Файл: ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖИ ТОВАРОВ.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 177
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты организации розничной торговли
1.1. Понятие термина «розничная торговля»
1.3. Методы розничной торговли
2. Анализ организации торговли на примере x5 retail, магазин «Перекрёсток»
2.1. Общая характеристика предприятия «Перекресток»
2.2. Организации продажи товаров в магазине
2. Анализ организации торговли на примере x5 retail, магазин «Перекрёсток»
2.1. Общая характеристика предприятия «Перекресток»
Х5 Retail Group возникла более 20 лет назад из предпринимательской инициативы построить в России компанию современной розничной торговли по лучшим мировыми практикам.
Х5 сохраняет предпринимательский дух и нацелена на создание ценности для покупателей, сотрудников и акционеров.
Х5 Retail Group — ведущая компания современной розничной торговли — создаёт, развивает и управляет портфелем брендов сетевых магазинов
Х5 Retail Group стремится обеспечить каждому россиянину, вне зависимости от его места жительства и достатка, возможность покупать продукты в современных магазинах, гарантирующих комфортный доступ к широкому ассортименту качественных товаров.
Компания представлена сетями различных форматов в 7 из 8 федеральных округах России.
Динамика развития сети Х5 Retail Group представлена в таблице 1.
Таблица 1
Динамика развития сети Х5 Retail Group
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
|
«Пятёрочка» |
10533 |
11090 |
11665 |
12 314 |
«Перекрёсток» |
543 |
589 |
632 |
691 |
«Карусель» |
85 |
88 |
90 |
93 |
Магазины «у дома» |
70 |
73 |
78 |
80 |
Всего |
11231 |
11840 |
12465 |
13 178 |
Распределительные центры |
35 |
37 |
38 |
40 |
В рамках данного исследования интерес представляет торговое предприятие сети Торговая сеть «Перекрёсток»
- Ведущий супермаркет высококачественной свежей продукции в России
- Премиальное обслуживание покупателей
- Выгодное расположение в черте города, в том числе на пересечении транспортных потоков
- Основной приоритет — свежесть и высокое качество, а также уникальность ассортимента, в том числе экзотическая продукция
- Превосходное обслуживание покупателей и привлекательная программа лояльности.
Супермаркет «Перекресток» – торговое предприятие, расположенное по адресу г. Москвы Марксистская ул., 1. Начало деятельности супермаркета относится к осени 2010 года.
До 2015 года торговое предприятие ООО «Перекресток» работало в формате магазина, осень 2015 года завершилась реконструкция магазина «Перекресток». После ремонта витрины маркета наполнились новыми продуктовыми и промышленными товарами. Отличительными особенностями магазина «Перекресток» после реконструкции стали просторность, доступность и удобство магазина. Районный магазин стал полноценным супермаркетом семейства «24 часа». Обновленный и оснащенный новым оборудованием, впитавший в себя весь положительный опыт, накопленный за годы работы других супермаркетов сети «24 часа», «Перекресток» стал верным и надежным другом для жителей и этого района города К основным видам деятельности супермаркета относится розничная торговля продуктами питания и сопутствующими товарами. Основная цель деятельности супермаркета «Перекресток», в соответствии с Уставом предприятия, является получение прибыли от коммерческой деятельности.
Штатная численность сотрудников ООО «Перекресток» по состоянию на 01.01.2018 г. составляет 10 человек
Площадь супермаркета «Перекресток» 1073,1 кв.м.
Большая площадь супермаркета «Перекресток» в 1 тысячу кв. метров позволила вместить ассортимент товаров, непривычно большой в сравнении с тем, что был в этом магазине раньше.
Супермаркет «Перекресток» является ярким представителем формата супермаркет, где определяющим фактором для потребителя является ассортимент, высокий сервис, вежливый и внимательный персонал.
