Файл: Проектное задание методика работы над литературоведческими понятиями.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
(1)
Среди методистов, учителей-словесников нет единого мнения о системе, объеме и последовательности изучения вопросов теории литературы в школе. Но можно выделить этапы работы над литературоведческим понятием. В раскрытии определенного понятия необходимо придерживаться такой последовательности:
1. Накопление фактов, характеристика литературных явлений.
2. Общее представление о признаках этого явления.
3. Определение понятия или установление его характерных признаков.
4. Закрепление существенных признаков понятия или его определения.
5. Применение понятия при анализе конкретного литературного явления.
6. Дальнейшее развития понятия, обогащение его новыми признаками. (4)
Н.Д. Молдавская, отмечая специфичность литературного развития и образования, выдвигает важное для методической науки положение: "Отношение к искусству и его восприятие формируются по законам, которые не всегда совпадают с законами развития теоретического мышления, хотя и связаны с ними. В понятии мы имеем дело с общеупотребительным обобщением, которое складывается в общечеловеческом опыте на протяжении жизни множества поколений. В художественном образе обобщение не может быть общеупотребительным (если это не устоявшаяся аллегория или символ), оно всегда единственное и неповторимое, так как порождено творческой фантазией художника. Это значительно усложняет весь процесс накопления художественного опыта ребенком и, следовательно, процесс его литературного развития" (2)
Таким образом, анализ художественного произведения тесно связан с работой над теоретическими понятиями, что соответствует общему методу познания ( от частного к общему, от общего к частному). Но нужно учитывать, что в художественном образе обобщение не может быть общеупотребительным, и это усложняет процесс формирования понятий.
2. Методика изучения теории литературы (традиции, этапы, своеобразие изучения теоретических основ разных родов литературы).
а). Традиции изучения теории литературы в отечественной школе.
Риторика М. В. Ломоносова – первый шаг на пути создания концепции школьного изучения теории литературы.
Н. И. Новиков сформулировал один из принципов обучения: «правила, примеры и упражнения должны быть соединяемы».
В «Программе русского языка и словесности для воспитанников военно-учебных заведений»
А. Д. Галахова и Ф.И. Буслаева (1852) содержался раздел «Теория поэзии» (Содержание: различие между поэтическими и прозаическими сочинениями; основные эстетические сведения).
В.И. Водовозов. Учащиеся сами формулируют определения на основе разбора произведений.
В.М. Фишер. На первом плане нравственно-эстетическая цель преподавания литературы.
Б.М. Эйхенбаум. Главная задача словесника - изучение стиля, системы художественных образов.
Программа по литературе (1919)
Теоретико-литературные понятия, рекомендованные для изучения: психология поэта, проблема формы, эмоции и образы, литературный образ, формы поэтического творчества, тип, принципы символизма, форма (стиль) литературного произведения.
М.А. Рыбникова. Литературоведческие проблемы, постепенно усложняясь, должны проходить через все годы обучения (общественная природа писателя, литературный язык, построение произведения; основные литературные роды и виды).
В. В. Голубков.
1.Группы теоретико-литературных понятий:
литературно-художественное произведение как специфическое средство познания действительности и как орудие общественной борьбы.
2. Составные части художественного произведения.
3. Композиция художественного произведения.
4. Язык художественного произведения.
5. Основы стихосложения.
6. Литературные жанры.
Методистами XIX – начала XX в. был намечен важный принцип изучения теории словесности, сохраняющий свое значение и для современной практики литературного образования: усвоение эстетических и теоретических понятий в процессе разбора произведения. Преподавание словесности было тесно связано с основными направлениями теории словесности как научной дисциплины.
3. Вопросы изучения основ теории литературы и эстетики
в современной методике преподавания литературы
В 50— 80-е гг. XX в. важнейший принцип изучения художественного произведения в единстве формы и содержания зачастую лишь декларировался на бумаге. Наметился разрыв между изучением литературы в школе и уровнем, который был достигнут наукой в литературе. В школьной практике стал преобладать социально-генетический подход к изучению литературы.
Н.И. Кудряшев опровергает мнение о том, что теоретические и историко-литературные знания мешают чистоте и глубине художественного восприятия. Сознание человека едино, процессы художественного и научного освоения мира взаимосвязаны. Уроки изучения теории и истории литературы выделяются в отдельный тип.
Изучение теории литературы в школе в 50-80-х гг.
М.Г. Качурин. Теоретические понятия являются составной частью школьного курса литературы и образуют как бы его научный каркас. В средних классах работа с теоретическими понятиями идет в единстве чтения, анализа и теоретических обобщений. В старших классах первостепенным становится исторический аспект изучения научных понятий. М.Г. Качурин отмечает, что «необходимо последовательно раскрывать связи истории и теории в каждом понятии».
Г.И. Беленький во главу угла работы по теории литературы ставит вопрос об образном отражении жизни, о художественном образе. Сохраняет актуальность высказывания методиста
1) о постановке теоретико-литературных задач на год, на цикл уроков, даже на отдельный урок, лекцию, беседу по теоретическим проблемам литературы;
2) о концептуальном изучении художественных произведений и творчества писателя в целом.
О.Ю. Богданова. В основе системного концептуального изучения литературы лежит углубление связей между непосредственным личностным восприятием произведения, его изучением и владением системой теоретико-литературных понятий. В ходе анализа художественного произведения школьники переходят от художественной конкретности произведения к обобщениям различного характера и уровня, в том числе к обобщениям теоретико-литературного плана.
А. В. Дановский. Концепция системно-функционального формирования теоретико-литературных понятий в школе. Условно выделены четыре сквозные философско-эстетические и теоретико-литературные темы (проблемы): нравственно-эстетические отношения искусства к действительности; взаимодействия мировоззрения и творчества писателя; взаимосвязь литературного направления, художественного метода и стиля; взаимодействия литературной критики с общественными движениями и историко-литературным процессом.
Системно-функциональный подход к формированию теоретико-литературных понятий с опорой на диалектику взаимодействия читательского восприятия и осмысления художественной литературы направлен на их органическое соединение в учебно-воспитательном процессе и самостоятельной читательской практике.
С.А. Леонов. Рекомендует разнообразные виды речевой деятельности: составление литературоведческого словаря, создание словарной статьи, подготовка устного рассказа о термине, анализ текста-образца теоретико-литературной статьи учебника, ее пересказ, обогащенный выводами собственных наблюдений над художественным текстом, доклад по одной из проблем теории литературы (например, «Символ в произведении», «Рассказ и новелла»), литературоведческий брифинг.
Анализ современного состояния преподавания литературы показывает, что ученые-методисты, учителя-практики опираются либо на принципы филологического изучения литературы, либо на традиции этико-эстетического (воспитательного) направления в преподавании литературы.
в). Этапы изучения теории литературы
Придавая огромное значение конкретным единичным представлениям в изучении литературы, В.В. Голубков обозначил пути слияния этих единичных представлений, что дает обобщенное представление. Он советовал не забывать о взаимодействии мышления образного и понятийного, рекомендовал рано начинать с учащимися работу над понятийными категориями: "Чем конкретнее представление, тем полновеснее и понятия; чем ярче образное мышление, тем больше даст оно и для мышления понятийного. В связи с этим следует сказать хотя бы два слова о соотношении представлений и понятий. Существует предрассудок
, что можно создавать представления, игнорируя понятия... Нужно уже с V класса вводить в сознание учащихся некоторые понятия, например понятия о сравнении, метафоре и т.п. Чем больше уточнят учащиеся эти понятия, тем ярче их конкретные образные представления".
Курс литературы содержит теоретические понятия в 2 основных формах:
1) пояснения к каждой теме, объяснения учителя, но не выделяется для специального изучения.
2) понятия под рубрикой «теория литературы».
Все понятия должны образовывать в сознании школьников целостную концепцию, объясняющую законы словесного искусства. Научные понятия, включенные в курс в 4-7 классах, имеют преимущественно теоретико-литературный характер. Часть материала в 4-7 классах должна получить повторное теоретическое освещение в 8-10 классах. Процесс формирования теоретико-литературных понятий зависит от правильности работы с документами и статьями. Главное условие - последовательное включение изучаемого материала в теоретическую систему курса, постоянное его применение.
Те и другие понятия должны «работать» в процессе занятий:
первые - постепенно осваиваться учащимися как элементы научного подхода к литературе,
вторые - выводиться из анализа литературных явлений, закрепляться в виде определений, становиться основными ориентирами в изучении литературы.
Учителю нужно, чтобы изучаемые теоретические понятия, постепенно накапливаясь, развиваясь, вступая в связь между собой, образовали определенную систему и чтобы этапы становления системы были одновременно ступенями литературного развития школьников. Поэтому, в каком бы классе ни вел учитель работу над теоретико-литературными понятиями, ему важно представлять себе эту работу в масштабах всего школьного курса.
В начальных классах учащиеся знакомятся с разными видами художественных произведений, слышат имена писателей, получают некоторые сведения о них, учатся чувствовать и воссоздавать воображением художественный образ.
Ученики 5-6 классов, знакомясь с художественной речью, с элементами художественного изображения, вместе с тем учатся воспринимать произведение как целое, где каждая деталь имеет значение, как творение автора - человека вдумчивого, наблюдательного, мудрого, чьими глазами мы смотрим на людей и события.
