Файл: Роль управления в развитии экономики, предпринимательства и общества.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 492
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
16. Производственная функция, свойства производственной функции.
Главные свойства производственной функции – это: Взаимозаменяемость факторов. Пример: труд человека могут выполнять машины или роботы. Факторная взаимодополняемость. Пример: сотрудники нуждаются в инструментах для выполнения рабочих задач. Предельность повышения выпускаемого объема товаров или факторов производства.
17. Изокванта, предельная норма технологического замещения.
Изокванта – изображение на плоскости множества наборов труда и капитала, обеспечивающих одинаковый выпуск продукта. Изокванта есть аналог кривой безразличия, отсюда следует ее основные свойства. Во-первых, никакие изокванты не пересекаются. Во-вторых, чем дальше от начала координат расположена изокванта, тем больший объем выпуска ей соответствует.
18. Изокоста. Правило наименьших затрат.
ИЗОКВАНТА — кривая, демонстрирующая различные варианты комбинаций факторов производства, которые могут быть использованы для выпуска данного объема продукта. Изокванты иначе называют кривыми равных продуктов, или линиями равного выпуска.
это условие, согласно которому издержки минимизируются в том случае, когда последняя денежная единица, затраченная на каждый ресурс, дает одинаковую отдачу - одинаковый предельный продукт.
19. Совокупный, средний, предельный продукты переменных затрат.
овокупный продукт переменного фактора производства(TPL)– это количество продукции, производимой при определенном количестве этого фактора и при прочих неизменных факторах производства.
Средний продукт труда (АРL)– это производительность труда в форме объема выпуска за каждый час труда. [АРL = TPL/L]
Предельный продукт труда (МРL) – это прирост выпуска при использовании каждой дополнительной единицы переменного фактора. [МРL = ∆ TPL/∆L]
Кривая TPL отражает, как изменяется выпуск продукции при изменении одного из факторов, когда другие остаются постоянными. При движении по этой кривой производство может быть увеличено, если увеличивается соотношение между переменным фактором и постоянными факторами. Максимально возможный выпуск будет достигнут в точке С. Если применит большее количество труда, производство продукции уменьшится (часть кривой, выделенной пунктиром). Все точки, после точки С не будут включены в производственную функцию.
Кривая APL. Средний продукт труда можно определить, измерив, наклон луча, исходящего из начала координат и проходящего через точку на кривой общего продукта. Наклон луча равенQ/L, илиAPL. МаксимумAPLбудет достигнут в точке, где использует количество труда, равноеL*, т.к. легко доказать, что наклон луча ОВ будет больше наклонов всех других лучей. Кривая МPL. Наклон касательной в каждой точке кривой ТPLопределяет изменение объема выпуска продукции для очень малых изменений в затратах труда, ∆Q/∆L. Эта величина и есть МPL. Наклон кривой ТPL, а следовательно, и МPL, увеличиваются до точки А; после ее прохождения эти величины начинают уменьшаться. Максимум МPLбудет достигнут в т.А, после чего МPLначнет уменьшаться, а в точке, где используется количество труда, равноеL**, МPLпримет отрицательное значение.
20. Организационные формы предпринимательской деятельности: частнопредпринимательская фирма, партнерство, корпорация.
Фирма является, самостоятельным субъектом, что в первую очередь означает свободу в принятии экономических решений. Но любое решение, касающееся деятельности фирмы, принимается с учетом результатов анализа внутренней и внешней среды.
Внутренняя среда фирмы — это собственная экономика предприятия, охватывающая все составляющие его деятельности: производственные процессы, реализацию продукции, финансовое, материальное и кадровое обеспечение, систему управления.
Внешняя среда фирмы — это экономическая, правовая и социальная среда, в которой фирма работает, являясь частью национального хозяйства.
Предпринимательский сектор национального хозяйства обычно насчитывает огромное количество фирм, которые для целей экономического анализа группируются по ряду существенных признаков.
В числе организационно-правовой формы различают следующие виды предприятий:
хозяйственные товарищества и общества; производственные кооперативы; государственные и муниципальные унитарные предприятия; некоммерческие организации (включая потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации/объединения, фонды и др.); Индивидуальный предприниматель или ПБОЮЛ (предприниматель без образования юридического лица).
21. Характеристика издержек производства и их деление на внешние и внутренние.
Внешние издержки — это оплаченные расходы за ресурсы, не принадлежащие собственнику фирмы. К таким расходам относятся расходы на покупку сырья, материалов, энергии, заработная плата наемным работникам (оплата трудовых ресурсов). Внутренние издержки отражают неоплаченные расходы фирмы по использованию своих собственных ресурсов предпринимателя.
22. Издержки фирмы в краткосрочном периоде. Закон убывающей отдачи.
