Файл: Проектное задание методика работы над литературоведческими понятиями.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 63
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ученик получает представление о писателе и о народе-сказителе как художнике.
Работа с теоретическими понятиями в 5-9 классах - единство чтения, анализа и теоретических обобщений.
Уже первые теоретические обобщения, с которыми встречаются дети в 5 классе, весьма сложны. Так, например, изучая пушкинскую «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях», они узнают о близости сказки к народной, о поэтичности изображения волшебных событий, о выразительности языка и стихотворной форме сказки.
Работа над сказкой - чтение, беседы о персонажах, об авторе, подготовка выразительного чтения и инсценирования - будет непременно связана с пристальным вниманием учащихся к слову в контексте. Необходимо показать ученикам, прежде всего, высокую точность слова, являющуюся первым и решающим условием изобразительности.
Многие последующие понятия в 6-7 классах будут развивать и углублять первоначальные представления о художественном языке.
Надо позаботиться, чтобы эпитет, сравнение, олицетворение, метафору и другие приемы художественной изобразительности ученики воспринимали не как украшение речи, а как способы точного и глубокого изображения жизни.
Трудный и ответственный этап в развитии понятия о языке художественной литературы - знакомство с условностью. Учащимся надо понять, что и в тех случаях, когда народ-художник или писатель в своих произведениях меняют формы, размеры или отношения предметов, это вызвано стремлением полнее передать правду жизни.
В 6 классе в связи с изучением былины ученики усваивают понятие о гиперболе. Важно, чтобы школьники поняли, что художественное преувеличение не противоречит правде, а помогает полнее, точнее раскрыть ее. Ведь образ богатыря в былине не портрет исторического лица, а обобщение богатырской мощи и удали народа. Шаг за шагом учащиеся будут узнавать, что и басенная аллегория, и сатирическое преувеличение, и очеловечивание явлений природы - все это разные способы выявить и показать правду, которая часто бывает в жизни глубоко спрятана, так что не всякий ее увидит.
Осмысление отдельных приемов преображения действительности и творческой фантазии писателя постепенно соединится с общим представлении о художественном вымысле, который служит правде, помогая ее найти и показать людям. (12)
4. Методика работы над литературоведческими понятиями при изучении произведений разных родов литературы
Движение от художественного образа к понятию осуществляется при изучении любого произведения, любого жанра. Особенно показательно это на материале анализа лирических произведений.
а). Анализ лирического произведения
З.Я. Рез раскрывает эту специфику познания лирики: "Процесс познания поэзии организуется как движение от единичного и конкретного - к обобщенному: от стихотворения к поэту; от поэта в данном стихотворении - к его творчеству вообще, к его поэтическому миру: от творчества поэта - к пониманию поэзии, специфики, ее роли в жизни» (3)
В 5-6 классах анализ нередко сливается с обучением школьников выразительному чтению. Например, знакомя пятиклассников с «Зимнем утром», учитель в собственном исполнении постарается передать радость бытия, наслаждение яркостью и чистотой зимних красок, задушевность пушкинского обращения к «другу прелестному». Затем ребятам предлагается прочитать стихотворение молча, про себя. И, наконец, даются вопросы для обдумывания: «Чем будет отличаться настроение, с каким вы прочтете первую и вторую строфы? Как вы прочитаете заключительную строфу - с повышением или понижением интонации? Почему?». Можно только предположить, что школьники 5-6, а иногда и 7 классов увидят в стихотворении отражение какого-то реального переживания или события, свидетелем которого был автор. Отсюда вытекает постоянная задача педагога -словесника: терпеливо учить их видеть в единичном переживании - общее, в эмоциональном отношении к конкретному факту – типичное. Важно, чтобы ученики привыкали «входить» в поэтический мир лирического произведения, привыкали понимать содержательность элементов формы.
Б). Освоение теоретических знаний о стихосложении. Для того чтобы осознанно и полноценно воспринимать поэзию, нужно обладать некоторыми теоретико-литературными знаниями. Они должны охватить три основных раздела: 1) образность поэтической речи (и вообще язык поэзии), 2) поэтический синтаксис и 3) стихосложение (ритмические особенности стиха).
