Файл: Контрольная работа по дисциплине Дошкольная педагогика в рамках курсов по профессиональной программе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 45

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


5 этап — игровой этап — «ритм-слово-жест-декодирование-воспроизведение-1-воспроизведение-2», на котором ребенок придумывает, подбирает и выполняет движения в соответствии с ритмом и характером музыки, выделяя сильную долю. Педагог предлагает детям одну из последовательных цепочек воссоздания ритма в движении, ориентируясь на индивидуальные возможности и способности детей, их интересы. Рекомендуемые игры: «Охотники», «Погуляем», «Я иду к тебе».

6 этап — игровой этап — «ритм-слово-жест-декодирование-воспроизведение-1-воспроизведение-2-импровизация», на котором развивается самостоятельная исполнительская деятельность дошкольника, творческая активность. Это заключительный этап, который связан с творческим самовыражением ребенка в исполнительской деятельности, музыкальной импровизации.

  1. Педагогическая технология развития певческих умений дошкольников посредством музыкально-дидактических игр и упражнений

Цель: развитие общих и специальных певческих умений детей старшего дошкольного возраста.

Этапы технологии:

1 этап — знакомство детей с музыкально-дидактическими играми и дальнейшее развитие музыкально-слуховых представлений с их помощью.

2 этап — знакомство детей с игровыми певческими упражнениями и дальнейшее развитие певческих умений с их помощью.

3 этап — создание непринужденной обстановки на музыкальных занятиях, в которой ребенок чувствует себя комфортно, раскрепощенно.

Данная технология может быть реализована как музыкальным педагогом, во время занятий, так и воспитателем в свободной деятельности в контексте решаемых им задач. Развитие музыкально-слуховых представлений (звуковысотный, тембровый и ритмический слух) возможно в ходе интересных игровых действий с музыкально-дидактическими играми, которые основаны на определенных практических действиях (показать, найти, сыграть, составить, вложить). Рекомендуемые музыкально-дидактические игры (см. приложение):

  • для развития ритмического слуха: «Веселые матрешки», «Определи по ритму», «Прогулка»;

  • для развития звуковысотного слуха: «Три поросенка», «Ступеньки»;

  • для развития тембрового слуха: «Догадайся, кто поет?», «Слушаем внимательно».

Перед разучиванием песен воспитатель на предварительном этапе занятия также работает над развитием общих исполнительских умений дошкольников — художественно-эмоциональным восприятием музыкального образа предлагаемых песен, пониманием (декодированием) этих образов, деятельностным выражением эмоционального отношения к ним, интерпретацией и созданием музыкальных образов песен в разных видах музыкальной деятельности.


Таким образом, при эффективной организации детской исполнительской деятельности на занятиях под руководством педагога ребенок овладевает всеми видами исполнительства: приобретает певческие, музыкально-ритмические навыки и умения, учится играть на музыкальных инструментах. Это позволяет заинтересовать детей музыкой, обучить их самостоятельным способам действий, умениям и навыкам, которые они будут применять в жизни.
Заключение

Музыка сопровождает пребывание ребёнка в детском саду ежедневно. От пропевания первых потешек в младшей группе до исполнения музыкальных номеров на праздниках и конкурсах в подготовительной – педагогами организована огромная работа по музыкальному развитию, обучению. Для каждого из видов музыкальной деятельности, будь то восприятие, исполнительство, творчество или музыкально-образовательная деятельность, разрабатываются разнообразные технологии и методики, направленные на развитие детей как в духовном, культурном, личностном плане, так и в физическом. В настоящей работе были проанализированы особенности исполнительской деятельности детей дошкольного возраста, рассмотрены вариативные технологии организации исполнительской музыкальной деятельности детей дошкольного возраста, предложенные А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунской. На основе изученного материала можно сформулировать следующие рекомендации педагогам дошкольных учреждений по развитию общих исполнительских умений детей:

1. Побуждать активный интерес к музыке, развивать правильное ее восприятие, формировать чувства и представления детей, стимулировать их нравственно - эстетичекие переживания, способность к эмоциональной отзывчивости.