В краткосрочном периоде наблюдается деление издержек на постоянные и переменные. К переменным издержкам в краткосрочном периоде относятся денежные затраты на покупку сырья, материалов, затраты на оплату труда рабочих и т. п. К постоянным издержкам в краткосрочном периоде относятся: затраты на оплату труда аппарата управления, арендная плата, амортизация основных средств.
Экономический закон, гласящий, что увеличение одного из факторов производства сверх определённых значений обеспечивает прирост дохода на всё меньшую величину, то есть темп увеличения дохода меньше темпа увеличения производственного фактора.
23. Издержки производства в долгосрочном периоде. Эффекты масштаба производства.
Главной особенностью издержек в долгосрочном периоде является тот факт, что все они носят переменный характер — фирма может увеличить или сократить мощности, а также у нее достаточно времени, чтобы принять решение покинуть данный рынок или вступить на него, прейдя из другой отрасли. Поэтому в долгосрочном периоде не выделяют средних постоянных и средних переменных издержек, а анализируют средние издержки на единицу продукции (LATC), которые по сути своей являются одновременно и средними переменными издержками.
Для иллюстрации ситуации с издержками в долгосрочном периоде рассмотрим условный пример. Некоторое предприятие на протяжении достаточно длительного периода времени расширялось, увеличивая объемы своего производства. Процесс расширения масштабов деятельности условно разделим на этапы в рамках анализируемого долгосрочного периода три краткосрочных, каждому из которых соответствуют различные размеры предприятия и объемы выпускаемой продукции. Для каждого из трех краткосрочных периодов можно построить кривые краткосрочных средних издержек применительно к различным размерам предприятия — ATC1, АТС2 и АТС3. Общая же кривая средних издержек дли любого объема производства будет представлять собой линию, состоящую из внешних частей всех трех парабол — графиков краткосрочных средних издержек.
24. Прибыль фирмы: ее деление на бухгалтерскую и экономическую.
Экономическая прибыль– это чистая прибыль минус неявные расходы (например, незапланированные траты или неполученный доход).
Бухгалтерская прибыль рассчитывается по формуле: подтверждённый доход компании минус расходы. Это понятие используется при сведении бухгалтерского баланса. При подсчёте баланса также используется понятие «финансовый результат», который представляет собой общие средства минус все операционные расходы.
25. Основные типы рыночных структур.
В современной экономической теории различают четыре основных типа. рыночной структуры – чистую конкуренцию, чистую монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию. Их отличия можно провести по следующим параметрам: · количество продавцов и покупателей; · степень однородности продукции, предлагаемой продавцами одной отрасли.
26. Особенности совершенно конкурентного рынка
Итак, из вышесказанного мы можем сделать вывод, что совершенная конкуренция — это такая форма организации рынка, при которой исключаются какие-либо виды соперничества как между продавцами, так и между покупателями. Однако, для существования совершенной (чистой) конкуренции необходимо соблюдение следующих предпосылок:
Большое количество относительно мелких производителей и покупателей, их свободный вход на рынок и такой же выход из него. Абсолютная мобильность материальных, финансовых, трудовых и прочих факторов производства в долгосрочном периоде. Полная информированность всех участников конкуренции о рыночных условиях.
Абсолютная однородность одноименных товаров (отсутствие монополии по дифференциации продукта).
Ни один участник свободной конкуренции не может оказывать влияния на решения, принимаемые другими участниками.
Таким образом, в модели совершенной конкуренции рыночная цена является независимой переменной, а находящуюся в этих условиях фирму -- ценополучателем. Ее выбор сводится лишь к принятию решения о величине спроса.
На приведенных ниже рисунках представлены модели конкурентной фирмы и конкурентного рынка, на которых отражены описанные выше характеристики совершенной конкуренции, а также механизм реакции свободного рынка на расширение спроса покупателей.
27. Определение цены и объема производства фирмы на рынке совершенной конкуренции. Линия спроса, предельного дохода фирмы на рынке совершенной конкуренции.
Совершенная конкуренция предполагает существование рыночной структуры, при которой большое количество фирм производит и продает однородную продукцию. Вход и выход хозяйственных агентов из отрасли ничем не ограничен. Каждая фирма производит очень незначительный объем продукта от общего производства отрасли. В таких условиях ни одна фирма не обладает долей рынка, способной влиять на цену продукта, напротив, она сама попадает в зависимость от стихии рыночных сил. Поскольку конкурентная фирма не диктует цену на продукт, график спроса представляет собой горизонтальную линию. Средний доход (ART) фирмы и ее предельный доход (МRT) равны рыночной цене продукта, а графики среднего и предельного доходов совпадают с графиком спроса (DD). Общий доход (TR) растет по мере увеличения количества продаваемой продукции. В условиях совершенной конкуренции фирма максимизирует свою при были или минимизирует убытки, выбирая такой объем производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам (MR = МС) при условии, что цена превышает минимальное значение средних переменных издержек.