Файл: Титульный лист Организация учебноисследовательской деятельности обучающихся в условиях реализации фгос соо содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 43

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

«Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС СОО»

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА 1 Исследовательская деятельность как образовательная технология, направленная на реализацию ФГОС среднего общего образования 4

1.1 Сущность и содержание исследовательской деятельности 4

1.2 Методология организации и включения учащихся в исследовательскую деятельность 9

ГЛАВА 2 Формирование функциональной грамотности обучающихся в условиях реализации ФГОС СОО 15

2.1 Модель организации учебно-исследовательской деятельности в МОУ «СОШ №33 15

2.2 Реализация основной образовательной программы в МОУ «СОШ №33 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27



ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Образование - процесс, результаты которого строится на связи учителя и обучающегося. В этом процессе и учитель и обучающийся являются субъектами. Следовательно, качество образовательного процесса, как отмечает А.В. Ильина в статье «Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в условиях введения нового образовательного стандарта», зависит от того, в какой степени обучающийся является субъектом познания, проявляя в процессе обучения активность и познавательную самостоятельность [1]. Следовательно, основной задачей образовательного учреждения (под образовательным учреждением мы подразумеваем школы) является повышение познавательной активности обучающихся и развитие необходимых умений для осуществления самостоятельной познавательной активности. Учебно-исследовательская и проектная деятельность в школе призвана решить эти задачи [2, С. 97].

Объектом работы выступает исследовательская деятельность учащихся основной школы.

Предмет: механизм организации и критерии оценивания исследовательской деятельности в основной школе.

В связи свыше сказанным целью является разработка модели организации исследовательской деятельности обучающихся в основной школе и критериев ее оценивания.

Для достижения поставленной цели следует решить последующие задачи:

1) Раскрыть понятие, сущность и функции исследовательской деятельности как образовательной технологии;

2) Разработать систему организации исследовательской деятельности в основной школе;


3) Рассмотреть модели организации учебно-исследовательской деятельности в МОУ «СОШ №33;

4) Предложения по реализации основной образовательной программы в МОУ «СОШ №33.

Проблема исследования влечет за собой необходимость использования научных работ из области педагогики и психологии. Вопросы организации исследовательской деятельности излагаются в работах А.И. Савенкова, М.И. Махмутова, И.В. Комарова и др. В работах О.И. Митрош, М.А. Ахметова, В.М. Назаренко, В.П. Ушачева, Т.В. Куклина освящены вопросы организации исследовательской деятельности в школе.

ГЛАВА 1 Исследовательская деятельность как образовательная технология, направленная на реализацию ФГОС среднего общего образования

1.1 Сущность и содержание исследовательской деятельности
Сегодня современное общество нуждается в образованных, творческих, деятельных молодых людях и делает социальный заказ на формирования грамотной и социально-мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей себе свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Сама жизнь выдвигает неотложную практическую задачу – воспитание человека – творца, созидателя и новатора, способного разрешать возникающие социальные и профессиональные проблемы нестандартно, инициативно и грамотно. Эти новые требования общества нашли своё отражение в федеральных государственных образовательных стандартах, утверждённых Министерством Образования и науки РФ в 2012 году. Выдвигая в качестве основополагающей идеи компетентный подход в образовательном пространстве, он нацеливает нас, педагогов, на использование новых современных образовательных технологий, а также применение новых методов и приёмов, ориентированных на формирование и индивидуальное развитие личности, развитие у обучающихся ключевых компетенций. Акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, принимать решения, планировать действия, эффективно сотрудничать, быть открытыми для новых контактов. Эти задачи невозможно решить путём «вручения» ученикам соответствующих знаний. Современная школа нуждается в смешении акцентов со знаниевого на компетентностный подход к образованию. ЕГЭ требует не только стандартных знаний, но и умений анализировать исторические ситуации, работать с разнообразными источниками, формулировать и аргументировать свою позицию. Способность к самостоятельному познанию развивается только в исследовательской деятельности. Поэтому наиболее представительной в научно-методической литературе педагогической технологии современного открытого образования является исследовательская и проектная деятельность.



Цель: формирование и воспитание личности, владеющей исследовательской технологией на уровне компетентности.

Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее не известным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. Главный смысл исследования в образовании в том, что оно является учебным. Если в науке главной целью является получение нового знания, то в образовании –приобретение учащимися функционального навыка исследования, развития способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося на основе приобретения новых знаний. Важные ограничения накладываются на тематику, характер и объем исследований требования возрастной психологии. Для юношеского возраста характерны: невысокий общий образовательный уровень, несформированность мировоззрения, неразвитость способности к самостоятельному анализу. Поэтому не каждая задача пригодна для реализации в школе.

Технология исследовательской деятельности основана на использовании творческих потребностей, познавательных интересов, мотивов совершенствования личности, и является более высоким уровнем развивающего обучения, средством формирования самостоятельного мышления, компетенции.

