Файл: Российские монополии в условиях новой нормальности.docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 169
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МОНОПОЛИЙ В ЭКОНОМИКЕ
ГЛАВА 2. МОНОПОЛИЯ КАК РЫНОЧНАЯ СТРУКТУРА В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ
2.1. Российские монополии и новые вызовы
2.2. Новая нормальность и ее влияние на монополистическую среду России
2.3. Анализ конкретных примеров монополистических структур в России в новой нормальности
Зачастую на рынке появляется такая ситуация, когда потребность на какой-либо определенный продукт удовлетворяется одной либо несколькими фирмами. В таком случае появляется естественная монополия. Ее причины кроются в спецификах обслуживания покупателей и технологического процесса. Примеры в России – это 700 имеющихся ТЭЦ, ГРЭС и ГЭС, которые были объединены в открытое акционерное общество РАО «ЕЭС Россия». Предприятие возникло в 1992 году, когда из состава находящихся в территориальном подчинении АО-энерго были выведены 50 наиболее новых электростанций. В настоящий период РАО «ЕЭС Россия» владеет целой сетью линий электропередач в стране. Газовую промышленность также не обошла естественная монополия. ОАО «Газпром» реализовывает 56% поставок в Восточную и 21% - в Западную Европу. Есть у него активы и за границей, которые являются долями в фирмах, которые владеют газораспределительными и газотранспортными системами. Естественным монополистом в России считается железнодорожная отрасль. Часть дорожного хозяйства ОАО РЖД, а также грузооборота составляет 80% всех перевозок по стране. Велик удельный вес и пассажиропотока. Он составляет 41%.
На сегодняшний день широкое распространение приобрели искусственные монополии. Примеры подобных объединений – это концерны, тресты, синдикаты и картели. Любой предприниматель старается завоевать монополистическое положение. Оно дает возможность ликвидировать большой ряд рисков и трудностей, которые связаны с конкурентами, а кроме этого занять на рынке лучшую позицию. При этом монополист способен воздействовать на других участников рынка и навязывать им собственные условия. Пример в России - компания «Мосгортранс». Она обеспечивает столицу наземным транспортом. При этом власть не дает разрешения деятельности на рынке иным перевозчикам, ее конкурентам.
В некоторых случаях на рынке появляется ситуация, когда в потребительской сфере возникает новое предприятие, предлагающее вновь созданный продукт, не имеющий аналогов. Это - чистая монополия. Яркий пример чистой монополии в России – местные компании по электро-, газоснабжению населенных пунктов. Помимо этого, это фирмы, которые содержат водопроводные сети. Коммунальные службы считаются наиболее удачными примерами таких субъектов хозяйствования во всем мире.
На сегодняшний день российские компании, от малого бизнеса до крупного бизнеса, испытывают сильное давление со стороны конкурентов. Исключение составляют рынки с монополией продавца либо олигополия. Помимо этого, можно закрыть опцион между продавцами антимонопольного соглашения, если каждый участник приобретает собственный согласованный рыночный сектор с фиксированной стоимостью реализации. Антимонопольное соглашение считается незаконным и преследуется в соответствии с антимонопольным законодательством. Одним из основных условий роста конкуренции на российских рынках стали многочисленные импортные закупки, которые формируют конкуренцию отечественным товарам.
Чтобы восстановить финансовый рост в России следует восстановить конкуренцию в России на многих рынках.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В соответствии с поставленной целью - освещение и исследование основных черт, форм и разновидностей монополий, кроме того ключевых способов борьбы с ними и особенностей антимонопольной политики Российской Федерации в нынешних рыночных отношениях, в курсовой работе решены следующие задачи:
-
Изучены теоретические аспекты монополий в экономике.
Монополия – это условие рынка, когда данная компания изготавливает и реализует один или несколько продуктов, не изготавливаемых и не продаваемых никакой другой компанией, т. е продукты, для которых не существует близких аналогов, и у потребителя отсутствуют настоящие альтернативы при приобретении этого продукта. Что касается возникновения монополий, в таком случае имеется две ключевые точки зрения. Согласно первой монополизм рассматривается как непроизвольный, не характерный рыночной экономике. Что касается второй точки зрения, то в таком случае монополистические образования формируются как закономерности. Экономия в рамках производства считается основным стимулом возникновения монополий. В случае если данный экономический закон поменяется в будущем, то монополии прекратят свое существование.
-
Монополия изучена как рыночная структура в российской экономике:
Основной характерной чертой монополизма в России является то, что экономика страны сформировалась как «наследница» государственного монополизма социалистической экономики СССР.
В России «новая реальность/нормальность» получила широкое распространение благодаря бывшему министру экономического развития А. Улюкаеву, который под этим термином понимал «состояние, характеризующееся выравниванием темпов роста в странах с развивающимися и развитыми экономиками, отсутствием новых стран-лидеров, способных на длительном периоде демонстрировать высокие темпы роста, бурным развитием технологий, приводящим к замедлению спроса на сырьевые ресурсы, и снижением значимости этих ресурсов как фактора роста и инвестиционной привлекательности».
