Файл: Проектное задание методика работы над литературоведческими понятиями.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 62
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Обзор», не просто расширяющие круг чтения школьников, но и готовящие к анализу литературных произведений, включённых в программу 9-11 классов (например, «Жанр повести в русской литературе», «Образ родины в русской поэзии», «Литература нонсенса», «Изображение исторических событий в художественной литературе», «Сюжет в детективных произведениях» и др.).
В) В учебнике Г.С. Меркина предлагается ряд вопросов, помогающих учащимся самостоятельно анализировать теоретическое понятие, обобщать, делать выводы.
3. Наличие в составе УМК КИМов
Только в УМК В.Я. Коровиной входят тесты, позволяющие оценить данные умения. Но тесты проверяют знание небольшого числа понятий.
На сайте издательства «Просвещение» можно скачать методические рекомендации для работы с учебниками В.Ф.Чертова, где авторы УМК предлагают различные варианты работы с понятиями.
Таким образом, данные УМК по литературе не содержат материалов, позволяющих контролировать процесс формирования литературоведческой компетенции.
1-й ПРИМЕР СОСТАВЛЕНИЯ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОГО СЛОВАРЯ
Рубрика «Роды и жанры литературы.
1.Запись определений литературных родов и жанров:
2. Записи, связанные с понятием «анализ произведения».
Термины, употребляемые при анализе родовой специфики литературных произведений (афиша, ремарка, мизансцена, конфликт, внутреннее и внешнее действие, подтекст).
2-й ПРИМЕР СОСТАВЛЕНИЯ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОГО СЛОВАРЯ
Виды деятельности учащихся:
Составляющие словарной статьи:
Виды деятельности учащихся:
Условие работы - поэтапность: определение дает учитель, или оно вырабатывается в результате беседы; затем в ходе домашней работы (сопоставление определений, привлечение комментариев, подбор примеров). Итог - составление текста собственной статьи.
Строятся на материале либо одного произведения («Композиция рассказа А.П. Чехова "Ионыч" и ее роль в раскрытии авторской позиции»), либо целого ряда произведений разных писателей («Символ в произведениях русской литературы», «Рассказ и новелла» и т. д.).
ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ ДОКЛАДА О СИМВОЛЕ
1. Осмысление по справочной литературе таких понятий, как символ, символика, символизм, романтический и реалистический символ.
2. Толкование понятия на примере функционирования символа в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри», стихотворений А.С. Пушкина «К морю», элегии В.А. Жуковского «Море», пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад», рассказа А.М. Горького «Старуха Изергиль».
3. Осмысление понятия «символ» в трактовке его русскими философами и поэтами «серебряного века» — В. Соловьевым, Н. Бердяевым, Д. Мережковским и др.
4. Разъяснение особенности символа в известных школьникам стихотворениях А. Блока.
Брифинг - ролевая игра.
Участники игры выполняют различные функции.
Роль 1. Литературовед, делающий краткое сообщение и отвечающий на задаваемые вопросы.
Роль 2. Корреспонденты литературоведческого журнала, литературной газеты.
Технология игры.
Литературовед отвечает на вопросы корреспондентов.
Корреспонденты готовят по материалам брифинга творческие отчеты-публикации для изданий литературного кабинета школы, выполненные в разных жанрах (статья, репортаж, интервью, консультация для подготовки к экзамену и т. д.).
Цель - развитие творческих способностей учащихся.
Особенности жанра: острый сюжет, в центре - похождения персонажа, исполняющего функции данного термина, включение сказочных, фантастических элементов в повествование.
Формирование литературоведческой компетенции учащихся предполагает взаимодействие теоретического и образного, логического, обобщенного, конкретно-действенного и эмоционального компонентов мышления и проходит в 3 этапа: восприятие – представление – понятие; включение его в систему понятий и применение к новому материалу. Но нужно учитывать, что в художественном образе обобщение не может быть общеупотребительным, и это усложняет процесс формирования понятий. усвоение эстетических и теоретических понятий в процессе разбора произведения.