2. Побуждать к самостоятельным действиям: высказывать свои впечатления о музыке (исполнять без помощи взрослых) знакомые песни, применять их в самостоятельной деятельности.

3. Воспитывать музыкальный вкус детей, оценочное отношение к прослушанным произведениям, к собственному исполнению песен, танцев, хороводов и т.д.

4. Развивать у детей чувство уверенности в себе.

5. Развивать коммуникативные функции речи у детей.

6. Формировать у детей чувство коллективизма и ответственности.

Следует всегда помнить о том, что период дошкольного детства характеризуется интенсивным развитием музыкальных способностей. Приоритетной задачей педагогов дошкольного учреждения является поддержка творческой инициативы, предоставление ребенку возможности самореализации в любом виде музыкальной деятельности.


Литература


  1. Гогоберидзе, А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. – Москва: Издательский центр «Академия», 2005. – 320 с.

  2. Зацепина, М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации / М. Б. Зацепина. – Москва: Мозаика-Синтез, 2006 – 96 с.

  3. Зимина, А. Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста / А. Н. Зимина – Москва: ТЦ Сфера, 2010. – 320 с.

  4. Маврин, А. С. Новые парадигмы развития образования в современной России // ОНВ. 2008. №3 (67). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novye-paradigmy-razvitiya-obrazovaniya-v-sovremennoy-rossii (дата обращения: 22.02.2020).

  5. Рокитянская, Т. А. Воспитание звуком. Музыкальные занятия от 3 до 9 лет / Т. А. Рокитянская. – Москва: Национальное образование, 2019. – 176 c.

  6. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – Москва: Изд-во "Центр педагогического образования", 2014. - 96с.

Приложение

«Певцы и танцоры». 

Цель: способствовать осознанию детьми особенностей влияния темпа, ритма и тональности музыкального произведения на его эмоциональное содержание, развивать умение выражать это содержание через танец, пантомиму, мимику.

Материал: упражнение проводится на базе хорошо знакомых детям современных песен популярных исполнителей. Используются отрывки четырех различных по характеру произведений: быстрая мажорная ритмичная песня; быстрая минорная песня с меняющимся ритмом; медленная минорная песня с устойчивым ритмом; медленная мажорная песня с меняющимся ритмом.

Ход игры: дети делятся на две группы (по 3 — 4 человека в каждой): одна группа — певцы, другая — танцоры. Группы размещаются одна напротив другой на расстоянии нескольких метров. Поочередно звучат четыре отрывка из популярных песен (продолжительность отрывков до полутора мин; продолжительность пауз между отрывками 5—7 с). Задача одной группы — изображать певцов, стоящих на сцене, используя характерную мимику, жестикуляцию, позы, ритмичные движения. Задача другой группы — изображать танцоров, выражая характер движений в соответствии , с особенностями музыкального произведения. Затем группы меняются ролями.

Примерный перечень песен: песни А. Пугачевой («Позови меня с собой», «Если бы не я»), Л. Агутина («Граница»), А. Губина («Такие девушки, как звезды»), группы «Иванушки Интернешнл» («Такое кино»), Валерии («Часики», «Черно-белый цвет»), группы «Корни» («Ты узнаешь ее», «С днем рождения, Вика») и др.

«Угадай, кто я»

Цель: развивать умение определять характер музыкального произведения и раскрывать его через воображаемого персонажа, ситуацию.

Материал: используется 2 — 3 отрывка песен из мультфильмов или детских художественных фильмов (голоса персонажей должны быть узнаваемы).

Ход игры: детям предлагается прослушать отрывок, а потом рассказать, кто поет эту песенку, как его зовут, что он делает в фильме и т.д.

Примерный перечень песен: песни из мультфильмов «Голубой щенок», «Бременские музыканты», «Домовенок Кузя», «Летучий корабль», из кинофильмов «Приключения Электроника», «Буратино», «Приключения Петрова и Васечкина» и др.
«Хоровод»

Цель: сформировать у детей представление о многообразии русской народной музыки, о ее характерных особенностях; развивать умение реагировать на изменение темпа, ритма и эмоциональной окраски музыкального произведения.

