Файл: Проектное задание методика работы над литературоведческими понятиями.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования»
Факультет основного общего и среднего общего образования
Кафедра филологического образования
ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕ
МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИМИ ПОНЯТИЯМИ
КПК: Теория, методика и технологии преподавания русского языка
и литературы в соответствии с требованиями ФГОС, 5-9 класс.
Выполнила: Руководитель:
МИНИНА ЛЮБОВЬ ЛЬВОВНА БУКРЕЕВА СВЕТЛАНА УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ВЛАДИМИРОВНА
ЛИТЕРАТУРЫ
МБОУ "ПОДПОРОЖСКАЯ СОШ №4 КАНДИДАТ ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ
ИМ. М.ГОРЬКОГО" НАУК, ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ПОДПОРОЖСКИЙ РАЙОН ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Содержание.
I ВВЕДЕНИЕ.
II МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИМИ ПОНЯТИЯМИ.
-
Психолого-педагогические особенности усвоения учащимися понятий
-
Методика изучения теории литературы (традиции, этапы, своеобразие изучения теоретических основ разных родов литературы
-
Вопросы изучения основ теории литературы и эстетики
в современной методике преподавания литературы
-
Методика работы над литературоведческими понятиями при изучении произведений разных родов литературы
III ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ, УЧЕБНИКАХ 5-6 КЛАССОВ.
-
Анализ программ 5-6 классов
-
Определение понятий в разных учебниках
-
Наличие в составе УМК КИМов
IV МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ В 5-9 КЛ.
V ЗАКЛЮЧЕНИЕ
VI ЛИТЕРАТУРА
-
ВВЕДЕНИЕ
Основной целью литературного образования является приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой классики, формирование культуры художественного восприятия и воспитание на этой основе нравственности, эстетического вкуса, культуры речи, основой содержания литературного образования признано чтение и изучение художественных текстов с учетом литературоведческого, этико-философского и историко-культурного компонентов. Реализация данной цели невозможна в полной мере, если у обучающегося не сформирована литературоведческая компетенция.
В статье С.А. Зинина, Л.В. Новиковой, Л.Н. Гороховской
«МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НЕКОТОРЫМ АСПЕКТАМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ» (на основе анализа типичных затруднений выпускников при выполнении заданий ЕГЭ по литературе) приводится анализ результатов выполнения заданий В1–В12, что позволяет говорить о недостаточной сформированности у обучающихся литературоведческой компетенции:
« Попытка сочинить собственный термин взамен требуемого.Например, на задание, требующее знание термина «риторический вопрос», предлагается вариант: «безответный». Аналогичный подход наблюдается при выполнении другого задания: вместо термина «неологизм» экзаменуемый пишет слово «новизм».
Подбор «бытового» синонима, заменяющего неосвоенное выпускником понятие.
Например, термин «деталь» замещают такие «термины», как «уточнение», «знак», «факт», «комментарий», «пояснение», «объяснение». Вместо ответа «конфликт» предлагаются следующие варианты: «протест», «борьба», «противостояние», «бунтарство», «сопротивление», «спор», «разборка». Вместо ожидаемого ответа «реплика» встречаем «цитата», «обвинение», «прямая речь». Термин «пейзаж» заменяют «мрачная погода», «описание», «живое», «природ-ный фон». «Аллитерация» оказывается «звукорядом», «звучанием», «диссонансом» и т.п.
Смешение терминов и понятий.
Экзаменуемые нередко путают понятия «род» и «жанр», «анафора» и «эпифора», «эпос» и «проза», «контраст» и «конфликт». К примеру, задание требует определения жанра пьесы А.Н. Островского «Гроза», а ответ – «реализм»; спрашивается о литературном роде, к которому принадлежит «Преступление и наказание», а в бланке ответов – «проза». Нередки ошибки в ответах на вопросы о литературных типах: «лишний человек», «маленький человек» (причиной таких ошибок, вероятно, является непонимание категории «литературный тип» и неумение соотнести с этой категорией конкретные литературные образы). Выпускники часто смешивают понятия «ассонанс» и «аллитерация»; «конфликт» и «антитеза»; не различают стихотворные размеры (особенно затрудняются в определении трехсложных размеров), не узнают сравнение в форме творительного падежа («великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит»).
Ошибки в определении жанра или рода литературы.
Драму М.Горького «На дне» относят к комедии, называют рассказом, повестью и даже поэмой. Жанр «Преступления и наказания» Ф.М. Достоевского определяют как «драма» или «трагедия».
Воспроизведение в ответе ключевого слова, взятого из формулировки задания.
Подобные примеры многочисленны. В приведенном выше задании, требующем ответа «психологизм» использовано словосочетание «душевные переживания». Нередки случаи, когда в ответах находим: «переживание». В формулировке задания с ответом «олицетворение» фигурирует слово «одушевление», которое экзаменуемый и использует в качестве ответа.
Искажение термина и понятия или замена его на другое, близкое по звучанию слово.
Вместо термина «аллитерация» – «аллегория» или «ассимиляция», вместо «неологизм» – «нигилизм», вместо «риторический» – «ритуальный» и т.п.» (14)
Таким образом, одна из проблем литературного образования сегодня - усвоение учащимися теоретико-литературных понятий.