Освоение этих знаний всегда идет, как бы, по двум линиям при чтении лирических произведений обращается внимание на образные возможности поэтической речи и интонационно-ритмическую ее выразительность. Параллельно с этим в каждом классе систематизируются отдельные наблюдения учащихся, затем обобщаются и формируются понятия по тому или иному кругу вопросов, связанных со стихом. В целом система теоретико-литературных знаний и понятий о поэзии оформляется и приобретает определенную завершенность в Х классе, к концу школьного обучения литературе. Излишне раннее введение сложных понятий, таких, например, как лирический герой, система стихосложения и т.д., не приносит пользы и не усваивается учениками по-настоящему, даже если они умеют оперировать ими в своих ответах. Начинать освоение теоретических знаний о стихе следует с элементарных понятий в такой примерно последовательности:
5-6 классы - многозначность поэтического слова, сравнения, олицетворения в поэзии;
7-8 классы - образность поэтической речи, эпитет, метафора; двухсложные размеры стиха.
Таким образом, теоретический материал дается в постепенном усложнении и системе. Обычно вначале понятие вводится как рабочее, как термин. Затем постепенно происходит его обогащение. Ведь любые элементы поэтической речи или стиховой структуры (метафора, размер, ритм, повтор как элемент поэтического синтаксиса и т.д.) индивидуальны у разных поэтов. Чем больше конкретных впечатлений и наблюдений у школьников, тем более емким становится для них уже освоенное понятие. Поэтому, например, термин «олицетворении», усвоенный в 5 классе, более глубоко будет осознан выпускником школы.(3)
Теоретические знания-понятия о поэзии не могут быть раз и навсегда усвоенными; они динамичны, конкретизация их при встречи с новыми произведениями требует от учащихся дополнительных наблюдений, добавочного осмысления, нового творческого освоения. Но освоение понятий лирики соответствует общей формуле: от общего к частному, от частного к обобщению.
В). Анализ эпического произведения
Анализ эпического произведения в любом классе должен быть содержательным. В 4-5 классах главным обычно оказывается осмысление сюжета, а также поступков и переживаний героев в центральных эпизодах произведения. Наблюдения же за композицией, жанровыми особенностями, авторским отношением к изображаемому, накапливаются пока в виде конкретных представлений, но не становятся предметом обобщения. В 7 классе сообщающий момент значительно усиливается. В старших классах анализ может строиться на серьезном теоретико-литературном фундаменте.
Различия в работе над эпическим произведением зависят от жанров, возраста школьников, ступеней обучения, но общей особенностью является необходимость группировать художественный текст вокруг определенных проблем и рассматривать все компоненты образной системы в их взаимосвязи и сцеплениях. Неизбежным моментом работы с эпическим текстом оказывается рассмотрение сюжета и анализ конкретных эпизодов.
5-6 КЛАССОВ
1. Анализ программ 5-6 классов
Анализ программ 5-6 классов позволяет сделать следующие выводы
2. Определение понятий в разных учебниках:
А)В учебнике В.Я.Коровиной после статьи, посвященной сказкам даётся краткое определение. Учащимся предлагается прочитать статью и запомнить определение, а затем применить полученные знания на практике.
Б) В учебнике В.Ф.Чертова специально маркированные разделы «Практикум» предполагают практическое освоение сложных теоретико-литературных понятий (например, «Поэзия и проза как формы художественной речи», «Заглавный образ в литературном произведении» и др.), овладение навыками анализа художественного текста в одном из заданных аспектов (например, «Анализ эпизода эпического произведения», «Анализ проблематики литературного произведения» и др.), развитие читательских, коммуникативных и речевых компетенций учащихся («Сообщение о жизни и творчестве писателя», «Сочинение о персонаже литературного произведения» и др. Возможно и незначительное расширение их круга (за счёт таких понятий, как «заглавный образ», «аллюзия», «реминисценция», «интертекстуальность» и др.). При знакомстве с научной терминологией отдается предпочтение принципу «от частного к общему», опоре на жизненный и читательский опыт школьников. Уже в курсе 5-8 классов представлены рубрики
Работа с теоретическими понятиями в 5-9 классах - единство чтения, анализа и теоретических обобщений.
Уже первые теоретические обобщения, с которыми встречаются дети в 5 классе, весьма сложны. Так, например, изучая пушкинскую «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях», они узнают о близости сказки к народной, о поэтичности изображения волшебных событий, о выразительности языка и стихотворной форме сказки.
