музыке. Постепенно они познают жанровую основу песни. У них формируется способность чувствовать тембровые высотные и ритмические изменения в музыке. Ребенок-дошкольник не просто познает язык музыкальной речи, он начинает сознательно активно им пользоваться в своей исполнительской деятельности [2, с. 24].

    Пение способствует развитию речи. Слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает четкому произношению отдельных звуков и слогов. Музыкальный руководитель и воспитатель следят за правильным произношением слов. Пение объединяет детей общим настроением, они приучаются к совместным действиям. Через активное пение у детей закрепляется интерес к музыке, развиваются музыкальные способности.

    Особенности певческой деятельности детей определяются в первую очередь спецификой развития детского певческого голоса. Голосовой аппарат ребенка нежен и хрупок. Диаметр его дыхательного горла равен диаметру карандаша. Голосовые связки очень тонкие, легко перенапрягаются. Сила звука (при громком пении) достигается не дыханием, как у взрослого, а напряжением голосовых связок, что может привести к их повреждению [5, с. 44].

    Музыкально-ритмические движения. Двигаться под музыку так же естественно для дошкольника, как и петь. Движение становится для ребенка средством восприятия музыки, понимания ее характера [3, с. 57]. Благодаря движению ребенок может воспринимать особенности музыкального искусства:

    • жанр музыки (танцевальная, маршевая, колыбельная и т.д.);

    • характер музыки (напевная, радостная, печальная и пр.);

    • средства музыкальной выразительности — в первую очередь ритм и метр.

    • музыкальную форму (2- и 3-частная).

    Игра на детских музыкальных инструментах. Это еще один вид детской исполнительской деятельности, который чрезвычайно привлекает дошкольника. Стремление извлечь звук — проявление естественной познавательной природы, активности ребенка. Музицирование предполагает желание детей «общаться» с музыкой, петь и играть в ансамбле, получая от этого эмоциональное удовольствие. Детский оркестр является действенным средством развития музыкального восприятия и слуха, его наличие расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника и повышает интерес к музыке [5, с. 48].


    Педагогические технологии организации детской исполнительской деятельности воспитателем в логике развития общих исполнительских умений ребенка базируются на следующих принципах:

    1. Принцип гуманизации, предполагающий учет личности ребенка;

    2. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;

    3. Принцип учета музыкальных интересов и направленности ребенка на конкретный вид детской исполнительской музыкальной деятельности;

    4. Принцип субъект-субъектного взаимодействия;

    5. Принцип педагогической поддержки ;

    6. Принцип профессионального сотрудничества и сотворчества;

    7. Принцип целенаправленности восприятия музыки в развитии общих исполнительских умений дошкольников;

    8. Принцип отбора музыкальных произведений в соответствии со следующими критериями:

    • учет детских музыкальных интересов;

    • учет деятельностной природы ребенка;

    • учет эмоционального опыта ребенка при исполнении музыки;

    • учет индивидуальных особенностей исполнения музыки ребенком;

    • разнообразие задач, решаемых в процессе исполнения музыки.

    1. Принцип продуктивности исполнительской музыкальной деятельности дошкольников;

    2. Принцип синкретичности, подразумевающий объединение разнообразных методов и средств активизации и развития общих исполнительских умений в условиях педагогической технологии, а также объединение различных видов музыкальной деятельности дошкольников, позволяющее ребенку наиболее полно и самостоятельно понимать и отображать музыкальные образы.

    3. Принцип систематичности, последовательности и взаимодополняемости [1, с. 233-235].

    С учетом указанных принципов можно выделить несколько технологий развития общих исполнительских умений дошкольников в музыкальной деятельности, реализовывать которые целесообразнее в музыкально-игровой форме, с использованием сюжетных и бессюжетных игр. Данные технологии были разработаны авторами А. Г. Гогоберидзе, В .А. Деркунской и представлены в учебнике «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста» [1, с. 235-245].

      1. Игровая педагогическая технология комплексного развития общих музыкально-исполнительских умений дошкольников.

    Цель: развитие общих исполнительских умений старших дошкольников: художественно-эмоционального восприятия музыкального образа, понимания (декодирования) его, деятельностного выражения эмоционального отношения к нему, интерпретации и создания музыкальных образов в разных видах музыкальной деятельности.


    Этапы технологии

    1 этап. Погружение детей в музыкальный контекст, активизация и обогащение элементарных музыкальных представлений.

    2 этап. Обучение пониманию музыкального образа и деятельностного выражения эмоционального отношения к нему.

    3 этап. Побуждение к интерпретации и созданию музыкальных образов в разных видах музыкальной деятельности.

    Методы:

    • Беседа с детьми на тему: «Какой бывает музыка?»

    • Игры-упражнения «Певцы и танцоры», «Угадай, кто я?», «Хоровод», «Нарисуй музыку», «Снежинки» (см. Приложение).

    Усложнение музыкального репертуара происходит в соответствии с критериями: возрастающая эмоциональность музыки; наличие музыкальной драматургии произведения, сюжета; длительность звучания.

      1. Интегративная педагогическая технология развития общих и специальных музыкально-исполнительских умений дошкольников посредством музыкально-дидактических игр.

    Цель: развитие общих и специальных музыкально-исполнительских умений старших дошкольников посредством музыкально-дидактических игр.

    Этапы технологии

    1 этап — игровой этап — «ритм-слово» связан с решением задач:

    • понимать и слышать рифму, ритм слов и стихов, подбирать и самостоятельно придумывать рифмы к словам;

    • определять ударение и расположение его в словах, передавать его с помощью сильных и слабых хлопков.

    Рекомендуемые игры: «Имена и ритм», «Давайте познакомимся», «Найди друга», «Подскажи словечко», «Иностранцы», «Солнышко встало», «Про монтера, про Егора» (описание игр см. в приложении).

    2 этап — игровой этап — «ритм-слово-жест» решает задачу воспроизводства ритмического рисунка слов, озвучивания стихотворных строк с помощью звучащих жестов.

    Рекомендуемые игры: «Тишина», «Музыкальный ежик», «Мишка», «Дождик».

    3 этап — игровой этап — «ритм-слово-жест-декодирование» направлен на решение задачи, связанной с самостоятельным подбором и выкладыванием ребенком карточек, изображающих долгие и короткие звуки в соответствии с ритмом музыкальной фразы.

    4 этап — игровой этап — «ритм-слово-жест-декодирование-воспроизведение» направлен на точную передачу ребенком ритмического рисунка мелодии с помощью самостоятельно выбранного детского музыкального инструмента.

    Рекомендуемые музыкально-дидактические игры на 3-м и 4-м этапах: «Научим матрешек танцевать», «Определим по ритму», «Дорожка»