Файл: место органов прокуратуры в системе органов государственной власти.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Следующей ступенью развития послереволюционной прокуратуры, стало образование Прокуратуры Верховного суда Союза ССР (23 ноября 1923 года). В стране сложилось две системы: названная прокуратура и прокуратуры союзных республик в системе наркоматов юстиции. Важно отметить, что организационно они небыли связаны между собой.

Колоссальное значение в становлении единой системы Прокуратуры Союза ССР имеет Положение о Прокуратуре Союза ССР принятое 17 декабря 1933 г. Он устанавливал принципы единства и подчиненности внутри прокурорской системы, а также закреплял военную и транспортную прокуратуры в качестве структурных подразделений Прокуратуры СССР.

В Конституции СССР 1936 г. нашли свое отражение основные принципы построения и функции советской прокуратуры. Статьи 114-116 Конституции СССР закрепляли принципы назначения на должности работников органов прокуратуры следующим образом: «Генеральный Прокурор СССР назначается Верховным Советом СССР сроком на семь лет. Республиканские, краевые, областные прокуроры, а также прокуроры автономных республик и автономных областей назначаются Генеральным Прокурором СССР сроком на пять лет. Окружные, районные и городские прокуроры назначаются прокурорами союзных республик с утверждения Генерального Прокурора СССР сроком на пять лет». Из этого следует, что Генеральный Прокурор осуществляет общее руководство органами прокуратуры и подчиняется Верховному Совету СССР.

Однако начавшаяся в 1941 году война приостановила развитие прокуратуры. Основная задача прокуратуры в военные годы заключалась в обеспечении выполнения законов, направленных на обеспечение обороноспособности страны.

Законом, принятым Верховным Советом СССР 19 марта 1946г.

Прокурору СССР присвоено наименование Генеральный прокурор СССР.

28 декабря 1955 года было утверждено Положение о прокурорском надзоре в СССР, которое впервые четко конкретизировало основные функции высшего надзора по всем его отраслям.

В период с 1960г. по 1970-е гг. был принят ряд законодательных актов конкретизировавших структуру и некоторые аспекты деятельности прокуратуры, но не носивших принципиального для органов прокуратуры характера.

Значительным для прокуратуры было включение в Конституцию СССР 1977 года отдельной главы о прокуратуре. В ней была прописана основная функция прокуратуры: осуществлять высший надзор за точным и единообразным исполнением законов всеми министерствами, государственными комитетами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, исполнительными и распорядительными органами местных Советов народных депутатов, колхозами,
кооперативными и иными общественными организациями, должностными лицами.

В Конституции 1977 г. была еще раз подчеркнута независимость прокуратуры, в структуре же существенных изменений не произошло. Генеральный Прокурор теперь нес ответственность и был подотчетен перед Съездом народных депутатов СССР и Верховным Советом СССР. Прокуратура находилась в ведении как законодательной, так и исполнительной власти. Подчеркивалась особая роль и место прокуратуры как надзорного и

контрольного органа, что не относило прокуратуру ни к одной из ветвей власти.

30 ноября 1979 года был принят Закон о прокуратуре СССР, в котором впервые законодательно закреплялось то, что органы прокуратуры составляют единую и централизованную систему - прокуратуру СССР, возглавляемую Генеральным прокурором СССР, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим. Виды прокурорского надзора оставались прежними: общий надзор; надзор за соблюдением законов органами дознания и предварительного следствия; надзор за соблюдением законов в местах содержания задержанных, в местах предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначенных судом.

Третий этап развития прокуратуры связан с постсоветским периодом истории.

Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации", принятый 17 января 1992 года по сути повторил советское построение прокурорской системы. Прокуратура Российской Федерации определяется как единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. В нём документе отсутствовали такие полномочии прокуратуры, как предписание и предостережение. Закон ограничивал проведение проверок, их следовало проводить лишь по сигналу о фактах нарушения законов. Таким образом, предупредительная и профилактическая функция прокуратуры в области нарушения законодательства исчерпала себя. Важным изменением стала замена надзор за исполнением законов в процессе уголовного судопроизводства на участие прокурора в процессе, в качестве поддержки государственного обвинения. Учитывая выше указанное, можно сделать вывод о том, что теперь органы прокуратуры превратились из органа надзора за соблюдением конституционной законности, в орган защиты прав и свобод граждан.