В 6 классе на основе накопившихся наблюдений и обобщений
Среди методистов, учителей-словесников нет единого мнения о системе, объеме и последовательности изучения вопросов теории литературы в школе. Но можно выделить этапы работы над литературоведческим понятием. В раскрытии определенного понятия необходимо придерживаться такой последовательности:
1. Накопление фактов, характеристика литературных явлений.
2. Общее представление о признаках этого явления.
3. Определение понятия или установление его характерных признаков.
4. Закрепление существенных признаков понятия или его определения.
5. Применение понятия при анализе конкретного литературного явления.
6. Дальнейшее развития понятия, обогащение его новыми признаками. (4)
Н.Д. Молдавская, отмечая специфичность литературного развития и образования, выдвигает важное для методической науки положение: "Отношение к искусству и его восприятие формируются по законам, которые не всегда совпадают с законами развития теоретического мышления, хотя и связаны с ними. В понятии мы имеем дело с общеупотребительным обобщением, которое складывается в общечеловеческом опыте на протяжении жизни множества поколений. В художественном образе обобщение не может быть общеупотребительным (если это не устоявшаяся аллегория или символ), оно всегда единственное и неповторимое, так как порождено творческой фантазией художника. Это значительно усложняет весь процесс накопления художественного опыта ребенком и, следовательно, процесс его литературного развития" (2)
Таким образом, анализ художественного произведения тесно связан с работой над теоретическими понятиями, что соответствует общему методу познания ( от частного к общему, от общего к частному). Но нужно учитывать, что в художественном образе обобщение не может быть общеупотребительным, и это усложняет процесс формирования понятий.
2. Методика изучения теории литературы (традиции, этапы, своеобразие изучения теоретических основ разных родов литературы).
а). Традиции изучения теории литературы в отечественной школе.
Риторика М. В. Ломоносова – первый шаг на пути создания концепции школьного изучения теории литературы.
Н. И. Новиков сформулировал один из принципов обучения: «правила, примеры и упражнения должны быть соединяемы».
В «Программе русского языка и словесности для воспитанников военно-учебных заведений»
А. Д. Галахова и Ф.И. Буслаева (1852) содержался раздел «Теория поэзии» (Содержание: различие между поэтическими и прозаическими сочинениями; основные эстетические сведения).
В.И. Водовозов. Учащиеся сами формулируют определения на основе разбора произведений.
В.М. Фишер. На первом плане нравственно-эстетическая цель преподавания литературы.
Б.М. Эйхенбаум. Главная задача словесника - изучение стиля, системы художественных образов.
Программа по литературе (1919)
Теоретико-литературные понятия, рекомендованные для изучения: психология поэта, проблема формы, эмоции и образы, литературный образ, формы поэтического творчества, тип, принципы символизма, форма (стиль) литературного произведения.
М.А. Рыбникова. Литературоведческие проблемы, постепенно усложняясь, должны проходить через все годы обучения (общественная природа писателя, литературный язык, построение произведения; основные литературные роды и виды).
В. В. Голубков.
1.Группы теоретико-литературных понятий:
литературно-художественное произведение как специфическое средство познания действительности и как орудие общественной борьбы.
2. Составные части художественного произведения.
3. Композиция художественного произведения.
4. Язык художественного произведения.
5. Основы стихосложения.
6. Литературные жанры.
Методистами XIX – начала XX в. был намечен важный принцип изучения теории словесности, сохраняющий свое значение и для современной практики литературного образования: усвоение эстетических и теоретических понятий в процессе разбора произведения. Преподавание словесности было тесно связано с основными направлениями теории словесности как научной дисциплины.
3. Вопросы изучения основ теории литературы и эстетики
в современной методике преподавания литературы
В 50— 80-е гг. XX в. важнейший принцип изучения художественного произведения в единстве формы и содержания зачастую лишь декларировался на бумаге. Наметился разрыв между изучением литературы в школе и уровнем, который был достигнут наукой в литературе. В школьной практике стал преобладать социально-генетический подход к изучению литературы.
Н.И. Кудряшев опровергает мнение о том, что теоретические и историко-литературные знания мешают чистоте и глубине художественного восприятия. Сознание человека едино, процессы художественного и научного освоения мира взаимосвязаны. Уроки изучения теории и истории литературы выделяются в отдельный тип.
Изучение теории литературы в школе в 50-80-х гг.
М.Г. Качурин. Теоретические понятия являются составной частью школьного курса литературы и образуют как бы его научный каркас. В средних классах работа с теоретическими понятиями идет в единстве чтения, анализа и теоретических обобщений. В старших классах первостепенным становится исторический аспект изучения научных понятий. М.Г. Качурин отмечает, что «необходимо последовательно раскрывать связи истории и теории в каждом понятии».
