Файл: Проектное задание методика работы над литературоведческими понятиями.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Обзор», не просто расширяющие круг чтения школьников, но и готовящие к анализу литературных произведений, включённых в программу 9-11 классов (например, «Жанр повести в русской литературе», «Образ родины в русской поэзии», «Литература нонсенса», «Изображение исторических событий в художественной литературе», «Сюжет в детективных произведениях» и др.).

В) В учебнике Г.С. Меркина предлагается ряд вопросов, помогающих учащимся самостоятельно анализировать теоретическое понятие, обобщать, делать выводы.



3. Наличие в составе УМК КИМов

Только в УМК В.Я. Коровиной входят тесты, позволяющие оценить данные умения. Но тесты проверяют знание небольшого числа понятий.

На сайте издательства «Просвещение» можно скачать методические рекомендации для работы с учебниками В.Ф.Чертова, где авторы УМК предлагают различные варианты работы с понятиями.

Таким образом, данные УМК по литературе не содержат материалов, позволяющих контролировать процесс формирования литературоведческой компетенции.



  1. .МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ В 5-9 КЛАССАХ




  1. Варианты составления литературоведческого словаря

  • Запись терминов с комментариями в ходе изучения курса литературы.

  • Выполнение заданий с использованием накопившейся информации.

  • Стимулирование конструктивной творческой деятельности.

  • Тематический способ.

  • Теоретико-литературные понятия группируются вокруг одной стержневой литературоведческой проблемы.

1-й ПРИМЕР СОСТАВЛЕНИЯ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОГО СЛОВАРЯ

Рубрика «Роды и жанры литературы.

1.Запись определений литературных родов и жанров:

  • эпос (сказка, басня, рассказ, новелла, повесть, роман, роман-эпопея),

  • лирика (стихотворение, ода, элегия, эпитафия, эпиграмма, стансы, мадригал),

  • драма (драма, трагедия, комедия).

2. Записи, связанные с понятием «анализ произведения».

Термины, употребляемые при анализе родовой специфики литературных произведений (афиша, ремарка, мизансцена, конфликт, внутреннее и внешнее действие, подтекст).


2-й ПРИМЕР СОСТАВЛЕНИЯ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОГО СЛОВАРЯ

  • Определение лирики как одного из родов художественной литературы, предметом которой являются внутренние, личные переживания и настроения поэта.

  • Этимология этого слова.

  • Признаки лирики как литературного рода:

  • Формулировка понятия «лирический герой».

  • Краткие заметки (памятка «Требования к анализу лирического стихотворения»).

Виды деятельности учащихся:

  • составление тематической и жанровой классификации лирических произведений, словарных статей об оде, элегии, стансах, сатире и др.;

  • запись сведений об основных стихотворных размерах.

  1. Работа над словарной статьёй на уроке литературы

Составляющие словарной статьи:

  • сведения по этимологии термина;

  • определение его, более или менее развернутое толкование;

  • указание на наличие определяемого явления в том или ином произведении;

  • примеры объяснения художественных явлений с помощью данных теоретических понятий.

Виды деятельности учащихся:

  • работа со словарными статьями различных словаре и справочников,

  • сопоставление, обращение к примерам из художественной литературы,

  • составление собственного определения, толкование.

Условие работы - поэтапность: определение дает учитель, или оно вырабатывается в результате беседы; затем в ходе домашней работы (сопоставление определений, привлечение комментариев, подбор примеров). Итог - составление текста собственной статьи.


  1. Доклады по теории литературы

Строятся на материале либо одного произведения («Композиция рассказа А.П. Чехова "Ионыч" и ее роль в раскрытии авторской позиции»), либо целого ряда произведений разных писателей («Символ в произведениях русской литературы», «Рассказ и новелла» и т. д.).

ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ ДОКЛАДА О СИМВОЛЕ

1. Осмысление по справочной литературе таких понятий, как символ, символика, символизм, романтический и реалистический символ.

2. Толкование понятия на примере функционирования символа в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри», стихотворений А.С. Пушкина «К морю», элегии В.А. Жуковского «Море», пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад», рассказа А.М. Горького «Старуха Изергиль».



3. Осмысление понятия «символ» в трактовке его русскими философами и поэтами «серебряного века» — В. Соловьевым, Н. Бердяевым, Д. Мережковским и др.

4. Разъяснение особенности символа в известных школьникам стихотворениях А. Блока.


  1. Литературоведческий брифинг

Брифинг - ролевая игра.

Участники игры выполняют различные функции.

Роль 1. Литературовед, делающий краткое сообщение и отвечающий на задаваемые вопросы.

Роль 2. Корреспонденты литературоведческого журнала, литературной газеты.

Технология игры.

Литературовед отвечает на вопросы корреспондентов.

Корреспонденты готовят по материалам брифинга творческие отчеты-публикации для изданий литературного кабинета школы, выполненные в разных жанрах (статья, репортаж, интервью, консультация для подготовки к экзамену и т. д.).

  1. Сочинения рассказов о литературоведческих терминах.



Цель - развитие творческих способностей учащихся.

Особенности жанра: острый сюжет, в центре - похождения персонажа, исполняющего функции данного термина, включение сказочных, фантастических элементов в повествование.


  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Формирование литературоведческой компетенции учащихся предполагает взаимодействие теоретического и образного, логического, обобщенного, конкретно-действенного и эмоционального компонентов мышления и проходит в 3 этапа: восприятие – представление – понятие; включение его в систему понятий и применение к новому материалу. Но нужно учитывать, что в художественном образе обобщение не может быть общеупотребительным, и это усложняет процесс формирования понятий. усвоение эстетических и теоретических понятий в процессе разбора произведения.

Все понятия должны образовывать в сознании школьников целостную концепцию, объясняющую законы словесного искусства. Научные понятия, включенные в курс в 4-7 классах, имеют преимущественно теоретико-литературный характер. Часть материала в 4-7 классах должна получить повторное теоретическое освещение в 8-10 классах. Процесс формирования теоретико-литературных понятий зависит от правильности работы с документами и статьями. Главное условие - последовательное включение изучаемого материала в теоретическую систему курса, постоянное его применение.


При изучении лирических произведений следует обращать внимание на образные возможности поэтической речи и интонационно-ритмическую ее выразительность. Параллельно с этим в каждом классе систематизируются отдельные наблюдения учащихся, затем обобщаются и формируются понятия по тому или иному кругу вопросов, связанных со стихом. В целом система теоретико-литературных знаний и понятий о поэзии оформляется и приобретает определенную завершенность в Х классе, к концу школьного обучения литературе. Излишне раннее введение сложных понятий, таких, например, как лирический герой, система стихосложения и т.д., не приносит пользы и не усваивается учениками по-настоящему, даже если они умеют оперировать ими в своих ответах. Начинать освоение теоретических знаний о стихе следует с элементарных понятий. Различия в работе над эпическим произведением зависят от жанров, возраста школьников, ступеней обучения, но общей особенностью является необходимость группировать художественный текст вокруг определенных проблем и рассматривать все компоненты образной системы в их взаимосвязи и сцеплениях. Неизбежным моментом работы с эпическим текстом оказывается рассмотрение сюжета и анализ конкретных эпизодов

Анализ программ, учебников и состава УМК позволяет сделать вывод о разном объёме, степени сложности вводимых понятий, как при изучении одной темы, так и всего курса. Также не все авторы предполагают закрепление понятий. Во всех учебниках есть словари терминов, но авторы УМК по-разному вводят понятия: в учебнике Коровиной В.Я. это статья, с которой учащимся необходимо познакомиться, а затем ответить на ряд вопросов, в учебнике Чертова В.Ф. это практическое освоение сложных теоретико-литературных понятий на примерах, в учебнике Меркина .С. предлагается ряд вопросов, помогающих учащимся самостоятельно анализировать теоретическое понятие, обобщать, делать выводы.

КИМы входят в состав только УМК Коровиной В.Я.

Методическая литература предлагает большое количество методов и приёмов работы с литературоведческими понятиями


  1. ЛИТЕРАТУРА




  1. Беленький Г.И. Теория литературы в школе // Современные проблемы методики преподавания литературы / Отв. ред. Я.А. Роткович. - Куйбышев, 1974.

  2. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. - М., 1976.

  3. Рез З.Я. Об особенностях изучения лирики в школе // Современные проблемы методики преподавания литературы. - Куйбышев, 1974.

  4. Чертов В.Ф. Методика преподования литературы // http://samlib.ru/m/molina_m_a/metodika_lit.shtml

  5. Программы общеобразовательных учреждений. 5-11 классы./ Авт.-сост. Коровина, В.Я., Журавлева, В.П. и др М.: Просвещение, 2007

  6. Литература. 5- 9 классы/Авт.-сост. В.Ф.Чертов, Л.А. Трубина, Н.А. Ипполитова.- Москва: Просвещение, 2011г

  7. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ Авт.-сост. Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев- РС, 2008

  8. Литература. 7класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией В.Ф.Чертова .Москва Просвещение 2013 год.

  9. Литература. Учебник-хрестоматия. Ч 1-2 5 класс. / под ред. Коровиной В.Я. и др .- М.: Просвещение, 2010

  10. Литература. 6 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ [авт.-сост. В.П. Полухина и др.]; под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2010.

  11. http://koi.tspu.ru/koi_books/semenova/razdel%207.htm

  12. http://www.superinf.ru/

  13. http://www.proza.ru/2014/01/16/1030

  14. http://www.fipi.ru/