Торговый зал супермаркета «Перекресток» имеет следующие ключевые зоны:
1.Зона «вход–выход». Начинается от дверей супермаркета «Перекресток» и длится примерно 15 метров, включает 5 кассовых узлов супермаркета. В самом начале входной зоны располагается участок с корзинками или тележками формата мини. В данной зоне расположены: банкомат Сбербанка, стол для упаковки продуктов и пустая витрина.
2. Периметр торгового зала. Основной проход торгового зала супермаркета «Перекресток», опоясывающий весь супермаркет по периметру. Данный проход отличается большой шириной (более 2 метров). По периметру супермаркета «Перекресток» расположены следующие группы товаров: соки, чай, крупы, детское питание, бакалейные изделия, колбасные изделия, мороженные продукты и приправы и специи.
3. Центральная часть торгового зала. Это участок торгового зала, расположенный внутри зоны периметра. В данной зоне супемаркета «Перекресток» расположены следующие группы товаров: молоко, морепродукты, молочные продукты, холодильник с заморозками, мясо, кондитерские изделия, сладости и игрушки.
4. Ниши, изолированные залы. К данному типу зонирования относится зона вино–водочных изделий в супермаркете «Перекресток».
5. Прикассовая зона, или зона кассового узла. По сути это конец пути покупателя по торговому залу. Здесь располагаются кассовые боксы супермаркета «Перекресток». В супермаркете функционирует три кассовых узла.
Особенности оснащения ООО «Перекресток» продиктована структурой ассортимента, большую долю которого занимают скоропортящиеся продукты питания. Продукты питания с короткими срокам годности требуют от супермаркета «Перекресток» специальных условий по хранению и реализации. В супермаркете «Перекресток» используется следующее торговое оборудование:
– холодильное оборудование – для хранения продукции с температурным режимом до+5С;
– морозильные камеры – для хранения замороженной продукции;
– витрины и прилавки – для выкладки товаров;
– торговые стеллажи– для выкладки товаров;
– кассовое оборудования – для расчета с покупателями.
Штатная численность персонала ООО «Перекресток» по состоянию на 01.11.2017 составляет 10 человек. Все сотрудники характеризуются наличием среднего и средне–специального образования и стажем работы более 2 лет, что говорит о среднем уровне кадрового потенциала предприятия.
В настоящее время рассматриваемое предприятие характеризуется устойчивостью развития, что выражено как в увеличении торговой площади и расширении ассортимента реализуемых товаров. Основные группы товаров, реализуемых супермаркете «Перекресток», представлены в таблице.
Таблица 2
Основные группы товаров, реализуемых в супермаркете «Перекресток»
Группа товаров |
Перечень товаров |
Продовольственные товары |
Хлебобулочные изделия, консервы, фрукты, овощи, замороженные полуфабрикаты, колбасы, сыры, шоколад |
Напитки |
Безалкогольные напитки, соки, вода |
Средства личной гигиены |
Салфетки, средства женской гигиены, зубные пасты, ополаскиватели |
Моющие средства |
Порошки, мыла, отбеливатели, пятновыводители, шампуни, гели |
Горячие напитки |
Чай, кофе |
Канцтовары |
Ручки, карандаши, тетради, записные книжки |
Прочие товары |
Журналы, жвачки и т.д |
Как видно из таблицы, супермаркет «Перекресток» по своей направленности является широко специализированным магазином. Ассортиментная политика супермаркета «Перекресток» определяет целевую аудиторию и ориентирована на жителей спального района, в котором расположен супермаркет. Супермаркет «Перекресток» пользуется популярностью, как среди женщин, так и среди мужчин.
Сегодняшние ценности супермаркета «Перекресток» формировались годами и органично вытекают из миссии, видения и целей компании. Это – эффективность, развитие, увлеченность, дружелюбность и комфортность.
Супермаркет «Перекресток» осуществляет коммерческую деятельность в соответствии с Уставом, прочей внутренней документацией и законодательными актами Российской Федерации.
В соответствии с Уставом, Общество является юридическим лицом - коммерческой организацией, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, вправе в установленном порядке открывать расчетный и иные счета в банках и других финансовых учреждениях на территории Российской Федерации и за ее пределами, вправе создавать филиалы, открывать представительства и другие обособленные подразделения на территории Российской Федерации.
