Файл: Российские монополии в условиях новой нормальности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 166

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Однако наряду с позитивными, монополии начали проявлять на экономику и общество в целом негативноевлияние.

  1. Монополии, будучи порождением отношений конкуренции, с самого начала стали сдерживать конкурентов, а следовательно, и конкуренцию, сводя на нет связанные с ней достоинства товарного хозяйства.

  2. Практика монополистического ценообразованияявилась одним из фактором того, что средний уровень стоимости на рынках получил направленность к увеличению. Зачастую монополии путем внесения в изготавливаемые ими продукты косметических изменений выдают их за новые либо наиболее качественные и реализуют по большим расценкам.

  3. Монополии оказались способными ограничивать научно-технический прогресс, так как выявили более выгодным для себя повышать доход путем увеличения стоимости, а не уменьшения потерь. Более того, в целях сбережения собственного монопольного положения на рынках конкретных продуктов они могут скупать патенты, применение которых дает возможность производить товары-заменители, которые способны составлять конкуренцию продуктам монополий. Запатентованные изобретения зачастую прячутся от общества и не применяются.

Государство в борьбе с монополиями применяет меры финансового и административного (законодательного) характера. Административные меры, нацеленные на демонополизацию рынков, а также устранение накопления фирмами монопольной власти, полагаются на соответствующее антимонопольное (антитрестовское) законодательство.

Необходимо отметить, что по-настоящему антимонопольные законы стали функционировать только после Второй мировой войны. Это было обусловлено как наиболее тщательной юридической проработкой антимонопольного законодательства, так и усилением силы государства, ставшего способным препятствовать силе монополий.

В абсолютно всех странах есть специальные концепции контроля за антимонополистической работой, функционирует антимонопольное законодательство, сформированы специальные государственные органы. В Соединенных Штатах Америки – Федеральная торговая комиссия, в Германии – Федеральное руководство по делам картелей и т.д. В Российской Федерации сформирована Федеральная антимонопольная служба (или просто ФАС). К главным задачам ФАС относятся:

  • содействие развитию рыночных отношений на основе формирования конкурентной борьбы и предпринимательства;

  • предупреждение, лимитирование и подавление монополистической работы и недобросовестной конкуренции;

  • государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.


Антимонопольная политика представляет собой свод законов, задача которых – избежать применение фирмами рыночной власти путём уменьшения производства и увеличения стоимости либо реализации другой антиконкурентной практики.

ГЛАВА 2. МОНОПОЛИЯ КАК РЫНОЧНАЯ СТРУКТУРА В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

2.1. Российские монополии и новые вызовы



Первоначальные монополии в России стали формироваться в 80-х годах 19 века. Характерной чертой их формирования было вторжение государственных органов напрямую в формирование монополий и их последующая работа в отраслях, имеющих потребности государственной экономики либо особую роль в их системе (металлургия, транспорт, машиностроение, нефтегазовая и сахарная индустрия). Это привело к досрочному появлению общественно-монополистических направленностей.

В начале ХХ века значимость монополий в экономике была не весьма большой. Главное влияние на их формирование проявил экономический кризис 1900-1903 гг. Монополии со временем охватили ключевые сферы промышленности и чаще всего они создавались в виде картелей и синдикатов. Существовали также объединения трестовского типа (объединение " БР.Nobel", fadrest, и.др). Отсутствие законодательных и административных норм, стабилизирующих последовательность регистрации и работы монополий, разрешило монополистам применять собственные достоинства и формально государство не могло законодательно оказывать воздействие на работу монополий. Это привело к популяризации неофициально оформленных монополий, часть из которых, однако, функционировала с согласия либо при непосредственной помощи правительства («Продпаравоз», военно-промышленные монополии).

В момент роста промышленного производства (1910-1914г.) происходил последующий рост монополий. Число торговых и промышленных картелей и синдикатов составляло 150-200. Почти все из крупнейших банков, попадание которых в промышленность, наравне с процессами концентрации и объединения производства, способствовало укреплению и формированию трестов, корпораций и т.д. (Российская нефтяная корпорация, «треугольник», «Коломна- Сормово», «Россуд-новал», Азиатского банка и др.).

То, что российские монополии возникли в основном в виде синдикатов, способствовало защите российских рынков от зарубежного продукта. Из за политики протекционизма ( введение пошлин на импорт) отечественные продукты были конкурентоспособными на внутреннем рынке.



В годы первой войны 1914-18 в России прекратилась работа ряда местных монополий, но в целом число монополий возросло. Возникли крупнейшие концерны Второва, Путилова-Стахеева, Батолина, братьев Рябушинских. В особенности формировались монополии, которые связаны с военным производством.

Социалистическая экономика была общим экономическим комплексом, в котором каждая организация не была целиком независимой, и считалась составной частью национальной собственности. В экономике СССР был монополизм департаментов, министерств и компаний, которые не были самостоятельными субъектами экономики. Значимыми параметрами их работы стали такие органы, как Госплан, Госснаб и Госкомцен. При этом удовлетворение потребностей в том или ином товаре всей страны зачастую доверялось многим компаниям, которые не имели возможность произвести достаточное количество готового продукта.

Точно так же в советской экономике отслеживалась непропорционально значительная часть больших компаний и весьма небольшая часть небольших и средних по сравнению с промышленно развитыми странами. Наиболее значительная концентрация отслеживалась в металлургии, машиностроении, химической и текстильной промышленности. Стоит отметить, что повышенные стоимости, низкое качество либо старый перечень продукта недостаточно воздействуют на изменение спроса в условиях постоянного недостатка и отсутствие выбора поставщиков продукта.

