Файл: Прибыль и рентабельность производственной организации, на пример реально существующей организации (Понятие прибыли и рентабельности предприятия, технология их анализа).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 149
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие прибыли и рентабельности предприятия, технология их анализа
1.1 Прибыль как экономическая категория, ее основные функции и виды
1.2 Показатели рентабельности, их аналитическое значение и роль в деятельности предприятия
Глава 2. Анализ прибыли и рентабельности ОАО «Спасский кожевенный завод»
2.1 Анализ формирования прибыли ОАО «Спасский кожевенный завод»
1.2 Показатели рентабельности, их аналитическое значение и роль в деятельности предприятия
Как уже отмечалось ранее, прибыль предприятия характеризует эффект, полученный им в результате осуществления как основных, так и неосновных видов деятельности. В то же время показатель прибыли в чистом виде не позволяет оценить эффективность деятельности предприятия, не исключает влияния инфляционных факторов, и поэтому отдельные показатели прибыли не всегда сопоставимы в динамике. Данные недостатки могут быть преодолены при расчете на основе абсолютных показателей прибыли относительных показателей рентабельности.
Г.В. Савицкая определяет рентабельность как показатель, который обобщенно отражает эффективность всей экономической деятельности предприятия и характеризует способность предприятия производить прибыль[7].
По мнению И.Т. Балабанова, рентабельность необходимо рассматривать как показатель, характеризующий окончательный результат хозяйственной деятельности предприятия, отрасли, народного хозяйства в целом за определенный период времени и отражающий эффективность использования авансированных средств на производство продукции[8]
Из представленных выше определений следует, что рентабельность как показатель эффективности определяется отношением между полученными экономическими и финансовыми выгодами с одной стороны и усилиями предприятия, связанными с их получением, с другой стороны. В.Р. Банк., С.В.Банк, А.В. Тараскина в своей работе приводят следующую основную формулу расчета рентабельности[9]:
(1)
В экономической литературе показатели рентабельности объединяются в четыре группы:
- Показатели рентабельности продукции;
- Показатели рентабельности активов;
- Показатели рентабельности капитала
- Показатели рентабельности производства
Методика расчета и краткая характеристика показателей каждой группы представлена в таблице 1.
Раскроем экономическую сущность показателей каждой группы.
Таблица 1
Общая характеристика показателей рентабельности
Показатели |
Способ расчета |
Характеристика |
1. Рентабельность продукции 1.1. Рентабельность продаж |
Отражает валовую (чистую, налогооблагаемую) прибыль, прибыль от продаж, полученную на один рубль продаж |
|
1.2. Рентабельность изделия |
Или |
Характеризует, сколько прибыли приходится на один рубль продажи изделия или показывает сколько прибыли приходится на 1 рубль себестоимости изделия |
2. Рентабельность активов 2.1. Рентабельность активов (экономическая рентабельность) |
Отражает величину налогооблагаемой прибыли, приходящейся в среднем на один рубль активов |
|
2.2. Рентабельность активов производственного назначения |
Показывает, сколько налогооблагаемой прибыли приходится в среднем на один рубль активов производственного назначения |
|
3. Рентабельность капитала 3.1 Рентабельность собственного капитала (финансовая рентабельность) |
Характеризует величину чистой прибыли, приходящейся в среднем на один рубль собственного капитала |
|
3.2. Рентабельность постоянного капитала |
Отражает величину чистой (налогооблагаемой) прибыли на один рубль постоянного капитала |
|
4. Рентабельность производственной деятельности |
характеризует окупаемость издержек производства, показывает, сколько прибыли имеет предприятие с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. |
В процессе анализа рентабельности большое значение уделяется рентабельности продаж, так как именно данный показатель используется для оценки эффективности производственной и коммерческой деятельности предприятия. Рентабельность продаж характеризует способность предприятия получить прибыль в результате продажи продукции, выполнения работ, оказания услуг. Рентабельность продаж выражает связь между финансовым результатом и доходом, полученным предприятием от продаж. В аналитической практике можно встретить различные варианты расчета рентабельности продаж в зависимости от того, какая прибыль берется в числителе при определении уровня рентабельности. Этот показатель может быть рассчитан на базе прибыли от продаж, валовой, налогооблагаемой и чистой прибыли.