Г.И. Беленький во главу угла работы по теории литературы ставит вопрос об образном отражении жизни, о художественном образе. Сохраняет актуальность высказывания методиста
1) о постановке теоретико-литературных задач на год, на цикл уроков, даже на отдельный урок, лекцию, беседу по теоретическим проблемам литературы;
2) о концептуальном изучении художественных произведений и творчества писателя в целом.
О.Ю. Богданова. В основе системного концептуального изучения литературы лежит углубление связей между непосредственным личностным восприятием произведения, его изучением и владением системой теоретико-литературных понятий. В ходе анализа художественного произведения школьники переходят от художественной конкретности произведения к обобщениям различного характера и уровня, в том числе к обобщениям теоретико-литературного плана.
А. В. Дановский. Концепция системно-функционального формирования теоретико-литературных понятий в школе. Условно выделены четыре сквозные философско-эстетические и теоретико-литературные темы (проблемы): нравственно-эстетические отношения искусства к действительности; взаимодействия мировоззрения и творчества писателя; взаимосвязь литературного направления, художественного метода и стиля; взаимодействия литературной критики с общественными движениями и историко-литературным процессом.
Системно-функциональный подход к формированию теоретико-литературных понятий с опорой на диалектику взаимодействия читательского восприятия и осмысления художественной литературы направлен на их органическое соединение в учебно-воспитательном процессе и самостоятельной читательской практике.
С.А. Леонов. Рекомендует разнообразные виды речевой деятельности: составление литературоведческого словаря, создание словарной статьи, подготовка устного рассказа о термине, анализ текста-образца теоретико-литературной статьи учебника, ее пересказ, обогащенный выводами собственных наблюдений над художественным текстом, доклад по одной из проблем теории литературы (например, «Символ в произведении», «Рассказ и новелла»), литературоведческий брифинг.
Анализ современного состояния преподавания литературы показывает, что ученые-методисты, учителя-практики опираются либо на принципы филологического изучения литературы, либо на традиции этико-эстетического (воспитательного) направления в преподавании литературы.
в). Этапы изучения теории литературы
Придавая огромное значение конкретным единичным представлениям в изучении литературы, В.В. Голубков обозначил пути слияния этих единичных представлений, что дает обобщенное представление. Он советовал не забывать о взаимодействии мышления образного и понятийного, рекомендовал рано начинать с учащимися работу над понятийными категориями: "Чем конкретнее представление, тем полновеснее и понятия; чем ярче образное мышление, тем больше даст оно и для мышления понятийного. В связи с этим следует сказать хотя бы два слова о соотношении представлений и понятий. Существует предрассудок
, что можно создавать представления, игнорируя понятия... Нужно уже с V класса вводить в сознание учащихся некоторые понятия, например понятия о сравнении, метафоре и т.п. Чем больше уточнят учащиеся эти понятия, тем ярче их конкретные образные представления".
Курс литературы содержит теоретические понятия в 2 основных формах:
1) пояснения к каждой теме, объяснения учителя, но не выделяется для специального изучения.
2) понятия под рубрикой «теория литературы».
Все понятия должны образовывать в сознании школьников целостную концепцию, объясняющую законы словесного искусства. Научные понятия, включенные в курс в 4-7 классах, имеют преимущественно теоретико-литературный характер. Часть материала в 4-7 классах должна получить повторное теоретическое освещение в 8-10 классах. Процесс формирования теоретико-литературных понятий зависит от правильности работы с документами и статьями. Главное условие - последовательное включение изучаемого материала в теоретическую систему курса, постоянное его применение.
Те и другие понятия должны «работать» в процессе занятий:
первые - постепенно осваиваться учащимися как элементы научного подхода к литературе,
вторые - выводиться из анализа литературных явлений, закрепляться в виде определений, становиться основными ориентирами в изучении литературы.
Учителю нужно, чтобы изучаемые теоретические понятия, постепенно накапливаясь, развиваясь, вступая в связь между собой, образовали определенную систему и чтобы этапы становления системы были одновременно ступенями литературного развития школьников. Поэтому, в каком бы классе ни вел учитель работу над теоретико-литературными понятиями, ему важно представлять себе эту работу в масштабах всего школьного курса.
В начальных классах учащиеся знакомятся с разными видами художественных произведений, слышат имена писателей, получают некоторые сведения о них, учатся чувствовать и воссоздавать воображением художественный образ.
Ученики 5-6 классов, знакомясь с художественной речью, с элементами художественного изображения, вместе с тем учатся воспринимать произведение как целое, где каждая деталь имеет значение, как творение автора - человека вдумчивого, наблюдательного, мудрого, чьими глазами мы смотрим на людей и события.
В 6 классе на основе накопившихся наблюдений и обобщений