Файл: Российские монополии в условиях новой нормальности.docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 163
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МОНОПОЛИЙ В ЭКОНОМИКЕ
ГЛАВА 2. МОНОПОЛИЯ КАК РЫНОЧНАЯ СТРУКТУРА В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ
2.1. Российские монополии и новые вызовы
2.2. Новая нормальность и ее влияние на монополистическую среду России
2.3. Анализ конкретных примеров монополистических структур в России в новой нормальности
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования
«ФинансовЫЙ УНИВЕРСИТЕТ при Правительстве Российской Федерации»
______________________________________________________
(наименование факультета или института)
Департамент общественных финансов
Финансового факультета
КУРСОВАЯ работа
на тему:
«Российские монополии в условиях «новой нормальности»»
Студента (ки) группы МЭО21-9
Васин Станислав Владимирович
Руководитель:
________________________________
(ученая степень, ученое звание, должность руководителя)
Ахмадеев Денис Рашидович
Москва 2023
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МОНОПОЛИЙ В ЭКОНОМИКЕ 6
1.1.Определение монополии и ее основные характеристики 6
1.2.Виды монополий и их причины возникновения 7
1.3.Позитивные и негативные эффекты монополий на экономику 10
ГЛАВА 2. МОНОПОЛИЯ КАК РЫНОЧНАЯ СТРУКТУРА В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ 13
2.1. Российские монополии и новые вызовы 13
2.2. Новая нормальность и ее влияние на монополистическую среду России 16
2.3. Анализ конкретных примеров монополистических структур в России в новой нормальности 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23
ВВЕДЕНИЕ
Обоснование актуальности выбранной темы. Вопрос монополий актуален уже немало лет и еще весьма длительное время будет оставаться важным. Так как, пока будут крупные компании, которые заняли роль монополиста, данный вопрос не решится.
Важность данного вопроса обуславливается недостаточностью теории и методологии монополизации в российской экономике. Большое предприятие либо корпорация, которая оказалась монополистом на собственном рынке, стремится устанавливать собственные расценки, рассматривая это как продуктивный метод экономической политики.
Присутствие монополий приводит к увеличению стоимости и к ограниченному выпуску продукции. Продукция вырабатывается более однообразная. В последствии увеличивается неразумная сортировка ресурсов, что приводит к общественному неравенству. Кроме того, нужно отметить, что компании монополисты, зачастую весьма не стремительно вкладываются в научные исследования. Для чего им производить самую современную продукцию, в случае если их продукт станет единственным на рынке? У покупателя попросту не остаётся выбора, и он вынужден будет приобрести продукт компании монополиста. Из-за этого задерживается формирование промышленного прогресса, потребитель использует уже устаревший товар.
Рынок считается одним из самых больших достижений человеческой культуры. В настоящий период он прошел проверку временем и смог наглядно показать собственную удивительную жизненную силу. История не знает ни одного примера результативно функционирующей государственной экономики в отсутствии культурной, гибкой перестройки рыночных элементов. Однако речь идет касательно современного рынка, о рынке как об одном атрибуте любой результативной модели социально-экономического формирования общества, а не как о его безграничной характеристике. Не менее значимым атрибутом любой модификации финансовой концепции современного общества считается государство. Международный опыт доказал, что он не способен активно развиваться, опираясь на передовых научно-технических достижениях общественно - направленной рыночной экономики в отсутствии интенсивной регулирующей значимости государственных институтов.
Рыночную экономику нельзя представить без конкуренции, так как конкуренция считается объективной регулярностью рыночной экономики.
Целью исследования является освещение и исследование основных черт, форм и разновидностей монополий, кроме того ключевых способов борьбы с ними и особенностей антимонопольной политики Российской Федерации в нынешних рыночных отношениях.
Достижение указанной цели определило постановку и решение следующих задач:
-
Изучение теоретических аспектов монополий в экономике; -
Изучение монополии как рыночной структуры в российской экономике; -
Изучение новой нормальности и ее влияния на монополистическую среду России; -
Провести анализ конкретных примеров монополистических структур в России в новой нормальности.
Описание объектов монополизации в России. Особенную и существенную роль в экономике Российской Федерации занимают естественные монополии, так как формирование конкурентноспособной сферы в данных сырьевых рынках невозможно либо экономически неэффективно для небольших фирм при современной степени научно-технического прогресса.