Рентабельность активов характеризует эффективность использования имущества предприятия. В процессе осуществления предпринимательской деятельности предприятие потребляет различные экономические ресурсы, от эффективности использования которых зависит способность предприятия выживать с финансовой точки зрения. Эта эффективность оценивается на основе соотношения налогооблагаемой прибыли и средней стоимости активов. Помимо формулы, приведенной в таблице 2, можно встретить и другие варианты расчета рентабельности активов. Так, А.Д. Шеремет отмечает, что рентабельность активов зависимости от целей анализа может быть рассчитана следующим образом:
(2)
[10] (3)
В экономической литературе и аналитической практике рентабельность активов называется экономической рентабельностью. Она характеризует, сколько прибыли приходится в среднем на один рубль средств, используемых в процессе производства, независимо от того сформированы они за счет собственных или заемных источников финансирования. Когда предприятие получает не налогооблагаемую прибыль, а убыток, то уровень данного показателя является отрицательным и отражает, сколько убытков приходится в среднем на один рубль стоимости активов. В настоящее время данному показателю уделяется большое внимание, так как его уровень отражает, насколько эффективно предприятие использует свои активы.
Таким образом, показатели рентабельности характеризуют относительнрую доходность деятельности предприятия, а их анализ позволяет определить, сколько прибыли получает предприятие на один рубль продаж, от использования активов производственного назначения, от инвестирования в собственный капитал, насколько эффективно оно использует долгосрочные привлеченные средства. Изучение этих аспектов позволяет собственникам и инвесторам предприятия получить необходимую информацию как для оценки эффективности различных сторон деятельности предприятия, так и при принятии управленческих решений о целесообразности привлечения заемных средств, об установлении цены на продукцию предприятия. В связи с этим анализ рентабельности играет такую же важную роль при оценке эффективности деятельности предприятия, как и анализ прибыли.
Выводы по 1 главе.
Прибыль является комплексным показателем, характеризующим результат финансово – хозяйственной деятельности предприятия и представляет собой разницу между доходами и расходами предприятия. Прибыль выполняет три основные функции: характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия, стимулирует к осуществлению предпринимательской деятельности, выступает как источник формирования бюджета.
Рентабельность представляет собой показатель экономической эффективности деятельности предприятия, который определяется отношением между полученными экономическими и финансовыми выгодами с одной стороны и усилиями предприятия, связанными с их получением, с другой стороны.
Глава 2. Анализ прибыли и рентабельности ОАО «Спасский кожевенный завод»
2.1 Анализ формирования прибыли ОАО «Спасский кожевенный завод»
Открытое акционерное общество «Спасский кожевенный завод» является одним из ведущих предприятий по производству кожевенного сырья для предприятий легкой промышленности. Предприятие имеет давнюю историю. Согласно данным Рязанского областного Государственного архива, предприятие было образовано в 1823 году. Первая продукция была получена в 1826 году. Завод представлял собой низкую деревянную постройку, где были установлены две зольные машины и два дубильных чана. В год выпускалось 510-520 штук кожи на сумму 800-830 рублей.
Вплоть до Октябрьской революции завод переходил от одного хозяина к другому. И только в первые годы Советской власти он был национализирован. С 1929 года началась реконструкция предприятия: возводились новые основные и вспомогательные производственные корпуса, устанавливалось новое по тем временам оборудование. В 1935 году завод перешел на выработку жестких кож для низа обуви (подошва и стелечный товар).
В сороковые годы завод поставлял продукцию по военным заказам. В послевоенные годы с 1946 по 1967 на заводе было обновлено практически всё оборудование основного и вспомогательного производства. Во главу угла ставилась механизация трудоёмких процессов. После этого выпуск продукции увеличился в полтора раза. В период до 2000 года завод приходил в упадок, увольнялись профессиональные кадры. В 2000 году произошла смена руководства предприятия. Началась коренная реконструкция и модернизация заводских мощностей.
ОАО «Спасский кожевенный завод» является правопреемником Спасского кожевенного завода имени В.И. Ленина на основании Постановления № 328 Администрации Спасского района Рязанской области от 13 октября 1992 года. Открытое акционерное общество «Спасский кожевенный завод» учреждено в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» от 01 июля 1992 года № 721.
Учредителем Общества является Комитет по управлению государственным имуществом по Рязанской области. Данное общество было зарегистрировано 13.10.1992 года в Администрации Спасского района и получено свидетельство № 117.
4 декабря 2002 года сведения об ОАО «Спасский кожевенный завод» внесены в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным номером 1026200800735 Инспекцией МНС России по Спасскому району Рязанской области.
По состоянию на 31.12.2017 г. уставной капитал ОАО «Спасский кожевенный завод» составляет 4 341 026 рублей. Он складывается из обыкновенных акций в количестве 4 243 489 штук номинальной стоимостью 1 рубль и привилегированных акций в количестве 97 53 штук номинальной стоимостью 1 рубль.
Объем кожевенной продукции, производимой открытым акционерным обществом «Спасский кожевенный завод», составляет 3,8 % выпуска кожевенной продукции в целом по Российской Федерации. В настоящее время предприятием выпускаются следующие виды продукции:
- полуфабрикат для обувных кож «Краст»;
- лицевые шлифованные, полуанилиновые, гидрофобные обувные кожи (Рона, Регби, Торнадо, Флоттер, Наппа, Кант и так далее);
- спилковые и подкладочные кожи в основном из сырья КРС, спилок-велюр;
- услуги по обработке давальческого сырья до полуфабриката вет-блу.
Также как и другие коммерческие предприятия ОАО «Спасский кожевенный завод» преследует цель максимизации прибыли. Для оценки степени достижения этой цели проведем анализ формирования и распределения прибыли, а также рентабельности деятельности предприятия.
Анализ формирования прибыли предприятия необходимо начать с анализа динамики и структуры прибыли до налогообложения предприятия. Анализ динамики прибыли до налогообложения позволяет оценить эволюцию ее величины по сравнению с результатами прошлых отчетных периодов, и изучить изменения, произошедшие в величине прибыли до налогообложения в последние годы. Анализ структуры прибыли до налогообложения позволяет определить вклад каждого вида деятельности в формирование итогового показателя. Результаты анализа структуры прибыли до налогообложения ОАО «Спасский кожевенный завод» отражены в таблице 2
Таблица 2
Анализ структуры прибыли до налогообложения ОАО «Спасский кожевенный завод»
Показатель |
Доля,% |
Отклонение дол, п.п. |
|||
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2016-2015 |
2017-2016 |
|
Прибыль (убыток) от продаж |
1133,69 |
427,81 |
493,60 |
-705,88 |
65,79 |
Прибыль (убыток) от прочей деятельности |
-1033,69 |
-327,81 |
-393,60 |
705,88 |
-65,79 |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
100 |
100 |
100 |
- |
- |
Из таблицы видно, что в 2015-2017 гг. прибыль (убыток) до налогообложения ОАО «Спасский кожевенный завод» формировался из прибыли (убытка) от продаж и прибыли (убытка) от прочей деятельности. Наибольший удельный вес в сумме прибыли до налогообложения занимает прибыль от продаж. При этом несмотря на то, что в динамике наблюдается снижение ее доли, она все еще остается существенной. Снижение доли прибыли от продаж в прибыли до налогообложения предприятия сопровождалось одновременным ростом доли финансового результата от прочей деятельности. При этом отрицательные значения его доли в прибыли до налогообложения указывают на то, что в 2015-2017 г. предприятием был получен убыток. Выявленные изменения в структуре прибыли до налогообложения указывают на необходимость анализа абсолютных значений основных ее составляющих. Результаты такого анализа отражены в таблице 3
Таблица 3
Анализ динамики прибыли до налогообложения ОАО «Спасский кожевенный завод»
Показатель |
2015 год, тыс. руб |
2016 год, тыс. руб. |
2017 год, тыс. руб. |
Отклонение в 2016 г. |
Отклонение в 2017 г. |
||
+,- тыс. руб. |
Темп роста, % |
+,- тыс. руб. |
Темп роста, % |
||||
Прибыль (убыток) от продаж |
5181 |
7953 |
8949 |
2772 |
153,5 |
996 |
112,52 |
Прибыль (убыток) от прочей деятельности |
(4724) |
(6794) |
(7136) |
-2070 |
143,81 |
-342 |
105,03 |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
457 |
1859 |
1813 |
702 |
253,61 |
-46 |
97,52 |