Файл: Прибыль и рентабельность производственной организации, на пример реально существующей организации (Понятие прибыли и рентабельности предприятия, технология их анализа).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 147
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие прибыли и рентабельности предприятия, технология их анализа
1.1 Прибыль как экономическая категория, ее основные функции и виды
1.2 Показатели рентабельности, их аналитическое значение и роль в деятельности предприятия
Глава 2. Анализ прибыли и рентабельности ОАО «Спасский кожевенный завод»
2.1 Анализ формирования прибыли ОАО «Спасский кожевенный завод»
Изменение прибыли от продаж непосредственным образом повлияло на прибыль предприятия до налогообложения. В то же время необходимо отметить, что формирование прибыли до налогообложения происходило и под влиянием изменения прочих доходов и расходов, что требует проведения их более детального анализа. Анализ прочих доходов ОАО «Спасский кожевенный завод» выполнен в таблице8
Данные таблицы 8 указывают на то, что в структуре прочих доходов предприятия произошли существенные изменения. Так, в 2015 г. наибольший удельный вес в общей сумме прочих доходов занимали доходы от восстановления неиспользованного резерва по сомнительным долгам. В 2017 г. доля данного элемента прочих доходов сократилась на 40,54 процентных пункта по сравнению с 2015 г.
Одновременно с этим увеличилась доля прочих операционных доходов с 29,07 в 2015 г. до 72,13 в 2017 г. Среди других существенных изменений в структуре прочих доходов необходимо отметить увеличение доли дохода от курсовых валютных разниц с 1,15 % до 8,06%. Если оценивать изменение прочих доходов с точки зрения их влияния на прибыль до налогообложения, то необходимо отметить, что в 2017 г. это влияние было преимущественно положительным, так как прочие доходы в данном отчетном периоде увеличились на 45998 тыс. руб., что привело к росту прибыли до налогообложения на эту же величину. Единственным фактором, который оказал отрицательное влияние на прибыль до налогообложения в данном отчетном периоде, явилось снижение доходов в виде списания дебиторской задолженности на -837 тыс. руб.
Таблица 8
Анализ прочих доходов ОАО «Спасский кожевенный завод»
Показатель |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
Отклонение суммы, тыс. руб. |
Отклонение доли, п.п |
|||||
Сумма, тыс. руб. |
Доля, % |
Сумма, тыс. руб. |
Доля, % |
Сумма, тыс. руб. |
Доля, % |
2016 - 2015 |
2017 - 2016 |
2016 - 2015 |
2017 - 2016 |
|
Доходы, связанные с реализацией ОС |
1008 |
4,64 |
0 |
0 |
72 |
0,11 |
-1008 |
72 |
-4,64 |
0,11 |
Прочие операцион. Доходы |
6312 |
29,07 |
11815 |
57,28 |
48061 |
72,13 |
5503 |
362246 |
28,21 |
14,85 |
Курсовые разницы |
251 |
1,15 |
325 |
1,57 |
5372 |
8,06 |
74 |
5047 |
0,42 |
6,49 |
Доходы в виде списания К.з. |
682 |
3,14 |
1113 |
5,40 |
276 |
0,41 |
431 |
-837 |
2,26 |
-4,99 |
Прочие внереализац. доходы |
1083 |
4,98 |
1341 |
6,50 |
1874 |
2,81 |
258 |
533 |
1,52 |
-3,69 |
Доходы от восстановлен неиспольз. резерва по сомнит. долгам |
13057 |
57,02 |
6032 |
29,25 |
10969 |
16,48 |
-7025 |
4937 |
-27,77 |
-12,77 |
Доходы всего |
21711 |
100 |
20626 |
100 |
66624 |
100 |
-1085 |
45998 |
- |
- |
Анализ прочих расходов ОАО «Спасский кожевенный завод» выполнен в таблице 9
Таблица 9
Анализ прочих расходов ОАО «Спасский кожевенный завод»