Решая возложенные на нее законом задачи обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, прокуратура осуществляет:

  1. надзор за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти отраслевой компетенции, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

  2. надзор за исполнением законов органами, осуществляющими

оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

  1. надзор за исполнением законов администрациями органов и

учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

  1. надзор за исполнением законов судебными приставами;

  2. уголовное преследование;

  3. координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

В соответствии с процессуальным законодательством прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами общей юрисдикции и арбитражными судами, в том числе поддерживают государственное обвинение в уголовном судопроизводстве.

Закон наделяет прокуроров полномочиями в сфере правотворческой деятельности на федеральном, региональном и местном уровне. Кроме того, прокуратура РФ осуществляет международное сотрудничество по широкому кругу вопросов в правовой сфере.

Становление и развитие правового государства, текущие экономические, политические и социальные реформы, предопределяют статус прокуратуры в современном обществе как основного блюстителя законов.2

Уже в 1995г. в закон о прокуратуре были внесены серьезные изменения, которые в корне изменили предмет прокурорского надзора. Были упразднены за исполнением законов гражданами, установлен запрет на вмешательство прокуратуры в хозяйственную деятельность. Прокурорский надзор принципиально изменил свое содержание, основным его предметом стало соблюдение законов органами государственной власти и местного самоуправления, а также коммерческими и некоммерческими организациями. Защита прав и свобод человека стала приоритетным направлением прокурорского надзора. Такая концепция соответствует и Конституции РФ, провозгласившей личность высшей ценностью общества и государства, а также уголовно-процессуальному законодательству, согласно которому, назначением уголовного судопроизводства является защита прав и свобод потерпевшего и обвиняемого (ст. 6 УПК РФ). Существенные изменения претерпело положение прокурора в уголовном и гражданском судопроизводстве. Прокуратура из органа надзора за законностью рассмотрения дел в судах стала одной из сторон, участвующих в судопроизводстве.


Следует отметить что изменения коснулись не только закона. Качественно обновился кадровый состав органов прокуратуры. Произошли в соответствии с духом времени, новыми экономическими, политическими, социальными реалиями другие перемены в статусе органов прокуратуры, их компетенции и круге полномочий, содержании и формах деятельности.

Преобразования в системе прокуратуры выразились в серьезных изменениях полномочий прокуратур субъектов Российской Федерации. Было образовано большое количество специализированных прокуратур, которым были частично переданы полномочия территориальных. Такое преобразование позволило разгрузить территориальные прокуратуры и сделать их деятельность более эффективной. Были созданы подразделения Генеральной прокуратуры РФ в федеральных округах; образованы управление по расследованию преступлений в сфере федеральной безопасности и межнациональных отношений на Северном Кавказе и управление по надзору за исполнением законодательства в сфере оборота наркотиков. Организационные перемены коснулись также деятельности прокуратуры по обеспечению законности в экономической и социальной сферах, на транспорте, на досудебной и судебной стадиях уголовного судопроизводства, в гражданском и арбитражном процессе и других направлениях.

К настоящему времени в основном сформирована прочная правовая база многогранной деятельности органов прокуратуры как инструмента утверждения идей правового государства, обеспечения верховенства права и законности.

За все время существования прокуратура претерпела серьезные организационные изменения, были разработаны новые правовые акты, модернизирован аппарат прокуратуры, внесены изменения в кадровый состав.

На сегодняшний день невозможно представить ни одно государство без органов прокуратуры, так как в условиях нынешнего мира, в котором коррупция, злоупотребление властью, растрачивание государственных средств, и другие преступления стали частью нашей с вами жизни просто необходимы специальные органы, осуществляющие обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности.

    1. Конституционно-правовой статус прокуратуры РФ


Конституция РФ в ст. 2 закрепила, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Одной из гарантий соблюдения прав и свобод человека и гражданина является учреждение в системе государственного механизма – прокуратуры, которая призвана осуществлять надзор за исполнением законов, соблюдением и защитой прав и свобод граждан, а так же охраняемых законом интересов общества и государства.
3

Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.

Конституция РФ в ст. 129 установила, что полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законодательством. Кроме того, на конституционном уровне определены порядок назначения на должность Генерального прокурора РФ, назначения и освобождения от занимаемых должностей прокуроров субъектов Российской Федерации и иных прокуроров.

В целях регулирования деятельности прокуратуры РФ на территории РФ принят Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".

В соответствии со ст. 1 указанного закона прокуратура Российской Федерации - это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдениемКонституцииРоссийской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:

1. надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

2. надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-