Файл: Прибыль и рентабельность производственной организации, на пример реально существующей организации (Понятие прибыли и рентабельности предприятия, технология их анализа).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 144
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие прибыли и рентабельности предприятия, технология их анализа
1.1 Прибыль как экономическая категория, ее основные функции и виды
1.2 Показатели рентабельности, их аналитическое значение и роль в деятельности предприятия
Глава 2. Анализ прибыли и рентабельности ОАО «Спасский кожевенный завод»
2.1 Анализ формирования прибыли ОАО «Спасский кожевенный завод»
Из таблицы видно, что в 2016 г. прибыль до налогообложения увеличилась, а в 2017 г., напротив сократилась на 46 тыс. руб. по сравнению с предыдущим отчетным периодом. Снижение прибыли до налогообложения было вызвано прежде всего замедлением темпов роста прибыли от продаж, которые в 2017 г. по сравнению с 2016 гг. сократились на 40,98 процентных пункта. Негативное влияние на абсолютное значение прибыли до налогообложения оказал рост убытка от прочей деятельности, который в 2016 г. увеличился на 43,81 %, а в 2017 г. – еще на 5,03%. Выявленная динамика прибыли до налогообложения требует более детального анализа основных ее составляющих.
Анализ прибыли от продаж ОАО «Спасский кожевенный завод» выполнен в таблице 4
Таблица 4
Анализ прибыли от продаж ОАО «Спасский кожевенный завод»
Показатель |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
Отклонение суммы, тыс. руб. |
Отклонение доли, п.п |
|||||
Сумма, тыс. руб. |
Доля, % |
Сумма, тыс. руб. |
Доля, % |
Сумма, тыс. руб. |
Доля, % |
2016 - 2015 |
2017 - 2016 |
2016 - 2015 |
2017 - 2016 |
|
Выручка |
225237 |
100 |
363389 |
100 |
350585 |
100 |
138152 |
-12804 |
- |
- |
Себ-ть продаж |
220056 |
97,70 |
355436 |
97,81 |
341636 |
97,44 |
135380 |
-13800 |
0,11 |
-0,37 |
Коммерч. Расходы |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Управлен. Расходы |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Прибыль от продаж |
5181 |
2,3 |
7953 |
2,19 |
8949 |
2,56 |
2772 |
996 |
-0,11 |
0,37 |
Из данной таблицы видно, что на протяжении трех исследуемых лет предприятие получало положительный финансовый результат от своей основной деятельности. В 2016 г. прибыль от продаж увеличилась на 2772 тыс. руб. по сравнению с показателем предыдущего года. В 2017 г. по сравнению с результатами предыдущего года прибыль от продаж увеличилась на 996 тыс. руб. Формирование прибыли от продаж происходило под влиянием изменений выручки и себестоимости продаж. Выручка от продаж ОАО «Спасский кожевенный завод» в 2016 г. увеличилась на 138152 тыс. руб., что положительно повлияло на величину прибыли от продаж. В 2017 г. выручка предприятия, напротив сократилась на 12804 тыс. руб., что привело к замедлению темпов роста прибыли от продаж. Что касается себестоимости продаж, то в 2016 г. она увеличилась на 135380 тыс. руб., а в 2017 г., напротив сократилась на 13800 тыс. руб. Снижение себестоимости продаж в свою очередь способствовало росту доли прибыли от продаж в выручке на 0,37 процентных пункта. Из таблицы также видно, что коммерческие и управленческие расходы предприятия не выделяются отдельной строкой. Это объясняется тем, что предприятие использует вариант подсчета себестоимости, при котором управленческие и коммерческие расходы также распределяются на стоимость выпускаемой продукции.
В целом же представленные в таблице 5 данные указывают на то, что ОАО «Спасский кожевенный завод» было способно сформировать выручку, достаточную для покрытия затрат и расходов на производство и реализацию продукции и формирование прибыли от продаж.
