Файл: Контрольная работа по дисциплине Дошкольная педагогика в рамках курсов по профессиональной программе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 44

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
А теперь попробуем отгадать, где на схеме зашифровано слово Петр, где Таня, а где На-та-ша.

Отстучите ритм по схеме, проговаривая слоги того или иного имени. Стук или хлопок должны совпадать с ритмом имени. Отгадали, молодцы! А можно ли различить по ритму имена, имеющие два слога, например Та-ня, Е-гор? Ведь количество слогов и хлопков будет в них одинаковым! Здесь все дело в ударных и безударных слогах. Найдите на схеме, где зашифровано имя Таня, а где — Егор. Теперь выберите себе карандаш любого цвета, нарисуйте такие же схемы и подпишите: Таня, Егор.

Вариант 2. А сейчас поиграем иначе. Произнесите свое имя, определите в нем число слогов, число хлопков, какой хлопок будет сильнее (а это тот, который придется на ударный слог), нарисуйте схему и подпишите свое имя.

Вариант 3. Поиграем еще вот так. Вы видите в одном столбце ряд имен, в другом — схемы ритмов этих имен. Надо нарисовать карандашом стрелки, соединяющие нужное имя со схемой его ритма.
«Давайте познакомимся»

Цель: научить ребенка понимать и слышать рифму, ритм слов, подбирать и самостоятельно придумывать рифмы к словам.

Ход игры: воспитатель вносит игрушку — Петрушку из кукольного театра и обыгрывает ее появление:

Здравствуйте, детишки, девчонки, мальчишки: маленькие и большие, пухленькие и худые, — все сейчас я видеть рад, вашу группу, детский сад. Я — веселая игрушка, а зовут меня Петрушка!

А вас как зовут? Ой, не слышу, ну-ка громко, все вместе! Ой, тем более не слышу, вернее, не понимаю. Давайте по очереди будем знакомиться: я буду представляться вам, а потом вы мне. Только к имени своему надо еще какое-нибудь словечко придумать, а это будут две Иры, как же я их отличать буду? Ко всем детям по очереди подойду, только вы друг друга тоже внимательно слушайте, но не повторяйтесь.

Петрушка — игрушка! А ты кто? Не стесняйся, если что, мы с ребятами поможем тебе.

Маринка-мандаринка! — Молодец! Петрушка — игрушка! А ты кто?

Ваня...

Давай скажем: Ванюша —....— Ну придумай дальше сам.

Ванюшка — хлопушка! — Молодец!

Ванюшка-игрушка! А ты кто?

Лариска-сосиска! И т.д.

Молодцы ребята, а теперь научите меня как прохлопать мое имя, а то я не умею (дети показывают на примере своих имен).
«Найди друга»

Цель: учить детей понимать и слышать рифму, ритм слов, самостоятельно придумывать рифмы к словам; учить перемещаться и ориентироваться в пространстве.


Ход игры: дети собираются в большой круг. Воспитатель предлагает каждому ребенку назвать свое имя, придумав к нему рифму. Следующий за ним ребенок в кругу повторяет имена предыдущих детей и добавляет свое имя и т.д.

Теперь, когда все представились, выделите в своем имени первую букву, у кого какая. У кого-то поется и тянется — это гласная, а у кого-то наоборот. Сейчас вам предстоит найти друга, послушайте внимательно, как это нужно сделать.

Разойдитесь по группе и начинайте перемещаться по ней как хотите и в каком хотите темпе, при этом надо все время произносить первую букву своего имени: например, Л-Л-Л-Л (Лариса), или А-А-А-А (Алиса, Аня и т.п.). Произнося свою букву, необходимо прислушиваться к тем буквам, которые произносят другие дети. Когда вы услышите такую же букву, приближайтесь — это ваш друг. Так и получится компания друзей, у которых все имена начинаются с одной буквы.

Раз, два, три — начни!

После перемещений дети образуют подгруппы.

Примечание. Если ребенок имеет имя на букву, которая не повторяется в группе, то его партнером становится педагог или игрушка с вымышленным именем на ту же букву.

Друга (или друзей) вы себе отыскали, получилась у вас команда. Давайте мы поприветствуем друг друга. Для этого каждая команда придумает приветствие из слов, например «Хип-хоп», «Здравствуй!» и т.п., или из ритмического рисунка, который исполняется с помощью хлопков, притопов. Например: хлоп-хлоп-хлоп (хлопает); топ-топ-топ (топает).

Кто готов поприветствовать свою команду?

Чье приветствие больше понравилось?

Давайте вместе повторим его.

Молодцы! Дружные и веселые ребята в нашей группе!
«Подскажи слово»

Цель: учить детей различать рифму, самостоятельно придумывать рифмы к словам.

