Файл: ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖИ ТОВАРОВ.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 169
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты организации розничной торговли
1.1. Понятие термина «розничная торговля»
1.3. Методы розничной торговли
2. Анализ организации торговли на примере x5 retail, магазин «Перекрёсток»
2.1. Общая характеристика предприятия «Перекресток»
2.2. Организации продажи товаров в магазине
На сегодняшний день в России наиболее распространенными являются автоматы с упакованными пищевыми продуктами (или снековые автоматы) и автоматы по реализации горячих напитков. Однако на сегодняшний день эта ниша рынка уже близка к насыщению.
Основными тенденциями развития вендинга в России можно назвать следующие:
- Появление новых направлений продаж через автоматы, ведь при правильном подходе через автоматы можно продавать практически все: от снеков до парфюмерии и фармацевтической продукции.
- Технологическое усовершенствование автоматов. Так, все более привлекательной становится безналичная форма оплаты посредством банковских карт или сотовых телефонов.
- Рост объемов производства российских автоматов. Высокие транспортные расходы и таможенные платежи в условиях антироссийских санкций в сегодняшних экономических реалиях существенно увеличивают стоимость импортируемых автоматов, поэтому все более привлекательным становится производство торговых автоматов на территории России [9, с. 59].
Следующая новинка - магазины, работающие в pop ир-формате. Pop up (англ. «неожиданно возникать») - это торговые площадки, которые открываются на определенной территории и работают ограниченный период времени - от нескольких дней до нескольких месяцев. Первые pop up stores, как смелый эксперимент, стали появляться в 2002-2003 годах в США, затем в Великобритании, Австралии и Западной Европе.
Основная цель таких магазинов - привлечение максимального количества потенциальных покупателей, поэтому перед открытием и в период работы таких магазинов проводится активная рекламная кампания. Еще одна функция pop up-магазинов - это «разведка боем» перед открытием стационарных торговых заведений. Pop up-магазин позволяет в полевых условиях оценить привлекательность того или иного места, покупательский трафик и потребности потребителей.
Формат pop up полностью перекраивает стандарты продаж: обычная работа магазина превращается в фестиваль и яркое событие. Как правило, открытие pop up store приурочены к каким-то событиям: будь то Рождество, показ мод или выход капсульной коллекции. Таким образом, для покупателей всегда присутствует элемент интерактивности и особой значимости происходящего, для организаторов - это способ преподнести себя с неожиданной стороны.
В качестве примера могут служить владельцы бренда Louis Vuitton, которые будучи известными своей любовью к оригинальным решениям, открывают временный бутик в Каннах на время международного кинофестиваля. Или же промышленный концерн Samsung, открывающий мини-магазины в Лондоне для демонстрации новой модели смартфона.
На сегодняшний день в России pop up-культура находится примерно на том же уровне, что в Европе и США на этапе зарождения. Однако успешные примеры уже есть: весной 2012 года в Москве в торговом центре Dream House открывался pop up-магазин по продаже продукции известного британского кулинара и шоумена Jamie Oliver’а. В основном же на современном этапе русский pop up представлен воскресными ярмарками, где демонстрируются, например, товары категории hand-made (англ. - ручная работа), коллекции малоизвестных дизайнеров и др. [10, с. 56]
Первопричиной появления магазинов формата packaging-free послужил все более набирающий популярность тренд вовлечения предпринимателей в экобизнес. В последние несколько лет на рынке стала появляться масса компаний, которые ставят своей целью не только получение прибыли, но и заботу об окружающей среде. Известно, что большая часть отходов во всем мире - это именно упаковка: будь то бумажная, пластиковая или стеклянная. Уменьшение веса самой упаковки на 30 % может привести к сокращению использования картона на 250 тыс. кг, или 3550 деревьев каждый год.
В связи с этим веянием в 2006 году в Великобритании был запущен ритейл-стартап Unpackaged (англ. - «неупакованный»), впоследствии превратившийся в полноценный супермаркет. Продукты в продуктовых магазинах такого формата располагаются в больших емкостях, продажа осуществляется на развес в личную тару покупателя.