Для более детального анализа факторов, повлиявших на величину прибыли от продаж, проведем более детальный анализ выручки и себестоимости продукции ОАО «Спасский кожевенный завод». Анализ выручки предприятия по типам операционной деятельности проведен в таблице 5
Таблица 5
Анализ выручки ОАО «Спасский кожевенный завод» по типам операционной деятельности
Показатель |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
Отклонение суммы, тыс. руб. |
Отклонение доли, п.п |
|||||
Сумма, тыс. руб. |
Доля, % |
Сумма, тыс. руб. |
Доля, % |
Сумма, тыс. руб. |
Доля, % |
2016 - 2015 |
2017 - 2016 |
2016 - 2015 |
2017 - 2016 |
|
Реализация продукции |
204222 |
90,67 |
328903 |
90,51 |
279697 |
79,78 |
124681 |
-31206 |
-0,16 |
-10,73 |
Продажа товаров |
3536 |
1,57 |
5887 |
1,62 |
52518 |
14,98 |
2351 |
46631 |
0,05 |
13,36 |
Оказание услуг |
17479 |
7,76 |
28599 |
7,87 |
18370 |
5,24 |
11120 |
-10229 |
0,11 |
-2,63 |
Выручка всего |
225237 |
100 |
363389 |
100 |
350585 |
100 |
138152 |
-12804 |
- |
- |
Из представленных в таблице 5 данных следует, что операционная деятельность ОАО «Спасский кожевенный завод» многосторонне диверсифицирована и включает три основных направления: выпуск продукции, продажа товаров и оказание услуг по переработке давальческого кож. сырья. В составе типов операционной деятельности в качестве главного вида четко выделяется производство, доля которого доминирует, но при этом сокращается в 2017 г. более чем на 10 процентных пункта по сравнению с предыдущими отчетными периодами. Также наблюдается снижение абсолютной величины выручки от реализации продукции. Под влиянием данного фактора прибыли от продаж сократилась на 31206 тыс. руб.
В динамике наблюдается изменение структуры выручки. В частности изучение эволюции ее составных компонентов показывает рост доходов от продажи товаров в 9 раз по сравнению с показателем 2016 г. и увеличение доли этого вида деятельности с 1,57% в 2015 г. до 14,98 в 2017 г. Сокращение выручки наблюдается по такому виду деятельности, как оказание услуг по переработке давальческого кож. сырья. Максимальное значение выручки от данного вида деятельности приходится на 2016 год. В 2017 г. она сократилась на 10229 тыс. руб., а доля данного вида деятельности в формировании данного вида деятельности уменьшилась на 2,63 процентных пункта. Таким образом, у предприятия существуют резервы роста выручки за счет увеличения объема услуг по переработке давальческого сырья.
Формирование выручки ОАО «Спасский кожевенный завод» осуществляется за счет реализации продукции как на внутреннем рынке, так и за рубежом. Структура выручки предприятия по сегментам рынка сбыта проанализирована в таблице 6
Таблица 6
Структура выручки ОАО «Спасский кожевенный завод» по сегментам рынка сбыта
Показатель |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
Отклонение суммы, тыс. руб. |
Отклонение доли, п.п |
|||||
Сумма, тыс. руб. |
Доля, % |
Сумма, тыс. руб. |
Доля, % |
Сумма, тыс. руб. |
Доля, % |
2016 - 2015 |
2017 - 2016 |
2016 - 2015 |
2017 - 2016 |
|
Внутренний рынок |
225237 |
100 |
360239 |
99,13 |
283859 |
80,97 |
135002 |
-76380 |
-0,87 |
-18,16 |
Внешний рынок (экспорт) |
0 |
0 |
3150 |
0,87 |
66726 |
19,03 |
3150 |
63576 |
0,87 |
18,16 |
Выручка, всего |
225237 |
100 |
363389 |
100 |
350585 |
100 |
138152 |
-12804 |
- |
- |
Из таблицы видно, что в 2015 г. выручка предприятия формировалась только за счет продаж продукции, товаров и оказания услуг на внутреннем рынке. В 2016 г. доля экспортных продаж была незначительной, и поэтому их доля в формировании выручки составила 0,87%. В 2017 г. выручка от экспортных продаж увеличилась в 21 раз, а их доля в формировании выручки выросла на 18.16 процентных пункта. Доля рынка ОАО «Спасский кожевенный завод» в 2017 г. составила 3,02 %, сократившись при этом на 0,79 процентных пункта по сравнению с 2016 г. Это вызвало сокращение выручки на 76380 тыс. руб. Таким образом ОАО «Спасский кожевенный завод» может увеличить выручку прежде всего за счет обеспечения роста объема продаж на внутреннем рынке.