-
Проведен анализ конкретных примеров монополистических структур в России в новой нормальности:
Существуют различные разновидности монополий. Но их классификация носит крайне условный характер. Это объясняется тем, что многие формы монополий могут одновременно относиться к нескольким их видам. На сегодняшний день широкое распространение приобрели искусственные монополии. Примеры подобных объединений – это концерны, тресты, синдикаты и картели. Пример в России - компания «Мосгортранс». Она обеспечивает столицу наземным транспортом. Яркий пример чистой монополии в России – местные компании по электро-, газоснабжению населенных пунктов. На сегодняшний день российские компании, от малого бизнеса до крупного бизнеса, испытывают сильное давление со стороны конкурентов. Исключение составляют рынки с монополией продавца либо олигополия. Чтобы восстановить финансовый рост в России следует восстановить конкуренцию в России на многих рынках.
Высокий уровень монополизации в экономике делает необходимым проведение в нашей стране антимонопольной политики. Кроме того, Россия нуждается в демонополизации, то есть радикальном сокращении числа экономических секторов, в которых была создана монополия. В сегодняшних условиях из-за экономического кризиса в России мало отечественных и зарубежных компаний, готовых вкладывать деньги в создание новых предприятий. Однако определенные сдвиги в этом отношении может оказать государство. Оно может оказать поддержку наиболее перспективным инвестиционным проектам даже в условиях кризисных ситуаций.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Аляров С. Естественные монополии России: современное состояние и стратегия инновационного развития / Салех Аляров. - М.: КноРус, 2020. - 705 c. -
Бакальская Е.В. Несовершенная конкуренция / Е.В. Бакальская // «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки» №16 2017 — С.51-53. -
Белоусова Н.И. Вопросы теории государственного регулирования и идентификации естественных монополий / Н.И. Белоусова. - Москва: Высшая школа, 2021. - 251 c. -
Егоричев В.А. Современная конкуренция / В.А. Егоричев // «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки» №8. 2017 – С. 1-5 -
Иохин В. Я. Экономическая теория : учебник для академического бакалавриата / В. Я. Иохин. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018 — 353 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). -
Ковнир В. Н. Экономическая история России в 2 ч. Часть 1 С древнейших времен до 1917 г : учебник для академического бакалавриата / В. Н. Ковнир. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018 — 305 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). -
Колосов А. В. Институциональная экономика : учебник и практикум для академического бакалавриата / А. В. Колосов. — М. : Издательство Юрайт, 2018 — 384 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). -
Кравцевич С.В. Предмет – объектная сторона понятий «рынка» и «конкуренции» в исследовании «обмена» / С.В. Кравцевич // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 2 (28). С. 41–45. -
Кудряшова Е.Н. Институциональные соглашения в условиях естественной монополии. Учебное пособие / Е.Н. Кудряшова. - М.: Проспект, 2020. - 584 c. -
Максимова В. Ф. Экономическая теория : учебник для бакалавров /; под общ. ред. В. Ф. Максимовой. — М. : Издательство Юрайт, 2017 — 580 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). -
Сафронова А. Инновационное развитие естественных монополий России: теория и методология управления / Анастасия Сафронова. - М.: КноРус, 2020. - 849 c. -
Сурнина К.С. Конкуренция в предпринимательстве / К.С. Сурнина // APRIORI. Cерия: Гуманитарные науки. – 2018. – № 1. – С. 4. -
Толкачев С.А. Экономическая теория : учебник и практикум для академического бакалавриата / [и др.]. — М. : Издательство Юрайт, 2018 — 444 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). -
Чалдаева Л. А. Основы экономики организации : учебник и практикум для СПО / [и др.] ; под ред. Л. А. Чалдаевой, А. В. Шарковой. — М, 2017 — 339 с. — (Серия : Профессиональное образование). -
Шарыпова Т.Н. Поддержка малого и среднего бизнеса в России / Т.Н. Шарыпова // «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки» №1(28) 2019 – С. 1-7 -
Шишкин М. В. Антимонопольное регулирование : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / М. В. Шишкин, А. В. Смирнов. — М. 2018 — 143 с. — (Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс).
1 Максимова В. Ф. Экономическая теория : учебник для бакалавров /;под общ. ред. В. Ф. Максимовой. — М. : Издательство Юрайт, 2017 — 5 с.— (Серия : Бакалавр. Академический курс)
2 Иохин, В. Я. Экономическая теория : учебник для академического бакалавриата / В. Я. Иохин. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. – 153-154 с.
3 Иохин, В. Я. Экономическая теория : учебник для академического бакалавриата / В. Я. Иохин. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018 — 329 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс).
4 Колосов, А. В. Институциональная экономика : учебник и практикум для академического бакалавриата / А. В. Колосов. — М. : Издательство Юрайт, 2018 — 152 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс).
5 Чалдаева Л. А. Основы экономики организации : учебник и практикум для СПО / [и др.] ; под ред. Л. А. Чалдаевой, А. В. Шарковой. — М, 2017 — 152 с. — (Серия : Профессиональное образование)
6 Колосов, А. В. Институциональная экономика : учебник и практикум для академического бакалавриата / А. В. Колосов. — М. : Издательство Юрайт, 2018 — 157 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс).