Файл: Титульный лист Организация учебноисследовательской деятельности обучающихся в условиях реализации фгос соо содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 45

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
выделена отдельно работа с одаренными детьми, которая позволяет совершенствовать полученные навыки и приобретать соревновательный опыт. Так же существует отдельный блок, позволяющий обеспечить проведение РИКО и организовать ежегодную защиту проектов обучающимися школ [13].

В следующем году большинство школ перейдут на реализацию ФГОС СОО [5], который придет на смену Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта (ФКГОС). Так, ФГОС СОО по сравнению с ФКГОС имеет вариативную образовательную программу, которая направлена на профилизацию образования в старшей школе. Так же подразумевается осуществление курсов внеурочной деятельности в старших классах [14, С. 63]. Подразумевается, что и ученическая активность в рамках реализации ФГОС СОО снижаться не будет, поскольку обучающиеся старшей школы в течение 1–2 лет будут работать над индивидуальным проектом, выполнение которого основывается на организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в ОУ. Образовательный стандарт позволяет направить курсы внеурочной деятельности не только на профилизацию образования, но и на дополнительные возможности по осуществлению учебно-исследовательской и проектной деятельности [15-21]. Например, предполагается, что в старшей школе будет введен курс внеурочной деятельности «Индивидуальный проект».

Таким образом, блок, связанный с составлением и реализацией рабочих программ по учебным предметам, курсам внеурочной деятельности, программ дополнительного образования не будет терять своей актуальности. Кроме того, защиту индивидуальных проектов будет осуществлять блок, связанный с организацией проектной деятельности в школе.

Важной идеей ФГОС СОО является создание преемственности осуществления учебно-исследовательской и проектной деятельности в старшей школе и в высших учебных заведениях. Так, университетами организуются научно-практические конференции для обучающихся, где принимаются исследовательские работы, социальные, творческие проекты и т.д. Участие старшеклассников в научно-практических конференциях, которые проводят университеты, очень важно [22, С. 228]. Дело в том, что оценку, работ и проектов осуществляют преподаватели, которые непосредственно занимаются научной деятельностью. Они могут указать на ошибки в сложных этапах выполнения проекта [23, С. 44]. Например, в выборе методологии исследования не ошибиться без специальных знаний очень сложно. Наставники проектов в школах, которые не так активно занимаются научной деятельностью, не всегда могут, верно, подсказать обучающемуся в выборе методологии и методов исследования. Сложность возникает еще и в том, что проекты обучающихся являются метапредметными [24, С. 36], и здесь наставнику сложно разобраться в специально-научных методах. На научно-практических конференциях члены жюри могут указать на недостатки, посоветовать, в каком направлении можно продолжить исследование. Так, участие в научно-практических конференциях, фестивалях проектов обучающихся, обучающийся и наставник получают возможность улучшить свой проект, получить консультацию у специалистов, которые непосредственно осуществляют научно-преподавательскую деятельность. В школе участие в научно-практических конференциях, фестивалях проектов обеспечивает Научное общество учащихся.


Таким образом, при реализации ФГОС СОО все три блока, представленных на рисунке 1 будут задействованы в работе. Как мы видим, реализация ФГОС СОО в рамках осуществления учебно-исследовательской и проектной деятельности существенно не отличается. Однако стоит добавить, что проекты обучающихся в старшей школе должны качественно отличаться от проектов на этапе реализации ФГОС ООО [25, С. 58]. Исследование обучающегося должно соответствовать общему алгоритму осуществления научных исследований, проекты должны обладать высокой практической значимостью. Индивидуальный проект является результатом сформированности УУД в результате освоения программы СОО [26, С. 29], то есть является результатом всего обучения в школе.

Наставникам необходимо повышать квалификацию по овладению информационно-коммуникативными компетенциями, а также компетенциями по осуществлению исследовательской и проектной деятельности [27, С. 26]. Существует множество курсов по повышению информационно-коммуникативных компетенций, а в условиях перехода на дистанционное обучение это стало срочной необходимостью. Но, по повышению компетенций в осуществлении исследовательской и проектной деятельности дела обстоят иным образом, особенно в возможности повышения компетенций, связанных с исследовательской деятельностью.

