Файл: Роль управления в развитии экономики, предпринимательства и общества.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 489
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Основными принципами антимонопольной политики государства являются следующие: свобода экономической деятельности; свободное движение товаров, услуг и финансовых средств; дифференциация и защита личных и общественных интересов; поощрение отношений конкуренции; предупреждение экономической деятельности, направленной на монополизацию рынка и недобросовестную конкуренцию; специализация регулирования природных и государственных монополий.
Высокий уровень монополизации и его резко отрицательное влияние на экономику делает необходимым проведение в нашей стране антимонопольной политики. Более того, Россия нуждается в демонополизации, то есть радикальном сокращении числа секторов экономики, где установилась монополия. Российские условия, однако, отличаются значительной спецификой.
Главная особенность монополизации российского рынка состоит в том, что она сложилась как “наследница” государственного монополизма социалистической экономики Социалистическая экономика представляла собой единый народнохозяйственный комплекс, в котором каждое предприятие не было вполне автономно, а являлось составной частью некой общенациональной суперструктуры. При этом весьма широко была распространена практика, когда удовлетворение потребности всей страны в том или ином виде поручалось всего одному-двум заводам. Причин для такой концентрации выпуска продукции было несколько. Большое значение имело стремление использовать положительный эффект масштаба. Причем тяга к гигантизму была явно гипертрофированной, т.к. из-за искусственной заниженности цен на энергию, сырье и транспорт вполне рентабельными выглядели проекты даже нерационально крупных заводов. Сырье для них нередко привозилось за тысячи километров, а готовая продукция развозилась по всему Союзу. Другая причина была связана с удобством централизованного управления крупными предприятиями. Когда все важнейшие решения по развитию экономики страны принимаются общенациональными плановыми органами, управляемость хозяйства тем выше, чем меньше производственных единиц. В самом деле, проконтролировать выпуск определенного вида продукции на одном заводе-гиганте много проще, чем решить ту же задачу, когда названное изделие выпускают две-три сотни мелких заводов.В итоге народное хозяйство страны в буквальном смысле напоминало единый организм. Подобно тому, как в человеческом организме существуют специализированные органы обеспечения жизнедеятельности всего организма (какие-то функции возложены на сердце, какие-то — на печень, какие-то — на желудок), так и в социалистическом хозяйстве одни заводы удовлетворяли потребность всей страны в одной, другие — в другой продукции. При этом советские монополисты были узко специализированы. Причем дублирование было минимальным или вовсе отсутствовало. По своим последствиям для хозяйства прекращение поставок любым из них было подобно отказу определенного органа (скажем, почек) в человеческом организме.
37. Особенности рынка монополистической конкуренции. Поведение фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах.
Особенности рынка монополистической конкуренции.
На рынке монополистической конкуренции действует большое количество продавцов, которые реализуют схожий по характеристикам, но не взаимозаменяемый товар. Основными чертами такой конкурентной борьбы на рынке можно назвать: невысокие барьеры вступления на рынок; достаточно жесткая конкуренция неценового характера; большое количество производителей; продукция дифференцирована.
В долгосрочном периоде фирма стремится к выбору оптимальных размеров фирмы, т.е. решает, какой её быть: мелкой, средней или крупной. Расширение масштабов будет продолжаться до получения нулевой минимальной прибыли. Сначала, какое то время, расширение производственных мощностей будет сопровождаться снижением средних общих издержек. Однако, ввод все больших и больших мощностей приведет к росту средних общих издержек.
38. Особенности олигополистического рынка. Поведение фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах.
Олигополия представляет собой тип рыночной структуры, для которой характерно стратегическое взаимодействие немногих фирм, конкурирующих за объем продаж. В качестве определяющих особенности олигополистического рынка признаков следует указать такие, как: ограниченное количество фирм, значительная концентрация производства у отдельных фирм, ограниченный доступ в отрасль, стратегическое поведение фирм.
Для фирмы, действующей в краткосрочном периоде, возможны три принципиальных варианта поведения: производство ради максимизации прибыли; производство ради минимизации убытков; прекращение производства. Основная идея, которая лежит в основе поведения фирмы — это максимизация прибыли. Прибыль — это разница между совокупным доходом (TR) и совокупными издержками (ТС) за период продаж: П= TR - ТС = PQ –ТС.
39. Разновидности олигополии.
В общем смысле существует три разновидности или типа олигополии: чистую олигополию — фирмы в нише производят однородные продукты, являющиеся сырьем для дальнейшего производства дифференцированную олигополию — фирмы в нише производят похожие товары, но с разными характеристиками коллективную олигополию — фирмы сотрудничают друг с другом в определении цен товаров и объемов их производства.
40. Общая характеристика рынка труда. Заработная плата.
Рынок труда — это сфера формирования спроса и предложения рабочей силы. Через рынок труда происходит продажа рабочей силы на определённый срок. Рынок труда характеризуется такими показателями, как численность экономически активного населения, численность людей, занятых в экономике, уровень безработицы. Особенностью рынка труда является то, что он имеет дело с особым ресурсом — «человеческим капиталом».
Заработная плата— это цена труда, соответствующая стоимости предметов потребления, и услуг, которые обеспечивают воспроизводство трудоспособности работника, удовлетворяя физические и духовные потребности его и членов его семьи.
41. Рынок труда в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.
Рынок труда в условиях совершенной конкуренции имеет следующие особенности: большое число фирм, конкурирующих на рынке при найме работников данного вида труда; наличие множества работников одинаковой квалификации, предлагающих свой труд; ни фирмы, ни работники не могут диктовать ставки заработной платы. Субъектами спроса на рынке выступают предприниматели и государство, а субъектами предложения - работники с их навыками и умениями.
42. Рынок капитала. Рынок оборотного капитала. Рынок основного капитала.
Рынок капитала — это финансовый рынок, на котором покупаются и продаются долгосрочные долговые обязательства (более года) или ценные бумаги, обеспеченные акциями, в отличие от денежного рынка, на котором покупаются и продаются краткосрочные долговые обязательства.
Рынок оборотного капитала является типичным рынком ресурсов. В связи с этим и в принципах его организации, и в механизмах установления на нем равновесия имеется много общего с аналогичными процессами на уже рассмотренном нами рынке трудовых ресурсов. Так, объем спроса на материальные ресурсы, используемые в качестве оборотного капитала, носит производный характер по отношению к спросу на конечную продукцию и зависит от размеров последнего. При этом максимизация прибыли достигается в точке равенства предельного денежного продукта и предельных издержек соответствующего материального ресурса. Другими словами, при оптимизации фирмой спроса на оборотный капитал действует правило MRP = MRC.
Организация нового производства невозможна без капиталовложений в сооружения, здания и оборудование. Дальнейшая работа предприятия также требует затрат, связанных с обновлением и восстановлением действующего основного капитала.
Основной капитал является производственным фактором длительного пользования. В связи с этим особую роль в его функционировании приобретает фактор времени. Чтобы принять правильное решение о покупке оборудования предприятию необходимо сравнить предстоящие затраты с будущими доходами, которые будут получены благодаря им.
43. Рынок природных ресурсов. Земля как фактор производства. Рынок невозобновляемых и возобновляемых ресурсов.
Понятие «рынок природных ресурсов» в микроэкономике можно охарактеризовать как один из видов рынка, на котором происходит продажа или покупка различных видов природных ресурсов в целях достижения определенных задач, поставленных предприятием или фирмой, при этом покупка-продажа разных видов природных ресурсов имеет свои особенности и должна проходить в соответствии с законом. Земля как фактор производства. Земля — все виды природных ресурсов, которые используются для производства экономических благ. Например: земельные участки, леса, земли, которые используются для выращивания сельскохозяйственной продукции, полезные ископаемые.
Капитал как фактор производства. Капитал — совокупность созданных человеком ресурсов производства: оборудование, инструменты, производственные здания, транспортные средства, сырье.
В узком смысле под землей понимаются собственно земельные угодья. В ряде отраслей, например, в сельском хозяйстве, лесном хозяйстве, но также в строительстве, а также в экономике городов (вспомним, скажем, о выгодном и невыгодном территориальном расположении магазинов) первостепенное значение имеют именно земельные площади, то есть земля в узком понимании.
В широком понимании этого слова, земля означает все используемые в производственном процессе естественные ресурсы. Так, в добывающей или рыбной промышленности, при строительстве гидроэлектростанций или хранилищ для ядерных отходов (их размещают в бывших соляных копях) земля ценна не столько площадью как таковой, сколько теми ресурсами которые с ней связаны (в наших примерах — наличием полезных ископаемых, гидроресурсов, идеально сухих помещений на большой глубине).
44. Отличия макроэкономического и микроэкономического подходов к анализу экономики.
Микроэкономический подход допускает, что условия воспроизводства на рынке благоприятны, и сосредотачиваются на изучении способности субъекта экономики воспользоваться этими условиями. А макроэкономический поход призван объяснить механизм возникновения и поддержания внутри экономики благоприятных условий воспроизводства и выяснить, возможно ли (и если да, то в каких случаях) нарушения воспроизводственных процессов.
45. Народнохозяйственный кругооборот.
Теоретической основой анализа воспроизводства большинство современных школ экономической теории называют концепцию народнохозяйственного кругооборота. Под народнохозяйственным кругооборотом понимается процесс движения экономических благ и денежных средств между субъектами экономики, обеспечивающий поддержание существования каждого из них и всей системы в целом. Выделим наиболее важные с точки зрения воспроизводства моменты. Основные субъекты рыночной экономики фирмы и домохозяйства. Между ними происходит постоянный обмен экономическими благами и деньгами. Домашние хозяйства это относительно обособленные хозяйственные единицы, в собственности которых находятся экономические ресурсы, включая рабочую силу, которые снабжают экономику производственными факторами и взамен получают доходы. Фирмы выступают как относительно обособленные хозяйственные единицы, в которых происходит соединение факторов производства и производятся готовые продукты или услуги с целью получения прибыли.
46. ВВП как основной показатель производства и потребления.
Основным макроэкономическим показателем, для реального статистического измерения производства и потребления национального продукта является валовой внутренний продукт (ВВП). Как следует из аксиомы кругооборота, ВВП может быть определен в любой из фаз воспроизводственного процесса.
47. Методы расчета ВВП по добавленной стоимости, по расходам, по доходам.