Работа над сказкой - чтение, беседы о персонажах, об авторе, подготовка выразительного чтения и инсценирования - будет непременно связана с пристальным вниманием учащихся к слову в контексте. Необходимо показать ученикам, прежде всего, высокую точность слова, являющуюся первым и решающим условием изобразительности.
Многие последующие понятия в 6-7 классах будут развивать и углублять первоначальные представления о художественном языке.
Надо позаботиться, чтобы эпитет, сравнение, олицетворение, метафору и другие приемы художественной изобразительности ученики воспринимали не как украшение речи, а как способы точного и глубокого изображения жизни.
Трудный и ответственный этап в развитии понятия о языке художественной литературы - знакомство с условностью. Учащимся надо понять, что и в тех случаях, когда народ-художник или писатель в своих произведениях меняют формы, размеры или отношения предметов, это вызвано стремлением полнее передать правду жизни.
В 6 классе в связи с изучением былины ученики усваивают понятие о гиперболе. Важно, чтобы школьники поняли, что художественное преувеличение не противоречит правде, а помогает полнее, точнее раскрыть ее. Ведь образ богатыря в былине не портрет исторического лица, а обобщение богатырской мощи и удали народа. Шаг за шагом учащиеся будут узнавать, что и басенная аллегория, и сатирическое преувеличение, и очеловечивание явлений природы - все это разные способы выявить и показать правду, которая часто бывает в жизни глубоко спрятана, так что не всякий ее увидит.
Осмысление отдельных приемов преображения действительности и творческой фантазии писателя постепенно соединится с общим представлении о художественном вымысле, который служит правде, помогая ее найти и показать людям. (12)
4. Методика работы над литературоведческими понятиями при изучении произведений разных родов литературы
Движение от художественного образа к понятию осуществляется при изучении любого произведения, любого жанра. Особенно показательно это на материале анализа лирических произведений.
а). Анализ лирического произведения
З.Я. Рез раскрывает эту специфику познания лирики: "Процесс познания поэзии организуется как движение от единичного и конкретного - к обобщенному: от стихотворения к поэту; от поэта в данном стихотворении - к его творчеству вообще, к его поэтическому миру: от творчества поэта - к пониманию поэзии, специфики, ее роли в жизни» (3)
В 5-6 классах анализ нередко сливается с обучением школьников выразительному чтению. Например, знакомя пятиклассников с «Зимнем утром», учитель в собственном исполнении постарается передать радость бытия, наслаждение яркостью и чистотой зимних красок, задушевность пушкинского обращения к «другу прелестному». Затем ребятам предлагается прочитать стихотворение молча, про себя. И, наконец, даются вопросы для обдумывания: «Чем будет отличаться настроение, с каким вы прочтете первую и вторую строфы? Как вы прочитаете заключительную строфу - с повышением или понижением интонации? Почему?». Можно только предположить, что школьники 5-6, а иногда и 7 классов увидят в стихотворении отражение какого-то реального переживания или события, свидетелем которого был автор. Отсюда вытекает постоянная задача педагога -словесника: терпеливо учить их видеть в единичном переживании - общее, в эмоциональном отношении к конкретному факту – типичное. Важно, чтобы ученики привыкали «входить» в поэтический мир лирического произведения, привыкали понимать содержательность элементов формы.
Б). Освоение теоретических знаний о стихосложении. Для того чтобы осознанно и полноценно воспринимать поэзию, нужно обладать некоторыми теоретико-литературными знаниями. Они должны охватить три основных раздела: 1) образность поэтической речи (и вообще язык поэзии), 2) поэтический синтаксис и 3) стихосложение (ритмические особенности стиха).
Освоение этих знаний всегда идет, как бы, по двум линиям при чтении лирических произведений обращается внимание на образные возможности поэтической речи и интонационно-ритмическую ее выразительность. Параллельно с этим в каждом классе систематизируются отдельные наблюдения учащихся, затем обобщаются и формируются понятия по тому или иному кругу вопросов, связанных со стихом. В целом система теоретико-литературных знаний и понятий о поэзии оформляется и приобретает определенную завершенность в Х классе, к концу школьного обучения литературе. Излишне раннее введение сложных понятий, таких, например, как лирический герой, система стихосложения и т.д., не приносит пользы и не усваивается учениками по-настоящему, даже если они умеют оперировать ими в своих ответах. Начинать освоение теоретических знаний о стихе следует с элементарных понятий в такой примерно последовательности:
5-6 классы - многозначность поэтического слова, сравнения, олицетворения в поэзии;
7-8 классы - образность поэтической речи, эпитет, метафора; двухсложные размеры стиха.