Ход игры: воспитатель показывает детям «чудесный мешочек», в который спрятались «слова-карточки»:

- Ребята, я буду слово называть, вам нужно рифму подобрать — слово подходящее, почти так же звучащее. Только друг друга не перебивайте, если что не так — друг другу помогайте!

Педагог вытаскивает слова из «чудесного мешочка», называет их, а дети придумывают рифму. Например (простой вариант):

Печка — свечка. Галка — палка — скакалка. Лесенка — песенка. Картинка — корзинка и т. п.

Усложненный вариант:

Лег Петрушка на ... (подушку),

Утром встал и съел ... (ватрушку, лягушку и т.п.).

У Петрушки есть ... (игрушки, подружки),

И они все ... (хохотушки, веселушки, попрыгушки) и т.п.

Подбери пару рифмующихся слов {усложнение):



снежок, плот, рост мост, лужок, флот;

песок, гладко, картина, сладко, машина, лесок.
«Иностранцы»

Цель: придумывать рифмованные слова, слышать ритм коротких рифмовок.

Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть, повеселиться.

- Представьте, что все мы иностранцы. Каждый из нас приехал из своей страны и хочет поговорить с друзьями. Только договоримся выслушивать друг друга не перебивая. И еще все иностранцы должны говорить очень складно, в рифму, а слова можете придумать какие захотите. Я могу первой начать: азин, двазин, тризин, лизин или ома, пома, раскатома.

А теперь ваша очередь, господа иностранцы, прибывшие к нам из разных стран.

Примечание. Игра будет проходить на высоком эмоциональном уровне, если дети почувствуют себя уверенно и свободно.
«Солнышко встало»

Цель: познакомить детей с понятием «интонация» учить находить варианты произношения.

Ход игры: — Ребята, одну и ту же фразу можно произносить по-разному. Давайте отыщем как можно больше вариантов произнесения фразы «Солнышко встало». Попробуем сказать «Солнышко встало» радостно и грустно, сердито, ласково, вопросительно или утверждая. А теперь по очереди, не перебивая друг друга, начнем.

- Знаете, как мы это делаем? С помощью интонации! Интонация — это манера произнесения слова или звука, в которой отражены какие-то определенные чувства. Давайте еще попробуем, и тогда каждый получит в награду по «солнышку» (предварительно изготовленному из цветного картона). Все произносили по-разному, и солнышко у каждого получилось свое, особенное. Выберите цветной карандаш и нарисуйте своему солнышку глаза и ротик.

Усложнение игры. Когда варианты интонаций исчерпаны, переходим к пропеванию данной фразы разными «голосами». Например, предложите спеть эту фразу голосом медведя, лисы, птички, зайчика и т.д.

Предложите детям прохлопать фразу, придумать к ней рифму.
«Про Егора»

(модифицированный вариант игры Е. И. Юдиной)

Цель: учить ребенка понимать и слышать ритм слов, находить выразительные речевые интонации, пользоваться логическим ударением.

Ход игры: воспитатель рассказывает детям историю о том, что жил-был некий монтер по имени Егор, чинил неисправности в моторах. Казалось бы, все ясно: монтер Егор чинит мотор. Но эту фразу можно прочитать по-разному. Например, можно выразить голосом, что чинит Егор — это слово «мотор», станет сразу ясно, что чинит он мотор (а не велосипед): монтер чинит мотор.


- А теперь, продолжает воспитатель, выделим слово «чинил», тем самым выясним, что делал Егор: монтер Егор чинит мотор (а не красит). Если мы выделим слово Егор, мы уточним, какой именно монтер чинил мотор, т.е. как его звали: монтер Егор чинит мотор (а не Иван и не Василий). Наконец выделим голосом слово монтер, станет ясно, кто чинил, какая профессия у этого человека: Монтер Егор чинит мотор (а не повар и не библиотекарь). Очень интересно, что во всех остальных случаях фраза одна и та же, а смысл каждый раз уточняется. Такое выделение отдельных слов называется логическим ударением. Без него невозможна выразительная речь и выразительное пение!

Давайте расставим логические ударения в следующих фразах:

Старая метла чисто мела.

Бабушка Людмила киселек сварила.

Дедушка Егор разрезал помидор.
«Тишина»

Цель: учить детей озвучивать стихотворные строки с помощью жестов, чувствовать ритм стихотворения.

Ход игры: педагог показывает детям картинку, на которой изображена спящая девочка, и обещает рассказать о ней, если они согласны помогать ему с помощью жестов. Дети свободно располагаются в группе.