2.2. Организации продажи товаров в магазине
Безусловно, при разработке новой концепции «Перекрестка» руководством учитывались те новые тренды в потребительском поведении клиентов, которые еще семь лет назад были неактуальны. Тогда главным для всех сетей было выделиться из общей массы несетевой розницы – как в отношении широты ассортимента, так и в плане строгого и единообразного оформления магазинов, использования корпоративных цветов и пр.
Если же говорить о «мейнстриме» на нынешнем этапе развития ритейла в России, то основной тренд сегодняшнего дня заключается в расширении зоны категории fresh в торговом пространстве супермаркетов. Покупатель хочет больше свежести, более высокого качества продуктов, больше уникальных предложений. Руководство сети «Перекресток», например, видит, что нынешний российский потребитель (несмотря на все кризисные явления) гораздо более активно, чем пару лет назад, смотрит в сторону «здоровых», «органических», фермерских продуктов.
В соответствии с этими трендами в обновленных «Перекрестках» основной акцент сделан на продуктах категории fresh и ultra-fresh. В целом же размер ассортиментной матрицы в новых «Перекрестках» колеблется от 10 до 15 тыс. SKU на площадях торгового зала от 800 до 1600 кв. м. Перемены в нашей ассортиментной матрице, политике контроля качества и организации сервиса не могли обойтись и без переосмысления самой организации торгового пространства, зонирования, принципов навигации и в целом визуального ряда в интерьере магазинов.
Ребрендинг, помимо изменений в ассортименте и обновления внутреннего и внешнего оформления магазина, предполагает и иное зонирование площадей в супермаркетах, и приобретение более совершенного и современного торгового оборудования, а также оптимизацию и автоматизацию многих бизнес-процессов.
Когда в России только зарождался формат супермаркета и вообще формировался цивилизованный рынок ритейла, концепция эффективного магазиностроения находилась в зачаточном состоянии. Поэтому в тех магазинах, которые строились 15–20 лет назад (а бренду «Перекресток» в этом году исполнился 21 год), соотношение торговой и складской площади было 50/50.
Очевидно, что даже на фоне докризисной экономической ситуации это было просто неэффективно, поэтому руководство «Перекрестка» стремится к соотношению 60/40. Но с современными технологиями супермаркет уже не требует той величины подсобных площадей, которые были 20 лет назад. Поэтому теперь «Перекресток» переходит к новому соотношению площадей торговых и подсобных помещений – 70/30.
Переход к этим новым пропорциям осуществляется путем оптимизации ряда бизнес-процессов и рационализации распределения пространства в подсобках – без ухудшения эргономики и функциональности складской зоны. Руководство сети «Перекресток» достигает этого, в частности, и за счет новых подходов к логистике, включая оптимизацию частоты поставок, внедрение новых требований к комплектности, сервису доверительной приемки и т.п.
Так, система автозаказа в «Перекрестках» учитывает все нюансы, в том числе и промопрограмму конкретного магазина. Специализированное ПО помогает распределительному центру при отгрузке и выделении транспорта учитывать такие детали, как конфигурация подъездных путей и дебаркадеров каждого супермаркета.
Что касается торгового оборудования, это тоже весьма значимая для тема. Действительно, новый концепт сам по себе предполагает весьма значительные капитальные инвестиции в различное оборудование (в т.ч. и в то, которого ранее в магазинах не было).
Частный, но весьма показательный пример: в каждом из магазинов нового формата, расположенных в ТЦ, должна быть своя пекарня. Одно только оборудование пекарни – т.е. печи, тестомес, формовочная машина и пр. – стоит несколько миллионов рублей. Таким образом, сам по себе каждый квадратный метр магазина «Перекресток» новой концепции обходится, если исходить из затрат на оборудование этой площади в соответствии с нашими требованиями, гораздо дороже, чем, скажем, квадратный метр в магазине-дискаунтере.