Таким образом, теоретический материал дается в постепенном усложнении и системе. Обычно вначале понятие вводится как рабочее, как термин. Затем постепенно происходит его обогащение. Ведь любые элементы поэтической речи или стиховой структуры (метафора, размер, ритм, повтор как элемент поэтического синтаксиса и т.д.) индивидуальны у разных поэтов. Чем больше конкретных впечатлений и наблюдений у школьников, тем более емким становится для них уже освоенное понятие. Поэтому, например, термин «олицетворении», усвоенный в 5 классе, более глубоко будет осознан выпускником школы.(3)
Теоретические знания-понятия о поэзии не могут быть раз и навсегда усвоенными; они динамичны, конкретизация их при встречи с новыми произведениями требует от учащихся дополнительных наблюдений, добавочного осмысления, нового творческого освоения. Но освоение понятий лирики соответствует общей формуле: от общего к частному, от частного к обобщению.
В). Анализ эпического произведения
Анализ эпического произведения в любом классе должен быть содержательным. В 4-5 классах главным обычно оказывается осмысление сюжета, а также поступков и переживаний героев в центральных эпизодах произведения. Наблюдения же за композицией, жанровыми особенностями, авторским отношением к изображаемому, накапливаются пока в виде конкретных представлений, но не становятся предметом обобщения. В 7 классе сообщающий момент значительно усиливается. В старших классах анализ может строиться на серьезном теоретико-литературном фундаменте.
Различия в работе над эпическим произведением зависят от жанров, возраста школьников, ступеней обучения, но общей особенностью является необходимость группировать художественный текст вокруг определенных проблем и рассматривать все компоненты образной системы в их взаимосвязи и сцеплениях. Неизбежным моментом работы с эпическим текстом оказывается рассмотрение сюжета и анализ конкретных эпизодов.
-
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ И УЧЕБНИКАХ
5-6 КЛАССОВ
1. Анализ программ 5-6 классов
УМК по ред. | В.Я. Коровиной | В.Ф.Чертова | Г.С.Меркина | |
разделы | ||||
5 класс | ||||
«Литература как искусство слова» | | Специфика образа в литературе как искусстве слова. Художественный вымысел, фантазия, другие средства создания образов в литературе. | | |
Мифология. | | Мифы. Античная мифология. Метафора, сравнение, эпитет, аллегория | Миф, легенда, предание; мифологический сюжет; мифологический герой; мифологический персонаж. | |
Русский фольклор | Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений). Сказка. Виды сказок (за- крепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальные представления). Сравнение. | Фольклор. Малые жанры фольклора .основные темы русского фольклора. Постоянный эпитет. | загадки, пословицы, поговорки антитеза, антонимы, иносказание. сказка типы сказок особенности сказок сказочный персонаж, типы сказочных персонажей, образы животных, образ-пейзаж. | |
Из литературы 18 века | Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные представления) | | | |
«Литературная сказка» (обзор) Ш.Перро.»Золушка» Х.К.Андерсена «Снежная королева». А.Погорельского «Черная курица , или Подземные жители». | Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов | Литературная сказка, ее отличие от фольклорной | | |
| | «аннотация» (практикум) | | |
Древнерусская литература «Повесть временных лет» | Летопись (начальное представление). | летопись. повесть древнерусская литература, сказание. | начальное понятие о древнерусской литературе; летопись. | |
«Жанр басни в мировой литературе»(обзор) | Басня (развитие представлений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке. | Басня прозаическая и стихотворная. Аллегория. | басня, притча, эзопов язык | |
Василий Андреевич Жуковский. Сказка «Спящая царевна» | Баллада (начальные представления). | | | |
И.А.Крылов. Басни «Волк и ягненок», «Волк на псарне», «Квартет», «Свинья под дубом». | | Аллегория. Идея басни. | басенный сюжет; мораль, аллегория, сравнение, гипербола. | |
А.С.Пушкин «Зимний вечер», «Няне», «Зимнее утро». | | Гипербола. Сравнение. Эпитет. Метафора | первое представление о пейзажной лирике; риторическое обращение; фольклорные элементы. | |
«Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях». | Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. | Стихотворная литературная сказка. | | |
М.Ю.Лермонтов Стихотворение «Бородино» | Сравнение, гипербола, эпи- тет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления). | Ритм. Рифма звукопись. | эпитет, сравнение, метафора (развитие представлений о тропах); звукопись. | |
Н.В.Гоголь Повесть «Ночь перед Рождеством». | Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений). | Фантастика. Юмор. Образ рассказчика. | Мифологические и фольклорные мотивы в художествен-ном произведении; фантастика; сюжет; Художественная деталь, портрет, речевая характеристика. | |
Н.А.Некрасов | Эпитет (развитие представлений). | | | |
«Образ времени года в литературном произведении» (обзор) Ф.И.Тютчев А.А.Фет А.К.Толстой И.А.Бунин | Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения | Образ природы. Пейзаж. Символ. Лирический герой. | | |
И.С.Тургенев. Повесть «Муму». | Портрет, пейзаж (начальные представления). Литературный герой (начальные представления). | Авторская оценка. Портрет. Пейзаж. Образ животного. | рассказ; углубление представления о теме художествен-ного произведения; стихотворение в прозе эпитет, сравнение (развитие представлений | |
Н.А.Некрасов . Стихотворение «Крестьянские дети». | | Собирательный образ. Диалог. Ритм | фольклорные элементы в художественном произведении; строфа; эпитет, сравнение (развитие представлений) | |
| | «заглавный образ в произведении и средства его создания» (практикум) | | |
Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник». | Сравнение (развитие понятия Сюжет (начальное представление). | Сюжет. Эпизод. | рассказ (развитие представлений)портрет; завязка, кульминация, развязка. | |
А.П. Чехов. Рассказ «Мальчики». | Юмор (развитие представлений) | Комическое. Юмор. | юмор (юмористическая ситуация), комическая ситуация, ирония; роль детали в создании художественного образа; антитеза, метафора, градация. | |
В.Г.Короленко «В дурном обществе» | Портрет (развитие представлений) Композиция литературного произведения (начальные понятия) | | | |
«Образ родины в русской поэзии» (обзор) И.С.Никитина «Русь» А.К.Толстой И.Северянин« Н.М.Рубцов | | Фольклорные традиции. Народная песня. | | |
И.А. Бунина «Густой зеленый ельник у дороги», « У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…». | | Символ | стихотворение-размышление, образ- пейзаж, образы животных (развитие представлений) | |
Л.Андреев. Рассказ «Петька на даче» | | | тема, эпизод, финал. | |
А.И.Куприн Рассказ «Золотой петух» | | | рассказ (расширение и углубление представлений) характеристика персонажа, портрет героя. | |
А.Блок Ст. «Летний вечер» | | | антитеза. | |
С.А. Есенин . «Гой ты, Русь, моя родная…», «топи да болота …», « Нивы сжат.рощи голы». | | Фольклорные образы . Метафора. Эпитет. | ЭПИТЕТ, метафора, сравнение, олицетворение (развитие представлений о понятиях). | |
П.П.Бажов. Сказ «Медной горы Хозяйка». | Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и раз- личное). | Сказ. Сказ и сказка. | сказ, отличие сказа от сказки, герой повествования, афоризм | |
Самуил Яковлевич Маршак. «Двенадцать месяцев» | Драма как род литературы (начальные представления). Пьеса-сказка. | | | |
А.Платонов «Никита» | Фантастика в литературном произведении (развитие представлений | | | |
Н.Носов Рассказ «Три охотника» | | | юмор (развитие представлений | |
Виктор Петрович Астафьев. «Васюткино озеро» | Автобиографич-ность литератур-ного произве-дения (начальные представления | | | |
Д.Дефо | | | притча, приключенческий роман, роман воспитания, путешествие (первичные представления о данных понятиях) | |
Г.Х.Андерсен Сказка «Соловей» | | | волшебная сказка (развитие представлений), авторский замысел и способы его характеристики. | |
Образы детей в мировой литературе» В.Гюго «Отверженные». Ч.Диккенс «Оливер Твист». М.Твен «Приключения Тома Сойера». О.Генри «Вождь краснокожих». | | Образ персонажа и средства его создания. | юмор, приключения как форма детской фантазии рассказ (развитие представлений) | |
А.С.Грин . Повесть «Алые паруса». | | Образы предметов. | | |
А.П.Платонов. Рассказ «Неизвестный цветок» | | Символ. Язык произведения. | | |
| | «проза и поэзия как формы художественной речи» ( практикум) | | |
С.Я.Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». | | Драматическое произведение. Пьеса-сказка. Монолог. Диалог. | | |
| | «Монолог и диалог как средства создания художественного образа» (практикум) | | |
«Образы детей в военной поэзии и прозе» (обзор) | | Пейзаж. | | |
А.П.Чехов «Хирургия», А.Конан Дойл «Камень Мазарини». М.М.Зощенко «Галоша» Р. Бредбери «Все лето в один день». | | «Жанр рассказа в мировой литературе» (обзор) | | |
Р.Стивенсон «Вересковый мёд» | Баллада (развитие представлений | | | |
Писатели улыбаются | Юмор (развитие понятия). | | | |
6 класс | ||||
Мифология | Миф. Отличие мифа от сказки | Мифы. Античная мифология. Герой. Героический характер. | Мифологический сюжет | |
Античная литература Гомер | | Главный герой. Начальное представление о «вечном» образе. | | |
«Героический эпос народов мира» | Понятие о героическом эпосе (начальные представления). | Героический эпос. Гипербола. | | |
Русский фольклор | Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки. | Народная песня. | Предание, структура волшебной сказки, мифологические элементы в волшебной сказке | |
Былина | | Былина. Гипербола. | | |
Древнерусская литература | Летопись (развитие представлений). | Житие. Легенда. Предание. Сказание. Идеальный образ. | Житие, сказание, древнерусская повесть, автор и герой | |
«Жанр баллады в зарубежной литературе» | | Баллада. Сюжет. | | |
М.В.Ломоносов | | | Иносказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение | |
Басни. Дмитриев. Крылов | Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий). | | | |
Творчество В. А. Жуковского | | Баллада. Авторская позиция | Реальное, фантастическое, фабула, баллада | |
А.С.Пушкин Стихотворения | Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий | | | |
А. С. Пушкин Стихотворение «Песнь о вещем Олеге». | | Баллада. Символический образ | | |
Роман «Дубровский». | | Роман. Эпизод. Сюжет. Композиция. Главные и второстепенные персонажи. Портрет. Речевая характеристика. Тип. | Роман( первичное представление) | |
Повесть «Выстрел». | | Цикл. Повесть. Повествователь. | | |
| | «Портрет в литературном произведении» (практикум) | | |
М. Ю. Лермонтов. Стихотворения «Парус», «Листок». | Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные представления). Поэтическая интонация (начальные представления). | Лирический герой. Лирический сюжет. Символические образы. Двусложные и трехсложные стихотворные размеры. Строфа. | Трехсложные стихотворные размеры, стопа, тины стоп, метафора, инверсия | |
Н.В.Гоголь Повесть «Тарас Бульба» | | | Героическая повесть, типы речи и разнообразие лексических пластов, гипербола, сравнение, метафора, риторические фигуры | |
А. В. Кольцов Стихотворения «Песня пахаря», «Не шуми ты, рожь…» | | лирический герой. Фольклорные образы в литературном произведении. Белый стих. | | |
И. С. Тургенев Рассказ «Бежин луг». | Пейзаж. | Портрет. Пейзаж. Речевая Характеристика. | | |
«Бирюк» | | | Характер, образ рассказчика, идея и авторский замысел, сравнение, метафора, эпитет | |
Ф. И. Тютчев Стихотворения «Какое дикое ущелье!..», «С поляны коршун поднялся...». | | Лирический герой. Параллелизм. Контраст. Символический образ. | | |
А. А. Фет Стихотворение «Учись у них — у дуба, у березы...». | | Баллада. Характер. | | |
| | | | |
Н. А. Некрасов Стихотворение «Железная дорога». | Стихотворные размеры (закрепление понятия). диалог. строфа (начальные представления) | Собирательный Образ. Лирический герой. Лирический адресат. Контраст. | | |
Стихотворения о женской доле | | | Трехсложные стихотворные размеры, коллективный портрет | |
Н. С. ЛЕСКОВ Сказ «Левша». | Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления). | Сказ. Рассказчик. Образ предмета. | | |
| | «Сообщение о жизни и творчестве писателя» (практикум) Биография как литературный жанр. | | |
Л. Н. ТОЛСТОЙ Повесть «Детство» (избранные главы) | | Автобиографическое произведение. Повествование от первого лица. Художественная деталь. Внутренний монолог. | | |
А. П. Чехов Рассказы «Толстый и тонкий», «Хамелеон». | Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие понятий). | Юмористическое произведение. Комическая ситуация. Антитеза. Художественная деталь. Речевая характеристика. | Юмористическое произведение. Комическая ситуация. Антитеза. Художественная деталь. | |
| Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений). | | | |
Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес» (фрагменты). «Верлиока» (из «Алисы в зазеркалье»). Э. Лир Лимерики. Г. К. Честертон «Единение философа с природой». А. П. Чехов «Задачи сумасшедшего математика». Д. Хармс« День (Амфибрахий)», «Столяр Кушаков», «Удивительная кошка» | | Нонсенс. Абсурд. Алогизм. Комическое. | | |
М. Горький Повесть «Детство» (Избранные главы). | | Автобиографическое Произведение. Главные и второстепенные персонажи. | | |
В.Г.Короленко «В дурном обществе» | | | Повесть, деталь, портрет, характер | |
А. И. Куприн Рассказ «Чудесный доктор». | | Герой и прототип. Святочный рассказ. | | |
В. В. Маяковский Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям». | | Лирический герой. Метафора. Тоническая система стихосложения. Словотворчество. Звукопись. | | |
| | «Тоническая и силлабо-тоническая системы стихосложения» (практикум) | | |
М. М. Пришвин Сказка-быль «Кладовая солнца». | Рассказ. Сюжет (Развитие Понятий). Герой-повествователь (развитие Понятия). | Сказка-быль. Символический образ. Портретная деталь. | Сказочные и мифологические мотивы (развитие представлений) | |
И.Бунин «Лапти» | | | Стили речи и их роль в создании художественного образа | |
С.Есенин | | | Поэтический образ(развитие представлений), цветообраз, эпитет, метафора | |
| | «Сопоставительная характеристика персонажей» (практикум) | | |
Н. М. Рубцов Стихотворения «Звезда полей», «Листья осенние». | | Лирический герой. Тема. Идея. | | |
В. Г. Распутин Рассказ «Уроки французского». | | Герой-рассказчик. Рассказ. Идея произведения. | | |
«Жанр песни в русской поэзии» (обзор) | | Народная песня. Романс. | | |
А. Де Сент-Экзюпери Повесть-Сказка «Маленький принц». | | Философская сказка. Притча. Метафора. Аллегория. Символ. | | |
«Жанр повести в русской литературе» (обзор) | | Эпос. Повесть. Повествователь. | | |
Антуан Де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» | Притча (начальные представления | | |
Анализ программ 5-6 классов позволяет сделать следующие выводы
Программа | Объём теоретического материала | Степень сложности | Закрепление | |
В 5 классе | В 6 классе | |||
В.Я.Коровиной | Средний | средний | Развитие представлений | Углубление понятия |
В.Ф.Чертова | Большой | высокая | Развитие представлений | Углубление понятия |
Г.С. Меркина | Большой | средний | Развитие представлений | Углубление понятия |
2. Определение понятий в разных учебниках:
А)В учебнике В.Я.Коровиной после статьи, посвященной сказкам даётся краткое определение. Учащимся предлагается прочитать статью и запомнить определение, а затем применить полученные знания на практике.
Б) В учебнике В.Ф.Чертова специально маркированные разделы «Практикум» предполагают практическое освоение сложных теоретико-литературных понятий (например, «Поэзия и проза как формы художественной речи», «Заглавный образ в литературном произведении» и др.), овладение навыками анализа художественного текста в одном из заданных аспектов (например, «Анализ эпизода эпического произведения», «Анализ проблематики литературного произведения» и др.), развитие читательских, коммуникативных и речевых компетенций учащихся («Сообщение о жизни и творчестве писателя», «Сочинение о персонаже литературного произведения» и др. Возможно и незначительное расширение их круга (за счёт таких понятий, как «заглавный образ», «аллюзия», «реминисценция», «интертекстуальность» и др.). При знакомстве с научной терминологией отдается предпочтение принципу «от частного к общему», опоре на жизненный и читательский опыт школьников. Уже в курсе 5-8 классов представлены рубрики