Файл: Реформирование правового статуса нотариуса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 138

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Важнейшей правовой гарантией деятельности нотариуса являются судебные гарантии (в первую очередь - право на су­дебную защиту).

Осуществление судебного контроля за совершением но­тариальных действий преследует цель обеспечить эффективную защиту нарушенных в процессе нотариальной деятельности прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Отказ в нотариальном действии по обращению физического и/или юридического лица или неправильное совершение такого дей­ствия, в соответствии со ст. 33 Основ, обжалуются в судебном порядке.

Вместе с тем, необходимо отметить, что право на судеб­ную защиту своих прав имеют все субъекты нотариального права. Нотариусом могут быть обжалованы в судебном порядке действие или бездействие должностного лица государственного органа или органа управления нотариальной палаты, нарушив­шие, по усмотрению нотариуса, его права.

Таким образом, в развитии организационно-правовых ос­нов деятельности нотариата особая роль принадлежит вопросу об определении правового статуса нотариуса. Правовой статус нотариуса в юридической науке определяется как комплекс правовых норм, устанавливающих принципы организации и содержания нотариальной деятельности.

Комплекс элементов правового статуса нотариуса вклю­чает в себя: принципы и гарантии деятельности нотариусов, их права и обязанности, а так же ответственность, возникающую вследствие нарушения правил осуществления нотариальной деятельности.

Принципы деятельности российского нотариуса являются едиными для нотариусов, осуществляющих свою деятельность в государственных нотариальных конторах, и для частнопрак­тикующих нотариусов. Систему принципов организации и осу­ществления деятельности нотариуса в Российской Федерации составляют: принцип профессионализма, принцип независимо­сти и беспристрастности нотариуса, принцип равенства нотари­усов, публичность правового статуса нотариуса и др.

Под гарантиями нотариальной деятельности принято по­нимать совокупность законодательно закрепленных мер и средств, обеспечивающих необходимые условия для осуществ­ления нотариусом профессиональных полномочий, а также для развития института нотариата в целом.

Исходя из содержания средств и механизмов обеспечения и регулирования нотариальной деятельности, институт гаран­тий деятельности нотариата можно охарактеризовать как меж­отраслевой. Сами же гарантии условно могут быть разделены на правовые, организационные, материальные и судебные га­рантии.


Глава 2. Проблемы и пути совершенствования правового статуса нотариуса

2.1 Проблемы правового статуса нотариуса

В соответствии с ранее действовавшей редакцией ст. 6 «Основ законодательства РФ о нотариате» № 4462-1 от 11 февраля 1993 г. (далее - Основы), регулирующей вопросы ограничений в деятельности нотариуса, но­тариусу запрещалось заниматься предпри­нимательской, посреднической и любой иной деятельностью, кроме нотариальной, науч­ной и преподавательской. В связи с этим на практике возникало немало вопросов о праве нотариуса заниматься другими неоп­лачиваемыми видами деятельности, в част­ности, быть избранным в органы государст­венной власти и местного самоуправления.

С одной стороны, закон можно было по­нимать как категорический запрет на любую деятельность, кроме разрешенной оплачи­ваемой, с другой стороны - как отсутствие запрета на занятие любой неоплачиваемой деятельностью. Двусмысленность была уст­ранена с принятием Федерального закона от 29 декабря 2014 г. № 457-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные ак­ты РФ», и в настоящее время в силу этого Закона нотариус не вправе заниматься пред­принимательской и иной оплачиваемой дея­тельностью, за исключением преподаватель­ской, научной или иной творческой деятель­ности; оказывать посреднические услуги при заключении договоров.

Указанные ограничения распространя­ются и на государственных нотариусов, и на нотариусов, занимающихся частной практи­кой.

Установление таких ограничений обу­словлено тем, что нотариус не должен быть лично заинтересован в получении прибыли в ущерб интересам обратившихся к нему лиц. Осуществление предпринимательской или посреднической деятельности исключает, прежде всего, беспристрастность и незави­симость нотариуса, и как следствие, исклю­чает осуществление функций, возложенных на него государством по защите прав и инте­ресов граждан и юридических лиц.

При этом нотариус не только не имеет права заниматься самостоятельной предпри­нимательской деятельностью, но и не может быть учредителем организаций, т. к., являясь учредителем, он будет заинтересован в при­быльности организации, а следовательно, будет нарушен принцип беспристрастности и независимости нотариуса.


Возможность для нотариуса заниматься научной, преподавательской и творческой деятельностью связана с тем, что данная дея­тельность способствует не только повыше­нию профессионального уровня нотариуса, но и формированию правосознания граждан. Кроме того, обобщая практический опыт, принимая активное участие в различных се­минарах, конференциях, проводя учебные занятия, нотариусы вырабатывают единую правоприменительную практику в нотари­альной деятельности, что является важным фактором в защите законных прав и интере­сов граждан и юридических лиц. Нотариусам также разрешено заниматься благотвори­тельной и общественной неоплачиваемой деятельностью, что, несомненно, будет спо­собствовать популяризации института нота­риата в российском обществе.

На основании изложенного можно сде­лать вывод, что закон однозначно запрещает нотариусу заниматься предпринимательской и посреднической деятельностью; разрешен­ными оплачиваемыми видами деятельности являются для нотариуса нотариальная, науч­ная, преподавательская и творческая.

При решении вопроса о праве нотариуса избираться и быть избранным в органы госу­дарственной власти и местного самоуправле­ния необходимо выяснить, не противоречит ли ст. 6 Основ в действующей редакции ст. 32 Конституции РФ, в соответствии с ко­торой граждане РФ имеют соответствующие права.

В соответствии со ст. 8 Основ нотариус может иметь имущественные и личные не­имущественные права.

Имущественные права, в соответствии со Словарем гражданского права, - это «субъ­ективные права участников правоотношений, связанные с владением, пользованием и рас­поряжением имуществом, а также с теми ма­териальными (имущественными) требова­ниями, которые возникают между участни­ками гражданского оборота по поводу рас­пределения этого имущества и обмена (това­рами, услугами, работами, ценными бумага­ми, деньгами и др.)».

Так, например, для осуществления своей деятельности нотариус может приобретать различное имущество, под нотариальную контору может использовать собственное помещение.

Личные неимущественные права - это вид субъективных прав; права на блага, не имеющие имущественного содержания.

В соответствии со ст. 150 Гражданского кодекса РФ к личным неимущественным правам (нематериальным благам) относятся: жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жили­ща, личная и семейная тайна, свобода пере­движения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным спо­собом.


Так, во всем мире нотариус является уважаемым человеком, считается высококва­лифицированным специалистом, гарантом законности. Поэтому с назначением на должность нотариуса гражданин получает некие нематериальные блага в виде опреде­ленного доверия или доброго имени. Но вме­сте с этим, приобретая особый публично- правой статус, лицо приобретает и дополни­тельные обязательства в виде ограничений, устанавливаемых законом и необходимых для обеспечения и поддержания данного особого статуса.

В соответствии со ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным зако­ном только в той мере, в какой это необхо­димо в целях защиты основ конституционно­го строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Поэтому для обеспечения беспристраст­ности и независимости нотариуса закон пре­дусматривает специальные правила, ограни­чивающие гражданскую правоспособность физического лица, на профессиональных на­чалах выполняющего нотариальную функ­цию.

С учетом вышеизложенного, по нашему мнению, ст. 6 Основ не ограничивает право гражданина, назначенного на должность но­тариуса, быть избранным депутатом и долж­ностным лицом органа местного самоуправ­ления, однако приобретенный статус должен отвечать принципам незаинтересованности, беспристрастности, независимости нотари­альной деятельности, а также не предостав­лять лицу дополнительных доходов от дан­ной деятельности. Таким образом, нотариус- депутат должен действовать на непостоянной неоплачиваемой основе (такую возможность закон предоставляет). Право же занимать выборную должность местного самоуправ­ления, на наш взгляд, должно быть поставле­но в зависимость не только от оплачиваемо- сти или неоплачиваемости должности, а так­же от объема полномочий и возможности влиять и лоббировать различные вопросы и интересы, поскольку наличие властных пол­номочий может привести к нарушению вы­шеуказанных принципов в деятельности но­тариуса.

Данная позиция нашла свое отражение и в судебной практике. В своем Определении Верховного суда РФ от 12 октября 2012 г. № 32-КГ12-3 по делу по иску некоммерче­ской организации «Саратовская областная нотариальная палата» к нотариусу нотари­ального округа р. п. Татищево и Татищевско- го района Саратовской области С.В. Мушараповой о лишении права нотариальной дея­тельности, Верховный суд РФ указал сле­дующее[26]. Граждане России имеют право из­бирать и быть избранными в органы государ­ственной власти и органы местного само­управления, а также участвовать в референ­думе (п. 2 ст. 32 Конституции РФ).


Согласно ст. 12 Конституции РФ, в Рос­сии признается и гарантируется местное са­моуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Положениями Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных га­рантиях избирательных прав и права на уча­стие в референдуме граждан РФ» закреплено конституционное право гражданина РФ из­бирать, быть избранным депутатом предста­вительного органа муниципального образо­вания, голосовать на референдуме, а по дос­тижении возраста, установленного Консти­туцией РФ, федеральными законами, консти­туциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, - быть избранным депутатом законодательного (представитель­ного) органа государственной власти, вы­борным должностным лицом .

Судом признано установленным и подтверждается материалами дела, что, согласно сущест­вующей на территории Татищевского муни­ципального района Саратовской области мо­дели местного самоуправления, глава муни­ципального района избирается из числа де­путатов муниципального Собрания, собст­венных властных полномочий и администра­тивных функций не имеет, не распоряжается средствами муниципального образования, в своей деятельности подотчетен представи­тельному органу муниципального образова­ния, осуществляет свои полномочия на непо­стоянной основе, единственным (основным) видом заработка которого является доход от профессиональной деятельности.

Таким образом, установлено, что дея­тельность С.В. Мушараповой в качестве де­путата муниципального Собрания Татищев- ского муниципального района Саратовской области, выборного должностного лица ор­гана местного самоуправления фактически трудовой деятельностью не является, носит безвозмездный (общественный) характер. Верховный суд РФ признал соответствую­щим нормам действующего законодательст­ва вывод нижестоящих судов о том, что дея­тельность нотариуса С.В. Мушараповой как руководителя районного муниципального Собрания, осуществляющего свои полномо­чия на непостоянной и безвозмездной осно­ве, является реализацией последней избира­тельного права и при установленных обстоя­тельствах не может быть расценена в качест­ве деятельности, запрет на осуществление которой содержится в ст. 6 Основ.

Таким образом, можно сделать вывод, что на сегодняшний день Основы не содер­жат положений, ограничивающих конститу­ционное право нотариуса избираться и быть избранным в органы местного самоуправле­ния, равно как и занимать выборные должно­сти при осуществлении депутатской дея­тельности при условии их осуществления на непостоянной неоплачиваемой основе и от­сутствии должностных полномочий, могу­щих привести к нарушению нотариусом- депутатом при осуществлении нотариальной деятельности профессиональных принципов законности, беспристрастности и независи­мости.