Существуют 3 естественных монополиста в России:
-
Добыча, транспортировка газа и его дальнейшая реализация («Газпром»). Считается русской международной компанией, с долей государства в акциях более 50%. На долю компании приходится 75% мировых запасов газа. Несмотря на то, что на российском рынке добычу реализовывает ряд компаний, однако транспортировкой газа занимается в большей степени Газпром. Непосредственно данные условия дают возможность компании занимать преобладающее положение на российском рынке. -
Железнодорожные перевозки («РЖД»). Предприятие считается естественной монополией на российском рынке и проявляет основную роль в экономике России. Нужно отметить, что в последнее время предприятие злоупотребляет монопольным состоянием на рынке. Чего стоит только лишь увеличение стоимости на определённые направления до такой степени, что дешевле для людей становились перелеты на самолете. -
Услуги связи и интернета («Ростелеком»). Считается монополистом на рынке сети интернет для муниципальных учреждений. Неоднократно замечены случаи недобросовестного увеличения стоимости сети интернет и ухудшение качества связи. В перспективе намечается, что Ростелеком поделят на ряд фирм, которые конкурируют друг с другом.
Вне зависимости от того, является ли монополистская организация естественной либо искусственной, любая из этих фирм обладает монополистической силой, т. е. возможностью корректировать стоимость произведенного продукта путем ограничения предложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МОНОПОЛИЙ В ЭКОНОМИКЕ
-
Определение монополии и ее основные характеристики
Монополия – это условие рынка, когда данная компания изготавливает и реализует один или несколько продуктов, не изготавливаемых и не продаваемых никакой другой компанией, т. е продукты, для которых не существует близких аналогов, и у потребителя отсутствуют настоящие альтернативы при приобретении этого продукта.1
Показателем монополистического образования считается занятие монопольного положения. Это предоставляет возможность бизнесмену держать конкуренцию на рынке конкретного продукта. Монопольное положение является целью для многих предпринимателей. Так как оно дает возможность исключить многочисленные трудности и риски. Если отсутствует конкуренция, можно занять лучшее положение, а также воздействовать на других участников рынка.
Что касается возникновения монополий, в таком случае имеется две ключевые точки зрения. Согласно первой монополизм рассматривается как непроизвольный, не характерный рыночной экономике. Что касается второй точки зрения, то в таком случае монополистические образования формируются как закономерности. Адам Смит определил главное правило финансовой выгоды. Компании регулярно находят методы повышения дохода. Один из подобных методов, наиболее привлекательным и надежным, считается формирование либо достижение монополии. Таким образом, можно сделать вывод, что монополистические направленности в экономике вытекают из закона максимизации дохода.2
Таким образом, суть монополии характеризуется следующими факторами:
– Монополия появляется с доминирования одной компании в области производства;
– Доминируя в производстве, монополия доминирует на Рынке;
– Благодаря монопольным ценам монополия приобретает монопольно значительный доход.
Экономия в рамках производства считается основным стимулом возникновения монополий. В случае если данный экономический закон поменяется в будущем, то монополии прекратят свое существование.
-
Виды монополий и их причины возникновения
Наиболее простой формой монополизации экономики считается скоротечное соглашение о стоимостях. Суть данного соглашения состоит в том, что участники договариваются между собой на протяжении конкретного этапа реализовать свои продукты согласно одним и тем же расценкам. Подобные соглашения весьма зачастую появляются в настоящее время. Однако ключевыми формами монополизации экономики считаются картели, синдикаты, тресты, а также концерны.
В обществе широко распространены международные картели. Их увеличение обуславливается новейшими тенденциями в торговле. Главным фактором данной направленности является сокращение рынков реализованного продукта, что потребовало от изготовителей заключить между собой негласные соглашения. Однако этому явлению способствовало и новое законодательство, которое позволило небольшим и средним компаниям объединяться в компании картельного вида с целью стимулирования экспорта. Но данным фактором в основном решили воспользоваться ТНК Германии и Англии. Стоит также отметить, что именно ТНК составляют 70% от всех картелей. Характерным примером картеля считается компания ОПЕК, содержащая в себе 14 стран, которые добывают значительную долю нефти в мире. ОПЕК не только определяет общие стоимости, а также распределяет квоты на добычу по странам.3
Синдикат - это ассоциация предприятий отрасли, которые удерживают право собственности на средства производства за участниками соглашения, а изготовленный продукт считается собственностью всего синдиката (то есть, сохраняется самостоятельность участников синдиката от производства, но теряется их торговая независимость).4
Трест – это объединение некоторых компаний из одной либо нескольких сфер промышленности, члены которого теряют собственную производственную, а также торговую независимость. Руководство устанавливает уровень стоимости на продукцию, условия сделок, объём изготовления и др.5
Существуют разнообразные виды монополий, которые можно разбить на три ключевых: естественные, административные и экономические.
