Файл: Титульный лист Организация учебноисследовательской деятельности обучающихся в условиях реализации фгос соо содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 46

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Цели:

Понятие функциональной грамотности включает грамотную осведомленность, культуру и компетентность. Требования к результатам образования, закрепленные в ФГОС, интегрируют предметные и метапредметные знания и умения. Введено понятие универсальных учебных действий.

Универсальные учебные действия (УУД) — это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта.

Универсальные учебные действия обеспечивают способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Согласно Федеральному образовательному стандарту универсальные учебные действия транслируются как способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса (Глоссарий сайта standart.edu.ru).

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они:

Выделяют следующие блоки УУД:

- Личностные - обеспечивают ценностно-смысловую ориентации обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми в легитимном обществе этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

- Регулятивные - обеспечивают организацию обучающимися своей учебной деятельности.

- Познавательные - обеспечивают исследовательскую компетентность, умение работать с информацией.

- Коммуникативные - обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать с другими людьми.


Основные результаты обучения и воспитания в отношении достижений социального, личностного, познавательного и коммуникативного развития обеспечивают широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию.

- Социальное развитие — формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия учащимися демократических ценностей, развития толерантности жизни в поликультурном обществе, воспитания патриотических убеждений; освоение основных социальных ролей, норм и правил.

- Личностное развитие — развитие готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, высокой социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и компетенции уметь учиться; формирование образа мира, ценностно-смысловых ориентации и нравственных оснований личностного морального выбора; развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам; развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.

- Познавательное развитие — формирование у учащихся научной картины мира; развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью; овладение методологией познания, стратегиями и способами познания и учения; развитие репрезентативного, символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии.

- Коммуникативное развитие — формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнёров в общении и совместной деятельности, умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество с другими людьми на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации.



Основная задача формирования УУД заключается в обеспечении смысла учебной деятельности для учащихся и развитие их учебной и познавательной мотивации. Смысл – отношение мотива и цели – возможность управления смыслообразованием в учебной деятельности.

Системно – деятельностный подход - метод обучения, при котором ученик не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

Ключевой момент – организовать учебную ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (понятную, регламентированную, разнообразную). Именно в деятельности ученик обретает самые прочные знания и развивает свои УУД. Деятельность должна быть интересной и понятной ученику и тогда он придет к нужному результату. Разнообразив учебную деятельность, мы создадим условия для мотивации обучающихся к обучению, формированию их функциональной грамотности.

Образованность в аспекте функциональной грамотности:

Базовые навыки. Как учащиеся применяют базовые навыки для решения повседневных задач:

1. Навыки чтения и письма

2. Математическая грамотность

3. Естественнонаучная грамотность

4. ИКТ-грамотность

5. Финансовая грамотность

6. Культурная и гражданская грамотность.

Компетенции. Как учащиеся решают более сложные задачи.

Личностные качества. Как учащиеся справляются с изменениями окружающей среды:

7. Критическое мышление/решение задач

8. Креативность

9. Умение общаться

10. Умение работать в команде

11. Любознательность

12. Инициативность

13. Настойчивость

14. Способность адаптироваться

15. Лидерские качества

16. Социальная и культурная грамотность.

Обладают ли учащиеся, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?

Учёт эффекта «ситуационности знаний» требует включения в учебный процесс заданий, сформулированных во внеучебном контексте, без указания (явного или неявного) на способ действий.
Функциональная грамотность - способность использовать знания, умения, способы в действии при решении широкого круга задач обнаруживает себя за пределами учебных ситуаций
, в задачах, не похожих на те, где эти знания, умения, способы приобретались.

Уровни функциональной грамотности:

- узнавание, воспроизводство и понимание;

- понимание и применение;

- решение проблем на основе анализа и синтеза информации в контексте предметного знания;

- решение проблем в контексте окружающей действительности;

- готовность действовать в условиях многозадачности, неопределенности в контексте окружающей действительности.

Итак, широкое использование исследовательского метода создаёт среду для расширения возможностей самообразования школьников, систематизации отдельных элементов знаний обучающихся, развития коммуникативных качеств, командного сотрудничества; дает возможность использовать различные источники знаний; учит вступать в дискуссию и вырабатывать свое собственное мнение; обучает приемам публичного выступления; дает опыт литературной речи; позволяет активно использовать информационные технологии; создаёт условия для вариативности и дифференциации обучения; способствует более ранней профилизации; развивает исследовательские умения, творческий потенциал школьников.

Самое решающие звено в технологии исследовательской деятельности это учитель. Работа над исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образование в процесс в результативную созидательную деятельность, способствует профессиональному и творческому росту учителя

ГЛАВА 2 Формирование функциональной грамотности обучающихся в условиях реализации ФГОС СОО

2.1 Модель организации учебно-исследовательской деятельности в МОУ «СОШ №33
Компетенцией образовательного учреждения является разработка программы «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» [6], которая может являться отдельным документом или же составным элементом программы формирования планируемых результатов [7, С. 1592]. В каждом образовательном учреждении процесс организации учебно-исследовательской деятельности устроен по-разному, но, так или иначе, имеет схожую структуру. На рисунке 1 представлена модель организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в МОУ «СОШ №33 с углубленным изучением английского языка» (МОУ «СОШ №33») г. Москва.


Нужно отметить, что в начальной и средней школе ежегодно обучающиеся защищают проекты. Проекты обучающихся бывают групповыми и индивидуальными, исследовательскими, информационными, социальными, творческими, прикладными и т.д. Помощь обучающимся в выполнении проекта оказывает наставник, которым, как правило, является учитель начальных классов или учитель-предметник. В 7-м классе обучающиеся выполняют индивидуальный проект в рамках региональной оценки качества образования (РИКО). Осуществление проектной деятельности обучающимися позволяют определить уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД) [8-10].

Согласно представленной модели, организация учебно-исследовательской и проектной деятельности регламентирована ФГОС. Во главе осуществления учебно-исследовательской и проектной деятельности стоит учебная часть, а именно заведующий учебной частью. Деятельность учебной части в ОУ делится на три крупных блока.

В первом блоке осуществляется исследовательская работа в рамках действия Научного общества учащихся ОУ, участники которого участвуют в научно-практических конференциях.

Второй блок заключается в организации учебно-исследовательской и проектной деятельности на уроках, курсах внеурочной деятельности, а также курсах дополнительного образования, которое осуществляют методические объединения (МО) учителей.

Третий блок – организация проектной деятельности обучающихся, которая заключается в реализации проектной деятельности в рамках ФГОС по итогам учебного года, а также в организации работы при проведении регионального исследования оценки качества образования.



Рисунок 1 – Модель организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в МОУ «СОШ №33 Москва
Все три блока способствуют формированию УУД у обучающихся, что является результатом освоения образовательных программ [11, С. 61]. Так же все три блока обеспечивают участие в научно-практических конференциях и городских конкурсах проектов, согласно календарю городских мероприятий Центра повышения квалификации и информационно-методической работы (ЦПКИМР) для одаренных детей в г. Москве, что позволяет выстраивать индивидуальную образовательную траекторию и поддерживать одаренных детей [12].

Таким образом, организация учебно-исследовательской и проектной деятельности в МОУ «СОШ №33 Москва имеет разветвленную структуру. Представленная выше структура обеспечивает осуществления ФГОС ООО [4] и НОО [3] в образовательном учреждении. Данная структура обеспечивает учебно-исследовательскую и проектную деятельность на уроках, курсах внеурочной деятельности, кружковых занятиях. Так же в структуре