Показатель |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
Отклонение суммы, тыс. руб. |
Отклонение доли, п.п |
|||||
Сумма, тыс. руб. |
Доля, % |
Сумма, тыс. руб. |
Доля, % |
Сумма, тыс. руб. |
Доля, % |
2016 - 2015 |
2017 - 2016 |
2016 - 2015 |
2017 - 2016 |
|
Проценты к уплате |
3801 |
14,02 |
3848 |
14,11 |
3663 |
4,97 |
47 |
-185 |
0,09 |
-9,14 |
Расходы по реализации ОС |
941 |
3,47 |
0 |
0 |
70 |
0,09 |
-941 |
70 |
-3,47 |
0,09 |
Расходы на услуги банков |
830 |
3,06 |
542 |
1,99 |
881 |
1,19 |
-288 |
339 |
-1,07 |
-0,8 |
Прочие операцион. расходы |
6354 |
23,43 |
11845 |
43,44 |
47974 |
65,04 |
5491 |
36129 |
20,01 |
21,6 |
Штрафы, пени, неустойки |
14 |
0,05 |
1 |
0,003 |
1 |
0,001 |
-13 |
0 |
-0,047 |
0,002 |
Курсовые разницы |
131 |
0,48 |
340 |
1,25 |
2405 |
3,26 |
209 |
2065 |
0,77 |
2,01 |
Прочие внереализац расходы |
1518 |
5,59 |
2472 |
9,07 |
7367 |
9,98 |
954 |
4895 |
3,48 |
0,91 |
Расходы по созданию резервов по сомнит. долгам |
13529 |
49,9 |
8214 |
30,14 |
11399 |
15,47 |
-5315 |
3185 |
-19,76 |
-14,67 |
Расходы всего |
27118 |
100 |
27262 |
100 |
73760 |
100 |
144 |
46498 |
- |
- |
Результаты расчетов, представленные в таблице, также указывают на наличие существенных изменений в структуре прочих расходов предприятия. В 2015 г. наибольший удельный вес в общей сумме прочих расходов приходился на расходы по созданию резервов по сомнительным долгам (49,9%). К 2017 г. доля данного элемента расходов сократилась на 34,43 процентных пункта. Среди других существенных изменений в структуре прочих расходов ОАО «Спасский кожевенный завод» можно отметить увеличение доли прочих операционных расходов с 23,43% в 2015 г. до 65,04% в 2017 г., а также сокращение доли процентов по кредитам на 9,05 процентных пункта по сравнению с 2015 г.
Если оценивать изменение прочих расходов с точки зрения их влияния на прибыль до налогообложения, то необходимо отметить, что как в 2016, так и в 2017 г. это влияние было преимущественно отрицательным, что в объясняется ростом расходов. Особенно существенный рост расходов наблюдается в 2017 г. Под влиянием данного фактора прибыли до налогообложения сократилась на 46498 тыс. руб. Среди факторов, обусловивших такое существенное снижение можно отметить формирование расходов по реализации основных средств в сумме 70 тыс. руб., рост расходов на услуги банка на 339 тыс. руб., рост прочих операционных расходов на 36129 тыс. руб., рост расходов по курсовым валютным разницам на 2065 тыс. руб., рост прочих внереализационных расходов на 4895 тыс. руб., рост расходов по созданию резервов по сомнительным долгам на 3185 тыс. руб.
Далее рассчитаем сальдо прочих доходов и расходов. Его величина составила:
В 2015 году: 21711 – 27118 = -5407
В 2016 году: 20626 – 27262 = -6636
В 2017 году: 66624 – 73760 = -7136
Как показывают результаты расчетов, на протяжении всего исследуемого периода на предприятии наблюдалось отрицательное сальдо прочих доходов и расходов, причем максимальное его значение приходилось именно на 2017 г. Таким образом, рост прочих доходов не обеспечил полного покрытия прироста прочих расходов, что и привело к формированию отрицательного сальдо.
В результате формирования отрицательного сальдо прочих доходов и расходов прибыль до налогообложения уменьшается в сравнении с прибылью от продаж на величину сальдо. Именно поэтому в 2017 г. по сравнению с 2016 г. прибыль до налогообложения сократилась на 46 тыс. руб.
