ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 31
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Анализ документального оформления, синтетического и аналитического учета обязательств
Под бюджетными обязательствами в законодательстве РФ понимаются обязательства по совершению государственным учреждением расходов в рамках того или иного финансового года (ст. 6 БК РФ). Принятие соответствующих обязательств является одной из составляющих процесса исполнения бюджета по расходам наряду с такими процедурами, как (п. 2 ст. 219 БК РФ):
-
принятие и подтверждение финансовых обязательств; -
санкционирование выполнения финансовых обязательств; -
подтверждение выполнения финансовых обязательств.
ГБУЗ ЛО Лужская межрайонная больница, являющееся получателем бюджетных средств, принимает различные обязательства в пределах лимитов (п. 3 ст. 219 БК РФ).
В соответствии с нормами ст. 6 БК РФ, наряду с бюджетными обязательствами ГБУЗ ЛО Лужская межрайонная больница может иметь также денежные обязательства — те, что предполагают перечисление учреждением денежных средств в пользу управомоченной стороны по договору (например, трудовому или гражданско-правовому).
Как правило, наличие бюджетного обязательства предполагает последующее возникновение и денежного, однако отождествлять их не следует.
Бюджетное обязательство — то, что ГБУЗ ЛО Лужская межрайонная больница предстоит выполнить в соответствии с плановыми расходами распорядителя бюджетных средств. Как только учреждение получает от распорядителя денежные средства на выполнение конкретных бюджетных обязательств, то у него возникает обязательство уже денежное.
Например, заключив контракт с поставщиком мебели на сумму всего 600 000 руб., ГБУЗ ЛО Лужская межрайонная больница приобретает бюджетные обязательства на эту сумму. После того как поставщик, в соответствии с условиями договора, поставил первую партию мебели на 200 000 руб. и выставил счет за нее, то возникает уже денежное обязательство по оплате поставки 200 000 руб. Бюджет перечисляет на счет ГБУЗ ЛО Лужская межрайонная больница данную сумму в целях исполнения учреждением возникшего финансового обязательства.
Бухгалтерский учет бюджетных и денежных обязательств ведется раздельно. Обязательства ГБУЗ ЛО Лужская межрайонная больница могут появляться вследствие заключения государственных контрактов, различных договоров со сторонними хозяйствующими субъектами.
Принятие бюджетных обязательств ГБУЗ ЛО Лужская межрайонная больница осуществляется с применением счета 0 502 01 000 (принятые обязательства) по Единому плану счетов, утвержденному приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.
ГБУЗ ЛО Лужская межрайонная больница вправе применять те счета, что приведены в нормативных актах, регулирующих бухучет (приказ Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н).
Но, так или иначе, все счета в указанных источниках права базируются на тех, которые утверждены приказом № 157н, поэтому в качестве регулирующего нормативного акта можно использовать данный приказ, юрисдикция которого распространяется на ГБУЗ ЛО Лужская межрайонная больница.
Проводки по кредиту счета 0 502 01 000, имеющие отношение к принятию бюджетных обязательств, могут корреспондировать, в частности:
-
с дебетом счета 0 506 00 000 (право на обязательства)
Бюджетные обязательства, как мы отметили выше, тесно связаны с финансовыми обязательствами, которым также соответствуют отдельные проводки. Для учета финансовых обязательств применяется счет 0 502 02 000 (принятые финансовые обязательства).
Полный код счета бюджетного учета — 26-значный. На практике первые 17 цифр в регистрах бухучета обычно не отражаются, поскольку они определены в перечне КБК и потому одинаковы для всех операций по расходованию бюджетных средств ГБУЗ ЛО Лужская межрайонная больница в конкретной сфере бюджетного финансирования.
Таким образом, в регистрах бухучета ГБУЗ ЛО Лужская межрайонная больница применяется 9-значный код (соответствующий 18–26 разрядам полного счета). При формировании счетов для проводок по бюджетным обязательствам он будет представлен в следующей структуре:
-
первая цифра — код финансового обеспечения (по перечню, приведенному в п. 21 Инструкции, утвержденной приказом № 157н); -
следующие три цифры — синтетический код (в нашем случае — 501, 502 или 506); -
следующие 2 цифры — аналитический код (соответствует периоду принятых обязательств — по перечню, приведенному в п. 309 Инструкции); -
еще три цифры в структуре счета — это в общем случае код КОСГУ.
При этом вторая цифра в двузначном аналитическом коде счета (который следует за трехзначным синтетическим) будет определяться:
-
при использовании синтетического кода 501 — статусом лимита бюджетного обязательства (он может быть, к примеру, доведенным — в этом случае фиксируется цифра 1 или утвержденным — в этом случае используется цифра 9); -
при использовании синтетического кода 502 — типом обязательства (если оно бюджетное — фиксируется цифра 1, если денежное — цифра 2).
В зависимости от конкретной хозяйственной операции в регистрах бухучета фиксируются проводки с использованием счетов, формируемых с учетом рассмотренных нами правил.
В числе самых распространенных хозяйственных операций ГБУЗ ЛО Лужская межрайонная больница, которые соответствуют принятым ими бюджетным обязательствам:
-
оплата работ и услуг, оказываемых сторонними хозяйствующими субъектами; -
выплата заработной платы сотрудникам; -
освоение целевой субсидии.
Рассмотрим примеры проводок по соответствующим хозяйственным операциям.
Рассмотрим типовые бухгалтерские проводки по учету расчетов с поставщиками и покупателями в бюджетном госучреждении на конкретных примерах.
ГБУЗ ЛО Лужская межрайонная больница заключило договор с ООО «Продавец» на сумму 100 000 рублей на приобретение медицинского оборудования за счет средств субсидии на выполнение госзадания. По условиям договора предусмотрен аванс в сумме 30 000,00 рублей. Бухгалтер составил следующие записи (табл.3):
Таблица 3 – Оплата работ ГБУЗ ЛО Лужская межрайонная больница
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Перечислен аванс на расчетный счет ООО «Продавец» | 4 206 31 560 | 4 201 11 610 | 30 000,00 |
Учреждение получило оборудование | 4 106 31 310 | 4 302 31 730 | 100 000,00 |
Зачтен выплаченный аванс за поставку оборудования | 4 302 31 830 | 4 206 31 660 | 30 000,00 |
Перечислен остаток за оборудование | 4 302 31 830 | 4 201 11 610 | 70 000,00 |
ГБУЗ ЛО Лужская межрайонная больница оказывает платные услуги. С ООО «Информбюро» был заключен договор об оказании информационных услуг на сумму 25 000,00 рублей. По условиям договора предусмотрена частичная оплата в сумме 10 000,00 рублей и частичный взаимозачет: ГБУЗ ЛО Лужская межрайонная больница предоставляет услуги (аренда бассейна) на сумму 15 000,00 руб. Бухгалтер отражает записи (табл.4):
Таблица 4 – Оплата услуг ГБУЗ ЛО Лужская межрайонная больница (взаимозачет)
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Обязательства по оплате выполненных информационных услуг приняты к учету, подписан акт выполненных работ | 2 401 20 226 | 2 302 26 730 | 25 000,00 |
Начислен доход за оказанные платные услуги | 2 205 31 560 | 2 401 10 130 | 15 000,00 |
Отражен произведенный взаимозачет между организациями | 2 302 26 730 | 2 205 31 660 | 15 000,00 |
Произведена окончательная оплата поставщику | 2 302 26 730 | 2 201 11 610 | 10 000,00 |
Факт принятия хозяйствующим субъектом денежных обязательств (их сумма определяется условиями договора и может быть меньшей, чем сумма бюджетных обязательств — например, если вносится прописанный в договоре аванс) отражается проводкой:
-
Дт 1 502 11 226; -
Кт 1 502 12 226.
В свою очередь, код Кт 1 502 12 226 используется нами, поскольку:
-
включает код вида 502, который отражает факт принятия учреждением собственно финансовых обязательств; -
включает код 12, который показывает, что финансовое обязательство относится к текущему финансовому году.
ГБУЗ ЛО Лужская межрайонная больница получило целевую субсидию на установку пожарной лестницы. В данном случае мы будем использовать проводки:
1. Отражающую принятие учреждением бюджетного обязательства (по договору с предприятием, которое установит лестницу):
-
Дт 5 506 10 225; -
Кт 5 502 11 225.
Счет 5 506 10 225 выбран нами, так как в его структуре присутствуют коды:
-
5 — код финансового обеспечения (в данном случае — субсидия); -
506 — синтетический код по Плану счетов, отражающий тот факт, что речь идет о реализации права на получение обязательств (данное право может быть реализовано только бюджетными и автономными учреждениями); -
10 — аналитический код по Плану счетов, отражающий тот факт, что принятые обязательства относятся к текущему финансовому году; -
225 — код КОСГУ, отражающий тот факт, что учреждение заказывает работы и услуги по содержанию имущества в виде установки пожарной лестницы.
Счет 5 502 11 225 выбран нами, так как в его структуре присутствует код вида 502 — синтетический код, отражающий тот факт, что учреждение приняло бюджетные обязательства.
2. Отражающую принятие учреждением финансового (денежного) обязательства (по факту завершения работ и получения документов на оплату):
-
Дт 5 502 11 225; -
Кт 5 502 12 225.
Счет 5 502 11 225 использован нами по той же причине, что и в предыдущей проводке.
Счет 5 502 12 225 задействован нами, поскольку включает коды:
-
502 — отражающего тот факт, что учреждение приняло финансовые обязательства; -
12 — отражающего тот факт, что обязательства относятся к текущему финансовому году.
Принятые ГБУЗ ЛО Лужская межрайонная больница бюджетные обязательства отражаются в регистрах бухучета с применением проводок со счетами по Единому плану, утвержденному Минфином, или же с применением проводок, которые утверждены в НПА для бюджетных учреждений, но так или иначе на основе Единого плана. Формируются данные счета с учетом значения конкретных кодов, которые входят в структуру соответствующих счетов.
-
Анализ документального оформления, синтетического и аналитического учета инвентаризации финансовых обязательств
Инвентаризация финансовых обязательств в ГБУЗ ЛО Лужская межрайонная больница может быть как плановой — в соответствии с требованиями законодательства, так и инициированной — по решению руководства либо на основе критериев, определенных в локальных нормативах учреждения.
Финансовые и иные обязательства ГБУЗ ЛО Лужская межрайонная больница должны быть проверены в рамках инвентаризации (п. 9 Инструкции по отчетности, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н, пп. 80—81 федерального стандарта бухучета для организаций госсектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н, п. 27 Положения по ведению бухучета, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н):
-
по основаниям, в сроки и в порядке, установленным субъектом учета в рамках формирования своей учетной политики; -
при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи имущества; -
в случае стихийного бедствия, пожара, аварии или других ЧС, в том числе вызванных экстремальными условиями; -
при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел); -
при передаче (возврате) комплекса объектов учета (имущественного комплекса) в аренду, управление, безвозмездное пользование, хранение, а также при выкупе, продаже комплекса объектов учета (имущественного комплекса); -
в других случаях, предусмотренных законодательством и НПА; -
при составлении годовой отчетности; -
при реорганизации или ликвидации учреждения.