Все понятия должны образовывать в сознании школьников целостную концепцию, объясняющую законы словесного искусства. Научные понятия, включенные в курс в 4-7 классах, имеют преимущественно теоретико-литературный характер. Часть материала в 4-7 классах должна получить повторное теоретическое освещение в 8-10 классах. Процесс формирования теоретико-литературных понятий зависит от правильности работы с документами и статьями. Главное условие - последовательное включение изучаемого материала в теоретическую систему курса, постоянное его применение.
При изучении лирических произведений следует обращать внимание на образные возможности поэтической речи и интонационно-ритмическую ее выразительность. Параллельно с этим в каждом классе систематизируются отдельные наблюдения учащихся, затем обобщаются и формируются понятия по тому или иному кругу вопросов, связанных со стихом. В целом система теоретико-литературных знаний и понятий о поэзии оформляется и приобретает определенную завершенность в Х классе, к концу школьного обучения литературе. Излишне раннее введение сложных понятий, таких, например, как лирический герой, система стихосложения и т.д., не приносит пользы и не усваивается учениками по-настоящему, даже если они умеют оперировать ими в своих ответах. Начинать освоение теоретических знаний о стихе следует с элементарных понятий. Различия в работе над эпическим произведением зависят от жанров, возраста школьников, ступеней обучения, но общей особенностью является необходимость группировать художественный текст вокруг определенных проблем и рассматривать все компоненты образной системы в их взаимосвязи и сцеплениях. Неизбежным моментом работы с эпическим текстом оказывается рассмотрение сюжета и анализ конкретных эпизодов
Анализ программ, учебников и состава УМК позволяет сделать вывод о разном объёме, степени сложности вводимых понятий, как при изучении одной темы, так и всего курса. Также не все авторы предполагают закрепление понятий. Во всех учебниках есть словари терминов, но авторы УМК по-разному вводят понятия: в учебнике Коровиной В.Я. это статья, с которой учащимся необходимо познакомиться, а затем ответить на ряд вопросов, в учебнике Чертова В.Ф. это практическое освоение сложных теоретико-литературных понятий на примерах, в учебнике Меркина .С. предлагается ряд вопросов, помогающих учащимся самостоятельно анализировать теоретическое понятие, обобщать, делать выводы.
КИМы входят в состав только УМК Коровиной В.Я.
Методическая литература предлагает большое количество методов и приёмов работы с литературоведческими понятиями
В) В учебнике Г.С. Меркина предлагается ряд вопросов, помогающих учащимся самостоятельно анализировать теоретическое понятие, обобщать, делать выводы.
3. Наличие в составе УМК КИМов
Только в УМК В.Я. Коровиной входят тесты, позволяющие оценить данные умения. Но тесты проверяют знание небольшого числа понятий.
На сайте издательства «Просвещение» можно скачать методические рекомендации для работы с учебниками В.Ф.Чертова, где авторы УМК предлагают различные варианты работы с понятиями.
Таким образом, данные УМК по литературе не содержат материалов, позволяющих контролировать процесс формирования литературоведческой компетенции.
-
.МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ В 5-9 КЛАССАХ
-
Варианты составления литературоведческого словаря
-
Запись терминов с комментариями в ходе изучения курса литературы. -
Выполнение заданий с использованием накопившейся информации. -
Стимулирование конструктивной творческой деятельности. -
Тематический способ. -
Теоретико-литературные понятия группируются вокруг одной стержневой литературоведческой проблемы.
1-й ПРИМЕР СОСТАВЛЕНИЯ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОГО СЛОВАРЯ
Рубрика «Роды и жанры литературы.
1.Запись определений литературных родов и жанров:
-
эпос (сказка, басня, рассказ, новелла, повесть, роман, роман-эпопея), -
лирика (стихотворение, ода, элегия, эпитафия, эпиграмма, стансы, мадригал), -
драма (драма, трагедия, комедия).