Овладение самостоятельной исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования. Два этапа — подготовительный и практический — реализуются в среднем звене обучения. В старшем звене обучения исследовательской деятельность проводится на третьем, самом сложном уровне, так как реализуется самая сложна функция исследовательской деятельности- управленческая, т.е. умение управлять исследовательской деятельностью.

Наиболее полное воплощение третьего уровня проявляется в 11-м классе. Ученики сами выбирают и формулируют тему проекта; определяют зоны исследования; планируют и вырабатывают рекомендации.

На ступени среднего общего образования акцент переносится на формирование надлежащего уровня компетентности исследовательской деятельности (то есть самостоятельное практическое владение технологией исследования).

Сегодня роли учителя разнообразны: это энтузиаст, специалист, исследователь, консультант, организатор, руководитель, партнер. Учитель является и организатором учебно-исследовательской деятельности учащихся. Управлять исследовательской и проектной деятельностью можно, используя свои исследовательские навыки и опыт, постоянно повышая свою профессиональную компетенцию.


Накопленный мной определённый опыт организации учебно-исследовательской деятельности среди учащихся основной школы продолжает своё развитие и в старших классах.

Для успешного осуществления исследовательской и проектной деятельности, обучающиеся должны овладеть следующими действиями:

- постановка проблемы и аргументировании её актуальности;

- формулировка гипотезы исследования и раскрытие замысла–сущности будущей деятельности;

- планирование исследовательских работ и выбор необходимого инструментария;

- собственно проведение исследования с обязательным поэтапным контролем и коррекцией результатов работ;

- оформление результатов исследовательской деятельности как конечного продукта;

- представление результатов исследования широкому кругу заинтересованных лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического исследования.

Специфика исследовательской деятельности определяет многообразия форм её организации. Исследования как метод и как самостоятельная технология используется мной как на уроках, так и во внеклассной работе по истории и обществознанию.

Исследовательский метод используется на различных этапах комбинированного урока: повторение, изучение нового материала, рефлексия и при выполнении домашнего задания.

В 10 классе на повторно-обобщающем уроке в ходе дискуссии о месте и роли Петровских реформ в истории России, проанализировав все оценки личности и деятельности Петра I, учащиеся смогли выделить два противоположных подхода: апологетический и критический, который временами сходились, но потом расходились вновь.

Так, к уроку-исследованию «Планы декабристов: упущенный шанс или утопия?» одна группа учащихся изучила конституционные проекты декабристов, выделила либерально-буржуазные идеи, сравнила их, а также декабристские проекты и Конституцию РФ 1993г., выделив общее идеи и различия. Вторая группа по документам и исторической литературе проанализировала план восстания декабристов, составила возможные схемы их реализации, изучила роль князя С. Трубецкого и, опираясь на источники, усомнилась в трактовке его поведения в учебнике, выдвинув и аргументировав, опираясь на документы и мемуары декабристов, свою версию. Третья группа проанализировала взгляды Пестеля и Рылеева о власти. Итогом урока стали эссе: «Сценарий развития России после возможной победы декабристов», «Планы декабристов: утопия или упущенный шанс?»

На уроке-лабораторном занятии «Россия накануне отмены крепостного права» учащиеся изучили по документам проекты отмены крепостного права Герцена, Чернышевского, Кавелина и дали свои оценки.


Большое значение для развития творческих и исследовательских качеств имеют домашние сочинения и эссе по истории и обществознанию. Темы для 10 класса: «Как бы развивалась Русь, не будь монгольского нашествия», «Иван Грозный реформатор или диктатор?», «Смысл и цель человеческой жизни во взглядах философов», «Деятельность – единственный путь к знанию», «Социализация как часть формирования личности», «Цель государства – это совместное продвижение к высокому качеству жизни», «В гражданском обществе находится главный центр человеческой свободы».

1.2 Методология организации и включения учащихся в исследовательскую деятельность
В современной науке под исследовательской деятельностью принято понимать деятельность обучающихся, которая связана с решением творческих, исследовательских задач с заранее известным решением; предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, связанной с выбранной темой, выдвижение гипотезы исследования, подбор методик и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. При этом проектная деятельность обучающихся рассматривается как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата [1].

Учебно-исследовательская и проектная деятельность – это один из элементов осуществления Федерального государственного стандарта образования (ФГОС). В настоящее время можно четко представить модель осуществления учебно-исследовательской и проектной деятельности в образовательном учреждении (ОУ) в рамках реализации ФГОС начального общего образования (НОО) [3] и ФГОС основного общего образования (ООО) [4]. Изменится ли эта модель при осуществлении ФГОС среднего общего образования (СОО) [5], который будет реализовываться в большинстве школах в 2020 – 2021 учебном году. Этим вопросом задаются многие учителя, имеющие учебную нагрузку в старших классах

Тенденции развития современного образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в реальных жизненных условиях. Международные мониторинговые исследования отражают данное направление в полном объеме (PISA, TIMSS, PIRLS). Российские школьники испытывают затруднения в практическом применении учебных знаний. Поэтому Правительством РФ приняты меры по обновлению системы образования: