Файл: Реферат по дисциплине Административно правовые основы деятельности таможенных органов.docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Омский государственный технический университет»
Факультет (институт) | Заочного обучения |
| |
Кафедра | «Государственное, муниципальное управление и таможенное дело» |
| |
РЕФЕРАТ
по дисциплине | «Административно правовые основы деятельности таможенных органов» |
| |
на тему | «Отграничение административных правонарушений от преступлений и дисциплинарных проступков» |
| | | Студентки | Сапрыгиной Яны Вячеславовны | |||||
| | | | фамилия, имя, отчество полностью | |||||
| | | Курс | 4 | | Группа | ЗТД-192 | | |
| | | Руководитель | ст. преподаватель | |||||
| | | | ученая степень, звание | |||||
| | | Молчанов Константин Васильевич | ||||||
| | | ФИО | ||||||
| | | |
Омск 2023
Содержание
Введение …………………………………………………………….……….……....3
1. Понятие административного правонарушения …….…………………………...4
2. Отграничение административного правонарушения от преступления и дисциплинарного проступка ………………………………………………………10
Заключение………………………………………………………………….………16
Cписок использованных источников……………………………………………...18
Введение
Отрицательное отношение к требованиям законов является источником правонарушений. Правонарушение – это безразличное отношение к законам, невыполнение их требований, полное отрицание законов как регуляторов общественных отношений.
Воспитание предполагает как убеждение, так и принуждение в случаях, когда субъект уклоняется от соблюдения норм права, совершая противоречащие закону неправомерные действия – правонарушения.
Таким образом, вопрос о правонарушениях и мерах ответственности за них является сегодня немаловажным для теории права. Данная проблема имеет не узкоотраслевой, а наоборот межотраслевой характер. Поэтому, думается, актуальность выбранной нами для исследования темы очевидна.
Сегодня, в период становления свободных рыночных отношений и революционных изменений в политической жизни нашего государства правовая сфера претерпела коренные изменения. Появились новые виды правовых связей, а также новые формы неправомерного поведения, требующие адекватной оценки и применения соответствующих мер ответственности. Вопросы неправомерного поведения, в том числе в административном праве и возможного применения мер административного принуждения требуют всестороннего осмысления и детального изучения, с целью их адаптации к современным условиям изменившейся общественной жизни.
Целью работы является изучение отграничения административных правонарушений от преступлений и дисциплинарных проступков.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
– рассмотреть понятие административного правонарушения;
– изучить отграничение административного правонарушения от преступления и дисциплинарного проступка.
-
Понятие административного правонарушения
Понятие административного проступка законодательно было впервые введено в 1980 г. в Основах законодательства союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях. Ст.7 Основ, в ст.10 КоАП: «административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, социалистическую собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность», это определение существует до сих пор.
Административная ответственность за правонарушения, предусмотренные настоящим Кодексом, наступает в том случае, если они по своему характеру не влекут за собой уголовной ответственность (ст.10 КоАП), эта норма необходима для разграничения предмета административного и уголовного права [1].
Сегодня понятие административного проступка могло бы звучать так, административный проступок — это общественно вредное, противоправное, виновное деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.
Признаки административного правонарушения:
– Деяние (действие или бездействие) — административное законодательство России признает правонарушением только конкретное поведение человека, а не мысли и убеждения человека. Этот признак имеет существенное значение, из него вытекает вывод о том, что нельзя привлекать к административной ответственность за мысли, убеждения. В этом проявляется гуманизм законодательства «никто не может быть заключен в тюрьму, либо лишен своей собственности, либо другого права на основании морального характера и т.п.» Действие — это активное поведение человека направленное на достижение определенной цели (мелкая спекуляция, напр.). Действие, это фактический признак административного правонарушения, но он не всегда является признаком административного правонарушения, так как действия делятся на правомерные, неправомерные, нейтральные. Это деление действия условно, совершено одни и те же действия могут быть в одной ситуации нейтральными, а в другой ситуации уже неправомерными (напр., распитие спиртных напитков). К правомерным действиям можно отнести действия направленные на исполнение собственных обязанностей, исполнение закона (напр., применение приемов самбо милиционерами при задержании очередного правонарушителя). Бездействие — это невыполнение своих обязанностей или неприменение своих прав, которые лицо обязано применять по роду своей деятельности [7, 168 c.].
– Противоправность деяния — проступком признается только такое деяние, которое запрещено административным законодательством. Правонарушение происходит всегда с нарушением норм законодательства. Противоправность может выражаться не только в нарушении, но также и в неисполнении нормы права. Иначе говоря, административное правонарушение может выражаться не только в действии, но и бездействии.
– Виновно совершенное — это психическое отношение лица к совершенному деянию. Заметим, что одни административные проступки совершаются только умышленно (мелкое хищение), другие могут совершаться по неосторожности.
– Деяние, за которое виновный может быть подвергнут административному взысканию — только то деяние может быть признано правонарушением, за которое в законодательстве установлено административное взыскание. Для квалификации конкретного деяния как административного проступка необходимо не только установить, что оно противоречит закону, или иному нормативному акту, но и наличие нормы, которая бы предусматривала бы определенный вид и форму взыскания.
Дополнительные признаки:
– Место, время совершения административного правонарушения — они являются обязательным признаком, т.к. иначе никак нельзя, хотя в законодательстве этот признак не указан. Нет ни одной монографии по таким признакам.
– Признак общественной опасности — законодатель его не указал, т.к. это довольно дискуссионная тема. Это чисто оценочное понятие, которое не поддается количественной и качественной оценке. Трудно согласиться, что в некоторых случаях административное правонарушение несет общественную опасность. Например, такие правонарушения, как торговля бабушек плодами своего огорода не несет общественной опасности, а вот управление авто в нетрезвом состоянии опасность уже несет. Для отграничения административных правонарушений несущих общественную опасность, и не имеющих таковой, надо определить общественную опасность, она включает в себя, по законам логики, и вред моральный, и вред физический. Общественная опасность — это посягательство на условия существования. Одни проступки обладают общественной опасностью (понятие шире) и общественной вредностью (большинство проступков).
– Состав административного проступка — закрепленная правом система признаков правонарушения, для него характерна органичность и полнота. Органичность состоит в том, что отсутствие хотя бы одного из признаков, означает отсутствие состава в целом. Состав полная, закрытая система, поэтому какие-либо иные не установленные законом признаки не могут быть в него включены. Вышеуказанные признаки являются конструктивными, а все остальные имеют вспомогательное значение (напр., отягчающие), и юридического значения не имеют.
– Различают общие (свойственны всем составам) признаки — это наличие вины, вменяемости правонарушителя, достижение 16-ти лет. И специфические (свойственные отдельным группам правонарушений) — могут касаться объекта посягательства (собственность) или касаться субъекта проступка (должностное лицо, водитель авто), также объективный и субъективный признак [2, 163 c.].
Статьи, устанавливающие административную ответственность за определенные деяния, называют отдельные признаки правонарушений, общие указываются в общей части. Чтобы раскрыть все признаки состава кроме акта, устанавливающего административную ответственность, необходимо проанализировать статьи, закрепляющие общие признаки, а в некоторых случаях и специфические. Состав — это совокупность объективных и субъективных признаков, которые объединятся в определенные группы. Признаки — это те черты, которые помогают отличить один предмет от другого. Элемент это уже конкретные предметы.
Элементы административного проступка:
– Объект административного проступка — интересы охраняемые актами административного права. Это отдельная группа общественных отношений, составляющая их определенную область, урегулированную и охраняемую нормам административного права. В административном праве долгое время не выделялся видовой объект. Видовой объект — это общественные отношения одного вида, которые являются частью родовых и включают в себя наиболее родственные отношения. Выделение видового объекта имеет практическую значимость [9, 204 c.]. Это необходимо для классификации правонарушений, позволяет сконцентрировать внимание на их конкретных особенностях. Непосредственный объект — конкретные общественные отношения, на которые посягает правонарушение, именно в целях их охраны законодатель издаёт соответствующие административно-правовые нормы. Непосредственный объект иногда совпадает с предметом правонарушения. На основе указанных понятий объект делится на:
– Общий.
– Родовой.
– Видовой.
– Непосредственный.
Деяние, последствие совершенного деяния, причинная связь между деянием и ущербом, место и время, орудие и средства совершение проступка, другая сторона деяния — все они носят самовольный характер действия, поэтому они «собраны» в объективной стороны административного проступка. В литературе при анализе объективной стороны, деянию не уделяется достаточно внимания. Хотя это то ядро, вокруг которого формируются остальные признаки правонарушения. Нередко в норме права, описывающей проступок, учитываются место и время, средства. Под временем совершения проступка понимается определенный промежуток времени, момент, или период суток или года, в который совершено действие или событие. Место совершения проступка — это пространство, на котором произошло, происходило, произойдет правонарушение, место может быть произвольным. В теории уголовного права и административного права, время, место и способ относят к факультативным признакам [3, 119 c.].