2. Записи, связанные с понятием «анализ произведения».
Термины, употребляемые при анализе родовой специфики литературных произведений (афиша, ремарка, мизансцена, конфликт, внутреннее и внешнее действие, подтекст).
2-й ПРИМЕР СОСТАВЛЕНИЯ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОГО СЛОВАРЯ
-
Определение лирики как одного из родов художественной литературы, предметом которой являются внутренние, личные переживания и настроения поэта. -
Этимология этого слова. -
Признаки лирики как литературного рода: -
Формулировка понятия «лирический герой». -
Краткие заметки (памятка «Требования к анализу лирического стихотворения»).
Виды деятельности учащихся:
-
составление тематической и жанровой классификации лирических произведений, словарных статей об оде, элегии, стансах, сатире и др.;
-
запись сведений об основных стихотворных размерах.
-
Работа над словарной статьёй на уроке литературы
Составляющие словарной статьи:
-
сведения по этимологии термина; -
определение его, более или менее развернутое толкование; -
указание на наличие определяемого явления в том или ином произведении; -
примеры объяснения художественных явлений с помощью данных теоретических понятий.
Виды деятельности учащихся:
-
работа со словарными статьями различных словаре и справочников, -
сопоставление, обращение к примерам из художественной литературы, -
составление собственного определения, толкование.
Условие работы - поэтапность: определение дает учитель, или оно вырабатывается в результате беседы; затем в ходе домашней работы (сопоставление определений, привлечение комментариев, подбор примеров). Итог - составление текста собственной статьи.
-
Доклады по теории литературы
Строятся на материале либо одного произведения («Композиция рассказа А.П. Чехова "Ионыч" и ее роль в раскрытии авторской позиции»), либо целого ряда произведений разных писателей («Символ в произведениях русской литературы», «Рассказ и новелла» и т. д.).
ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ ДОКЛАДА О СИМВОЛЕ
1. Осмысление по справочной литературе таких понятий, как символ, символика, символизм, романтический и реалистический символ.
2. Толкование понятия на примере функционирования символа в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри», стихотворений А.С. Пушкина «К морю», элегии В.А. Жуковского «Море», пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад», рассказа А.М. Горького «Старуха Изергиль».
3. Осмысление понятия «символ» в трактовке его русскими философами и поэтами «серебряного века» — В. Соловьевым, Н. Бердяевым, Д. Мережковским и др.
4. Разъяснение особенности символа в известных школьникам стихотворениях А. Блока.
-
Литературоведческий брифинг
Брифинг - ролевая игра.
Участники игры выполняют различные функции.
Роль 1. Литературовед, делающий краткое сообщение и отвечающий на задаваемые вопросы.
Роль 2. Корреспонденты литературоведческого журнала, литературной газеты.
Технология игры.
Литературовед отвечает на вопросы корреспондентов.
Корреспонденты готовят по материалам брифинга творческие отчеты-публикации для изданий литературного кабинета школы, выполненные в разных жанрах (статья, репортаж, интервью, консультация для подготовки к экзамену и т. д.).
-
Сочинения рассказов о литературоведческих терминах.
Цель - развитие творческих способностей учащихся.
Особенности жанра: острый сюжет, в центре - похождения персонажа, исполняющего функции данного термина, включение сказочных, фантастических элементов в повествование.
-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Формирование литературоведческой компетенции учащихся предполагает взаимодействие теоретического и образного, логического, обобщенного, конкретно-действенного и эмоционального компонентов мышления и проходит в 3 этапа: восприятие – представление – понятие; включение его в систему понятий и применение к новому материалу. Но нужно учитывать, что в художественном образе обобщение не может быть общеупотребительным, и это усложняет процесс формирования понятий. усвоение эстетических и теоретических понятий в процессе разбора произведения.