2.2 Реализация основной образовательной программы в МОУ «СОШ №33
Функциональная грамотность выступает индикатором качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.

Работа по формированию функциональной грамотности в МОУ «СОШ №33 г. Москва в аспекте реализации основной образовательной программы регулируется локальными актами:

Разработан план работы школы по формированию функциональной грамотности обучающихся в 2022-2023 учебном году.

В текущем учебном году МОУ «СОШ №33 г. Москва реализует 4 основных модуля:

Модуль 1

Формирование читательской грамотности.

Модуль 2

Формирование математической грамотности.

Модуль 3

Формирование естественнонаучной грамотности.

Модуль 4

Формирование финансовой грамотности.

Основные виды деятельности обучающихся:

Современно мыслящий педагог, опираясь на фундаментальные психолого-педагогические исследования, понимает и принимает ценность знания-действия.

Поэтому в его стратегии преподавания акцент делается не на объяснение ученикам теоретического знания, а на рост и продуктивное расширение их познавательных интересов и (на этой базе) систематизацию индивидуально значимого знания в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности, то есть практического применения знания. В современном образовании главным становится не заучивание и повторение заданного учителем алгоритма усвоения информации, а осмысление самим обучающимся потребности приобрести ту или иную информацию, тот или иной способ деятельности, а

также ориентация в том, где, когда и как он может применить это новое знание.

В идеале учебно-познавательная деятельность ученика должна представлять собой самостоятельный поиск необходимых ему теоретических знаний и общих способов действий. Это не означает одиночества в учебной работе, но означает умение инициативно разворачивать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Читательская грамотность формирует способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Математическая грамотность обеспечивает практикориентрированное преломление курса математики, развивает умение решать жизненные задачи с помощью математических инструментов.

Естественно-научная грамотность позволяет оценить роль и место человека в природе, отношение человека к своему организму и своему здоровью, сформировать систему отношений с окружающей средой.

Финансовая грамотность – ключевая компетенция современного человека – участника межличностных и деловых коммуникаций.

Образовательное пространство МОУ «СОШ №33 г. Москва позволяет реализовать заявленные модули. Педагогический коллектив обладает необходимым методическим арсеналом, активен в развитии своих профессиональных возможностей. Сформированы творческие группы по направлениям работы модулей. Деятельность в группах регулируют опытные наставники – модераторы.

Основной упор делается на обобщение и систематизацию имеющегося опыта работы, индивидуальное профессиональное развитие и повышение квалификации педагогов.

Модуль 1

Формирование читательской грамотности.

Проблема развития читательской грамотности актуальна условиям нашей школы. Не смотря на возраст, значительное количество осужденных не обладают навыками грамотного чтения: читают медленно, не соблюдая знаков препинания, затрудняются осмысливать содержание прочитанного. С целью развития читательской компетентности в школе разработана междисциплинарная программа «Стратеги смыслового чтения и работа с текстом». Программа направлена на формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества. Учащиеся совершенствуют технику чтения и приобретают устойчивый навык осмысленного чтения, получают возможность приобрести навык рефлексивного чтения. Овладевают различными видами и типами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным чтением; коммуникативным чтением вслух и про себя; учебным и самостоятельным чтением. Программа носит междисциплинарный характер и реализуется как в рамках урочной, так и внеурочной деятельности.


В рамках методической недели акцент сделан на развитие навыков самостоятельной работы: разработана памятка ученику по развитию читательской грамотности, проведены обучающие беседы и консультации с обучающимися. С целью подготовки к ГИА обновлены тематические памятки и опорные конспекты по работе с текстом и определению проблемы текста.