Материал: 5 — 6 отрывков (продолжительность каждого отрывка 1 — 1,5 мин) различных по характеру русских народных песен (отрывки должны следовать подряд, по возможности без пауз).

Ход игры: дети встают в хоровод, звучит первый отрывок, и они начинают двигаться под музыку в одном направлении. Как только один отрывок сменяется другим, дети меняют направление, а также скорость и манеру движения в соответствии с характером музыкального фрагмента.

Примерный перечень песен: русские народные песни «Перепелочка», «Во поле береза стояла», «Во саду ли, в огороде», а также частушки, калядки и т.д.
«Нарисуй музыку»

Цель: развивать умение понимать эмоциональное содержание музыкального произведения, творчески переосмысливать его и воплощать в рисунке.

Материал: используется одна продолжительная лирическая композиция (не менее 5 мин) желательно в оркестровой обработке; необходимые для рисования принадлежности.

Ход игры: детям предлагается рисовать под музыку то, что они слышат, а затем рассказать, что они изобразили.

Примерный перечень композиций: авторские лирические композиции Эннио Морриконе, Фрэнсиса Гойи, Жана Мишеля Жарра, Поля Мориа.
«Снежинки»

Цель: обогатить начальные представления детей о классической музыке, ее своеобразии; развивать умение понимать эмоциональное содержание классического произведения, творчески переосмысливать его и воплощать в движении (в танце, пантомиме).


Материал: 4 — 5 различных по характеру отрывков классических музыкальных произведений (продолжительность предъявления каждого отрывка 2 — 3 мин).

Ход игры: дети встают в произвольном порядке так, чтобы не мешать друг другу. Звучит первый отрывок (например, «Февраль» из сб. «Времена года» П. И. Чайковского). Педагог предлагает детям представить, что сейчас зима, февраль, а сами они — маленькие пушистые снежинки, подхваченные вьюгой и танцующие в свете фонаря: «Как они танцуют? Покажите». Дети кружатся под музыку, изображая снежинок. Затем звучит следующий отрывок (например, «Июнь» из сб. «Времена года» П. И. Чайковского) и дети должны представить себе, что они бабочки, порхающие с цветка на цветок в лучах теплого летнего солнышка (можно превратиться в цветочки, капельки дождя, тополиные пушинки, в солнечных зайчиков и т.д.). Когда звучит следующий отрывок, каждому из ребят предлагается самому выбрать, кого он хочет изобразить, и попытаться двигаться под музыку в соответствии со своим образом.

Примерный перечень произведений: желательно начинать с классических произведений наиболее доступных детскому восприятию, например, произведения П. И. Чайковского (цикл «Времена года», отрывки из балета «Щелкунчик» и «Лебединое озеро») и др.
«Имена и ритм»

Цель: учить детей определять наличие ударения в словах, передавать его с помощью сильных и слабых хлопков.

Ход игры

Вариант 1. Давайте поиграем! Хотите услышать свое имя? Нет, не как обычно вас зовут мама или папа, а по-другому. Это очень интересно, надо только постараться услышать имя и помочь ему по-новому зазвучать с помощью ваших ладошек. Но одно правило: давайте будем учиться это делать сначала вместе, а потом по очереди, не перебивая друг друга.

Итак, сколько слогов в имени Петр? Если слоги заменим хлопками, то сколько хлопков придется на имя Петр? Конечно, один. Давайте вместе скажем: «Петр!» А как звучит имя Таня? Сколько слогов? Сколько хлопков надо сделать? Верно, два. Какой слог в имени Таня ударный? Пропойте имя и сразу догадаетесь, потому что ударный слог всегда будет более протяжным. Разумеется, ударный слог — первый. Какой же хлопок должен быть сильнее, если первый слог ударный? Первый хлопок соответствует ударному слогу и поэтому должен быть сильнее, чем второй.

Давайте заменим хлопки в записи-схеме вот такими значками-черточками: | |. Ударный хлопок будем подчеркивать снизу 1. Тогда слово Таня будет выглядеть так:

1 | Та-ня