В основе функционирования магазина данного формата лежит концепция следования экологическому тренду, что сегодня следованием современной мировой моде. В соответствии с этим принципиально отличным от других форматов розничной торговли выступают, во-первых, исключительно органические продукты, выставленные на реализацию, во- вторых, приверженность к идее продаж без упаковывания товара, что демонстрирует помощь и поддержку в решении глобальной проблемы загрязнения окружающей среды вредными отходами и, в-третьих, приводит к снижению цену товара, к экономии на доставке и поддерживанию местных фермеров и товаропроизводителей.
Потребители оценили удобство и ценовую привлекательность формата, однако долгое время передовой опыт не воспринимался ни на внутреннем, ни на внешних рынках. Разрастанию формата packaging-free способствовал мировой финансовый кризис и последовавший вслед за ним спад покупательской способности населения многих стран.
К настоящему времени можно констатировать бум формата packaging-free, что можно объяснить двумя факторами: во-первых, экономическое положение заставляет следить за расходами и не допускать лишних трат; во-вторых, растет популярность фермерских и крафтовых продуктов, которые недешевы и без надбавки за упаковку.
Отечественным рынком востребованы различные форматы предприятий розничной торговли, поскольку формат оказания ими розничных торговых услуг является результатом реализации выбранной каждым из них бизнес-стратегии, что определяет успешность ведения их коммерческой деятельности и бизнеса в целом.
1.3. Методы розничной торговли
Под методом продажи понимают совокупность приемов и способов реализации товаров покупателям.
В зависимости от степени участия продавца в обслуживании и технологии выбора товаров в практике деятельности предприятий розничной торговли используют две основные системы обслуживания: традиционную и прогрессивную.
Классификация основных (традиционных) методов продаж товаров: Традиционный метод (через прилавок).
- Метод самообслуживания.
- Продажа товаров по заказам.
- Продажа товаров по образцам.
- Продажа товаров открытой выкладкой [7 с. 135-140].
Традиционный метод представляет собой метод продажи товаров, при
котором продавец тесно взаимодействует с покупателем, т.е. производит его полное обслуживание, а именно встречает, показывает товар, упаковывает его. Также данный метод подразумевает послепродажное обслуживание. Важную роль в осуществлении традиционного метода продаж играет квалификация продавца, знание им товара, умение слушать покупателя, вежливость в общении.
Самообслуживание - это метод, при котором покупатель, пришедший в магазин, сам находит товар, осматривает его, грузит в тележку и сам везёт товар оплачивать на кассу. Данный метод может распространяться как на продовольственные товары, так и на непродовольственные. Как правило, товары, которые не подходят под данный метод продажи являются сложно техническими товарами или не расфасованными товарами, расфасовка которых нецелесообразна.
Продажа товаров по заказам представляет собой метод предварительного заказа товаров в розничном торговом предприятии и его дальнейшем получении в определённом месте, а именно, пункте приёма, дома, на работе и т.д.
Продажа товаров по образцам представляет собой торговлю благодаря образцам товаров, которые выставлены на прилавках и стеллажах магазинов. При выборе и оплате товара, покупателю выносят запакованный товар идентичный образцу, который он выбрал.
Продажа товаров открытой выкладкой представляет собой продажи товаров, которые выложены на горках, стендах, прилавках, вешалах. Функции продавца - консультирование покупателей, взвешивание, упаковка.
Магистр российского экономического университета им. Г.В. Плеханова И.В. Жуков в своей статье «Эффективные методы продаж в современных российских реалиях» описывает существующие прогрессивные методы продаж, на которых строится торговля на современном российском рынке. А именно:
- Метод обслуживания.
- Агрессивный метод продаж.
- Спекулятивный метод продаж.
- Консультативный метод продаж.