Данная проблема, на наш взгляд, может быть решена отчасти, если учитель будет опираться
-
на знание психолого-педагогических особенностей усвоения учащимися разного возраста литературоведческих понятий, -
опыт теоретических и практических исследований в этой области знания
Поэтому целью работы является сопоставление различных методик формирования теоретико-литературных понятий, обобщение опыта работы учителей литературы как основы для создания методических рекомендаций по формированию литературоведческой компетенции учащихся.
Можно выделить следующие задачи нашего исследования :
-
анализ методической литературы по проблеме: сравнение методик изучения литературоведческих понятий, -
анализ авторских программ, учебников, КИМов, -
изучение методических разработок, представленных в Интернете, -
обобщение результатов теоретических исследований и составление методических рекомендаций.
«Именно усвоение основных понятий и критериев сможет во многом восполнить один из недостатков литературного образования в школе - слабое включение учащихся в осознание эстетической природы литературы как - искусства слова», - писал Чертов В.Ф. (4)
Мы надеемся, что данные рекомендации помогут учителям-словесникам разобраться в разных подходах при работе с литературоведческими понятиями, выбрать оптимальный вариант и использовать методические разработки в практике преподавания.
-
МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИМИ ПОНЯТИЯМИ.
1. Психолого-педагогические особенности усвоения учащимися понятий
За период обучения в школе ученики должны усвоить довольно большое количество различных понятий. От того, насколько хорошо и правильно поставлена работа над понятием, будет зависеть и эффективность обучения дисциплине.
Методисты и психологи создали большое количество
рекомендаций по ведению процесса формирования понятий. Рассмотрим основные, существенные этапы становления понятия у школьников.
1этап. Восприятие.
Прежде того, как педагог будет формировать понятие, должно быть обеспечено восприятие изучаемого объекта, явления или процесса. Чем более качественным будет восприятие, тем более легким будет процесс формирования понятия.
Условиями эффективного восприятия можно считать:
1) объект, который представлен в натуральном виде;
2) ученик имеет доступ к объекту и может воспринимать его всеми органами чувств. Например, при изучении полезных ископаемых (уголь, гранит, мел и проч.) дети могут взять данные минералы в руки, потрогать их, понюхать, рассмотреть со всех сторон. Конечно, по ряду причин (соблюдение правил безопасности, недоступность объекта) не всегда возможно подобным образом организовать восприятие. В этом случае применяются наглядные, технические средства. Но, без сомнения, без восприятия, хотя бы в зрительном плане, формирование правильного понятия будет затруднено.
Также следует учитывать разные способы восприятия у школьников с разными типами мышления. Ученики "рассудочного" типа легко составляют планы, активно участвуют в работах итогового характера, но хуже работают с заданиями по тексту, менее чутки к художественному слову. Ученики "эмоционального" типа с интересом работают по тексту произведения, улавливают характер выразительных средств того или иного автора, но им труднее дается составление планов, работа над выводами. Знание особенностей учащихся каждого класса очень важно для учителя, так как помогает ему правильно распределить индивидуальные задания, в нужном направлении развивать познавательные задатки и интересы учащихся.
2 этап. Формирование представления.
Представление - это мысленный образ объекта, с которым ученик познакомился. Например, при изучении темы «Пустыни и полупустыни» дети знакомятся с растениями и животными данной природной зоны. Одно из растений- саксаул. Дети, как жители лесной природной зоны, не знакомы с данным понятием. После этапа восприятия, увидев его на иллюстрации или слайде, дети получили о нем представление - общее впечатление, помогающее воссоздать образ объекта в памяти.
3 этап. Формирование понятия.
Данный этап будет реализован в том случае, если изучаемый объект будет соотнесен по ряду признаков с классом, а также будут выделены его отличительные особенности. К примеру, сказать, что «саксаул- растение, произрастающее в пустыне» – недостаточно, так как к данному определению могут подойти и другие понятия. Понятие будет сформировано, если дети сумеют также и указать его отличия – «много коротких корявых ветвей, развевающихся у земли, листья в виде чешуек. Его древесина не плавает, но очень хорошо горит». (11)
Процесс овладения любыми понятиями предполагает взаимодействие теоретического и образного, логического, обобщенного, конкретно-действенного и эмоционального компонентов мышления и проходит в 3 этапа: восприятие – представление – понятие.
Исследование вопросов теории литературы в школьном изучении отражено в трудах В.В. Голубкова, Н.И. Кудряшева, Г.И. Беленького, М.А. Снежневской, А.Г. Балыбердина, Н.И.Прокофьева, Н.И. Громова, Н.О. Корста, А.В. Дановского, Л.К. Кузнецовой, Л.А. Мурач, О.Ю. Богдановой. (4) Г.И. Беленький прослеживает формирование теоретико-литературных понятий на нескольких этапах: первоначальные стихийные представления, затем - целенаправленное абстрагирование признаков, завершающееся определением понятия, и, наконец, уточнение понятия, включение его в систему понятий и применение к новому материалу. Значит, процесс формирования литературоведческих понятий тот же: восприятие- -представление- -понятие.
Основными критериями овладения понятием Г.И. Беленький считает «критерий единства обобщения и конкретизации"