Вторым важнейшим фактором, оказавшим влияние на формирование прибыли от продаж, является изменением себестоимости. Анализ себестоимости единицы выпускаемой продукции (1 дм.2 кож. сырья) ОАО «Спасский кожевенный завод» выполнен в таблице 7
Таблица 7
Анализ себестоимости единицы продукции «Спасский кожевенный завод»
Показатель |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
Отклонение суммы, тыс. руб. |
Отклонение доли, п.п |
|||||
Сумма, тыс. руб. |
Доля, % |
Сумма, тыс. руб. |
Доля, % |
Сумма, тыс. руб. |
Доля, % |
2016 - 2015 |
2017 - 2016 |
2016 - 2015 |
2017 - 2016 |
|
Сырье КРС, полуф-кат вет-блу |
2,27 |
48,40 |
2,96 |
53,23 |
3,27 |
53,34 |
0,69 |
0,31 |
4,83 |
0,11 |
Химматериалы |
0,85 |
18,12 |
0,96 |
17,26 |
1,18 |
19,25 |
0,11 |
0,22 |
-0,86 |
1,99 |
Заработная плата |
0,59 |
12,58 |
0,61 |
10,97 |
0,69 |
11,25 |
0,02 |
0,08 |
0,02 |
0,28 |
Социальные отчисления (ЕСН) |
0,22 |
4,69 |
0,20 |
3,60 |
0,22 |
3,59 |
-0,02 |
0,02 |
-0,02 |
-0,01 |
Энергоресурсы |
0,24 |
5,12 |
0,29 |
5,21 |
0,28 |
4,56 |
0,03 |
-0,01 |
0,09 |
-0,65 |
ГСМ |
0,06 |
1,28 |
0,04 |
0,71 |
0,07 |
1,14 |
-0,02 |
0,03 |
0,02 |
0,43 |
Амортизация |
0,09 |
1,92 |
0,09 |
1,62 |
0,09 |
1,47 |
- |
-0,3 |
-0,15 |
|
% Банку, РКО |
0,07 |
1,49 |
0,07 |
1,26 |
0,06 |
0,98 |
-0,01 |
-0,23 |
-0,28 |
|
Запасные части |
0,14 |
2,98 |
0,14 |
2,51 |
0,13 |
2,12 |
-0,01 |
-0,47 |
-0,39 |
|
Прочие материалы |
0,06 |
1,28 |
0,09 |
1,62 |
0,08 |
1,30 |
0,03 |
-0,01 |
0,34 |
-0,32 |
Прочие расходы |
0,10 |
2,14 |
0,11 |
2,01 |
0,06 |
1,0 |
0,01 |
-0,05 |
-0,13 |
-1,01 |
ИТОГО |
4,69 |
100 |
5,56 |
100 |
6,13 |
100 |
0,87 |
0,57 |
0 |
Из таблицы видно, что наибольший удельный вес в структуре себестоимости единицы продукции ОАО «Спасский кожевенный завод» занимают сырье и полуфабрикаты, хим. материалы, а также заработная плата. Анализ динамики себестоимости единицы продукции указывает на то, что из года в год она увеличивается. Так, в 2016 г. она увеличилась на 0,87 руб., а в 2017 г. еще на 0,57 руб. Рост себестоимости единицы продукции предприятия в 2017 г. был вызван ростом стоимости сырья и материалов, химматериалов, расходов по заработной плате и социальных отчислений. За счет увеличения стоимости кожевенного сырья и полуфабриката себестоимость единицы готовой продукции увеличилась на 5,0%, за счет роста стоимости химматериалов на 3,6%, за счет роста по всем другим видам затрат на 1,7%. Таким образом, рост себестоимости единицы продукции ОАО «Спасский кожевенный завод» был обусловлен преимущественно внешними факторами.
В то же время, если проанализировать динамику себестоимости продаж, то можно отметить, что в 2017 г. по сравнению с предыдущим отчетным периодом себестоимость сократилась на 13800 тыс. руб. Для выяснения причин данной ситуации был проведен анализ динамики объема выпуски продукции ОАО «Спасский кожевенный завод».
Данные позволяют констатировать снижение объема выпуска продукции предприятия в 2017 г. по сравнению с 2016 г. При этом необходимо отметить, что объем выпуска собственной продукции в натуральном выражении увеличился на 3360,3 тыс. дм.2, а объем переработки давальческого сырь, напротив, сократился почти в 2 раза. Таким образом, основной причиной снижения себестоимости продаж в Отчете о финансовых результатах за 2017 г. по сравнению с предыдущим отчетным периодом является снижение объема выпуска и реализации продукции. В то же время в ходе более детального исследования было установлено, что в 2016 г. цены на продукцию ОАО «Спасский кожевенный завод» были увеличены на 9,8%, что замедлило темпы снижения выручки в условиях снижения объема производства в натуральном выражении. В результате темпы снижения выручки были ниже, чем темпы снижения себестоимости. Это привело к снижению совокупных затрат на 1 рубль выручки предприятия с 0,978 руб. до 0,974 руб., т.е. на 0,004 руб., что и вызвало увеличение прибыли от продаж в 2017 г. на 996 тыс. руб.
Таким образом, можно отметить как положительное, так и отрицательное влияние факторов на прибыль от продаж ОАО «Спасский кожевенный завод». Положительное влияние на данный показатель оказало снижение себестоимости продаж на 13800 тыс. руб. Отрицательное влияние на прибыль от продаж оказало снижение выручки от реализации продукции на 31206 тыс. руб. и от оказания услуг по переработке давальческого сырья на 10229 тыс. руб. При этом снижение выручки наблюдается преимущественно по внутренним продажам, в то время как по экспортным продажам, наоборот, наблюдается ее увеличение. Частично влияние данного фактора было компенсировано ростом выручки от продажи товаров. Также положительное влияние на выручку оказал рост цены реализации единицы продукции.