Естественная монополия проявляется согласно объективным причинам. Она отражает ситуацию, если потребность на данную продукцию лучше будет удовлетворена одной либо несколькими фирмами. В ее основе лежат характеристики технологий изготовления, а также обслуживания покупателей. Здесь конкуренция невозможна либо нежелательна.
Естественная монополия в промышленном производстве это случай, в котором компании в целом более интересна монополистическая организация производства, а также реализации продукта, нежели формирование конкурирующих компаний. Главным фактором появления и сохранения естественных монополий в области производства, считается наличие в ряде отраслей только значительной прибыли от объема изготовления предприятием из-за конкретных технологических особенностей. В экономике Российской Федерации очень велика доля непосредственно естественных монополий.
Административная монополия появляется вследствие действий государственных властей. Это предоставление отдельным компаниям исключительных прав на осуществление конкретного типа работы. Еще это организационные структуры для общественных компаний, когда они объединяются и подчиняются разным, министерствам, объединениям. Тут, как правило, сгруппированы компании одной и той же сферы. Они выступают на рынке в качестве общей финансовой концепции, и среди них отсутствует конкуренция. Например: экономика Советского Союза была одной из наиболее монополизированных в мире. Административная монополия, преобладала во всех областях производства. Помимо этого, существовала абсолютная монополия государства на организацию, а также руководство экономикой, которая базируется на господствующей государственной собственности на средства производства.
Экономическая монополия считается одной из наиболее известных в мире. Её возникновение обусловлено финансовыми факторами. Подобная монополия формируется на основе закономерностей финансового формирования. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монополию на рынке.
Монополистическая конкуренция - это широко популярный вид рынка, наиболее близкий к абсолютной конкуренции. Возможность для одной фирмы осуществлять контроль стоимости здесь является весьма невысокой.6
-
Позитивные и негативные эффекты монополий на экономику
Монополии проявляют достаточно противоречивое влияние на формирование экономики. Оно может быть как позитивным, так и негативным.
Отметим сперва позитивноевлияние монополий на экономику.
-
Поскольку монополии появляются на базе концентрации производства, то благодаря ей у них появляется возможность использования преимуществ большого производства, в том числе иметь благоприятный результат на масштабе. Создав крупномасштабные производства, монополии смогли заполнить рынки продуктами общественного пользования и приобретать при этом высокий доход не только за счет значительной стоимости, но и невысоких потерь производства. -
Монополии, владея большими капиталами, способствовали появлению новых производств, ставших особыми «локомотивами» национальных хозяйств. Это автопромышленность, авиастроение и прочие, принадлежащие к разряду капитало- и наукоемких производств, «неподъемных» для небольших и средних товаропроизводителей. -
Сравнительно устойчивое положение монополий в экономике гарантирует также значительную стабильность для связанных с ними небольших и средних фирм, а следовательно, стабильную загруженность и прибыль их сотрудников. Подчинив себе существенную долю небольших и средних компаний, монополии вместе с тем содействуют их большей стабильностиблагодаря тому, что стали заказчиками для многих из них. Зачастую на одну монополию работают сотни и даже тысячи небольших и средних компаний, поставляя ей разнообразные детали. -
В компаниях самих монополий, как правило, наиболее подходящие условия труда и оплаты,нежели чем в немонополизированных фирмах, более стабильная загруженность. Все это имеет не только финансовое, но и общественное значение. -
Значительный вклад монополий в формирование внутрифирменного планирования, менеджмента, маркетинга, ставших значимыми условиями формирования современного товарного хозяйства. Помимо этого, монополии начали совершенствовать в собственных фирмах концепцию «человеческих отношений», которая имеет существенное социально-экономическое значение, так как она ориентирована на главное изменение отношений между руководителями компаний и рядовыми сотрудниками. -
Продукция больших предприятий зачастую отличается высоким качеством, что и позволило им добиться доминирующего положения на рынке. Монополизация влияет на увеличение производительности производства: только большая компания на защищённом рынке обладает необходимыми средствами для эффективного выполнения дорогостоящих изучений и исследований. Общеизвестно, что, хотя существенная доля выдающихся технических открытий XX в. выполнена мелкими предпринимателями, их реализация стала уделом «большого бизнеса».