Для повышения эффективности использования видеоматериалов создан каталог фильмов по литературе для 10-11 классов, разработана памятка учителю для методически грамотного использования данного вида ресурсов. Видео способствует развитию образного мышления, мотивирует учащихся к чтению. Ярким примером стала проведенная декада, посвященная 200-летию Ф.М. Достоевского: все учителя отметили сознательное отношение учеников к участию в мероприятиях, их активность и любознательность. Педагогически целесообразное использование видеоресурсов обеспечило успешность тематических бесед, органичность размышлений в ходе диспутов. Опрос участников подтвердил правильность выбранных методов работы: учащиеся выразили желание продолжить знакомство с автором, самостоятельно читать его произведения.

Модуль 2

Формирование математической грамотности.

Математика является обязательным предметом для ГИА. Поэтому реализация учебной программы выстраивается с учетом обеспечения подготовки к экзамену.

Предмет вызывает затруднения у большинства обучающихся. Этому способствует как значительный перерыв в обучении, так и низкий познавательный интерес к математическим дисциплинам. Перед учителем стоит важная задача – изменить отношение к изучаемому предмету, показать его практическую значимость в жизни человека. С этой целью проводятся тематические беседы, мотивирующие конкурсы и др. Особое внимание уделяется истории математики, роли известных людей в ее развитии.

В помощь ученику разработаны дидактические материалы: памятки с основными формулами, обучающие графики и рисунки, таблицы.

В 2022-2023 году в учебный план введен курс внеурочной деятельности «Математика в жизни человека». Его содержание направлено на мотивацию интереса к предмету в аспекте применения математических знаний и навыков в жизни, в быту, в хозяйстве. В рамках методической недели сформирован тематический комплект познавательных заданий, разработана памятка ученику для решения и оформления задач по математике.

Целенаправленная работа в урочной и внеурочной деятельности, в формате консультаций, в рамках предметной декады способствует популяризации математики, повышению познавательной активности, и, как следствие, повышению математической грамотности учащихся. Наблюдение в течение учебного периода подтверждает положительную
динамику в части освоения изучаемого материала, овладения предметными и общеучебными компетенциями.

Модуль 3

Формирование естественнонаучной грамотности.

Естественнонаучная грамотность учащихся формируется посредством изучения химии, физики, астрономии. Учебный план отводит на эти предметы в сумме 5 часов классно-урочного времени. Отличительной чертой данного направления является естественная связь теоретических знаний с реальной жизнью. Изучаемые процессы помогают понять систему природы на нашей планете, закономерности ее развития. Важной задачей учителя является организация учебной деятельности на понятном ученику уровне, использование практикоориентированных заданий, учебных ситуаций. Метод учебных ситуаций наиболее эффективен для мотивации учащихся к изучению естественных предметов.

В рамках методической недели разработаны памятки ученику для решения задач по химии и физике. Сформирован комплект практикоориентированных заданий.

Модуль 4

Формирование финансовой грамотности.

Финансовая грамотность – современное направление в развитии общих компетенций человека. Его актуальность подтверждается высокой степенью вовлеченности в финансовую деятельность. Сегодня человек имеет возможность формировать свой бюджет разными способами: работать по найму, реализовывать собственные бизнес-проекты, инвестировать и т.д. Возросла роль банковской сферы. Обратной стороной «медали» является небывалая активность мошеннической деятельности. Поэтому финансовая грамотность необходима для успешной и безопасной жизнедеятельности.

В рамках учебного плана МОУ «СОШ №33 г. Москва финансовая грамотность наиболее эффективно реализуется через изучение обществознания и тематическую внеурочную деятельность. На уроках учащиеся принимают участие в тематических учебных ситуациях, беседах, ролевых и деловых играх. Продуктивно реализуется проектная деятельность – обучающиеся разрабатывают собственные бизнес-планы и проекты.

В 2022-2023 учебном году разработан курс внеурочной деятельности «Простая экономика», где учащиеся в доступной форме осваивают базовые понятия экономики.

Для педагогического коллектива школы финансовая грамотность также является востребованным направлением развития. Для решения текущих вопросов в данном направлении практикуются встречи со специалистами банковской сферы, предлагаются для ознакомления видеоматериалы, подготовленные для предотвращения финансового мошенничества.