Основной характерной чертой монополизма в России является то, что экономика страны сформировалась как «наследница» государственного монополизма социалистической экономики СССР.

2.2. Новая нормальность и ее влияние на монополистическую среду России



Термин «новая нормальность» («new normal») приобрел обширное продвижение после экономического упадка 2007-2008 годов и ранее в основном применялся с целью описания социально-экономических результатов всемирной рецессии. На сегодняшний день «новой нормальностью» характеризуют не столько финансовые, сколько социальные последствия— то есть результаты в различных аспектах жизнедеятельности человека, подразумевая, что то, что не так давно было ненормальным, становится простым явлением.

Значительную социальную огласку в России данный термин приобрел в апреле 2020 года после его применения в телевизионном интервью главой Роспотребнадзора Анной Поповой
, которая сообщила: 

«Нам надо готовиться, и это совершенно очевидно уже, что у нас теперь наступает новая нормальность — мы должны будем поменять свои привычки».

В 2010 году группа экономистов из Гарварда, исследуя воздействие общественных настроений на макроэкономические характеристики, пришли к мнению, что людям характерно делать заключения о постоянстве отрицательных результатов экономического упадка, хотя на самом деле экономика постоянно в долгосрочной перспективе возвращается к росту. Но непосредственно данное временное ухудшение финансового положения, люди и воспринимают как определенную новую нормальность. Однако же предпосылки этой новой реальности лежат в плоскости неэффективного госуправления, ведущего к увеличению социального неравенства.

В России «новая реальность/нормальность» получила широкое распространение благодаря бывшему министру экономического развития А. Улюкаеву, который под этим термином понимал «состояние, характеризующееся выравниванием темпов роста в странах с развивающимися и развитыми экономиками, отсутствием новых стран-лидеров, способных на длительном периоде демонстрировать высокие темпы роста, бурным развитием технологий, приводящим к замедлению спроса на сырьевые ресурсы, и снижением значимости этих ресурсов как фактора роста и инвестиционной привлекательности».  Предпосылки проблем в российской экономике всего лишь в непредсказуемых внешних условиях (сокращение темпов формирования международной экономики, снижение стоимости нефти, международные санкции и т.д.), в то время как на самом деле большая часть имеющихся проблем обусловлена внутренними условиями. Так, замедление, а затем и спад темпов финансового роста России возник во второй половине 2012 года, когда вышеперечисленные внешние условия вообще не существовали. Об этом заявляли многие участники Третьей международной конференции «Ловушка «новой нормальности», проведенной Финансовым университетом в Москве в ноябре 2016 года.

Применение словосочетания «новая нормальность» дает возможность представителям исполнительной власти в любой стране не только снять обязанность с себя за негативные итоги своей работы, ссылаясь на некоторые непрогнозируемые форс-мажорные обстоятельства, однако и манипулировать общественным сознанием за счет отнесения к якобы обычным абсолютно неприемлемым для сформированного социального государства явлений, таких, например, как снижение реальных прибылей населения, увеличение безработицы, единое сокращение уровня жизни, в том числе изменение структуры потребления в пользу элементарных продуктов питания и т.д. Однако в любом случае для проведения качественного рассмотрения финансовых трудностей и поиска путей их решения следует применять четкие формулировки, называя вещи своими именами.


Между тем сам по себе термин «новая реальность/нормальность» является слишком расплывчатым для его применения в экономической теории и практике. Во-первых, «новая реальность» — это неправильный перевод оригинального английского термина new normal. Как философское понятие реальность может быть объективной и субъективной, но она не может быть старой или новой. Она всегда одна и та же в привязке к конкретному времени. Значит, было бы правильнее говорить о new normal как о новой нормальности. Однако в самом понятии нормальности как установленных кем-то границах, неких стандартах нормы заложено глубокое противоречие. То, что для одних стран является нормой, например, многолетний рост экономики Китая на 7-8% процентов в год, для России — скорее исключение из правил.

Вопрос об эффективности монополий и необходимости их существования поднимался экономистами не раз. Подход научной общественности и государства к различным формам монополий было двойственное всегда: как положительное, так и отрицательное.  Одним из первых о возможности количественного определения эффективности функционирования монополий заговорил Ж. Дюпюи. Он указывал на ошибочность применявшейся технологии расчёта полезности хозяйственных работ на тот период времени и вывел общий принцип: „Верхний уровень приобретенной (потерянной) полезности в результате изменения цены равен величине, определяемой как произведение между изменением числа потреблённых благ и половиной изменения цены этих благ".

На сегодняшний день преобладающим воззрением считается подход распределения монополии на ряд компаний, то есть переход к олигопольной структуре рынка. Таким образом, увеличивается конкурентность отрасли, возрастает объём производства, перечень продукции, её качество. Монополии существенно втянуты в процедуру международного разделения труда. Нынешние монопольные объединения занимаются основательными исследованиями рынков сбыта, источников энергии, материала, капитала и рабочей силы, технических возможностей, применяют широко распространённую статистическую информацию. На их базе совершаются соответствующие прогнозы, разрабатывается долгосрочная политика в сфере производства, вложений, изучений и исследований.

2.3. Анализ конкретных примеров монополистических структур в России в новой нормальности



Слово «монополия» в переводе с греческого означает «моно» - один и «полио» - продаю. Данный термин означает такую ситуацию на рынке, когда на нем функционирует только одна компания. При этом полностью отсутствует конкуренция либо больше никем не издаются подобные продукты либо услуги. Существуют различные разновидности монополий. Но их классификация носит крайне условный характер. Это объясняется тем, что многие формы монополий могут одновременно относиться к нескольким их видам.