Педагог. Вокруг тишина:

(Дети. Прижимают палец к губам.)

Тс-тс-тс! Маша спит одна.

(Показывают, как спит Маша.)

Очень тихо. Только где-то

(Прислоняют палец к губам.)

Шуршунчики шуршат: Шур-Шур-Шур

(Трут ладошкой о ладошку.)

Шуршунчики шуршат.

Очень тихо. Только где-то

Топтунчики стоят:

(Встают.)

Топ-топ-топ —

(Топают на месте.)

Топтунчики стоят.

(Останавливаются.)

Вокруг тишина...

Маша спит одна.

Очень тихо. Только где-то

Щелкунчики трещат:

(Щелкают пальцами.)

Щелк-щелк-щелк —

Щелкунчики трещат.

По аналогии дети вместе с педагогом добавляют и озвучивают свои варианты, например:

Педагог. Очень тихо.

Только где-то

Стукунчики стучат:

(Дети. Стучат кулачком о кулачок.)

Стук-стук-стук — Стукунчики стучат.

Очень тихо. Только где-то

Пыхтюнчики пыхтят:

(Ударяют ладонями по коленям.)

Пых-пых-пых — Пыхтюнчики пыхтят.

Очень тихо. Только где-то Чихунчики чихают

(хлопают в ладоши).

Ап-чхи, ап-чхи, Чихунчики чихают...

По аналогии дети придумывают: кашлюнчики, прыгунчики и т.д.

Педагог. Очень тихо. Только где-то

Ребятки кричат.

(Д е т и. А-а-а...)

Маша встрепенулась,

Вздохнула и проснулась.

Ничего не поняла, потянулась,

Спать легла.
«Музыкальный ежик»

(модифицированный вариант игр Е. И. Юдиной)


Цель: воспроизведение ребенком ритмического рисунка с помощью хлопков или детских музыкальных инструментов (барабан, бубен).

Ход игры

Воспитатель. Не приходилось ли вам встречать музыкальных ежиков? Например, таких, которые играют на барабане? А вот молдавскому поэту Георгию Виеру приходилось! Послушайте, как он изобразил такого ежика (читает стихотворение):

С барабаном ходит ежик.

Бум-бум-бум!

Целый день играет ежик:

Бум-бум-бум!

С барабаном за плечами...

Бум-бум-бум!

Ежик в сад забрел случайно.

Бум-бум-бум!

Очень яблоки любил он.

Бум-бум-бум!

Барабан в саду забыл он.

Бум-бум-бум!

Ночью яблоки срывались:

Бум-бум-бум!

И об землю ударялись:

Бум-бум-бум!

Ой, как зайчики струхнули!

Бум-бум-бум!

Глаз до зорьки не сомкнули!

Бум-бум-бум!

Забавное стихотворение, не правда ли? Сейчас мы устроим интересную игру. Какие слова все время повторяются в стихах? Сколько ударов барабана изображают эти слова? Попробуем сопровождать это стихотворение хлопками. Делать мы это должны одновременно, ведь у ежика был всего один барабан. Сейчас мы достанем игрушечные барабаны и на слова «бум-бум-бум» будем исполнять три удара двумя палочками — правой, левой, правой, вот так. (Дети под чтение педагогом стихотворения выполняют соответствующие движения.)

А теперь поиграем по-другому. Отметьте в стихах место, где «ночью яблоки срывались» — как это можно озвучить, иначе ведь, когда яблоки падают, их звук не похож на удар барабана? (Дети предлагают озвучить падение яблок мягкими хлопками; бубном и т.п. Игра повторяется с музыкальным оформлением.)

- Молодцы! А теперь посмотрим на этого ежика (показывает картинку или игрушку).

Игра «Мишка»

Цель: озвучивание ребенком стихотворных строк.

Ход игры: воспитатель предлагает детям помочь медвежонку добраться до дома, а чтобы ему было веселее шагать, нужно сделать этот путь звучащим.

Воспитатель.

Шлепал мишка по дорожке:

Шлеп-шлеп-шлеп!

И захлопал он в ладошки:

Хлоп-хлоп-хлоп!

А потом, а потом,

Побежал скорей бегом:

Пом-пом-пом-пом-пом-пом-пом!

Он по кочкам Топ-топ-топ!

Добежал до дому — Стоп!

(Дети стоя выполняют соответствующие движения.)

Или:

Мишка весело шагал:

Топ! Топ! Топ! Топ!

А потом он побежал:

Топы-топ, топы-топ!

Вдруг споткнулся и упал: Бух!

Отряхнулся и сказал: Ух!

Сделал шаг и: Ой! Ой! Ой!

И ворча заковылял Домой.
«Дождик»

Цель: