Файл: Реформирование правового статуса нотариуса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В правовой науке составляющими элементами правового статуса нотариуса традиционно определяются его права, обя­занности и ответственность. Однако, по мнению ряда совре­менных исследователей, этот список должен быть расширен еще несколькими элементами: принципами и гарантиями нота­риальной деятельности.

Таким образом, комплекс элементов правового статуса нотариуса включает в себя: принципы и гарантии деятельности нотариусов, их права и обязанности, а также ответственность, возникающую вследствие нарушения правил осуществления нотариальной деятельности.

Под гарантиями нотариальной деятельности принято по­нимать совокупность законодательно закрепленных мер и средств, обеспечивающих необходимые условия для осуществ­ления нотариусом профессиональных полномочий, а так же для развития института нотариата в целом[7].

Основами законодательства Российской Федерации о но­тариате приводится комплекс гарантий нотариальной деятель­ности. Так, ст. 5 Основ определяет в качестве таковых:

  • беспристрастность и независимость нотариуса в ис­полнении своих профессиональных обязанностей;
  • руководство нотариуса нормативными правовыми ак­тами Российской Федерации и международными договорами, регулирующими порядок организации нотариальной деятель­ности и совершения нотариальных действий в пределах своих полномочий;
  • запрет на разглашение сведений и оглашение содержа­ния документов, участвующих в нотариальной практике (дан­ное положение распространяется и в отношении нотариусов, сложивших свои полномочия и/или завершивших процедуру увольнения);
  • передача сведений о совершении нотариальных дей­ствий строго определенному кругу адресатов: лицам, от имени или по поручению которых совершены эти действия, а так же в рамках исполнения требований суда, прокуратуры, органов следствия, судебных приставов-исполнителей; по запросу орга­на, осуществляющего государственную регистрацию юридиче­ских лиц и индивидуальных предпринимателей. Кроме того, в установленных законом случаях, справки о выдаче свидетель­ств о праве на наследство и о нотариальном удостоверении до­говоров дарения могут направляться в налоговый орган;
  • выдача справок о завещании только после смерти за­вещателя;
  • право совершения нотариальных действий без согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

Гарантии нотариальной деятельности призваны обеспе­чить реализацию прав и исполнения обязанностей всеми субъ­ектами нотариального права:


  • нотариусами (государственными и частнопрактикую­щими) и иными лицами, участвующими в осуществлении нота­риальной деятельности[8];
  • физическим и юридическими лицами, обратившимся к нотариусу за совершением нотариального действия;
  • государственными органами (и должностными лица­ми), осуществляющих контроль за нотариальной деятельно­стью;
  • органами нотариального самоуправления.

Исходя из содержания средств и механизмов обеспечения и регулирования нотариальной деятельности, институт гаран­тий деятельности нотариата можно охарактеризовать как меж­отраслевой. Сами же гарантии условно могут быть разделены на правовые, организационные, материальные и судебные га­рантии.

Правовыми гарантиями деятельности нотариуса высту­пают закрепленные нормативными правовыми актами нотари­ального права правила, призванные обеспечивать реализацию прав нотариусов и исполнение ими профессиональных обязан­ностей.

В качестве правового источника осуществления нотари­усом своей профессиональной деятельности выступает система нормативно-правовых актов, регулирующих порядок организа­ции нотариальной деятельности и совершения нотариальных действий. Система нормативно-правовых актов, обеспечиваю­щих правовой статус российского нотариата представлена Кон­ституцией Российской Федерации, общепризнанными принци­пами и нормами международного права, международными до­говорами Российской Федерации, федеральными законами и подзаконными актами.

Конституция Российской Федерации является главным источником правовых гарантий деятельности нотариуса. Стать­ей 48 Основного закона государства установлено право граждан на получение квалифицированной юридической помощи[9]. В соответствии с характером осуществляемой деятельности и в рамках предоставленных государством полномочий такая по­мощь населению оказывается и нотариусами.

В Конституции Российской Федерации (ст. 15, ч. 4) ча­стью правовой системы страны определяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В числе регулирующих раз­личные вопросы осуществления нотариальной деятельности Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ас­самблеей ООН (1948 г.)[10], Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.)[11], Конвенция, отменяющая требова­ние легализации иностранных официальных документов (1961 г.)[12], Конвенция о правовой помощи и правовых отноше­ниях по гражданским, семейным и уголовным делам (1993 г.)[13] и др.


Федеральные законы и кодифицированные акты (кодек­сы) являются внутригосударственными источниками гарантий деятельности нотариата. Среди таких источников особое место занимают Основы законодательства Российской Федерации о нотариате[14][15]. Нормами этого специального законодательного атак регулируется ведение нотариальной деятельности и порядок организации нотариального сообщества, а так же определяется правовой статус нотариусов.

Правовые гарантии организации и осуществления дея­тельности нотариуса в Российской Федерации закреплены нор­мами ряда действующих в государстве кодексов: Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), Жилищного кодекса РФ, Семейно­го кодекса РФ, Налогового и Гражданского процессуального (далее - ГПК РФ) кодексов РФ. В содержании указанных коди­фицированных актов отражены различные аспекты организации и осуществления нотариальной деятельности в стране. Так, например, ст. 163 ГК РФ определяет понятие «нотариальное удостоверение сделки»; ст. 1125 ГК РФ закрепляет обязатель­ные нормы процесса нотариального удостоверения завещания, а глава 37 ГПК РФ посвящена вопросам рассмотрения заявлений о совершении нотариальных действий или отказе в их соверше­нии.

Отдельные гарантии деятельности нотариуса закреплены в федеральных законах Российской Федерации (Федеральный закон № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственно­стью»[16], Федеральный закон № 48-ФЗ «О переводном и простом векселе»[17] и др.) и подзаконных актах:

  • указах Президента Российской Федерации («Об ис­пользовании государственного герба Российской Федерации на печатях нотариусов»[18][19] и др.);
  • постановлениях Правительства Российской Федерации («Об утверждении Положения о порядке передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвока­тами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринима­тельскую деятельность в сфере оказания юридических или бух­галтерских услуг»11);
  • актах федеральных органов исполнительной власти (Приказ Минюста России «Об утверждении Порядка ведения реестра нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экза­мен»[20]).

Ст. 72 Конституции Российской Федерации определено, что нотариат является объектом совместного ведения Россий­ской Федерации и ее субъектов, поэтому правовые гарантии статуса нотариата содержатся и в нормативных актах субъектов государства.


Особое место в системе правовых источников нотариата и гарантий его деятельности принадлежит корпоративным актам. К таковым, в первую очередь, следует отнести Профессиональ­ный кодекс нотариусов Российской Федерации, принятый в 2001 г. Собранием представителей нотариальных палат субъек­тов РФ[21].

В настоящее время достаточно актуальным является при­нятие федерального закона (кодифицированного нормативного правового акта), регулирующего организацию нотариата и но­тариальной деятельности. Этот документ станет важнейшей правовой гарантией статуса российского нотариата.

Организационными гарантиями деятельности нотариата являются основы и принципы организации системы нотариата, обеспечивающие его эффективную деятельность. Организаци­онные гарантии нотариальной деятельности - это, в первую очередь, территориальная организация нотариата (деление тер­ритории государства по окружному нотариальному принципу, то есть на нотариальные округа). Такая организация работы но­тариусов исключает возможность максимально неравномерного распределения профессиональной нагрузки нотариусов и спо­собствует своевременному и необходимому обеспечению по­требности физических и юридических лиц в совершении нота­риальных действий.

Не менее значимой организационной гарантией деятель­ности нотариусов в Российской Федерации является, осуществ­ляемый органами юстиции, нотариальными палатами и налого­выми органами контроль над нотариальной деятельностью. Следует отметить тесную связь названных организационных гарантий статуса нотариат: возможность контроля за деятель­ностью нотариусов находится в прямой зависимости от реали­зации территориального принципа деятельности нотариуса.

В настоящее время развитие организационных гарантий деятельности нотариата видится в дальнейшем совершенство­вании форм и принципов территориальной организации нота­риальной деятельности, взаимодействия института нотариата и государства, а так же организации контроля за осуществлением нотариальной деятельности со стороны территориальных орга­нов Федеральной регистрационной службы, нотариальных па­лат и налоговых органов.

Материальными гарантиями организации и осуществле­ния деятельности нотариуса в Российской Федерации выступа­ет комплекс средств и мер материального, технического, фи­нансового характера, участвующих в создании условий для осуществления нотариальной деятельности .


Одной из основных материальных гарантий деятельности нотариуса стало законодательное закрепление финансовых ос­нов деятельности института нотариата. В Основах законода­тельства Российской Федерации о нотариате вопросам оплаты нотариальных действий и других услуг, оказываемых при осу­ществлении нотариальной деятельности, определению размеров нотариального тарифа и финансирования нотариальной дея­тельности посвящена глава V («Финансовое обеспечение дея­тельности нотариусов»).

Статья 22 Основ устанавливает право нотариуса, работа­ющего в государственной нотариальной конторе взимать в ка­честве оплаты за совершение нотариальных действий и других услуг, оказываемых при осуществлении нотариальной деятель­ности, государственную пошлину[22][23], а для нотариуса, занимаю­щегося частной практикой - нотариальный тариф в размере, соответствующем государственной пошлине, предусмотренной за совершение аналогичных действий в государственной нота­риальной конторе (с учетом особенностей, установленных за­конодательством Российской Федерации о налогах и сборах).

Существующая в настоящее время практика законода­тельного регулирования налогообложения нотариусов путем установления платы за совершение нотариальных действий, позволяет нотариусам эффективно осуществлять нотариальную деятельность и обеспечивать доходность от этой деятельности на экономически обоснованном уровне (даже при учете уста­новления льготных тарифов совершения нотариальных дей­ствий в отношении определенного законодательством круга лиц).

Особое значение в рамках материальных гарантий дея­тельности нотариуса имеет государственная поддержка нотари­ата. Нормами ст. 11.1 Основ законодательства Российской Фе­дерации о нотариате нотариусам предоставлено право (без ор­ганизации собственником имущества конкурсов или аукционов) на заключение договоров аренды и иных договоров, предусмат­ривающих переход прав владения и/или пользования помеще­ниями, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в целях осуществления нотариальной деятель- ности[24].

Кроме того, при соблюдении ряда установленных зако­нодательством условий, нотариус или нотариальная палата имеет преимущественное право на приобретение помещения, возмездно отчуждаемого из государственной или муниципаль­ной собственности.

Государственная поддержка нотариата осуществляется в нотариальных округах, расположенных в малонаселенных и труднодоступных местностях. В случаях, если уровень эконо­мического развития такого округа не позволяет нотариусу са­мостоятельно и независимо осуществлять нотариальную дея­тельность, осуществляется материальная поддержка нотариуса за счет средств территориальной или, при недостаточном объе­ме средств, Федеральной нотариальной палаты[25].