Все понятия должны образовывать в сознании школьников целостную концепцию, объясняющую законы словесного искусства. Научные понятия, включенные в курс в 4-7 классах, имеют преимущественно теоретико-литературный характер. Часть материала в 4-7 классах должна получить повторное теоретическое освещение в 8-10 классах. Процесс формирования теоретико-литературных понятий зависит от правильности работы с документами и статьями. Главное условие - последовательное включение изучаемого материала в теоретическую систему курса, постоянное его применение.
При изучении лирических произведений следует обращать внимание на образные возможности поэтической речи и интонационно-ритмическую ее выразительность. Параллельно с этим в каждом классе систематизируются отдельные наблюдения учащихся, затем обобщаются и формируются понятия по тому или иному кругу вопросов, связанных со стихом. В целом система теоретико-литературных знаний и понятий о поэзии оформляется и приобретает определенную завершенность в Х классе, к концу школьного обучения литературе. Излишне раннее введение сложных понятий, таких, например, как лирический герой, система стихосложения и т.д., не приносит пользы и не усваивается учениками по-настоящему, даже если они умеют оперировать ими в своих ответах. Начинать освоение теоретических знаний о стихе следует с элементарных понятий. Различия в работе над эпическим произведением зависят от жанров, возраста школьников, ступеней обучения, но общей особенностью является необходимость группировать художественный текст вокруг определенных проблем и рассматривать все компоненты образной системы в их взаимосвязи и сцеплениях. Неизбежным моментом работы с эпическим текстом оказывается рассмотрение сюжета и анализ конкретных эпизодов
Анализ программ, учебников и состава УМК позволяет сделать вывод о разном объёме, степени сложности вводимых понятий, как при изучении одной темы, так и всего курса. Также не все авторы предполагают закрепление понятий. Во всех учебниках есть словари терминов, но авторы УМК по-разному вводят понятия: в учебнике Коровиной В.Я. это статья, с которой учащимся необходимо познакомиться, а затем ответить на ряд вопросов, в учебнике Чертова В.Ф. это практическое освоение сложных теоретико-литературных понятий на примерах, в учебнике Меркина .С. предлагается ряд вопросов, помогающих учащимся самостоятельно анализировать теоретическое понятие, обобщать, делать выводы.
КИМы входят в состав только УМК Коровиной В.Я.
Методическая литература предлагает большое количество методов и приёмов работы с литературоведческими понятиями
-
ЛИТЕРАТУРА
-
Беленький Г.И. Теория литературы в школе // Современные проблемы методики преподавания литературы / Отв. ред. Я.А. Роткович. - Куйбышев, 1974. -
Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. - М., 1976. -
Рез З.Я. Об особенностях изучения лирики в школе // Современные проблемы методики преподавания литературы. - Куйбышев, 1974. -
Чертов В.Ф. Методика преподования литературы // http://samlib.ru/m/molina_m_a/metodika_lit.shtml -
Программы общеобразовательных учреждений. 5-11 классы./ Авт.-сост. Коровина, В.Я., Журавлева, В.П. и др М.: Просвещение, 2007 -
Литература. 5- 9 классы/Авт.-сост. В.Ф.Чертов, Л.А. Трубина, Н.А. Ипполитова.- Москва: Просвещение, 2011г -
Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ Авт.-сост. Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев- РС, 2008 -
Литература. 7класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией В.Ф.Чертова .Москва Просвещение 2013 год. -
Литература. Учебник-хрестоматия. Ч 1-2 5 класс. / под ред. Коровиной В.Я. и др .- М.: Просвещение, 2010 -
Литература. 6 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ [авт.-сост. В.П. Полухина и др.]; под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2010. -
http://koi.tspu.ru/koi_books/semenova/razdel%207.htm -
http://www.superinf.ru/ -
http://www.proza.ru/2014/01/16/1030 -
http://www.fipi.ru/