2.2 Анализ рентабельности ОАО «Спасский кожевенный завод»
Показатели рентабельности обеспечивают обобщенную характеристику эффективности всей экономической деятельности предприятия и характеризуют его способность производить прибыль. В процессе анализа рентабельности большое значение уделяется рентабельности продаж, поскольку именно данный показатель используется для оценки производственной и коммерческой деятельности предприятия. Рентабельность продаж характеризует способность предприятия получить прибыль в результате продажи продукции, товаров и оказания услуг, т.е. показывает, сколько прибыли приходится на 1 рубль продаж. Рентабельность продаж может быть рассчитана на базе прибыли от продаж, прибыли до налогообложения и чистой прибыли. Расчет основных показателей рентабельности продаж ОАО «Спасский кожевенный завод» за 2015-2017 гг. выполнен в таблице 10
Таблица 10
Анализ динамики рентабельности продаж ОАО «Спасский кожевенный завод»
Показатель |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
Отклонение, +,- |
|
2016-2015 |
2017-2016 |
||||
Выручка, тыс. руб. |
225237 |
363389 |
350585 |
138152 |
-12804 |
Прибыль от продаж, тыс. руб. |
5181 |
7953 |
8949 |
2772 |
996 |
Прибыль до налогообложения, тыс. руб. |
457 |
1859 |
1813 |
1402 |
-46 |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
244 |
1159 |
1347 |
915 |
188 |
Рентабельность продаж (%), рассчитанная на базе - прибыли от продаж - прибыли до налогообложения - чистой прибыли |
2,30 0,20 0,11 |
2,19 0,51 0,32 |
2,55 0,52 0,38 |
-0,11 0,31 0,21 |
0,36 0,01 0,06 |
Данные таблицы свидетельствуют о росте показателей рентабельности, рассчитанных на базе различных показателей прибыли. Так, уровень рентабельности продаж, рассчитанной на базе прибыли до налогообложения увеличился с 2,3 % до 2,55%. Это значит, что в 2017 г. на 1 рубль продаж предприятие стало получать на 0,36 коп. больше, чем в 2015. Рентабельность продаж, рассчитанная на базе прибыли до налогообложения увеличилась в сравнении с 2015 г. на 0,32 процентных пункта, а рост рентабельности продаж, рассчитанной на базе чистой прибыли составил в сравнении с 2015 г. 0,27 процентных пункта.
Таким образом, рост рентабельности продаж свидетельствует о повышении эффективности деятельности предприятия. В то же время обращает на себя внимание тот факт, что показатели рентабельности продаж в 2015-2017 гг. оставались крайне низкими, что указывает на наличие резервов ее увеличения.
Помимо рентабельности продаж продукции также необходимо провести анализ рентабельности единицы продукции (таблица 11).
Таблица 11
Анализ рентабельности единицы продукции ОАО «Спасский кожевенный завод»
Показатель |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
Отклонение, +,- |
|
2016-2015 |
2017-2016 |
||||
Цена реализации ед. продукции, руб. |
5,67 |
6,71 |
7,37 |
1,04 |
0,66 |
Себестоимость, руб. |
4,69 |
5,56 |
6,13 |
0,87 |
0,57 |
Прибыль ед. продукции, руб. |
0,98 |
1,15 |
1,24 |
0,17 |
0,09 |
Рентабельность ед. продукции,% |
20,89 |
20,68 |
20,22 |
-0,21 |
-0,46 |
Выполненные в таблице расчеты свидетельствуют о том, что рентабельность единицы выпущенной предприятием продукции постоянно снижалась. В результате в 2017 г. рентабельность продукции снизилась по сравнению с 2015 г. на 0,67 процентных пункта. Из таблицы также видно, что основной причиной снижения рентабельности единицы продукции является рост ее себестоимости. Частично негативное влияние данного фактора было компенсировано ростом цены реализации единицы продукции, однако темпы роста себестоимости превысили темпы роста цены. Таким образом, на предприятии существуют внутренние резервы роста рентабельности изделий прежде всего за счет снижения себестоимости единицы проданной продукции.
Далее выполним расчет показателя рентабельности производства. Его значение составило:
В 2015 году: 5181/ 220056 = 2,35%
В 2016 году: 7953/ 355436 = 2,24%
В 2017 году: 8949/ 341636 = 2,62%
Как показывают расчеты, максимальное значение коэффициента рентабельности производства приходилось на 2017 год, при этом в сравнении с 2015 г. он увеличился на 0,27 процентных пункта. Такую динамику коэффициента можно оценить положительно, так как она свидетельствует о повышении эффективности использования основных производственных фондов предприятия, о возможном улучшении качества продукции. В то же время, как и при расчете предыдущих показателей рентабельности, необходимо отметить низкое значение коэффициента рентабельности производства. Так, в 2017 г. на 1 рубль затрата предприятие получило всего 2,62 коп. прибыли от продаж.