- Метод комплексных продаж [12, с. 42-44]
Прогрессивность метода продажи товаров проявляется в ускорении процесса обслуживания покупателей, повышении культуры торговли и снижении издержек обращения, увеличении среднего чека и пропускной способности магазина [10, с. 115-116].
Метод обслуживания примечателен своей простотой. Основной задачей данного метода является пассивная продажа, то есть, обслуживание покупателя и продажа товара. Данный метод имеет широкое применение в различных гипермаркетах, супермаркетах, а также его используют различные call- центры, задачей которых является приём заказов или заявок. Данный метод подходит для продажи товаров широкого потребления или для простых товаров. Данный метод подразумевает стандартное поведение продавца, вежливое приветствие покупателя, а также качественная консультация по интересующим его товарам. Положительным моментом данного метода является готовность покупателя к доброжелательной форме общения, поскольку метод широко распространён и любой покупатель с ним сталкивался.
Агрессивный метод продаж является методом, который главным образом ориентирован на свой товар. Основная задача, которая стоит перед продавцом - продать товар любым возможным способом. Не редко случается, что при использовании данного метода продаж ущемляются интересы покупателя и как результат для покупателя - это неоправданные ожидания от совершения такой покупки. Успешное применение данного метода возможно при наличии высокого уровня коммуникативных навыков продавца, а также важную роль играет понимание психологии покупателя.
Данный метод был невероятно популярен в конце двадцатого века. В данный момент его используют не так часто и в большей степени для осуществления разовых продаж.
Спекулятивный метод продаж заключается в том, чтобы взывать личный интерес человека, который будет принимать решение о покупке товара. Для подкрепления данного метода чаще всего используют различные стимуляторы покупок, а именно подарки. Главным преимуществом данного метода является невероятная скорость достижения поставленных целей. Данный метод, как правило, используют для реализации дорогих товаров. Данный метод возможен при наличии высоких навыков установления контакта, а также навыков манипуляции, которые позволят достичь результата.
Консультативный метод продаж является наиболее популярным на российском рынке. Он повсеместно используется уже многие годы. Особенность данного метода - это шаблон работы с покупателем, который, конечно, может изменяться в зависимости от сферы продаж или предприятия. Используя данный метод, можно продавать как дешёвые, так и дорогие товары. Важнейшее значение играет умение продавца слушать и понимать потребности покупателя для проведения дальнейшего консультирования. В связи с развитием научно технического прогресса, в разных отраслях торговли появляются товары с совершенно инновационными характеристиками и свойствами. Основная сложность данного метода - это понимание продавцом всех свойств и характеристик товаров, только что выпущенных на рынок.
Комплексные продажи представляют собой метод продаж, ориентированный на предпочтениях клиента. Г лавная особенность данного метода в том, что усилия затрачиваются и от продавца и от покупателя в равной степени. Данный метод подходит для продажи сложных товаров, и только после проведения тщательного опроса покупателя.
В современных рыночных условиях самым прогрессирующим из методов стал метод электронной коммерции. Несомненно, этому поспособствовало развитие сети Интернет. Почти полное отсутствие участия продавца в продаже товара является как положительным, так и отрицательным моментом. Широкий круг покупателей быстро приняли данный метод продажи и активно им пользуются.
Подводя итог, можно сделать вывод, что на данный момент существуют различные классификации методов продаж, которые являются актуальными на сегодняшний день. Часть из них ориентирована на товар, а часть - на клиента. Среди наиболее популярных методов эффективных продаж можно выделить: традиционный метод, метод самообслуживания, продажи по заказам, продажи по образцам, обслуживание, агрессивный метод, спекулятивный метод, консультативный метод, комплексные продажи, электронная коммерция. Не смотря на то, что Памбухчиянц О.В. и Жуков И.В. представляют совершенно разные классификации методов продаж товаров, их мнения схожи в том, что наиболее прогрессивный метод продажи - это электронная коммерция. Анализируя представленные методики, их особенности и ориентиры, можно выбрать наиболее подходящий метод продаж для конкретного бизнеса.